Ведомости

Бизнес-пенсия

Крупный бизнес готов участвовать в пенсионном "нацпроекте". "Ведомости" узнали, что сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) объявит: работодатели могут софинансировать добровольные пенсионные отчисления работников так же, как государство. Взнос работодателя РСПП предлагает освободить от соцналога (ЕСН), прежние обязательства компаний по уплате ЕСН с других выплат в пользу работника сохраняются, так что бюджет ничего не потеряет. В июне спикер Госдумы Борис Грызлов уже докладывал Путину об идее привлечь работодателей. Но единороссы предложили уменьшить ЕСН, который уплачивают компании с других платежей работнику, на сумму добровольного взноса компании. Путин заметил, что тогда источником денег будет государство. Нынешняя редакция этой идеи чиновникам нравится больше. "Концепция правильная, прекрасно, что добровольный взнос не удвоится, а утроится", - говорит источник, близкий к администрации президента. Однако он против больших налоговых льгот.

Отказался от $250 млн

Требования Генпрокуратуры будут стоить Рустаму Тарико от 6,2 млрд до 6,7 млрд руб. Столько недосчитается его банк "Русский стандарт" в результате отмены комиссий по уже выданным кредитам. Это 60% его чистой прибыли за первое полугодие. Для компенсации потерь банку надо не только увеличивать кредитный портфель, но и повышать ставки, предупреждают эксперты. Этим банк и занимался последние полгода. За счет отмены комиссий кредиты стали более дешевыми для заемщиков, но процентная ставка возросла: по кредитам в магазинах - почти вдвое до 40% годовых. По кредиткам она зависит от использования карты (оплата покупок, снятие наличных) и варьируется от 18% до 36% вместо 19%. Именно карты обеспечивают банку основной доход. К июлю задолженность по ним составила 87,1 млрд руб., а прибыль - 10,7 млрд руб. По потребкредитам цифры куда скромнее: портфель - 80 млрд руб., прибыль - 2,4 млрд руб. Доход от кредитов вдвое сократился, а от карт - вдвое увеличился. (Также "Коммерсантъ" Банки уходят в ноль)

Кризис не помеха

В ближайшие четыре месяца ВТБ рассчитывает занять $5 млрд. Проблем с ликвидностью у банка нет, он лишь хочет увеличить объемы кредитования, уверяют в ВТБ. Сумма в $5 млрд не кажется абсолютно нереалистичной, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. ВТБ - заемщик первого эшелона, добавляет аналитик "Тройки Диалог" Александр Кудрин, и проблем с привлечением средств возникнуть не должно. Но если займы будут отменены, то это не станет крахом для банка, просто кредитный портфель будет расти меньшими темпами. Сейчас пятилетние еврооблигации ВТБ торгуются с доходностью 6,5%, российские облигации - 7%, констатирует Кудрин. По такой доходности банк не сможет разместить крупный выпуск облигаций ВТБ, уверен Галкин, - в текущей конъюнктуре инвесторы потребуют значительную премию за первичное размещение. ВТБ ожидает, что стоимость фондирования возрастет на 100 б. п., и постарается переложить эту нагрузку на клиентов, рассказывает Кудрин. Но он не считает, что это скажется на конкурентных преимуществах ВТБ: удорожание денег затронет все банки и, соответственно, все компании. (Также "Коммерсантъ" ВТБ не останавливается на достигнутом)

Наследники РАО

В ходе реформы РАО "ЕЭС России", которое должно быть ликвидировано в середине 2008 г., значительная часть генерирующих активов достанется считанному числу игроков - "Газпрому", "Комплексным энергетическим системам" (КЭС) и "Норильскому никелю". Председатель правления НП "Администратор торговой системы" (АТС) Дмитрий Пономарев признал вчера, что "определенные риски" в связи с этим возникают, и пообещал, что возможности злоупотребления монопольным положением будут проанализированы более детально. Крупнейшим после государства игроком станет "Газпром". Он уже контролирует "Мосэнерго" и до ликвидации РАО должен получить еще 55% акций ОГК-2 и 52% акций ОГК-6 (до допэмиссии). Кроме того, "Газпром" и СУЭК собираются создать совместную компанию, в которую СУЭК намерена внести свои доли еще в двух энергокомпаниях - кузбасской ТГК-12 и енисейской ТГК-13; когда ТГК будут проводить размещение акций, эти доли могут быть доведены до контрольных. Проблема появления новых монополий после завершения деятельности РАО ЕЭС существует и ее надо решать через ужесточение антимонопольного законодательства, считает член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников. РАО, по его словам, ожидает, что на рынке будут присутствовать и российские, и зарубежные компании, в том числе Enel, Fortum и др.

