Если подорожание продуктов питания стало для большинства населения неприятной неожиданностью, то постоянный рост цен на московскую недвижимость уже, казалось бы, не должен удивлять. Тем не менее, когда речь заходит о вероятности срыва нацпроекта "Доступное жилье", волноваться приходится не столько рядовым гражданам, сколько крупным чиновникам. "Обеспокоенный ростом цен на цемент и как следствие этого - на жилье мэр Москвы Юрий Лужков собирается обратиться в Федеральную антимонопольную службу", сообщает "Российская газета" в номере от 11 октября. "Говоря о намерении обратиться в ФАС, мэр подчеркнул, что "повышение цен на цемент может торпедировать национальный проект, что является недопустимым". В ФАС "РГ" сообщили, что пока никакого официального обращения к ним от мэра Москвы не поступало. Начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов рассказал: "Сейчас на рынке цемента наблюдается небольшой спад, связанный с сезонностью. Но с начала года действительно произошел огромный скачок цен - от 50 до 70 процентов. При этом в рамках национального проекта темпы строительства сегодня выросли как минимум в полтора раза. Возникла колоссальная потребность в цементе... Федеральной антимонопольной службой подготовлены порядка десятка предложений по урегулированию ситуации. Одно из них - отмена пятипроцентной пошлины на ввоз цемента. В ближайшие дни официальное письмо будет передано в правительство", пишет газета.

Но дороговизна стройматериалов, тем не менее, не способна повлиять на ход реализации масштабный градостроительных проектов в столице, одобренных или же инициированных столичными властями. "Недавно мэр российской столицы Юрий Лужков торжественно возвестил о начале строительства нового небоскреба в комплексе "Москва-Сити" высотой 612 метров", сообщают "Известия" в номере от 8 октября. "Среди гостей церемонии был и Норман Фостер, британский автор проекта. Оставив северную столицу с Новой Голландией и заразив обеспокоенностью высотным проектом "Охта центра", он не изменил себе при проектировании башни "Россия". Первоначально архитектор хотел и вовсе поднять ее на километровую высоту... Москва, привыкшая делать дело, продолжает борьбу за первенство на инвестиционном поле России. Наметившаяся конкуренция в лице Питера, похоже, только раззадорила столицу. В ходе питерской дискуссии городские противники современного строительства продолжают упорно ставить вопрос ребром - крупный бизнес со своим Сити и со своими налогами должен уйти на окраину города, а еще лучше - в пригороды. Но не уйдет ли он в итоге еще дальше - в Москву?", задает вопрос газета.

"Облупленные и покосившиеся стены, кругом грязь - дом N 9 по 9-й улице Соколиной горы производит мрачное впечатление. Квартиры здесь практически не ремонтируют - кому охота вкладывать деньги в здание, которое вот-вот должны снести. Беда в том, что это "вот-вот" продолжается уже очень долго", сообщают "Московские новости" в выпуске №40. "Все беды этого дома оттого, что он ведомственный и принадлежит заводу "Салют". Руководство предприятия... с удовольствием спихнуло бы проблемное здание на баланс Москвы, но принимать его город не хочет. Аргументация окружной администрации стандартна: постройка не отремонтирована подобающим образом... у "Салюта" налицо долг по капремонту. На то, чтобы привести объект в порядок, у завода не хватает денег. Город ремонтировать не принадлежащий ему дом и подавно не обязан", пишет газета. "В принципе законный выход из сложившегося положения имеется. Как пояснила "МН" депутат Госдумы Галина Хованская, признанный эксперт в области жилищного законодательства, передача домов из ведомственного жилого фонда в муниципальный возможна и до окончания расчетов по капремонту с предыдущим собственником. Причины того, что город не спешит брать такие дома на баланс, очевидны: ни одному ДЕЗу и ни одной районной управе лишняя головная боль в виде "отстающего", портящего вид и требующего вложений объекта не нужна. К тому же экстренно ремонтировать его придется сейчас, а деньги из прежнего владельца выбить не очень-то просто. Поэтому момент передачи в ведение города таких домов чиновники всеми средствами затягивают... Хорошие дома город принимает легко, а старые и не отремонтированные берет, что называется, "безо всякой охоты", да и то далеко не всегда. Помимо неудовлетворительного состояния объекта причиной для отказа в приеме на баланс Москвы нередко становятся долги по коммунальным платежам. Причем долги эти подчас накапливаются безо всякой вины жильцов - просто ведомство, которому принадлежит дом, от безденежья не доплачивает свою долю тарифов. Тем временем здание из-за недостатка средств у хозяина все больше ветшает... А ведь по идее долги по "коммуналке" точно так же, как и задолженность по капремонту, в соответствии с федеральным законодательством основанием для отказа в принятии дома на городской баланс быть не может...", поясняют "МН". "Разборчивость столичных властей при приеме на баланс города ведомственного жилья можно понять. В самом деле, почему именно город должен расплачиваться за то, что без всякой натяжки можно назвать результатом действия объективно сложившихся обстоятельств? Но ведь в конце концов и люди, ставшие заложниками описанной выше тупиковой ситуации, оказались в ней не по своей вине. Те, кто проживает в самых неблагополучных ведомственных домах, что называется, попали "под колесо истории", в результате чего их шансы на получение достойных жилищных условий стали близкими к нулю".

