"Прости, Европа, мы были лучшего мнения о тебе!": Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
Перестрелки
Всю прошедшую неделю бакинские СМИ ежедневно передавали сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня.
"Новости-Азербайджан": "В ночь со 2 на 3 ноября армянские вооруженные силы с позиций, расположенных на безымянных высотах Агдамского и Ходжавендского районов, а также близ сел Джавахирли Агдамского района, Куропаткино Ходжавендского района и Гараханбейли Физулинского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Во всех случаях огонь был подавлен, потерь нет".
"525-я газета": "Подразделения Вооруженных сил Армении 4 ноября с 17:15 до 18:30 с позиций, дислоцированных в северо-восточной части селения Айгепар Бердского района Армении подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана в селении Алибейли Товузского района Азербайджана". Согласно газете, в тот же день, подразделения вооруженных сил армянской стороны с 22:50 до 23:50 с постов, дислоцированных близ селения Чилябурт Тертерского района, с 21:30 до 04:45 4-5 ноября с перерывами близ селений Мерзили и Джавахирли Агдамского района подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана.
"Day.Az": "5 и 6 ноября армянская сторона с позиций на безымяной высоте на территории Агдамского района и с позиций вблизи села Джавахирли этого же района обстреляли позиции Азербайджанской армии. Помимо этого, режим прекращения огня армянами был нарушен с позиций, расположенных вблизи села Гараханбейли Физулинского района. Согласно информации, огонь велся из автоматов и пулеметов". По словам агентства, "ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".
"Новости-Азербайджан": "7 ноября с 23:20 до 23:40 и 8 ноября с 00:20 до 00:40 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных, соответственно, близ сел Немирли и Джавахирли Агдамского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции".
"Новости-Азербайджан": "Подразделения армянских вооруженных сил 8 ноября с 22:40 до 22:50 часов с позиций, дислоцированных близ селения Гараханбейли Физулинского района, с 18:10 до 19:35 часов с перерывами и 9 ноября с 05:45 до 06:10 часов с постов, близ селений Сарыджали и Джавахирли Агдамского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет".
Оценки
Азербайджанский независимый военный эксперт
Министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, отвечая на вопрос корреспондента "
Мониторинг
В соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ, на линии соприкосновения огня вооруженных сил Азербайджана и Армении, близ села Алибейли Товузского района 4-го ноября состоялся мониторинг. По словам сотрудника пресс-службы
Берлинская конференция по "замороженым" конфликтам
По мнению содокладчика Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (
В процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта необходимо вовлечь широкую общественность Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, поскольку заложить основы урегулирования возможно лишь посредством широкого диалога. Об этом заявил основной докладчик обсуждений по проблеме Нагорного Карабаха на слушаниях по "замороженым" конфликтам в Берлине эксперт неправительственной организации Великобритании "Ресурсы примирения" Джонатан Коен. Как сообщил в беседе сИА REGNUM председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, глава армянской делегации в ПАСЕ
Азербайджан никогда не воспринимал негативно присоединение армянской общины Нагорного Карабаха к переговорам по урегулированию конфликта, пишет бакинская "525-я газета", цитируя слова члена азербайджанской делегации в ПА НАТО, депутата Захида Оруджа: "В Азербайджане нет позиции "мы не признаем, оставляем вне переговоров своих граждан, поднявших против Азербайджана бунт, даже армян, участвовавших в сепаратизме и терроре". Мы придерживаемся позиции - пусть участвуют, но Армения является оккупантом и она таковой должна признаваться". Об этом он заявил после конференции в Берлине по урегулированию замороженных конфликтов. Мероприятие организовано Мониторинговым комитетом ПАСЕ и Институтом по вопросам безопасности. По словам азербайджанского депутата, после 1992 года в мандате Минской группы ОБСЕ был определен статус армянской общины Нагорного Карабаха, согласно которому, воюющими сторонами являются Азербайджан и Армения, а заинтересованными сторонами - армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха. По словам Оруджа, переговоры в этом формате возможны. "Однако недопустимо представление армян Нагорного Карабаха стороной конфликта и международным субъектом", - сказал он. По словам Оруджа, в начале 90-х годов для всех сепаратистов право на национальное самоопределение было самым серьезным поводом для бунта, и они долгое время этим пользовались. "Однако впоследствии стало ясно, что народ может самоопределиться, но они не народ, а этническая группа в составе самопровозглашенной республики. Они уже подготавливают новые идеологии. А это, в свою очередь, эксплуатация темы демократии, то есть они ведут свою сепаратистскую идеологию под завесом демократии", - сказал он.
Председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян сообщил ИА REGNUM, что содокладчик по Карабаху профессор Нотингемского университета Стефан Вольф акцентировал внимание на роли ЕС в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, в частности, в рамках программы европейского соседства. По словам Арутюняна, в своем выступлении Вольф отметил важность налаживания связей между ЕС и Карабахом, в том числе оказание финансового содействия, помощи в процессе разминирования и других совместных инициатив. В свою очередь Арутюнян в своем выступлении задался вопросом, как можно в условиях военной пропаганды и угроз с азербайджанской стороны, вернуть этой стране территории, примыкающие к Нагорному Карабаху и являющиеся буферной зоной безопасности. "Деструктивные инициативы Азербайджана в
Участники конфликта и сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли поэтапный вариант решения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном, заявил начальник Управления по планированию внешней политики Министерства иностранных дел Азербайджана Тофиг Мусаев в Берлине. Как передает бакинская "525-я газета", Мусаев заявил в Берлине, что Азербайджан выполняет все свои обязательства по нагорно-карабахской проблеме и хочет добиться решения этого конфликта мирным путем. "Позиция Армении не оставляет надежд на реальное продвижение в решении конфликта. Азербайджан никогда не пойдет на уступки, проблема должна быть решена исключительно в рамках территориальной целостности и неприкосновенности границ", - сказал Мусаев. По его словам, в рамках поэтапного решения проблемы в первую очередь должны быть освобождены оккупированные территории, беженцы и вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли. По мнению Мусаева, если оккупированные территории освободятся, регион будет развиваться, будет осуществляться "программа перемирия".
Представитель Европейского союза на Южном Кавказе не исключает возможности использования военных средств для урегулирования "замороженных" конфликтов. У Европейского союза "есть более действенные методы для урегулирования замороженных конфликтов", чем существующие, в том числе "военные и иные", сказал бакинскому агентству "Тренд" представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. "Эти методы в свое время не использовались на Южном Кавказе, - сказал он. - Если ЕС будет играть более значимую роль, такие методы могут эффективно использоваться в случае согласия обеих сторон". Он не уточнил, какие именно военные средства имеет в виду. Семнеби сказал, что роль Европейского союза в разрешении этих конфликтов уже отразилась в приглашении трех стран Южного Кавказа в программу Политика европейского соседства. "Эта политика является долгосрочным политическим механизмом, то есть реализация предусмотренных в нем целей не может быть достигнута в скором времени, - сказал он. - Важное же заключается в том, что Политика соседства играет рамочную роль для этих стран для проведения реформ в обществе. Это, в свою очередь, создает возможность для цивильного урегулирования конфликтов".
Процесс урегулирования конфликта
Президент Армении
По сообщению агентства "Медиамакс",
"Я настроена оптимистично и надеюсь, что за время председательствования Финляндии в ОБСЕ нам удастся продвинуть процесс урегулирования Карабахского конфликта", - заявила президент Финляндии Тарья Халлонен в ходе совместной пресс-конференции с главой Армении
На вопросы бакинского агентства Day.Аz отвечает член комитета
Day.Аz: На ваш взгляд, урегулирование нагорно-карабахского конфликта может зависеть от того, кто придет к власти в Армении на предстоящих президентских выборах?
Константин Затулин: Я думаю, что могут быть разные нюансы, но в целом, безусловно, позиция Еревана будет такой же, как и всегда. Армения ни в коем случае не может откреститься от темы самоопределения Нагорного Карабаха. Любой политический деятель в Армении, решивший выступить за сдачу армянской позиции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, должен будет совершить политическое харакири. Может быть изменен тот способ урегулирования конфликта, когда Роберт Кочарян и Армения взяли на себя представительство интересов Нагорного Карабаха. Может быть задействован вариант, при котором Нагорный Карабах будет самостоятельным участником в переговорном процессе.
