"Москва пойдет на любые провокации, чтобы заставить Армению и Азербайджан возобновить войну": Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник. Процесс урегулирования, мнения. Министры иностранных дел Армении и Азербайджана в
Военный вестник
Перестрелки
Как передает Day.Az, с 23:30 10 октября до 00:10 11 октября армянская сторона с позиций, расположенных близ селения Чайлы Тертерского района, подвергла обстрелу расположенные напротив позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана. Кроме того, по информации агентства, азербайджанские позиции обстреливались армянами 11 октября с 05:10 до 05:25 с позиций, расположенных вблизи села Джавахирли Агдамского района. Согласно информации, огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет.
По сообщению "АПА", 14 октября с 12:15 до 12:30 подразделения ВС Армении с позиций вблизи села Беркабер Иджеванского района РА подвергли обстрелу позиции армии Азербайджана, расположенные на территории сел Гызыл Гаджилы и Меземли Газахского района. Помимо этого, передает агентство, в тот же день в 21:10 армянские подразделения, размещенные на безымянных высотах Физулинского района, открыли автоматный и пулеметный огонь по расположенным напротив позициям Национальной армии Азербайджана.
Как сообщает пресс-служба
Как сообщает Day.Az со ссылкой на ANS, от полученного при обстреле тяжелого ранения в голову погиб рядовой азербайджанской армии Фарид Мамедов 1987 года рождения.
"В результате нарушения режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта несет потери не только армия Азербайджана, но и армянская. Однако Армения преднамеренно скрывает свои потери". Об этом информационному порталу (ИП) "Кавказский узел" сообщили в пресс-службе Минобороны Азербайджана, комментируя потери национальной армии в последние дни. По утверждению азербайджанского Минобороны, несмотря на то, что в последнее время случаи нарушения режима прекращения огня с армянской стороны фиксируются практически ежедневно,
В сентябре текущего года Вооруженные силы Армении нарушили режим прекращения огня более 76 раз, сообщает бакинское агентство "АПА". В отличие от августа, "в сентябре враги нарушали перемирие в основном на юге и центре карабахского фронта". В результате этого, продолжает "АПА", в прошлом месяце погибли пять азербайджанских военнослужащих, один был ранен. "В сентябре армяне нарушили режим прекращения огня на Агдамском 27 раз, Тертерском - восемь, Геранбойском - четыре, Физулинском - 16, Газахском - три, Товузском - два, Ходжавендском направлении - 16. Таким образом, количество фактов нарушения перемирия со стороны армян за январь-сентябрь текущего года достигло 332. В общей сложности, за этот период в результате нарушения режима прекращения огня и подрыва на минах погибли 17 военнослужащих Национальной армии Азербайджана. Кроме того, шесть воинов получили пулевые ранения, пять - подорвались на минах. Отметим, что в 2006 году перемирие нарушалось 220 раз. При этом погибли 14 азербайджанских военнослужащих".
Вооружение
Армения скрывает от Реестра вооружений ООН закупаемое за рубежом оружие и размещает большую его часть на "оккупированных территориях Азербайджана". Об этом агентству "АПА" сообщил глава пресс-службы
Газета "Айкакан жаманак" пишет, что, согласно бакинскому агентству "АПА", в ежегодном докладе об импорте и экспорте оружия Реестра вооружений ООН военное руководство Армении скрыло факт приобретения в Словакии 35 авиаракет X-25ML и X-29L. Данные о вооружении Армении, пишет "Айкакан жаманак", опубликовала и бакинская газета "Зеркало". Так, "Зеркало" отметило, что, согласно результатам расследования, проведенного в 2006 году Международным институтом стратегических исследований, Армения скрыла, что приобрела в России восемь станций оперативно-тактического комплекса Р-17 с 38 ракетами дальностью до 500 км, а также скрыла истинное количество приобретенных 120-миллиметровых минометов. Кроме того, сообщает "АЖ", по словам бакинской газеты, мало кому известно, что Армения приобрела у России один из не имеющих в мире аналогов новейших видов военной техники. Речь идет о покрывалах-невидимках для танков, отражающих радиолучи и делающих танки невидимыми для радаров. Такой танк остается незамеченным для противника, пока вплотную не приблизиться к нему. В статье "Зеркала" говорится также, что в сентябре этого года в городе Абовян было запущено предприятие DG Arms Corporation, которое будет производить патроны. Планом предприятия предусмотрен ежегодный выпуск 100 млн патронов, а также выход изделий на международный рынок. Начальник управления по связям с общественностью Министерства обороны Армении Сйран Шахсуварян в беседе с "Айкакан жаманак" опроверг все эти сведения, заявив, что это очередная ложь азербайджанских СМИ. Вместе с тем газета отмечает, что Азербайджан также входит в число стран, скрывающих свое вооружение. "Об этом азербайджанские СМИ, конечно же, молчат".
