Обзор самарских СМИ за 27 - 28 сентября 2007 года.

ПОЛИТИКА

"Вчера (27 сентября) Самарский районный суд Самары по ходатайству прокуратуры оставил мэра Тольятти Николая Уткина под стражей еще на месяц - до 1 ноября 2007 г.", сообщает газета "Ведомости". Издание пишет: "Старший помощник облпрокурора Валентина Калгатина говорит, что адвокаты подсудимого не успевают ознакомиться с материалами дела и прокуратура не может передать дело в суд. Мэр Тольятти, которого обвиняют в вымогательстве 150 млн руб. у компании "Строй-финанс", находится в СИЗО с начала мая. Уткину также предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Адвокат Уткина Светлана Можарова говорит, что сроки ознакомления с материалами затягиваются из-за того, что недавно приступил к обязанностям новый адвокат Сергей Киринский. Можарова сказала, что адвокаты оспорят решение суда: содержание их клиента под стражей необоснованно и необязательно, считает защита. "Судмедэкспертиза показала, что Уткин не может по состоянию здоровья находится в СИЗО. Кроме того, решением суда он освобожден от занимаемой должности, следовательно, не может на свободе повлиять на ход расследования дела", - говорит адвокат. Председатель президиума коллегии адвокатов "Самара-адвокат" Александр Паулов уверен, что все попытки адвокатов освободить Уткина до начала рассмотрения его дела в суде тщетны. "Прокуратура не отпустит Уткина ни за что до начала суда, боясь его побега", - уверен юрист".

"Будущий министр здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Куличенко перед самым своим назначением посетил ряд лечебных учреждений губернии, поближе познакомился с самим минздравом. В этих поездках его сопровождала и Гузель Улумбекова, которая вслед за Куличенко также получила новую должность - советника губернатора по медицинским вопросам", - сообщает новая самарская газета "Самарский советник". Издание пишет: "В "Белом доме" подтвердили, что действительно должность советника губернатора пустовала, ее и заняла г-жа Улумбекова, и теперь в ее полномочиях будут медицинские вопросы. В облминздраве рассказали: новоиспеченный советник губернатора вместе с новым министром присутствует на внутриминистерских планерках. Однако, кто она и для чего нужна, никто точно сказать не может. Подобное назначение совершенно справедливо вызывает недоумение. Хотя многие предполагают, что Улумбекова будет "подстраховывать" молодого министра. В реестре должностей государственных служащих предусмотрен такой пост, как советник. У экс-губернатора Самарской области их было несколько, но сфера их компетенции и деятельности не распространялась на уже существующие министерства. Гузель Улумбекова является основателем крупнейшей в России медицинской издательской группы "ГЭОТАР-Медиа", а также исполнительным директором Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования. В последние годы Гузель Улумбекова занимается вопросами стандартизации и управления проектами в здравоохранении. Как уже неоднократно заявлял губернатор Самарской области Владимир Артяков, теперь больше внимания будет уделено качеству оказания населению медицинских услуг, оценке эффективности работы медработников. Очевидно, этим и объясняется решение назначить советником Гузель Улумбекову. К слову, практически в первые дни своего губернаторства Артяков распорядился, чтобы облминздрав подготовил программы для повышения квалификации работников здравоохранения. В таком же оперативном режиме было подготовлено два перечня мероприятий и для их реализации изысканы финансовые средства. Судя по всему, разработкой критериев оценки эффективности и качества и займется в ближайшее время губернаторский советник по медицинским вопросам".