IT-приписки

Аналитическая компания IDC скорректировала методику оценки российского рынка IT-услуг и обнародовала новые данные по выручке компаний. Аналитики пришли к выводу, что большинство российских IT-компаний завышают данные по выручке от продажи услуг. Девять из 25 крупнейших игроков завышают показатели на 25% или менее, остальные - на 25-125% и выше. Компании с выводами IDC не соглашаются и сомневаются в корректности ее методики. Среди компаний, в наибольшей степени завысивших доходы, - те, бизнес которых тяготеет к корпоративным поставкам оборудования, отмечает директор по маркетингу компании "АйТи" Дмитрий Ведев: "Это не вина, а беда российского рынка, что бизнес по созданию IT-инфраструктуры записывается в графу IT-услуг, хотя доля поставок оборудования в нем более 50%".

Suzuki за $10 000

Suzuki на заводе в Санкт-Петербурге хочет выпускать дорогой внедорожник Grand Vitara. Но этого мало, чтобы завоевать российский рынок, поэтому дешевые машины для России автоконцерн хочет завозить из Индии. Их стоимость будет начинаться от $10 000, считают эксперты. Эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев предполагает, что свой "бюджетный" автомобиль Suzuki создала на базе автомобиля класса А - Alto или же по примеру своих конкурентов она представит специально разработанный для развивающихся стран автомобиль класса В. В первом случае новинка Suzuki может вытеснить с российского рынка Daewoo Matiz, ведь его продажи постоянно падают, говорит Бончев. Самой Suzuki в таком случае придется побороться с китайскими автомобилями, например с дешевым BYD Flyer. Если же Suzuki запустит в России машину класса В, то ей придется столкнуться с конкуренцией со стороны Renault Logan, Chevrolet Lanos и с другими "бюджетными" разработками иностранных автоконцернов, замечает Бончев. Для Suzuki такой шаг все равно оправдан. Новая машина помогла бы японскому концерну увеличить продажи в России, отмечает управляющий директор компании A. G. Capital Александр Агибалов.

Битва за Россию

Новый руководитель PSA Peugeot Citroen Кристиан Стреф обнародовал стратегию второго по величине автопроизводителя Европы на 2010-2015 гг. За ближайшие четыре года компания выпустит 53 новые модели, операционная прибыль должна достичь 6%, а продажи в 2010 г. - 4 млн шт., из них 100 000 - в России. Прежний босс PSA Жан-Мартен Фольц планировал, что 4 млн машин компания продаст в 2006 г. Получилось лишь 3,37 млн. Российские планы PSA кажутся аналитикам излишне смелыми, ведь пока компания далека от заявленных темпов роста продаж. За первое полугодие 2007 г. продажи иномарок в России выросли на 71% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Peugeot увеличила сбыт на 55% (с 6335 до 9875 машин), а продажи Citroen и вовсе упали (с 5143 до 4977).

Коммерсантъ

Премьер войдет в валютные коридоры

Российский фондовый рынок становится все более весомым политическим фактором. Сегодня премьер-министр Михаил Фрадков посетит Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ), а затем выступит со вступительным словом на совещании в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Это первый визит чиновника такого ранга на биржу с 1994 года и первая встреча премьера с участниками рынка. Участники рынка выдвигают несколько причин визита Михаила Фрадкова на ММВБ. Первая - популяризация фондового рынка. Экс-глава РТС Олег Сафонов напоминает, что после серии "народных IPO" о необходимости повышения финансовой грамотности населения говорили президент Владимир Путин и глава МЭРТа Герман Греф. Вторая причина - аппаратная. До прихода в ФСФР Владимир Миловидов занимал должность помощника Михаила Фрадкова. "О своих планах организовать встречу крупных игроков российского рынка с премьер-министром Миловидов говорил еще в кулуарах на конгрессе Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) этой весной, - вспоминает руководитель крупной инвесткомпании, - думаю, ему было важно сдержать это обещание". В то же время участники рынка считают, что, посещая только ММВБ, премьер-министр дает понять, какая биржа является основной торговой площадкой в России.

