Обзор самарских СМИ за 17 - 18 сентября 2007 года.

ПОЛИТИКА

"В субботу (15 сентября) на самарской конференции "Справедливой России" произошел скандал, который привел к расколу партийцев на два лагеря", - сообщает "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Газета пишет: "Один из них возглавляет Виктор Тархов, другой - его первый заместитель по партячейке, бизнесмен Михаил Родионов. Последнему неожиданно для шефа удалось провести в бюро отделения четырех своих сторонников, из-за чего в этот орган не попал замглавы администрации Самары Сергей Арсентьев - правая рука господина Тархова. Противоречия возникли и при формировании предварительных списков по двум региональным группам, созданным на территории области (самарской и тольяттинской), которые, как решила конференция, возглавят господа Тархов и Родионов. В обоих случаях лояльные мэру люди оказались на заведомо непроходных позициях. Так, во главе тольяттинского списка мэру хотелось бы видеть президента холдинга "АвтоТрейд" Владимира Яркина, чья фамилия теперь стоит лишь на втором месте. Такое решение конференции сам господин Тархов объяснил тем, что ее делегатами в подавляющем большинстве стали партийцы, ориентированные на его оппонента. В знак протеста градоначальник заявил, что отказывается от участия в выборах в Госдуму. "В таких списках я участвовать не буду, - объявил он. - Меня не устраивает сам подход к их формированию. От нормальной работы партии мы скатываемся к интригам, а это смерти подобно". Мэр пообещал письменно уведомить о своей позиции лидера партии Сергея Миронова, поставив перед ним вопрос о признании итогов конференции нелегитимными. "Все равно мы будем заниматься подготовкой к кампании, - заявил господин Тархов. - Но бойцов еще раз надо будет пересчитать. В таком хаотическом состоянии идти на выборы нельзя". Кроме того, Виктор Тархов пообещал потребовать исключения Михаила Родионова из партии, в том числе и потому, что его сторонники заблокировали вхождение в бюро представителей Социал-демократической и Социалистической единой партий. Хотя, по словам мэра, он уже предварительно договорился о приходе нескольких десятков членов этих партий, федеральное руководство которых объявило о слиянии со справороссами. "Сейчас нам сорвали объединение с ними. Некоторые личности и их интриги рушат всю нормальную созидательную работу", - посетовал мэр Самары. "Это нормально, когда есть конфликт! - заявил в ответ Михаил Родионов. - Если люди доказывают друг другу свое мнение, значит партия живая". По его убеждению, все решения конференции совершенно легитимны. Обвинения Виктора Тархова его заместитель назвал эмоциональными: "Есть фамилия Тархов. Да, он лидер, безусловно. Но заявление одного человека - это не мнение всей партии". Основной причиной конфликта, по мнению бизнесмена, стало стремление мэра ввести в бюро Сергея Арсентьева, который, по словам господина Родионова, "хочет забрать партию под себя". "В этом основная интрига", - уверен зампред облотделения. Отметим, что кулуарные разговоры о конфликте в руководстве самарской СР ходят с зимы, но до сих пор и Виктор Тархов, и Михаил Родионов эту информацию опровергали. Ее обнародование, по оценкам наблюдателей, может сыграть против "Справедливой России" на выборах в Госдуму, хотя именно ее местные единороссы до сих пор называют своим основным оппонентом - об этом в субботу в Самаре заявил член генсовета "Единой России" Виктор Гришин. Политологи считают, что позиции справороссов слабеют и при мэре Тархове. Так, по словам президента самарского Фонда социальных исследований Владимира Звоновского, авторитет господина Тархова сегодня ниже, чем год назад, когда он победил на выборах мэра. Политолог Сергей Дьячков также считает, что при мэре Тархове "партия теряет очки", поскольку он "как мэр вряд ли успел понравиться самарцам". "И на селе ее позиции слабы", а в целом по области СР ведет себя "достаточно вяло" и потому может набрать в регионе не более 18% голосов (на выборах в губдуму в марте - 14,86%), - отмечает он. Виктор Тархов настроен более оптимистично: "Получить два мандата - это было бы хорошо, даже отлично, а лучше - три - это 33%"".