ЭКОНОМИКА

""Рособоронэкспорт" впервые озвучил свою версию стоимости Волжского автозавода", - сообщает газета "Самарское обозрение". Издание пишет: "По подсчетам главы корпорации Сергея Чемезова, цена АвтоВАЗа составляет примерно $4 млрд. Судя по всему, определиться со стоимостью предприятия пришлось в связи с начавшимися переговорами о продаже крупных пакетов акций компаниям "Северсталь" и "Металлоинвест". Аналитик ИК "Финам" Константин Романов полагает, что озвученная Сергеем Чемезовым стоимость предприятия в $4 млрд реальна и на сегодняшний день соответствует рыночной капитализации компании. За те два года, на протяжении которых у руля АвтоВАЗа стоит "Рособоронэкспорт", бумаги компании на фондовом рынке значительно выросли в цене. Однако, по мнению эксперта, неблокирующий пакет вряд ли может серьезно заинтересовать озвученных покупателей. С другой стороны, с учетом ожидаемой и широко анонсируемой господдержки предприятия сделка может состояться под давлением административного ресурса. "Также маловероятно, что акции ВАЗа разойдутся мелкими пакетами. С учетом того, что РОЭ потратил серьезные усилия на консолидацию 75%+1 акций предприятия, вероятно, продолжится курс на поиск стратегического инвестора, который войдет в 25%+1 акцию", - считает Романов. Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Илья Макаров, напротив, считает, что Сергей Чемезов "слишком дорого оценил свое детище". "Красная" цена волжскому автозаводу, по мнению Макарова, колеблется в диапазоне $2,5-3 млрд. "Сейчас нет хоть сколько-нибудь конкретной информации для определения реальной стоимости ВАЗа - нет четкой инвестиционной программы, неясны дальнейшие перспективы предприятия по созданию СП. Если брать капитализацию тольяттинского завода до того момента, как она начала расти, то есть до прихода "Рособоронэкспорта", то ВАЗ стоил как раз примерно около $2,5 млрд. К настоящему моменту ничего не изменилось. Безусловно, показатели растут, но совершенно неясны долгосрочные перспективы. Кроме того, рыночная ситуация для АвтоВАЗа продолжает оставаться неблагоприятной", - уверен Макаров. Таким образом, можно предположить, что стоимость ВАЗа определилась не реальной рыночной капитализацией предприятия, а вполне логичным желанием оправдать скупку акций, которая велась в интересах РОЭ. Что касается потенциальных покупателей акций АвтоВАЗа, то сейчас эксперты сходятся во мнении, что ни "Северстали", ни "Металлоинвесту" на данном этапе неинтересно такое вложение денег, поскольку 25% ценных бумаг не дадут возможности менять или хотя бы каким-то образом влиять на стратегию развития предприятия. "Заинтересованность менеджмента ВАЗа вполне понятна - им нужны деньги на уже озвученное строительство нового завода. К примеру, если в качестве партнера АвтоВАЗа придет "Рено", то тогда есть определенный резон входить в капитал. Делать это в настоящий момент нецелесообразно", - считают эксперты компании "БрокерКредитСервис".