Вопрос капитального ремонта зданий - один из самых болезненных для Москвы, в силу большого объема жилого фонда, нуждающегося в таком ремонте, сложном и дорогостоящем. А ведь есть еще и проблема ведомственных домов. "Правительство Москвы обсудит сегодня проект городской целевой программы по капремонту многоквартирных домов "Ответственным собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 годы", сообщает "Газета" в номере от 9 октября. "На программу предполагается выделить огромные деньги - 475 млрд рублей, и столичные власти уверены, что проблема ветхого жилья в Москве будет решена. Эту уверенность разделяют не все: во-первых, деньги из бюджета будут давать в основном на ремонт тех домов, в которых есть товарищества собственников жилья (ТСЖ), а москвичи не очень активно создают жилищные кооперативы. Во-вторых, при существующей системе управления столичным жилфондом деньги могут быть израсходованы неэффективно", поясняет газета. "В капитальном ремонте согласно проекту постановления нуждается треть всех домов - 13,8 тысячи общей площадью более 117 млн кв. м. Все они по плану должны быть отремонтированы к 2014 году. Речь идет о домах, введенных в эксплуатацию до 1991 года, до принятия федерального закона о приватизации жилищного фонда. Столичные власти справедливо рассудили, что государство, как бывший собственник, обязано провести в таких домах капремонт на бюджетные деньги, прежде чем в соответствии с Жилищным кодексом взвалить это бремя на новых собственников... Проблема в другом: согласно проекту постановления в первую очередь бюджетные деньги выделят на ремонт тех домов, в которых созданы жилищные и жилищно-строительные кооперативы, а также ТСЖ... "Проект постановления фактически игнорирует один из законных способов управления домом - непосредственное управление жильцами без создания ТСЖ и без привлечения управляющей компании, - говорит независимый депутат Госдумы Галина Хованская. - Столичные власти хотят превратить постановление в инструмент насильственной "тэсэжизации" города"". Также в материале приведен краткосрочный план мероприятий по комплексному и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 год.

Не в рамках вышеуказанной программы, но также в ближайшее время отремонтировано будет и знаменитое здание на Лубянке - магазин "Детский мир". В пятницу общественный градостроительный совет при мэре Москвы одобрил реконструкцию здания универмага "Детский мир" на Лубянской площади, сообщают "Ведомости" в номере от 8 октября. "Провести реконструкцию универмага владелец здания, АФК "Система", собирается вот уже 12 лет... На прошлой неделе судьба многострадального универмага наконец определилась. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил, что к объектам культурного наследия отнесены фасады универмага, витражи и погреб. "Мы сохраним и укрепим стены", - уточнил он. В магазине будут разобраны внутренние несущие конструкции, углублены на два уровня подвалы, возведен внутренний железобетонный каркас со светопропускающим атриумом в центре здания. Под "Детским миром" будет оборудована подземная автостоянка на 200 машино-мест. Проект предусматривает, что в торгцентре появятся сеть кафе-закусочных, развлекательный центр семейного типа и кинотеатр на восемь залов, сообщил главный архитектор Москвы", пишет газета. "Реставрационные работы займут около двух лет, отметил на прошлой неделе президент АФК Александр Гончарук. В новом торгцентре будет обновлен пул арендаторов. Якорным станет гипермаркет "Детский мир" площадью 8000 кв. м, а в 2009 г. в магазине откроется "Перекресток"".