Все идет к войне?
Как сообщает газета "Айоц Ашхар" со ссылкой на азербайджанские СМИ, руководитель азербайджанского Центра политических технологий и инноваций
"За последние 10 лет
Армянская партия "
Газета "Жаманак-Ереван" пишет, что на днях один из претендентов на пост президента Армении, вице-спикер Национального собрания (НС) РА
"Азербайджан не начнет войны против Армении, если ее не спровоцируют Турция или
Процесс урегулирования, мнения
Министр иностранных дел Армении
Находящийся в Париже с визитом министр иностранных дел Азербайджана
Евросоюз прилагает все усилия, чтобы решение по нагорно-карабахскому конфликту было долгосрочным. Об этом, передает бакинское агентство "Тренд", 17 октября на брифинге в Астане заявил верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности
С советских времен в Закавказье осталось немало проблем. Они непросты по своей сути, требуют не только значительного внимания со стороны международной общественности и международных структур, но и политической воли тех, кто непосредственно вовлечен в конфликтные ситуации. Об этом заявил президент России
Урегулирование нагорно-карабахского конфликта невозможно до очередных президентских выборов в Армении, которые пройдут в 2008 году. Как сообщают "Новости-Армения", об этом заявил журналистам президент Армении Роберт Кочарян после встречи в Брюсселе с председателем Еврокомиссии
Повторив то же самое в интервью газете New Europe, Роберт Кочарян добавил, что в настоящее время стороны еще работают над лежащим на столе переговоров документом и по некоторым пунктам достигнута договоренность, сообщает газета "Азг". "Но если посмотрим, что происходит в отношениях между Арменией и Азербайджаном, какие процессы протекают внутри Азербайджана, где антиармянская пропаганда доведена до истерии, то впечатление получается прямо противоположное и в отношении искренности Азербайджана возникают самые серьезные сомнения", - сказал газете New Europe президент Армении. Он также отрицательно оценил усилия по переносу рассмотрения карабахского вопроса в ООН: "Минская группа довольно профессионально занимается вопросом, и если действительно есть желание его решить, то это то место, где вопрос может действительно найти решение".