Day.Аz: Какова позиция Кремля по поводу возможного участия в будущем миротворческого контингента
Константин Затулин: Страны, которые участвуют в попытке создания миротворческого контингента, на самом деле могли бы приложить свои усилия в работе миротворческой миссии в рамках СНГ. Участники ГУАМ по каким-то причинам не могут или не хотят этого делать. Безусловно, мы рассматриваем создание миротворческого контингента ГУАМ, как вызов миротворческим усилиям России на постсоветском пространстве. В Нагорном Карабахе, как известно, миротворческие силы не размещены. Стороны опираются на договоренность о прекращении огня, достигнутую в 1994 году. Я не думаю, что Нагорный Карабах будет согласен променять договоренность на миротворческие силы ГУАМ, в котором, кстати говоря, членствует Азербайджан. Надо быть настолько наивным, полагая, что Армения признает миротворческий контингент ГУАМ. Реальных шансов у миротворцев ГУАМ нет. (Day.Az, с сокращениями).
Бакинская газета "Зеркало", комментируя выступление президента Армении Роберта Кочаряна в Финляндии, в частности, его слова о том, что "Армения связывает обеспечение собственной военно-политической безопасности, по крайней мере, на данном этапе, исключительно с Россией", пишет: "А это является главной угрозой для Азербайджана. Ведь даже поверхностный анализ происходящих событий позволяет сделать вывод том, что в ближайшее время можно ожидать обострения общей ситуации в регионе. А политика России в последнее время становится вообще непредсказуемой. В этих условиях Азербайджану необходимо иметь более серьезные гарантии обеспечения собственной безопасности, чем внутринациональные". "Ни для кого не секрет, что мы не способны в одиночку эффективно противостоять внешним угрозам", -продолжает азербайджанское издание. - Значит, необходимо иметь серьезную внешнюю поддержку, какую Армения имеет в лице России. В данный момент мы можем получить такую поддержку только от Турции. Поэтому вообще не понятно, почему до сих пор не заключен военно-политический союз между Азербайджаном и Турцией с четкими взаимными обязательствами".
Армении следует приложить дипломатические усилия для устранения Турции из числа стран - членов Минской Группы ОБСЕ. Об этом, сообщает "АрмИнфо", в беседе с журналистами заявил вице-спикер армянского парламента, член Верховного Органа партии АРФ
Важнейшая наша задача - восстановить участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Об этом во время состоявшейся 3 ноября встречи с молодежью заявил первый президент Армении
Минская группа ОБСЕ
Армения ждет новых предложений от сопредседателей МГ ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта. Об этом заявил министр иностранных дел Армении
"Чем ждать "следующего шага" от сопредседателей Минской группы ОБСЕ для урегулирования Карабахского конфликта, Армении гораздо полезнее было бы самой предпринять конструктивные шаги", - прокомментировал агентству "Туран" заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна представитель МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы со своей стороны, не видим никаких продвижений в переговорном процессе по Нагорному Карабаху. Доказательством тому являются заявления руководителей Армении, которые отмечают, что они до выборов в этой стране не ожидают никаких продвижений в переговорах", - сказал он.
Официальный Баку не исключает возможности встречи в ближайшее время министров иностранных дел конфликтующих стран. Очередная такая встреча по обсуждению процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта может состояться в Мадриде в конце ноября. "Как возможный вариант со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ предложена встреча министров в конце ноября в Мадриде в рамках заседания ОБСЕ. В настоящий момент я жду информации от сопредседателей об их дальнейших планах", - сказал в интервью бакинскому агентству "Тренд" министр иностранных дел Азербайджана
Бакинская "Зеркало", отмечая, что Роберт Кочарян в своем выступлении в Финляндии "фактически повторил основные моменты совместного заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором они более года назад изложили свои предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта", пишет: "Кочарян утверждает, что окончательный статус НК будет определен "референдумом" или же "плебисцитом". Однако сразу же заявляет, что "независимость Нагорного Карабаха не может быть предметом торга". То есть получается, что в течение более чем года сопредседатели и стороны конфликта, как говорится, "ходят вокруг да около" предложений годичной давности, по которым они так и не смогли тогда договориться".