ЕГАИС разберут на модули

Научно-технический центр "Атлас", потративший около двух лет на разработку и внедрение системы ЕГАИС (с ее помощью алкогольная отрасль учитывает произведенную продукцию с 1 июля прошлого года), утверждает, что так и не получил вознаграждение за свою работу. Услуги "Атласа" по разработке программного обеспечения могут стоить до $20 млн. В случае если центр не получит этих денег, он может отозвать действующие модули ЕГАИС, а предприятиям придется внедрять систему заново и с новым разработчиком. Между тем отрасль уже потратила на ЕГАИС около $290-300 млн.

Электричество оставлено на милость погоды и "Газпрома"

Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (НП АТС) вчера подвело итоги года работы новой модели энергорынка. Главный вывод - на цену электричества на свободных торгах влияют прежде всего погода и цена на газ. Авторы энергореформы и основатели НОРЭМа скупы на прогнозы. "Пиковые скачки цены обусловлены объективными факторами: аномально жарким летом, следовательно, снижением водности и выработки энергии на ГЭС, ремонтными кампаниями ГРЭС и АЭС, а также скачком цены на сверхлимитный газ - в августе его цена выросла сразу на 60%, но случаев манипулирования ценой не было", - рассказал вчера глава АТС Дмитрий Пономарев. Дать прогноз будущих цен он отказался, однако заметил, что глубина либерализации рынка на этом фоне - один из последних факторов, влияющих на цену. Член правления РАО "ЕЭС России" Юрий Удальцов считает, что главным ограничителем цены энергии может стать только строительство новых мощностей.

ОГК-2 оценили на четверть выше рынка

ОГК-2 в октябре разместит акции и GDR в России и Лондоне. В целом инвесторам будет предложено 31% акций компании. По неофициальным данным, банки -организаторы IPO предварительно оценили ОГК-2 в $5 млрд без учета допэмиссии -- на 25% выше текущей рыночной стоимости. Однако аналитики считают ОГК-2 самой недооцененной компанией на рынке и полагают, что даже при такой цене IPO будет успешным. От продажи акций допэмиссии ОГК-2 намерена выручить 42 млрд руб. (около $1,6 млрд). Deutsche Bank оценил ОГК-2 в $4,9-6,2 млрд. По данным источников Ъ в банковских кругах, банки-организаторы уже начали ознакомление инвесторов с компанией накануне road show, которое закончится в октябре. Предварительно, по словам собеседников Ъ, банки оценили ОГК-2 в $5 млрд без учета допэмиссии. Вчера на РТС капитализация компании составляла $3,87 млрд.

Российская газета

Триллионы на рельсы

Правительство страны намерено 6 сентября рассмотреть проект программы стратегического развития железнодорожной отрасли. Об этом на встрече с главой государства сообщил глава ОАО РЖД Владимир Якунин. "Смысл программы заключается в том, чтобы к 2030 году "расшить" все болезненные места в этой отрасли, решить проблему износа основных фондов и проблему прокладки железнодорожных магистралей к основным точкам экономического роста в стране", - заявил он. При этом Якунин объяснил, что на плечи государства ляжет лишь четверть расходов, а все остальное вложат разные компании и предприятия. Владимир Путин заметил, что конечная цель программы - улучшение качества обслуживания железными дорогами. "Все эти вопросы заложены в программе", - заверил Якунин. Он пояснил, что с точки зрения программы социально экономического развития России, будут обеспечены все потребности экспортно-импортных операций и рост ВВП.

РБК-Daily

Труба осиротеет

В ближайшие дни глава "Транснефти" Семен Вайншток может покинуть свой пост. По словам источника в компании, ее президент, выступая в конце прошлой недели перед коллективом, заявил: он надеется, что отмечавшийся в выходные День нефтяника - последний, который он празднует вместе с сотрудниками компании. Однако в правительстве утверждают, что Владимир Путин не отпускает на покой главу "Транснефти". Эксперты полагают, что Вайншток останется на своем месте как минимум до окончания строительства первой очереди ВСТО. Среди возможных претендентов на пост президента "Транснефти" участники рынка называют первого вице-президента компании Владимира Калинина, пришедшего вместе с самим Вайнштоком из ЛУКОЙЛа, и даже главу Минпромэнерго Виктора Христенко. Кроме того, говорят, что заменить Вайнштока мог бы ставленник Вагита Алекперова, учитывая, что именно он первым предложил поддержанную ныне Владимиром Путиным идею объединения "Транснефти" и "Транснефтепродукта".