"Завод им. Тарасова стремительно снижает прибыльность своей работы", - сообщает "Самарское обозрение". Газета пишет: "По данным Росстата, увеличив выручку по итогам работы в 2006 году до 3,2 млрд рублей, компания не только не смогла избежать убытков, но и нарастила их по сравнению с предыдущим годом почти на 20 млн. По оценкам аналитиков, такие финансовые показатели могут быть обусловлены тяжелой долговой нагрузкой предприятия или схемами вывода денег, которые реализует управляющая компания. Чистая прибыль ОАО "Завод им. Тарасова" постепенное снижение начала еще три года назад. По итогам работы в 2004 году этот показатель составил 27,1 млн рублей, что по сравнению с 2003 годом оказалось почти вдвое меньше. За последние два года ситуация резко ухудшилась. Согласно данным, предоставленным Росстатом, а также цифрам, опубликованным в финансовой отчетности предприятия, 2005 год ЗиТ закончил с убытками в 54 млн рублей, а в 2006-м их размер превысил 73 млн. При этом значительное снижение прибыльности, а потом и уход в минус происходили на фоне роста выручки предприятия. В частности, в 2005 году она была равна 2 млрд 692 млн рублей, а в 2006-м - уже 3 млрд 321 млн. Аналитики не исключают, что убытки, показанные заводом им. Тарасова в последние два года работы, могут быть связаны с существующей долговой нагрузкой, бремя которой легло на плечи предприятия. "Поскольку ЗиТ работает в машиностроительной отрасли, то на успешность работы предприятия напрямую влияет положение дел у автопроизводителей. В этих условиях значительным фактором становится и изменение цен на сырье, материалы и комплектующие, необходимые для производства продукции. Даже небольшое снижение объемов поставок предприятия могло повлечь за собой изменение финансовых показателей в негативную сторону", - отмечают в ИК "Антанта-Капитал". Между тем 2006 год характеризовался ростом производства практически на всех отечественных автозаводах и СП с иностранными компаниями. Причем это коснулось сегмента как грузового, так и легкового транспорта. Однако произошедшее позднее затоваривание на ВАЗе повлекло хотя и небольшое, но все же снижение спроса на комплектующие. Общая ситуация в отрасли увеличила риски ОАО "ЗиТ" столкнуться со снижением объемов производства своей продукции, предназначенной для легковых автомобилей. Стараясь минимизировать потери, руководство завода предприняло шаги по увеличению реализации своей продукции на рынке запасных частей. В свою очередь, источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что убытки, которые показывает предприятие последние несколько лет, не связаны с уменьшением объемов поставок на конвейеры, а являются результатом работы управляющей компании холдинга "Тадем" - ООО "Группа компаний "Тадем", которая контролирует все финансовые потоки предприятия, являясь своеобразным расчетным центром завода. Не исключено, что менеджмент "Тадема" просто выводит прибыль с предприятия. Подтверждением данной версии является тот факт, что на двух других предприятиях холдинга "Тадем" - МЗАТЭ-2 и ЗАО "Волжскрезинотехника" - наблюдается аналогичная картина по прибыли. В частности, по данным "СПАРК-Интерфакс", убыток МЗАТЭ-2 составил 16 млн рублей, а "Волжскрезинотехни-ки" - 20 млн рублей. Эксперты "Самарского обозрения" не столь пессимистичны в прогнозах. В частности, аналитики Банка Москвы отмечают, что практика "выкачивания" денежных потоков крупными компаниями действительно существует - головная компания обескровливает "дочку", используя различные схемы, и впоследствии перепродает предприятие. Однако в данной ситуации эксперты сходятся во мнении, что нет оснований говорить о том, что "Тадем" сознательно уводит денежные потоки с ЗиТа".

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

"Валютные телки протянули ноги на самарском рационе", - так называется статься в "Самарском советнике" от 27 сентября. Издание пишет: "В Самарской области под угрозой оказалась реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в сфере животноводства. В Красноярском районе вымирают коровы голштино-фризской породы, которые были закуплены для хозяйства за счет областного бюджета... В 2006 году областной Минсельхоз закупил примерно семь тысяч голов нетелей немецкой голштино-фризской породы на общую сумму около 460 млн рублей. Из них 192 телки-иностранки были направлены в Красноярский район в ООО КХ "Старобуянское". Но через год внимание к хозяйству стали проявлять уже не власти и журналисты, а прокуратура. Дело в том, что гордость и надежда животноводческого направления самарского варианта нацпроекта - элитные голштинцы - начали вымирать. По официальным данным прокуратуры, с сентября 2006 по май 2007 года в хозяйстве пали 30 коров и 8 голов молодняка. На условиях анонимности источник в ООО КХ "Старобуянское" рассказал, что гибель коров для них стала неожиданностью. Ведь согласно ветеринарному свидетельству, с которым животные поступили на ферму, особо опасных и карантинных болезней у них не было. Уход за иностранками был надлежащий, в соответствии со всеми требованиями этой породы. Строго соблюдали рекомендации по кормлению. А вот это, как оказалось, зря. Как было установлено, поставщики дали неверные рекомендации по рациону этого вида коров, которые и привели к печальным последствиям. Собственно, это подтверждается ветеринарным заключением, на которое ссылается прокуратура: "причинами падежа животных явилось некачественное кормление - нарушение белкового, витаминного, минерального обменов, кормление недоброкачественным сенажом". Также ветеринары отметили, что хозяйство "не было готово к приему завезенного из Германии племенного скота, требующего особого ухода. Условия содержания и надлежащего кормления животных созданы не были, что и повлекло их падеж". В общем, деньги - несколько миллионов рублей - из областного бюджета "освоили", импортных коров переселили в ООО КХ "Старобуянское", а отвечать за все придется сельчанам", - заключает газета.