Мирного и справедливого решения карабахского конфликта не будет до тех пор, пока Минская Группа ОБСЕ не будет отстранена от переговорного процесса по Карабаху, заявил 8 ноября директор Центра политических инноваций и технологий Азербайджана Мубариз Ахмедоглу. По его словам, проведение переговоров под эгидой ОБСЕ выгодно Армении, так как она заинтересована в сохранении оккупации азербайджанских территорий, а в ОБСЕ принят порядок консенсусного принятия решений. Для примера Ахмедоглу вспомнил известный случай, когда на Лиссабонском саммите ОБСЕ президент
Председатель Партии Рамкавар Азатакан Армении Арутюн Аракелян, выступая на организованной в Ереване межпартийной конференции АРФ Дашнакцутюн-ПРА, заявил: "То, что мы ведем переговоры с преступниками в рамках Минской группы ОБСЕ, большая роскошь. При этом они еще угрожают перевести вопрос в ООН". В качестве доказательства того, что Азербайджан совершил преступления, пишет газета "Аравот", Аракелян, в частности, сказал: "Мы их города не бомбили. Это они бомбили наши города Горис и Сисиан".
Религиозный фактор?
Газета "Аравот" привела цитаты из стенограммы встречи главы правительства Армении
Председатель Национально-демократического союза
Пресс-конференция Терри Дэвиса
Приверженность мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта должна стать доминантой внешней политики Армении и Азербайджана. Об этом, передает "АрмИнфо", заявил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис на совместной с главой МИД Армении Варданом Осканяном пресс-конференции в Ереване. "Армения и Азербайджан обязалась перед вступлением в СЕ использовать исключительно мирные пути для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Армения, как и Азербайджан, согласились с этим условием", - подчеркнул генсек СЕ. Он выразил уверенность в том, что армянский и азербайджанский народы разделят его мнение в том, что конфликт в Нагорном Карабахе слишком затянулся. "При этом, я не хотел бы, чтобы мое замечание было воспринято как критика в адрес сопредседателей Минской группы ОБСЕ, либо одной из сторон конфликта. Народы, втянутые в конфликт, четко осознать, что скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта находится в их интересах", - отметил генсек СЕ. В то же время, Дэвис отметил, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта находится в ведении Минской группы ОБСЕ, а не СЕ. "Нецелесообразно, чтобы мы дублировали функции МГ ОБСЕ", - заявил он.
Как сообщает агентство "А1+", в ходе пресс-конференции генеральному секретарю СЕ был задан вопрос, почему он не осудил недавние выборы в органы местного самоуправления НК? На этот вопрос Терри Дэвис ответил: "Если бы я откликался на все, происходящие в мире подобные явления, мне не хватило бы на это времени. Например, если где-то проходит митинг против запрещения парада гомосексуалистов, то мне не обязательно каждый раз выступать с заявлением, осуждающим этот запрет. Иногда лучшей формой несогласия является молчание", - сказал он.
Кто мог 10 лет назад предположить, что кому-нибудь может придти в голову мысль сравнить проблему Карабаха с... гей-парадом? Однако сегодня это реальность, и идея высказать такую мысль пришла в голову не кому-нибудь, а генеральному секретарю Совета Европы, да еще в столице Армении Ереване, да еще и на совместной с министром ИД Армении пресс-конференции, пишет газета "168 Жам". При этом, отмечает газета, Вардан Осканян даже не попытался хоть как-то сгладить эту, мягко говоря, чушь - как будто ничего необычного и не произошло. "В итоге, получается, что мы вроде и не заметили, как за прошедшие 10 лет вопрос Арцаха из проблемы самоопределения наций превратился в... что-то напоминающее "гей-парад". И вовсе не удивительно, что после этого, говоря об НКР, Дэвис применил выражение "сепаратистский режим".