Азербайджан оперативно отреагировал на заявление Роберта Кочаряна о том, что урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха до президентских выборов в Армении в 2008 году невозможно. Как сообщает бакинская газета "Зеркало", руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Азербайджана Хазар Ибрагим заявил, что Армения всегда в ответственный момент прибегает к подобным заявлениям. "Она неоднократно в самый важный момент избегала ответственности за принятие важного решения. И тормозит ход переговоров. Так было в Санкт-Петербурге", - сказал Ибрагим. По его словам, армянская сторона всегда в ответственный момент отказывается продвигаться вперед. "Хотелось бы, чтобы сопредседатели МГ ОБСЕ призвали армянскую сторону к более активному участию в переговорном процессе. Порою их заявления не соответствуют предпринятым ими шагам или же, наоборот, их действия не соразмеряются с их заявлениями. Эти громкие заявления отрицательно влияют на процесс урегулирования. Продвижение в переговорах по урегулированию конфликта зависит от реальной и конструктивной позиции Армении. Азербайджан предпринял все возможные и зависящие от него шаги. Теперь очередь за Арменией", - отметил он. Сообщая об этом, газета пишет, что теперь "еще больше убеждаешься в том, что нынешняя ситуация в какой-то мере устраивает правящие элиты как в Армении, так и в Азербайджане". "Ни в Ереване, ни в Баку не готовы к серьезным компромиссам, которые, безусловно, будут неоднозначно восприняты в обеих странах, особенно в Армении. Одновременно ни Баку, ни Ереван не готовы поставить окончательную точку в этом конфликте силовыми методами. Хотя в данном случае все эксперты, кстати в том числе и армянские, рассматривают только возможные последствия азербайджанского военного реванша. Однако попытка военного реванша в случае провала будет иметь почти убийственные последствия как с точки зрения национально-государственных интересов Азербайджана, так и с точки зрения интересов нынешней правящей элиты. Нового поражения нация просто не простит. Скорее всего, именно поэтому официальный Баку, несмотря на часто звучащие воинственные заявления, не торопится покрыть себя воинской славой. По крайней мере до тех пор, пока Азербайджан не добьется подавляющего преимущества, в том числе военного, хотя последнее весьма проблематично по многим причинам, над Арменией", - пишет бакинское издание и заключает: "Все эти переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта напоминают игру в поддавки, когда официальный Баку и Ереван поочередно, в зависимости от развития внутриполитической ситуации в стране, выступают в роли стороны, торпедирующей мирный процесс. Сейчас очередь Армении, а в середине будущего года роли поменяются и наступит очередь Азербайджана. Так может продолжаться достаточно долго".
На днях в Баку состоялся очередной закрытый круглый стол экспертов и политологов, посвященный урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, пишет Analitika.az. Экспертам было предложено ответить на следующие вопросы: 1) Насколько реален вариант, что переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как и по Ближнему Востоку, затянутся на долгие десятилетия?
2) Насколько отвечает затягивание урегулирования на долгие годы интересам конфликтующих сторон, то есть Азербайджана и Армении?
3) Насколько это отвечает интересам ведущих посредников, то есть сопредседателей МГ ОБСЕ, а точнее России, США и Евросоюза?
4) Насколько в нынешнем формате МГ ОБСЕ способна добиться достижения приемлемого для всех сторон конфликта мирного соглашения?
5) Способствует ли формула "сопредседатели и международное сообщество поддержат любой вариант урегулирования, который будет приемлем для всех сторон конфликта" быстрейшему подписанию мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном?
6) Если Азербайджан на самом деле заинтересован в ускорении мирного урегулирования конфликта, не пора ли официальному Баку перенести обсуждение данного вопроса в Совет Безопасности ООН, чтобы эта структура определила четкие международно-правовые рамки урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и мандата посредников в лице МГ ОБСЕ?
Большинство экспертов считают, что в течение 2007-2008 годов реальность какого-то прорыва в мирных переговорах равна нулю. При этом эксперты не исключили и вариант развития событий, при котором кардинальное изменение геополитической ситуации в регионе заставит Москву или Вашингтон жестко поставить вопрос об урегулировании конфликта перед Азербайджаном и Арменией. Было отмечено, что подобный вариант может иметь как положительные, так и негативные последствия для сторон конфликта. Все будет зависеть от того, за счет кого ведущие державы, имеющие геополитические интересы в регионе, попытаются урегулировать конфликт. Однако, по мнению экспертов, развитие событий по этому варианту маловероятно. И все же, по мнению экспертов, в 2009 году, хотя и ненадолго, откроется окно для активизации мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта.