"Губернский парламент лишают ключевых властных полномочий. Формирование бюджета, отстранение губернатора и подписание законопроектов больше не будет зависеть от мнения депутатов", - сообщает "Самарское обозрение". Издание пишет: "Комитет по законодательству Самарской губернской думы рекомендовал принять во втором чтении два законопроекта, которые лишают Самарскую губернскую думу ряда полномочий. Приведение в соответствие с федеральным законодательством областных документов оборачивается выстраиванием вертикали власти и лишением депутатов голоса при принятии важнейших решений. На минувшей неделе рассматривались поправки в областной Устав, согласно которым решение о досрочном прекращении полномочий губернатора Самарской области в случае его отставки по собственному желанию принимается президентом России, а не Самарской губернской думой. Данные изменения на заседании комитета по законодательству депутаты не обсуждали, ограничившись фразой о "приведении в соответствие с федеральным законодательством". В пояснительной записке к проекту говорится, что поправки в Устав напрямую связаны с положениями федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России". Источник в областном правительстве рассказал, что "все изменения, вносимые в федеральное законодательство, обязывают нас внести соответствующие поправки в областное. Конечно, это требует быстрого реагирования. Даже если областное законодательство не приведено в соответствие с федеральным, главенствующими являются положения последнего". В законе "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" тоже произойдут изменения. Из его текста исключается норма, гласящая, что если в установленный срок закон не будет подписан губернатором Самарской области, то он подписывается и опубликовывается председателем Думы в течение 5 дней. В пояснительной к документу говорится, что губернатор или "руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России обнародует законы, удостоверяя это путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы. Федеральный законодатель не предполагает опубликование законов руководителем законодательного (представительного) органа власти субъекта России". Таким образом, председатель СГД Виктор Сазонов на это права не имеет. Подобные изменения вносятся и в Устав. Учитывая эти изменения и тот факт, что в губернской думе нового созыва согласительная комиссия не собиралась ни разу, эксперты сходятся во мнении, что постепенно областной парламент сдает ключевые властные полномочия. Как отмечает депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, "в последние годы все изменения местного законодательства в векторе так называемого приведения в соответствие с федеральным законодательством отражают тенденцию по выстраиванию вертикали власти, при которой, во-первых, вся реальная власть передается с нижних этажей на верхние, концентрируясь в Москве, а во-вторых, реальные решения принимаются в системе исполнительной власти, а не законодательной, депутаты лишь обслуживают интересы чиновников. В рамках этого процесса движется и Дума". Депутаты все же пытались отвоевать себе хотя бы некоторые важные полномочия, не связанные с изменениями на федеральном уровне. Как рассказывает депутат СГД Владимир Яркин, "сама суть работы согласительной комиссии изначально заключалась в том, чтобы она была формальностью. Решение комиссии принимается простым большинством голосов. При этом первая половина членов комиссии - представители областного правительства, а другая - депутаты. Достаточно убедить одного депутата, и согласительная примет решение, но это уже не согласительная комиссия. У нас были предложения о том, чтобы изменить саму суть работы этой комиссии, когда отдельно принимается решение депутатами, отдельно членами правительства, и если возникают разногласия, то бюджет в этом варианте выносится на заседание думы. Эти поправки приняты в первом чтении, но дальнейшая их судьба под вопросом. Мы будем стараться, чтобы они были приняты в окончательном чтении, и комиссия выполняла свою основную функцию - согласование позиции губернатора и думы, а иначе получается, что толку в ней нет". Впрочем, пока усилия остаются усилиями, а тот факт, что областной бюджет теперь рассматривается на заседании комитета по бюджету думы несколько часов и сразу же выносится на заседание думы, говорит о том, что для лоббирования чьих-либо интересов у депутатов остается мало времени. По сути, парламентариям остается отстаивать свои позиции до комитета по бюджету, поскольку потом они ограничены во времени и не могут позволить себе затягивать принятие бюджета. Какой будет степень влияния на трехлетний бюджет области, и вовсе сложно предположить. А президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский и вовсе отмечает: "Это общероссийский процесс, и дело здесь не только в губернской думе, но и в губернаторе, постепенно власть отдаляется от народа, и для избирателей это не секрет. Я думаю, что у нас в стране институциональная составляющая власти ослаблена, а персоналистская как была высокой, так и остается. Властью наделяются не институты, а конкретные лица"".