"Девелоперская компания MR Group в следующем году начнет строительство бизнес-центра "Лотос" на Нахимовском проспекте", сообщает "РБК daily" в номере от 10 октября. "Участок в 1,8 га на юге Москвы прежде занимала химчистка, а в течение трех лет там появятся офисы класса А. Общая площадь объекта должна составить около 150 тыс. кв. м, объем инвестиций - 300 млн долл. Эксперты рынка отмечают, что юг Москвы активно развивается и здесь запланировано несколько крупных бизнес-объектов, однако достойный спрос на офисы еще не сформирован", пишет газета. "Участок в 1,8 га был приобретен зимой 2007 года на вторичном рынке и находится в аренде на 49 лет. Продавца в MR Group не называют, но указывают, что это было юридическое лицо, которому принадлежала расположенная здесь же химчистка. Проект бизнес-комплекса представляет собой три 22-этажные башни. Общая площадь - около 150 тыс. кв. м, причем около 90% комплекса займут офисы класса А. MR Group, выступая как девелопер и инвестор, планирует вложить около 300 млн долл. Однако компания не исключает возможности привлечения соинвестора". "Хотя юг Москвы исторически не был офисным районом, здесь уже начинает формироваться бизнес-среда: офисы есть у "Газпрома", РАО "ЕЭС" и "Уралсиба". В конце 2008 года должна быть введена первая очередь бизнес-парка "Нагатино I-Land" площадью 170 тыс. кв. м. На Севастопольском проспекте строится комплекс "Нахимовский" (16 тыс. кв. м)", добавляет газета.

"Объем инвестиций в проект, разработанный немецким архитектором Сергеем Чобаном, компания оценивает в $300 млн с учетом приобретения прав аренды на участок", продолжает тему "КоммерсантЪ" в номере от 10 октября. "MR Group обещает завершить проект к середине 2010 года. Директор отдела офисной недвижимости Knight Frank Андрей Петров, осведомленный о проекте, считает заявленный объем инвестиций "несколько завышенным". "Сумма вложений в такой проект не может превышать $250 млн, но MR Group известна тем, что закладывает объем инвестиций с запасом",-- говорит эксперт. По его словам, арендные ставки в этом районе могут составлять $800 за 1 кв. м без учета НДС и операционных расходов, то есть от эксплуатации комплекса владелец может получать не менее $80 млн в год. Если по окончании строительства MR Group продаст объект, то, по подсчетам господина Петрова, сможет выручить за 1 кв. м до $6 тыс., или $1,8 млрд за весь комплекс".

2-4-звездочные отели появятся в спальных районах Москвы, сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 11 октября. "Компания Mawy, учрежденная бывшим немецкий летчиком Квирином Видра для помощи своим землякам, начинающим бизнес в России, впервые инвестирует в собственный проект. В спальных районах Москвы она собирается построить 10 гостиниц на 150-350 номеров каждая. Вложения оцениваются в сумму свыше $270 млн.", пишет газета. "Отели появятся в Митинском проезде, на улицах Лавочкина, Люблинской, Айвазовского, Голубинской, Россошанской, на Хорошевском и Дмитровском шоссе, а также в Чуксином тупике и рядом со станцией метро "Аннино"... Оператором гостиниц станет американская компания Wyndham Hotel Group International, отели будут работать под ее брэндом Ramada".

"Соответствующий проект был представлен вчера на выставке ExpoReal в Мюнхене", на ту же тему подробнее сообщает "КоммерсантЪ" в номере от 11 октября. "В буклете Mawy говорится, что компания будет инвестировать в строительство десяти гостиниц (уровень две-четыре звезды) в Москве, их суммарный номерной фонд -- 2140... Проект реализуется в рамках соглашения, подписанного в июне 2006 года мэром Москвы Юрием Лужковым и министром экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий Баварии Эрвином Хубером. Девелопером проекта станет недавно созданная российская компания Galaxy Group. Коммерческий директор Galaxy Артем Цогоев пояснил Ъ, что компания возьмет на себя процесс согласований и оформления документации. По его словам, права аренды на все участки уже получены и строительство гостиниц может начаться уже в конце 2007 -- начале 2008 года. Сроки окончания строительства он не называет", пишет газета. "По словам замдиректора департамента консалтинга Colliers International Марины Смирновой, сеть хотела выйти на российский рынок еще в середине 90-х. "В 1995-1996 годах велись переговоры о том, что компания будет управлять гостиницей 'Минск', но потом гостиницу решено было реконструировать в пятизвездную, и от брэнда Ramada отказались",-- рассказала она... Инвестиции Mawy в строительство гостиниц стороны не раскрывают. По оценке Марины Смирновой, их размер составит более $250 млн, а проживание в гостиничных номерах будет стоить 3,6-4,5 тыс. руб. ($144-180) в сутки. Московские гостиницы Ramada в Москве будут одними из самых дорогих отелей сети, признает гендиректор туроператорской компании "Чайка-Тур" Александр Турченко. Для сравнения: стандартный двухместный номер Ramada в Нью-Йорке стоит $109, в Великобритании -- $173, в Шанхае - $150".