Также маловероятным эксперты считают возобновление полноценных боевых действий в течение ближайших полутора лет, по крайней мере до завершения президентских выборов в Азербайджане. Однако и в этом случае не исключается вариант, когда при определенном развитии геополитической ситуации в регионе обострение и, как следствие, полноценное возобновление боевых действий будет полностью отвечать интересам России. В этом случае Москва может пойти на любые провокации, чтобы заставить стороны конфликта возобновить войну, считают эксперты. По мнению экспертов, развитие армяно-азербайджанского конфликта по ближневосточному сценарию уже имеет место. Достичь компромисса между сторонами конфликта невозможно, а его урегулирование военным путем не отвечает, прежде всего, интересам США. Именно поэтому вопрос урегулирования конфликта был передан в ведение ОБСЕ, которая вообще не имеет реальных рычагов для достижения этой цели.
При этом эксперты единодушно считают, что Россия крайне не заинтересована в урегулировании конфликта, так как в этом случае она лишится реального рычага воздействия на Армению и Азербайджан. А США в целом заинтересованы в урегулировании конфликта, однако стараются добиться этой цели в большей степени за счет Азербайджана. Развитие процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта по ближневосточному сценарию, по мнению экспертов, полностью противоречит национально-государственным интересам как Азербайджана, так и Армении. Проповедуемая и в Азербайджане, и в Армении формула "время работает на нас" лишена всякой логики. На нынешнем этапе регион представляет интерес для западных стран, прежде всего для США, в качестве источника и коридора для транспортировки энергоресурсов. Однако эта ситуация не будет продолжаться вечно.
Большинство экспертов с сожалением отметили, что нынешняя ситуация "ни мира - ни войны", отвечает интересам правящих элит как в Армении, так и в Азербайджане. По мнению экспертов, при нынешнем формате и мандате Минская группа ОБСЕ не способна добиться мирного урегулирования конфликта. Однако при этом было отмечено, что создать иной, более действенный формат в нынешних условиях вряд ли возможно.
Большинство экспертов также считают, что формула "сопредседатели и международное сообщество поддержат любой вариант урегулирования, который будет приемлем для всех сторон конфликта" не способствует быстрейшему подписанию мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, так как стороны никак не могут договориться о статусе Нагорного Карабаха. Хотя решение этого вопроса было бы идеальным вариантом, так как лишило бы ведущие державы, имеющие геополитические интересы в регионе, прежде всего Россию, возможности манипулировать ситуацией. Поэтому эксперты считают, что вопрос статуса Нагорного Карабаха должен быть оставлен на потом и решен на Минской конференции, как и было первоначально предусмотрено соответствующими решениями ОБСЕ и ООН.
И наконец, большинство экспертов считают целесообразным перенос обсуждения вопроса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в Совет Безопасности ООН и другие международные организации. Однако при этом часть экспертов считают, что никакого реального результата подобные действия не дадут, так как в СБ ООН правом вето обладают именно те государства, которые представлены в МГ ОБСЕ и которые не готовы определить собственную однозначную позицию в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. (Analitika.az).
Министры иностранных дел Армении и Азербайджана в ООН
Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт остается самым серьезным вызовом безопасности в регионе. Об этом, сообщает бакинское агентство "Тренд", заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он заявил, что переговоры по его разрешению, которые ведутся в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с 1992 года, до сих пор не увенчались успехом. Мамедъяров подчеркнул, что почти 20 процентов территории Азербайджана оказались "оккупированы". Он напомнил, что конфликт привел к массовому перемещению людей и в настоящее время в Азербайджане насчитывается около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Глава МИД АР заявил, что Армения по-прежнему не выполняет резолюции Совета Безопасности, разрушает на "оккупированной территории" все, что ассоциируется с наследием Азербайджана, и осуществляет там незаконную деятельность. "ООН не должна позволять таких действий", - заявил министр. Он подчеркнул, что в разрешении армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха необходимо опираться на принципы международного права и на четыре резолюции Совета Безопасности, которые предусматривают восстановление суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. "С этой трибуны я хочу обратиться к армянской нации с призывом признать, что ее политика нарушения мира и стабильности в регионе имеет очень опасные, контрпродуктивные и разрушительные последствия для перспектив развития Армении. Я уверен, что Азербайджан восстановит свой суверенитет и территориальную целостность. Это только вопрос времени", - сказал Мамедъяров.