Газета "Республика Армения" пишет, что на просьбу объяснить, почему, говоря об избранных властях НК, Терри Дэвис использует термин "сепаратистский режим", а в случае Косово применяет более цивилизованные выражения, генсек СЕ прямолинейно заявил: "В Косово нет сепаратистского режима, краем управляет временная администрация под эгидой ООН, сформированная в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, а также присутствуют миротворческие силы. Тогда как люди, управляющие Карабахом, входят в ту же группу, что и Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и другие подобные регионы. Они сепаратисты. Такова международно признанная ситуация. Совет Европы проводит в Косово многочисленные работы, например, по становлению института Омбудсмена, к тому же ряд программ реализует в крае ООН. Этого нет в НКР, хотя отдельные программы СЕ там реализует. Я надеюсь, что придет день, конфликт будет урегулирован, и карабахцы смогут воспользоваться правами других европейцев, в частности, правом обращения в Евросуд", - сказал Дэвис.
Иначе, как политическим цинизмом и лицемерием это не назвать, пишет газета. "Придется напомнить г-ну Дэвису, что, несмотря на предпринимаемые на протяжении боле чем семи лет усилия, ООН и евроструктурам так и не удалось создать в Косово даже зачатки государственных, а тем более демократических институтов. По сообщениям мировых СМИ, там процветают криминал и наркобизнес. Судя по словам Дэвиса, Европу вполне устраивает такой режим правления, а не шаги народа и властей НКР по построению демократического государства". В этой ситуации, пишет "Республика Армения", нам остается только с горечью сказать: "Прости, Европа, мы были лучшего мнения о тебе!"
Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян по просьбе журналистов прокомментировал сделанные в Ереване заявление Генерального Секретаря Совета Европы Терри Дэвиса. Как сообщает "АрмИнфо", комментируя тезис Дэвиса о несопоставимости карабахской и косовской проблем и высказанное им сожаление об ущемленном положении народа Нагорного Карабаха, в частности, в связи с отсутствием права у последнего обращаться в
Как сообщает газета "Лрагир", после состоявшегося на днях визита в Армению генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис сделал следующее заявление: "Без свободы слова не может быть настоящей демократии и не может быть настоящей демократии без журналистов, которые уважают свои профессиональные и моральные критерии. Мой последний визит освещался достаточно широко, но, к сожалению, часть моих слов была передана неверно. Безусловно, армянские журналисты вправе не соглашаться и критиковать мое мнение по такому вопросу, каким является Нагорный Карабах, но я категорически против неверной интерпретации моих слов. Некоторые газеты написали, что я сравнил недавно состоявшиеся в Нагорном Карабахе выборы с гей-парадом. Это абсолютно неверно и абсурдно. Я говорил о том, что моя позиция по поводу территориальной целостности стран-членов Совета Европы, а, следовательно, о правовом статусе Нагорного Карабаха, известна и неизменна. То, что я не реагирую каждый раз на выборы в Нагорном Карабахе, вовсе не означает, что изменилась моя позиция по поводу их правомочности и правовой силы. Я просто провел параллель с тем, как часто сейчас ограничивается свобода слова сексуальных меньшинств в европейских странах. То, что я каждый раз не реагирую на то, что мэры городов запрещают гей-парады, вовсе не означает, что я изменил своему твердому мнению о том, что подобные ограничения являются нарушением Европейской конвенции прав человека. Я удовлетворен своим визитов в Армению и имевшими место обсуждениями. Мы можем не всегда соглашаться друг с другом, но гораздо важнее слушать и уважать мнение друг друга".
Интервью президента Нагорного Карабаха
"Народы России": Господин президент, мы поздравляем вас с убедительной победой на прошедших выборах. Как вы видите ситуацию в республике и вокруг нее после их проведения?