Под крылом Сочи

Пока девелоперы делят землю в Сочи, соседние курортные города также пытаются заработать на предолимпиадной лихорадке. Первым в ситуации сориентировался Геленджик и стал активно предлагать инвесторам проекты по строительству гостиниц и курортных комплексов. Да и сами инвесторы, столкнувшиеся с дефицитом земли в Сочи, готовы осваивать другие черноморские курорты: на прошлой неделе компания Swiss Realty Group объявила о проекте неподалеку от Геленджика стоимостью свыше 1 млрд долл. Привлекательности застройке добавляет строительство в городе аэропорта, а также его близость к Новороссийску, будущему крупному транспортному узлу на юге России.

Спамеры добрались до "Роснефти"

Вчера в Интернете появилось сообщение о сделке "Роснефти" с американской James Monroe Capital Corp. (JMCC). В нем утверждается, что госкомпания продала компании три месторождения, прежде купленных у ЮКОСа. "Роснефть" эта новость откровенно удивила. Эксперты считают, что госкомпания стала очередной жертвой тех, кто пытается влиять на котировки небольших зарубежных компаний, рассылая сообщения по Интернету. "Возможно, таким образом инвесторы JMCC пытались привлечь внимание к акциям компании", - предполагает аналитик ИК "Ак Барс Финанс" Александр Блохин. "Спамеры рассчитали верно: "Роснефть" уже начала распродавать непрофильные активы ЮКОСа", - предполагает аналитик ИК "Финам" Константин Рейли.

Финам

В текущем году производство электроэнергии в РФ может достигнуть рекордного уровня

Энергетическая стратегия России предполагает увеличение производства электроэнергии до 2020 года на 30-50%. При этом доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, возрастет к этому периоду в два раза. Доля атомной энергетики в энергетическом балансе страны вырастет с сегодняшних 15% до 24%. Увеличение производства электроэнергии обусловлено поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным задачей вдвое увеличить ВВП страны в течение 10 лет. В 2007 году производство электроэнергии в России может достигнуть рекордного уровня. До этого максимальный уровень производства был отмечен в 1992 году - 1008 млрд. кВт ч. С тех пор годовая выработка электроэнергии никогда не переходила за рубеж 1 трлн. кВт ч. В I полугодии текущего года производство электроэнергии составило 506 млрд. кВт ч. В мае-июне рост энергопотребления повысился до 4,3% в годовом исчислении. Если такой темп роста энергопотребления сохранится до декабря, то суммарный уровень производства в 2007 году превзойдет рекордное значение пятнадцатилетней давности.

Риски российских банков: Анализ чувствительности к ключевым факторам риска

28 августа ЦБ РФ опубликовал итоги развития российского банковского сектора в 1-м полугодии 2007 г. По итогам января-июня рост активов составил 22,5% к началу года и 50% - год к году. Во 2-м квартале ускорился рост кредитования (без МБК), в результате по итогам 1-го полугодия динамика показателя опережает прошлогоднюю. Тем не менее, пока еще рост кредитования отстает от динамики активов из-за того, что два крупнейших системообразующих банка (Сбербанк и ВТБ), проведя крупные размещения допэмиссий акций, временно разместили большую часть привлеченных средств в ценные бумаги. После зимней паузы постепенно оживает активность банков в кредитовании населения - во 2-м квартале объем кредитов физлицам увеличился на 14,3% после 8,4% в январе-марте. Доля розничных кредитов в кредитном портфеле увеличилась с 21,9% на начало года до 22,8%. В годовом выражении кредиты населению увеличились на 68%, однако динамика постепенно замедляется - с начала года рост составил 24% против 29% в 1-м полугодии 2006 г.

НЛМК планирует усилиться в сегменте металлоцентров

По слухам, компания намерена использовать благоприятную конъюнктуру, позволившую ей увеличить свои денежные потоки, для дальнейшей вертикальной интеграции бизнеса. В частности, речь идет о покупке одной или нескольких сетей сервисных металлоцентров, которые позволят Новолипецкому комбинату снизить его риски на рынке плоского проката. Дело в том, что на Западе 80% такой продукции продается именно через металлоцентры, в России тоже имеет место тенденция по увеличению их доходов. По некоторым данным, предложение о покупке от НЛМК получили такие компании как "Инпром", "Сталепромышленная компания", "Балтийская металлургическая компания", "Меркаби" и ряд других. Источники сообщают, что Новолипецкий намерен инвестировать в данный сегмент до 500 млн. долларов.