ЭКОНОМИКА

"Холдинг "Русские машины" готовится свернуть программу производства самолета Ан-140", - сообщает "Самарское обозрение". Издание пишет: "На прошлой неделе на рабочем совещании РМ был представлен план развития авиационного бизнеса концерна, согласно которому в ближайшие 5 лет должно быть выпущено еще 10 машин. После этого рисковое, по мнению владельцев "Авиакора", производство самолета должно быть завершено. Основным аргументом называется нерентабельность. В плане развития авиабизнеса "Русских машин" значится выпуск четырех самолетов Ан-140 в 2008 году, постройка еще десяти машин с 2009 по 2011 годы, а в 2012 году программа должна быть завершена. В самих "Русских машинах" отказ от производства Ан-140 не подтвердили, заявив, что запланирован выпуск минимум 10 самолетов. Эксперты инвестиционных компаний отмечают, что вывести проект Ан-140 на рентабельность можно, выпустив и реализовав минимум 50 самолетов, а выпуск 10 машин - по сути, выброшенные деньги. После отказа от программы Ан-140 останавливать "Авиакор" собственник не собирается. В качестве основных направлений развития завода планируется создание партнерства с мировым игроком (старт проекта Q-400 Bombardier), создание собственных инженерно-технических возможностей (конструкторское бюро), а также поиск актива для поглощения, то есть фактически речь идет о приобретении нишевого игрока, имеющего собственные разработки по перспективным самолетам. Таким образом, новое руководство "Авиакора" подводит черту под многолетними усилиями прежних менеджеров предприятия вывести Ан-140 на российский авиационный рынок и занять свободную нишу региональных самолетов. Подготовка производства Ан-140 с переменным успехом велась почти девять лет. До момента поднятия самолета в небо сменилось несколько команд менеджеров. В 2005 году воплотил в жизнь давний проект экс-гендиректор "Авиакора" Сергей Лихарев, после чего был подписан контракт с авиакомпанией "Якутия" на поставку трех самолетов. В 2006 году первый Ан-140 был передан в эксплуатацию. Серийное производство самолета стартовало, казалось, в благоприятный момент. В России нет современных самолетов, ориентированных на воздушные перевозки средней и малой дальности, а устаревшее семейство Ан-24 постепенно уходит с авиатрасс. Два года назад эксперты отмечали, что теоретически конкурентом Ан-140 мог бы выступить Ил-114, который выпускается на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Однако экономическое положение на ТАПОиЧ тяжелое, и вряд ли он сможет предложить конкурентоспособную продукцию. Кроме того, Ил-114 обладает рядом недостатков, например, низкофюзеляжное расположение крыльев ограничивает возможность посадки на грунт. По сути дела, у "Авиакора" были все возможности, чтобы занять свободную нишу региональных самолетов. В этой ситуации самарскому предприятию была особенно важна поддержка его собственника, но "Базовый элемент" занял пассивную позицию. Помешала "Авиакору" и конъюнктура авиационного рынка, которая начала меняться. В 2006 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании объединенной авиастроительной корпорации, куда вошли крупнейшие авиастроительные предприятия с государственным капиталом. Основной продуктовый ряд ОАК составляет техника авиастроителей корпорации. На производство этих самолетов понадобится 143 млрд рублей, из которых 18 млрд будут выделены напрямую, привлечением же основной массы денег займутся лизинговые компании и сами предприятия, которым проценты по кредитам компенсирует бюджет. Являясь на 100% частным предприятием, "Авиакор" в корпорацию не вошел, а соответственно, не получил господдержки на выпуск Ан-140. Между тем летом 2007 года на вхождение в ОАК решился ТАПОиЧ. Поддержка госхолдингом производимой в Ташкенте продукции уже ощущается. К примеру, только во время МАКСа-2007 был подписан контракт на приобретение 96 самолетов Ил-114, общая стоимость которых составляет более миллиарда долларов. Ан-140 на авиасалоне в Жуковском не был представлен, что вызвало удивление у участников МАКСа и потенциальных заказчиков. В начале лета руководство самарского завода вело переговоры с московской компанией "Регион-Авиа", которая занимается авиаперевозками в Московской и близлежащих областях, о поставке семи самолетов Ан-140. Учитывая, что стоимость одной машины составляет примерно $8,5 млн, сумма контракта могла бы составить порядка $60 млн. Однако, как рассказал "СО" гендиректор "Регион-Авиа" Денис Павшинский, после смены менеджмента на "Авиакоре" переговоры перешли в вялотекущую фазу. Диалог продолжается, но ни к каким решениям стороны пока не пришли. При этом Павшинский отметил, что для дальнейшего успешного развития проекта Ан-140 на рынок должны выйти десятки таких самолетов. О желании продолжить сотрудничество с самарским заводом в части приобретения регионального самолета Ан-140 заявляют и в авиакомпании "Якутия". В частности, директор по инженерной и авиационной деятельности "Якутии" Олег Чередниченко отметил, что их контракт с "Авиакором" рассчитан всего на три самолета, но в компании есть планы по увеличению пакета заказов. "Нам было бы интересно это сотрудничество, но пока мы не поймем, хочет ли этого "Авиакор", - посетовал Чередниченко. Аналитик "Авиапорт.ру" Олег Пантелеев отмечает, что сам по себе Ан-140 имеет на российском рынке хорошие перспективы. Самолет такого типа будет востребован. "Покупать иностранный самолет, аналогичный Ан-140, экономически невыгодно. У "Авиакора" есть реальный заказчик - "Регион-Авиа", но с каждым днем вероятность этого сотрудничества становится все меньше", - говорит Пантелеев. При этом он отмечает, что в случае заявления о свертывании программы шанс получения этих заказов фактически сводится к нулю".

"Городские власти не отказались от идеи создания ОАО "Волжская недвижимость", - сообщает газета "Время". Издание пишет: "Создание ОАО "Волжская недвижимость" было приостановлено по представлению городской прокуратуры. Прокуратура посчитала, что 1008 объектов недвижимости, которые власти планировали продать ОАО, были оценены неправильно - их стоимость была занижена, и рекомендовала провести переоценку муниципальной собственности. Как заявил мэр Самары Виктор Тархов, на сегодняшний день все условия для создания ОАО выполнены. "Все документы у нас уже готовы, и в сентябре компания появится". Правда, сейчас у многих создание этой компании вызывает недоумение. Как заявлял ранее Виктор Абрамов, "Волжская недвижимость" позволит администрации сдавать в аренду муниципальную собственность через ОАО. Однако в июне текущего года депутаты Госдумы приняли поправки в закон о местном самоуправлении, которые разрешили сохранить непрофильную собственность на балансе администрации при условии сдачи ее в аренду, в связи с чем необходимость создания ОАО отпала. Эксперты, как и раньше, усматривают другую подоплеку в создании "Волжской недвижимости". "Я по-прежнему не исключаю варианта, что ОАО создается с целью оптовой приватизации объектов муниципальной собственности путем последующей продажи ОАО другому собственнику", - говорит депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. "Мне, как и ранее, кажется более удобным для города вариант создания муниципального предприятия, в уставе которого будет прописано, какой процент прибыли оно перечисляет городу. В случае появления ОАО не исключаю возможность злоупотреблений", - говорит исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. Примечательно, что депутаты городской думы, которые призваны контролировать процесс приватизации муниципального имущества, не видят в создании "Волжской недвижимости" ничего предосудительного. Как пояснил Александр Белашев, ОАО создается совсем не для приобретения объектов недвижимости. "Компания должна заниматься подготовительной работой для выставления на аукционы муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что у департамента не хватает времени. У нас очень много объектов, которые нужно выставить на торги, и мы просто не успеваем. Для ускорения этого процесса власти предложили создать такую структуру, которая будет готовить собственность к торгам", - заявил Белашев. По словам депутата гордумы Александра Шатохина, ОАО необходимо городу для того, "чтобы оказывать дополнительную помощь в организации торгов. В обязанности ОАО входит оценка недвижимости. У Абрамова очень большая нагрузка, и его департамент не успевает провести всю необходимую работу". Михаил Матвеев считает, что депутаты не должны верить на слово администрации: "Любое неблаговидное желание можно представить благовидным. Не всегда депутатам нужно принимать на веру все, что говорят чиновники. Если не заложен механизм контроля, то нет гарантии, что на определенном этапе не случится непоправимое". Депутаты действительно поверили на слово администрации. По словам Александра Белашева, никто из депутатов не видел устава предприятия. Кроме того, согласно комментариям Виктора Тархова, следует, что объекты недвижимости все же войдут в "Волжскую недвижимость"".