Конфликт Армении с Азербайджаном не относится к затянувшимся "замороженным" конфликтам на пространстве
Геноцид армян и карабахский конфликт
"Решение комиссии по международным делам конгресса США [10 октября комиссия по внешним отношениям палаты представителей конгресса США принял резолюцию о признании Геноцида армян. - прим. ИА REGNUM] является существенным ударом по переговорному процессу по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Безусловно, Азербайджану не стоит впадать в иллюзию и надеяться на справедливое разрешение азербайджано-армянского нагорно-карабахского конфликта. С мировым армянством Азербайджан и Турция еще могли бы справиться. Но все дело в том, что лозунги, выдвигаемые армянством, в последние годы стали весьма выгодны ведущим державам мира, которые используют их для реализации своих стратегических целей. И в этом смысле Азербайджану нужно более трезво оценивать перспективы урегулирования карабахского конфликта. Хотя бы исходя из того, что в сопредседателях Минской группы ОБСЕ ходят США, конгрессмены которых признали геноцид армян; Франция, нижняя палата сената которой также признала геноцид армян, а армянское лобби в ней сильно - дальше некуда, и Россия, которая открыто называет Армению своим форпостом на Кавказе. Все это делает позицию Армении в вопросе справедливого урегулирования карабахского конфликта неуступчивой. А коли так, то ясно, что надеяться на мирное урегулирование карабахского конфликта на основе приемлемых для Азербайджана компромиссов не стоит. Речь может идти лишь о каких-то унизительных компромиссах, равнозначных капитуляции. Поэтому вполне обоснованными для появления в повестке дня являются следующие вопросы: готов ли Азербайджан на подобную капитуляцию и гарантирует ли она нам защиту от новых территориальных претензий армян?" - сказал азербайджанский политолог
Заявления азербайджанской стороны о том, что принятие в комиссии по внешним отношениям палаты представителей конгресса США резолюции о Геноциде армян будет препятствовать процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, абсолютно лишены логики. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net сказал пресс-секретарь МИД Армении
Соцопрос
Более 90% армянской молодежи выступают против возвращения Карабаха Азербайджану. Об этом сообщил 11 октября в Ереване начальник управления молодежной политики Министерства спорта и по делам молодежи Армении Арсен Согомонян, выступая на презентации Национального молодежного доклада. По его словам, остальной процент составляют люди, не имеющие конкретного представления о карабахском конфликте. "Даже учитывая экономическую выгоду от сотрудничества Армении с Азербайджаном и Турцией, наша молодежь считает невозможным сотрудничество с ними до решения карабахского вопроса", - сказал Согомонян. При этом он отметил, что большая часть респондентов - более 40% - высоко оценивают уровень отношений и сотрудничества между армянской и карабахской молодежью. Вместе с тем, по данным доклада, 8,4% молодых армян выступают за налаживание отношений с Азербайджаном, считая основной причиной отсутствия сотрудничества между странами деструктивную позицию этой страны. Как сообщает ИА "Новости-Армения", Национальный молодежный доклад создан по инициативе Министерства культуры и по делам молодежи Армении при сотрудничестве и поддержке Совета Европы, Программы развития ООН, а также общественной организации "Социум". Доклад является комплексным документом, в котором освещаются важнейшие проблемы молодежи, в том числе в области образования, здравоохранения, политики, социальных вопросов. В качестве информационной базы были использованы не только статистические, научные и социологические публикации, но и результаты серьезных социологических опросов.