Бако Саакян: В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика является одним из наиболее стабильных государств не только в регионе, но и на всем постсоветском пространстве. Безопасность граждан и всего общества находится на высоком уровне, уровень преступности очень низкий. Институты демократии у нас достаточно глубоко укоренились, это позволяет республике успешно идти по пути строительства полноценного гражданского общества. Наряду с этим сохраняются многие нерешенные проблемы, прежде всего, социального характера. В ближайшее время мы намерены предпринять ряд шагов, которые позволят улучшить ситуацию в этом направлении. Мы также прорабатываем планы реконструкции Степанакертского аэродрома, осуществление которых позволит нам наладить регулярную воздушную связь с внешним миром через Ереван. Это позволит преодолеть относительную географическую изолированность Нагорного Карабаха от внешнего мира. Нашему продвижению по пути социально-экономического прогресса и решению имеющихся проблем продолжает препятствовать неурегулированность конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Очень много говорится о мирном процессе, но для нас очевидно, что политическая ситуация не меняется к лучшему. Более того, она усугубляется. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто не является участником переговорного процесса. Несмотря на это мы всегда стремились занимать конструктивную позицию и вносить свой позитивный вклад в мирный процесс. Эту позицию мы намерены сохранять и в будущем.
"Народы России": Каковы перспективы мирного урегулирования карабахского конфликта?
Бако Саакян: Мы не можем относиться безразлично к тому, что сейчас происходит в Азербайджане. Его власти вкладывают миллиарды долларов в свою армию, закупается новая техника, вооружение. Мы внимательно следим за этими процессами. Но увеличение военного бюджета - это не главное. При возобновлении боевых действий миллиарды долларов не становятся решающим фактором. В начале 1990-х Азербайджан имел десятикратное военное преимущество по сравнению с нами и в военном, и в экономическом плане. Конечно, плохо, что продолжается милитаризация Азербайджана, проблем в мире хватает и без этого. Прежде всего, в регионах, которые прилегают к Южному Кавказу с юга. Но мы не считаем, что нынешняя политика Азербайджана может достичь успеха. Их воинственная риторика часто превращается в истерику, которая настолько нелепа, что она вызывает в нашем обществе не опасения, а смех. Если использование подобной воинственной риторики направлено на то, чтобы оказать на нас психологическое давление, то этот путь бесперспективен. В противовес тому, что делается Азербайджаном, мы стремимся усиливать свою конструктивную политику, мы постоянно призываем к диалогу. Мы готовы к прямому диалогу с Азербайджаном без всяких предварительных условий и в любом формате.
"Народы России": Как видится из Степанакерта роль России в регионе?
Бако Саакян: Для объективной оценки роли России необходимо понимать, что она ведет не проармянскую или проазербайджанскую политику. Она ведет собственную, пророссийскую политику и имеет на это полное право. При этом Россия стремится сделать максимум возможного для того, чтобы смягчить напряженность в нашем регионе и перевести ситуацию в русло конструктивного диалога. Не могу сказать, что Россия не должна иметь своего влияния на государства нашего региона. Исторически сложилось так, что весь современный Кавказ был сформирован с участием и в составе России. Игнорировать этот факт невозможно и контрпродуктивно.
Вместе с тем, складывается впечатление, что Россия иногда сама позволяет, чтобы ее место в регионе занимали другие игроки, чтобы тут появлялись новые игроки и главную роль играли какие-то конъюнктурные интересы. Если Россия проявляет пассивность, к примеру, по отношению к социальным проблемам нашего региона, то появляются силы, которые, исходя из собственных интересов, компенсируют эту пассивность. Мы не против того, чтобы различные государства и международные организации вносили свой вклад в решение проблем региона. Но согласитесь, не смогут немцы или какие-то международные организации организовать, к примеру, торжества по случаю юбилея Пушкина лучше, чем это могут сделать русские. В Карабахе очень уважительно относятся не только к России, но в целом и к советскому периоду истории. Я считаю, что это правильно. Нельзя игнорировать пройденного нами вместе. Если мы уважаем русские язык, историю и культуру, то мы не считаем нужным этого скрывать, потому что на это, скажем, могут обидеться американцы. Это было бы неправильным. Мы не считаем нужным кривить душой, и будем откровенно говорить так, как есть. Это не значит, что мы настроены как-то антиамерикански. Наша республика каждый год получает финансовую поддержку в размере нескольких миллионов долларов, которая выделяется по решению Конгресса США. Но, безусловно, у России до сих пор сохраняется куда больше возможностей в нашем регионе, чем у США. ("Народы России").