В Литве продолжается активное обсуждение вопроса об изменении закона о гражданстве, который в ближайшее время, во время осенней сессии, будет рассматривать Сейм Литвы. Сегодня, 6 сентября, корреспонденту ИА REGNUM принятые правительством поправки и то, как они отразятся на русскоязычном меньшинстве, прокомментировал председатель Единого совета русскоязычных граждан Александр Лепендин.

ИА REGNUM: В настоящее время в Литве активно обсуждается вопрос изменения закона о гражданстве таким образом, чтобы граждане Литвы могли становиться гражданами других стран, не теряя литовского гражданства. Некоторые политические силы Литвы планируют "провести" через Сейм эти поправки таким образом, чтобы второе гражданство выдавалось с ограничениями, в первую очередь лицам титульной нации, то есть с литовскими корнями. Видите ли вы в этом неравноправие по отношению к национальным меньшинствам? Не считаете ли вы, что, в случае принятия именно такой модели получения второго гражданства, Литва идет по пути Латвии и Эстонии, где права русскоязычного население сильно ущемлены?

Прежде всего, хотелось бы акцентировать то, что необходимо конкретно определить, что означают понятия "национальность" и "гражданин". Любая страна состоит, прежде всего, из граждан, и только потом идет распределение на "национальности". Если было бы иначе, надо было бы просто принять две законодательные базы: одно для "коренного населения", то есть литовцев и вторая - для "граждан" иных национальностей. Прекрасное поле для развития национализма, расизма и иных непопулярных антидемократических явлений!

Основной закон - Конституция - предусматривает права и обязанности, прежде всего, "граждан". К тому же, любые изменения к ней могут быть приняты только по результатам проведенного референдума, право голоса в котором имеет ни кто иной, а именно гражданин (а не личность литовской либо иной национальности) права которого и защищает Конституция и законы. Исходя из вышесказанного, любые поправки к законам и иным актам касательно "гражданства" должны быть направлены на гражданина, а не на принадлежность по национальному либо иному принципу. В таком случае, все ограничения, права и обязанности должны быть направлены на всех граждан без исключений или привилегий, тем гарантируя равноправие, защиту прав человека, достойный уровень демократии.

Как известно, в Европейском союзе развивается направление упразднения понятия "национальность" вообще, оставляя гражданину право самому решать - упоминать свою национальность в паспорте или нет. И Литва, кстати, это направление поддерживает.

ИА REGNUM: В Литве некоторые политические силы опасаются, что, в случае упрощения получения второго гражданства, все русскоговорящие жители Литвы разом захотят стать гражданами России. На ваш взгляд, как руководителя организации по защите интересов русскоязычного населения, русскоговорящие граждане Литвы действительно могут воспользоваться возможностью получения российского гражданства, без потери литовского, в массовом порядке? Насколько обоснованы эти страхи литовских политиков?

Это личное дело каждого отдельного гражданина, а не политических партий, первоначальная задача которых - создание благоприятных условий для своих избирателей, а не инициатива и реализация ограничений. Вспоминаются слова Линкольна: "Если вы держите слона за заднюю ногу, и он вырывается, то самое лучшее для вас - его отпустить". К тому же, процедура, что законы Литвы двойное гражданство предусматривают, этим еще не заканчивается - важна еще и позиция и порядок самой России и других стран по этому вопросу.

В очередной раз не могу понять позицию политиков. Разговор ведь о гражданстве двойном, а не о его смене. Или граждане с двойным гражданством теряют право голоса на выборах? Причины спада и дальнейшего падения электората, скорее всего, не в этом. А политики пусть лучше задумаются о другом - сколько "голосов" добавится в электорат оппонентов после того, как они - граждане других стран - получат право голоса посредством получения двойного гражданства.

ИА REGNUM: В настоящее время обсуждается два пути по изменению закона о гражданстве: поправками, без изменения конституции и всенародный референдум. На ваш взгляд, какой вариант наиболее отвечает интересам населения, в первую очередь меньшинств?

Конституционный суд Литвы 13 ноября 2006 года определил и признал, что законы, касающиеся гражданства должны быть "основательно исправлены", поскольку они им оценены, как "очень противоречащие"; определения в этих законах касательно "сохранение гражданство основываясь на происхождении по этническому признаку, противоречит Конституции Литвы"; решение по вопросу гражданства должны принимать сами граждане, а не потерявшее доверие руководство и законодатели, друзья по "меньшинству и оппозиции". И этот процесс, считаю, должен проходить под бдительным наблюдением Конституционного суда, президента и международных организаций. Кроме того, логично и обязательно, чтобы этот процесс был активизирован именно при новом Сейме, после выборов в 2008 году, как вопрос первоначальный и неотложный, а не "под занавес". Это ведь долгий, скрупулезный и важный вопрос.

Господин Кубилюс (вице-спикер парламента Андрюс Кубилюс, лидер оппозиции и партии "Союз отечества" - прим. ИА REGNUM) участвуя в дебатах неоднократно акцентировал: "это (выдача двойного гражданства без ограничений - прим. ИА REGNUM) хороший подарок России". Стремление делать подарки России - новость, достойная особого внимания и настороженности особенно в свете факта, что совсем недавно он же пытался инициировать подготовку и осуществление антироссийской программы ("Стратегия по сдерживанию России" - прим. ИА REGNUM). Президент Литвы неоднократно обращался к политикам с просьбой более ответственно относиться к своим заявлениям и эмоциям - не помогло, не услышали, что в последнее время участилось. Может спросить у самой России - нужны ли ей "подарки от Кубилюса"? Вспоминается мудрость, что та же клубника, предложенная из грязных рук и с блестящей тарелочки, обретает разный вкус. Поэтому - по вопросу гражданства - только референдум и независимо от того, надо ли менять Конституцию или нет. И нужны не скорые и истерические изменения в действующих законах о гражданстве, а подготовка новых демократических и современных законодательных актов. Сама процедура получения гражданства, конечно же, требует корректив. Необходимость поправок в соответствующие законы уже определена Конституционным судом Литвы.