В Нагорном Карабахе
Выборы в органы местного самоуправления
14 октября в 8:00 в 218 общинах Нагорного Карабаха открылись двери избирательных участков. В 162 общинах выбирали главу муниципалитета, в остальных - членов советов старейшин. Столица НКР Степанакерт избирала мэра. Выборы глав общин проводились в 218 из 227 карабахских общин. Было сформировано 257 избирательных участков. На должности глав общин баллотировались 293 человека. Как сообщает ИА "Кавказский узел", из 89 327 избирателей, имеющих право голоса, в Карабахе на выборы пришли 56 143 человека, или 62,8%. Самая низкая явка была отмечена в Степанакерте. Здесь проголосовали лишь 41,6% избирателей. По словам председателя
По сообщению степанакертской интернет-газеты KarabakhOpen, выборы глав общин состоялись только в 154 из 162 общин. В семи общинах из-за поступивших жалоб будет произведен пересчет голосов, а в одной общине - селе Неркин Сзнек Аскеранского района - единственный кандидат не набрал необходимого числа голосов. Советы старейшин были избраны во всех 218 общинах. По предварительным данным, главой общины райцентр Мартуни избран Нельсон Мусаелян, Мартакерта - Сергей Арутюнян, в Карвачаре - Жора Григорян, в Бердзоре - Артур Саакян.
KarabakhOpen сообщает также результаты выборов мэра и членов совета старейшин Степанакерта. По данным Центральной избирательной комиссии, в выборах в столице приняли участие 15250 избирателей, 12186 человек проголосовали за кандидата в мэры
Выборы в органы местного самоуправления Нагорного Карабаха не остались без внимания в Азербайджане и Турции. "Попытка армянских сепаратистов провести на оккупированных территориях Азербайджана так называемые "муниципальные выборы" преследует цель привлечь к себе внимание международного сообщества". Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил азербайджанским журналистам председатель
Так называемые выборы в органы местного самоуправления на "оккупированных территориях Азербайджана" не будут никем признаны. Как передает Day.Az, об этом журналистам заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, комментируя заявление официальной Анкары. "Международная общественность однозначно не признает мероприятия, которые армяне в Нагорном Карабахе называют выборами, и на этот раз так называемые выборы будут осуждены мировым сообществом", - сказал он.
Официальная хроника
13 октября делегация правительства Армении во главе с премьер-министром
14 октября президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял председателя
15 октября президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял делегацию главного управления авиации при правительстве Армении во главе с начальником управления Артемом Мовсисяном. Основной темой беседы были перспективы возобновления работы степанакертского аэропорта. KarabakhOpen напоминает, что степанакертский аэропорт не работает с 1992 года.
Национальное собрание Нагорного Карабаха одобрило программу деятельности нового правительства республики на ближайшие пять лет. Представляя депутатам программу, премьер-министр НКР Ара Арутюнян отметил, что в ее основе лежат положения предвыборной программы президента НКР Бако Саакяна. Глава правительства сообщил, что в ближайшие пять лет планируется ежегодный рост внутреннего валового продукта на 14-15%, общие капиталовложения ежегодно вырастут на 30%. Большое внимание будет уделяться социальной сфере, поддержке малообеспеченных семей, семей военнослужащих, молодых семей. Будут продолжены шаги в направлении стимулирования рождаемости, активизации процесса заселения, увеличения объемов жилищного строительства, улучшения медицинского обслуживания и др. Серьезные реформы намечены в сельскохозяйственной сфере. Предусмотрены также меры по углублению сотрудничества с Арменией и диаспорой. Особое место в программе правительства занимают вопросы укрепления обороноспособности НКР и сохранения культурного наследия. (Информационный портал МИД НКР).
В столице Нагорного Карабаха городе Степанакерте в торжественной обстановке был сдан в эксплуатацию 11-квартирный жилой дом для семей офицеров Армии обороны НКР. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, в торжественной церемонии приняли участие президент НКР Бако Саакян, премьер-министр Ара Арутюнян, министр обороны
Как сообщает газета "Айк", решением премьер-министра Нагорного Карабаха Ара Арутюняна Василий Аветисян смещен с должности председателя Госфонда соцобеспечения. Другим решением премьер-министра на эту должность назначен Микаел Вирабян.
По сообщению газеты "Аравот", Национальное собрание Нагорного Карабаха избрало председателем постоянного комитета НС по вопросам обороны и безопасности депутата Жанну Галстян.
Арест дашнакцакана
Как сообщает KarabakhOpen, на днях был арестован бывший представитель ЦК "