МАННГО вместо ОПЕК: Производители газа будут объединяться

Создание "газовой ОПЕК" откладывать нельзя. Несмотря на крайне негативную реакцию западного сообщества, эта организация должна появиться. Таковы основные выводы, к которым пришли участники состоявшейся сегодня в Москве встречи экспертов Российского газового общества и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. В Москве идею создания группы газовых экспортеров сочли "интересной", но, как заявил президент Владимир Путин, он не видит её в форме картеля. Глава государства отметил, что производители углеводорода должны координировать свои действия, как делают это страны-потребители в рамках, например, Международного энергетического агентства (МЭА). В ходе сегодняшней встречи эксперты отмечали, что, действительно, о картеле речи идти не должно. Скорее, необходимо создание общественной организации, которая от имени производителей участвовала бы в диалоге со странами-потребителями углеводородов. При этом в круг обсуждаемых вопросов должны входить и вопросы энергобезопасности. (Также ИноСМИ Появится ли всемирный газовый картель? ("Latvijas Avize", Латвия))

Би-би-си

Орловский губернатор судится с пенсионером

Во вторник в Орле начался суд над 71-летним Петром Гагариным по иску губернатора Орловской области Егора Строева, обвиняющего пенсионера в экстремизме. Гагарину грозит до трех лет лишения свободы. Прокуратура предъявила пенсионеру обвинения по статье "Оскорбление представителя власти и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности". Конфликт между пенсионером и губернатором начался 20 января, на митинге против роста цен на услуги ЖКХ. Тогда пенсионер в резких выражениях высказал свое отношение к губернатору Орловской области Строеву. Губернатор написал письмо в прокуратуру о том, что на митинге "звучали публичные оскорбления в адрес государственной власти", а гражданин Гагарин Петр Дмитриевич "допускал оскорбительные высказывании, унижающие честь и достоинство" и содержащие "угрозы жизни" губернатора.

Eurostar приблизил Лондон к Парижу

Во вторник первый поезд Eurostar совершил путешествие из Парижа в Лондон по новой скоростной линии, которая будет открыта для пассажиров 14 ноября. Время в пути между столицами Франции и Британии составило рекордные для Eurostar 2 часа 3 минуты. Скорость движения поездов на новой линии достигла 300 км/ч, чт в полтора раз апревышает скорость обычных поездов в Британии. С 14 ноября поезда Eurostar будут прибывать из Парижа не на лондонский вокзал Ватерлоо, а на вокзал Сент-Пэнкрас. Запуск новой линии и перестройка вокзала в Лондоне обошлось в 5,8 млрд. фунтов (около 11,6 млрд. долларов). Высокая стоимость проекта объясняется дорогостоящими инженерными работами: новые железнодорожные пути для Eurostar прокладывали над рекой Медуэй и над Темзой. Об изменении цен на билеты на Eurostar не сообщается.

Суд вынес приговор диспетчерам Skyguide

Швейцарский суд признал четверых сотрудников авиадиспетчерской фирмы Skyguide виновными в халатности, приведшей к смерти 71 человека при столкновении двух самолетов в 2002 году. "Подсудимые виновны в непредумышленном убийстве людей", - заявил судья Райнер Хохлер, зачитывая один из приговоров. Трое обвиняемых приговорены условно к 12 месяцам тюрьмы. Четвертый авиадиспетчер должен заплатить штраф. Еще четверо сотрудников Skyguide, также бывших на скамье подсудимых, оправданы. Трагедия произошла в ночь на 2 июля 2002 года, когда над Боденским озером на юге Германии столкнулись грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании DHL и Ту-154 "Башкирских авиалиний". Погибли два пилота "Боинга" и 69 человек, находившихся на борту российского лайнера. Его пассажирами были в основном дети, летевшие из Уфы на отдых в Испанию. В момент столкновения воздушным движением в небе над Боденским озером управляла Skyguide.