"Минимальный размер арендной ставки за нежилые объекты, которые находятся в собственности города и используются под парковочные места и гаражи индивидуального пользования, в 2007 году составит 130 руб. за 1 кв. м в год", сообщает "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 38 (350). "Это решение принято в рамках программы социально-экономического развития Москвы с учетом отличия потребительских и строительных характеристик помещений, используемых под парковки", пишет газета. "Минимальные арендные ставки назначат для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам лицам, инвалидам из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам других категорий, родителям детей-инвалидов, пенсионерам, а также ветеранам труда и Вооруженных Сил. Размер минимальной ставки не меняется с 2006 года, но будет индексирован 1 января 2008 года и предположительно достигнет 160 руб. Минимальная годовая рыночная ставка аренды за машиноместо и гараж индивидуального пользования, определенная независимыми оценщиками, в 2006-м в столице равнялась 840 руб. за 1 кв. м в год, а в 2007-м - 920 руб. за 1 кв. м. В 2008 году она может вырасти до 1 тыс. руб. за 1 кв. м в год".

Но, возможно, более остро стоит перед Москвой другая проблема: не где хранить автомобили, а как обеспечить им достаточно места для передвижения? И в этих целях порой гаражи приходится не строить, а, наоборот, сносить. "Столичные власти заявили, что 80% москвичей неизбежно пересядут уже в ближайшие годы с автомашин на автобусы, трамваи и троллейбусы. Такая практика является общемировой, и Москва неизбежно придет к самоограничению личного автотранспорта, считают они", сообщают "Новые Известия" в номере от 10 октября. "Более 20-25% автомобилистов мегаполис не выдержит. Поэтому при дорожном строительстве в городе основной акцент делается на развитие общественного транспорта. Для этого в текущем году столичные власти планируют построить более 100 тыс. кв. метров дорог. Уже начались работы по реконструкции главной трассы столицы Ленинградского проспекта и Тверской улицы. В результате магистраль должна заметно разгрузиться. На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет через тоннель. Новая транспортная развязка появится и на площади Белорусского вокзала. Район Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект. Развязка будет реконструирована и в районе метро "Сокол" - там, где проспект раздваивается на Ленинградское и Волоколамское шоссе", пишет газета. "Параллельно идет проектирование и начинается строительство отдельных участков Четвертого транспортного кольца. Первый отрезок дороги от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе планируют открыть уже в 2008 году. В 2009 году сдадут участки от Измайловского до Щелковского шоссе и от шоссе Энтузиастов в сторону Рязанского шоссе. При строительстве в округе будут снесены некоторые гаражные комплексы. На первом участке новой дороги от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе находятся 22 автостоянки, где расположено более 3 тыс. гаражей. Поэтому каждому владельцу дается право выбрать между денежной компенсацией и местом в строящемся по соседству паркинге. В сентябре около тысячи из них согласились на денежную компенсацию и 360 гаражей были снесены".

Пятого кольца не будет - по крайней мере, в пределах МКАД, такой вывод можно сделать на основании последних заявлений столичных чиновников в сфере градостроительства. "Строительство четвертого транспортного кольца (ЧТК) - последний аналогичный проект, который может быть реализован в столице, заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 11 октября. "Пятым же кольцом станет "бетонка", строящаяся сейчас на территории Московской области. Таким его видит московское правительство. Комментируя далее транспортную ситуацию в столице, Кузьмин пояснил, почему при строительстве третьего транспортного кольца не было построено разгонных полос. По его словам, этого невозможно было сделать, так как ТТК было зажато железнодорожными путями и промзонами. Зато, в отличие от него, ЧТК будет состоять в основном из искусственных сооружений - тоннелей и эстакад, а съезды на нем будут автономными. Кроме того, новое кольцо получит, наконец, полосу разгона, которую не смогли организовать на предыдущем", пишет газета.

"Главный археолог столицы, руководитель Центра археологических исследований Москомархитектуры Александр Векслер сообщил, что из-за отсутствия у строительных компаний согласований с археологами за последние полтора года в Москве 30 раз останавливалось строительство", сообщает "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 38 (350). ""Строительство без экспертизы археологов приводит к плачевным последствиям, - заявил А. Векслер. - Иногда могут просто выкопать культурный слой и вывезти его в неизвестном направлении. У нас есть своя инспекция, которая ведет надзор, проверяет наличие согласований. Если их нет, то выдается предписание о приостановке работ". Раньше, по его словам, "такие случаи были частыми, но на сегодняшний день это скорее исключение, чем правило". А. Векслер подчеркнул, что, если предписание археологов о приостановке строительства не имеет воздействия, приходится обращаться в прокуратуру, "у которой есть ресурсы для воздействия на застройщиков", пишет газета.

Вероника Шарова