ИноСМИ

Финляндия: Условия торговли с Россией диктует история ("The Financial Times", Великобритания)

По данным Банка Финляндии, финский экспорт в Россию в этом десятилетии увеличивается на 25 процентов в год. Главными его статьями являются электрическое и электронное оборудование, такое как мобильные телефоны, станки, машины и химическая продукция. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Согласно оценкам, около 25 процентов финского экспорта на самом деле является реэкспортом, то есть товарами, произведенными в какой-то другой стране, а затем ввезенными в Россию через Финляндию. Суть всего этого заключается в том, что страны мира используют Финляндию в качестве коридора для своих товаров на пути в Россию, потому что она имеет относительно хорошо функционирующую пограничную систему по сравнению с Прибалтикой, хотя очереди из грузовиков на ее границах растягиваются на 50 километров, а дороги постоянно загружены. Экономические выгоды для Финляндии от такой реэкспортной торговли довольно невелики, если говорить о занятости населения и развитии бизнеса. Финское министерство внешней торговли и Финско-Российская торговая палата выделяют несколько препятствий на пути торговли. К ним они относят медлительность, непредсказуемость и противоречивость в работе российской таможни. Примером могут служить 'непонятные и неожиданные изменения в документации, которую необходимо оформлять для таможенной очистки'. К прочим проблемам относятся высокие таможенные пошлины и технические барьеры на пути торговли, такие как российские требования по сертификации, которые отличаются от международных стандартов. Вполне понятно, что огромный экономический потенциал торговли с Россией играет для Финляндии роль успокоительного лекарства, когда она сталкивается с такими проблемами, хотя спрятаться от них она никак не сможет.

Будет ли реформирован МВФ? ("Inter Press Service", Италия)

Европа и Россия вступили в соперничество по вопросу о том, кто возглавит Международный валютный в ситуации, когда со стороны развивающихся стран раздаются требования реформировать правила МВФ, с тем чтобы и у них в будущем появилась возможность выставлять своих кандидатов на этот пост. Два кандидата - Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn), бывший французский министр финансов, номинированный Европейским Союзом, и Йозеф Тошовский (Josef Tosovsky), бывший председатель центрального банка и бывший премьер-министр Чешской Республики, номинированный Россией, - зарегистрированы в качестве кандидатов на пост управляющего директора МВФ, сообщил управляющий совет фонда поздно вечером в пятницу. В течение месяца с кандидатами будут проведены собеседования в Вашингтоне, говорится в заявлении МВФ. Почти все наблюдатели считают, что г-н Тошовский проиграет. Однако даже и в этом случае его кандидатура подчеркивает потребность в реформах, особенно если чеха поддержит значительное число развивающихся стран. Эти страны имеют почти треть голосов в управляющем совете МВФ, по сравнению с третью голосов, принадлежащих Европе и примерно 17% - США. Кроме всего прочего, г-н Стросс-Кан является весьма спорным кандидатом. Влиятельная британская газета The Financial Times, в своей передовице на прошлой неделе выступила с резкой критикой француза, назвав его 'человеком, который не обладает достаточной квалификацией, и не является легитимной кандидатурой'.

Остановка каспийского проекта грозит нефтяным гигантам новыми политическими бедами ("The Financial Times", Великобритания)

Когда делегация в составе руководителей пяти крупнейших в мире нефтяных компаний во главе с итальянской Eni прибыла на прошлой неделе в Казахстан, чтобы попытаться разрешить спор по поводу гигантского Кашаганского нефтяного месторождения, ее ждала новость о том, что правительство остановило разработку на основании экологических претензий и начало следствие по делу о якобы имевших место фактах уклонения от уплаты налогов на ввозимое оборудование. Такое начало не предвещало ничего хорошего тем 'дружественным переговорам', которые глава Eni Паоло Скарони (Paolo Scaroni) намеревался провести о перспективах Кашагана. Казахстан, недовольный ростом затрат и продлением сроков освоения месторождения, требует изменения условий сделки. Для крупнейших нефтяных компаний Запада, которые могут оказаться на обочине, будучи оттесненными агрессивными государственными нефтяными корпорациям, Кашаган является важным плацдармом в многообещающей северной части Каспия, где доминируют Казахстан и Россия. Европейский Союз на прошлой неделе предупредил о том, что вмешается, если в Кашаганском проекте будут нарушаться права инвесторов. Аналитики говорят, что Eni, которая поставила все свое будущее на Кашаганское месторождение, сама виновата в произошедшем, потому что когда в 2001 году она выиграла долгожданное право стать оператором проекта, компания наобещала больше, чем могла сделать. Президент консалтинговой фирмы по нефтедобыче Gordon Energy Solutions Ричард Гордон (Richard Gordon) говорит: "Eni слишком оптимистично говорила о затратах и сроках освоения месторождения, в связи с чем появились неоправданные надежды и ожидания. А теперь ей приходится расплачиваться, что довольно болезненно".