Киргизский эксперт по вопросам национальной и региональной безопасности Леонид Бондарец ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM в Бишкеке.

ИА REGNUM: Каковы возможные варианты развития событий нынешней осенью в Киргизии?

Объединенный фронт "За достойное будущее Киргизии", организовавший последние апрельские митинги, брал тайм-аут на время подготовки и проведения саммита ШОС. И после окончания полевых уборочных работ он попытается взять реванш. Об этом неоднократно заявлял его лидер Феликс Кулов. Однако трудно сказать, наберет ли он достаточно сторонников, и в какую форму выльются его выступления. В апреле его не поддержали неправительственные организации, подавляющее большинство которых существует на западные, в основном, американские деньги. Думается, что в случае начала акций протеста ситуация повторится. Американцев вполне устраивает сегодняшнее, цепляющееся за авиабазу "Манас", правительство. Да и на саммите ШОС этот вопрос, вопреки ожиданиям, обошли стороной. Однако Феликса Кулова не поддержала и Россия. Его предложение о киргизско-российском союзе не нашло отклика. Китай выдерживает позицию невмешательства. Казахстану, вкладывающему в Киргизию немалые финансовые средства, нужен стабильный сосед.

Обеспечить внутреннюю поддержку протестных выступлений тоже нелегко. Разгон митинга в результате организованной провокации, преследование спецслужбами активных оппозиционеров, оставшееся без внимания западных борцов за права человека, наглядно показали, что власть ради самосохранения не остановится ни перед чем. Действующая Конституция дает президенту страны практически неограниченные права, которые непременно будут использованы для сохранения статус-кво. А недовольство складывающейся политической ситуацией и, соответственно, властью, еще не достигло того критического уровня, который заставляет не думать о последствиях неудачи. Кроме того, наиболее потенциально активные представители общества находятся в трудовой миграции. Условия, созданные в России и Казахстане, позволяют им поддерживать приемлемый жизненный уровень родных и близких. А это на сегодняшний день важнее политических разборок.

Еще один сдерживающий фактор - цели Объединенного фронта. В своей совокупности они не распространяются дальше смены власти. А это мы уже проходили два года назад. Действующая власть до сих пор не имеет реальной и детально продуманной политической, экономической, социальной программы, понятной обществу и способной объединить его для достижения заявленных целей.

Таким образом, ожидаемые протестные выступления "Объединенного фронта" вряд ли будут иметь достаточно массовый характер, чтобы изменить ситуацию.

ИА REGNUM: Что есть киргизская оппозиция сегодня? Возможно ли появление новых политических фигур?

Как таковой оппозиции, в хрестоматийном понимании этого термина, в Киргизии нет. Есть различные оппозиционно настроенные объединения, отдельные личности, группирующие вокруг себя сторонников, которые по различным причинам недовольны сложившейся ситуацией. Однако ни одна из этих оппозиционно настроенных сил не предложила альтернативную программу дальнейшего развития государства. Они преследуют разные, часто узкокорыстные, личные и корпоративные цели, которые иногда входят в противоречие друг с другом. Все это не позволяет им объединиться в конструктивную оппозицию и тем самым объединить вокруг себя значительную часть общества, чтобы иметь возможность успешно решать поставленные перед собой задачи.

Результаты деятельности сегодняшней "оппозиции" дискредитировали ее в глазах общества. И прошлогодние, и апрельские митинги этого года дали результаты, противоположные ожидаемым. Исполнительная власть не только укрепилась, но и утвердилась во мнении, что может применять силу против оппозиции. Поэтому в обществе сегодня востребованы новые политические лидеры. И они непременно появятся (спрос рождает предложения), и общество предоставит им кредит доверия. Вот только как они распорядятся этим кредитом - предугадать трудно.

ИА REGNUM: Если будут происходить оппозиционные выступления, что будет их главным лейтмотивом?

Если выступления возглавит Объединенный фронт, то их цели известны. Здесь, мне кажется, превалируют политические амбиции. Пока других политических сил, готовых выступить против существующей власти, не просматривается.

Однако, существуют предпосылки совершенно другого рода протестных выступлений, в основу которых лягут причины социально-экономического характера. Это, прежде всего, рост цен, в том числе на основные продукты питания. Подорожание пятисомой лепешки всего на 1 - 2 сома - это 20 - 40% роста ее стоимости. При этом заработная плата остается замороженной.

Обозначившиеся проблемы в гидроэнергетическом секторе ведут к перебоям с обеспечением населения светом и газом. Все это уже личные интересы каждого, вопрос выживания его и его семьи. Голод и холод - удобренная почва для возникновения массовых протестных выступлений. А опыт последних 2,5 лет утвердил в умонастроениях народа осознание того, что таким образом можно разрешить любую проблему. Главное, чтобы протестующих было как можно больше.

ИА REGNUM: Как вы считаете, насколько официальные экономические показатели развития Киргизии соответствуют действительности?

Официально экономический рост составляет 8%, что соответствует целям Стратегии развития страны. Но это статистика, которую Черчиль по степени достоверности информации ставил ниже лжи.

Если вникнуть в детали, картина предстает не столь радостной. Во-первых, отчет ведется от 2005 года, когда показатели роста имели отрицательное значение. Анализ ситуации за более длительный промежуток времени показывает, что роста фактически нет. Экономика только восстанавливается после потрясений. Во-вторых, рост экономики обеспечивается в основном за счет жилищного строительства и сферы услуг. При этом сфера услуг растет не за счет создания новых рабочих мест, а за счет повышения цен. Кроме того, приток инвестиций оценивается без учета оттока, который, по мнению специалистов, составляет до 60% поступающих средств. Высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, существующий фискальный режим, высокий уровень коррупции, отпугивают инвесторов. А это удар по Стратегии развития страны до 2010 года, финансовый дефицит которой, как заявлял министр финансов Акылбек Жапаров, составляет примерно 4 млрд долларов США.

О состоянии экономики, мне кажется, проще всего судить по рынку. Экономический рост при нормально развивающейся рыночной экономике должен неизбежно повышать уровень жизни населения, одним из показателей чего служит рост покупательной способности. Но если пройтись по рынкам Бишкека, можно увидеть, что цены на продукты питания по сравнению с 2004 годом по некоторым позициям выросли на порядок. И это в аграрной стране. И опять-таки, при замороженной заработной плате.

ИА REGNUM: Каковы направления внешнеполитической ориентации Киргизии? Откуда исходят основные угрозы?

Киргизия пытается проводить многовекторную внешнюю политику, развивать двусторонние отношения со всеми заинтересованными игроками в Центральной Евразии. Однако, что удавалось несколько лет назад, не удается сейчас. Это вовсе не означает, что Курманбек Бакиев хуже Аскара Акаева. Он как преемник власти придерживается того же курса. Но ситуация кардинально изменилась.

Явно обозначилась конфронтация между основными геополитическими игроками в регионе. США пытаются угрожать России (решение о размещении элементов ПРО вблизи российских границ) и Китаю (торговые санкции против Китая, чтобы заставить его ревальвировать национальную валюту и сократить огромный платежный дефицит). И Россия, и Китай в планах Пентагона числятся как потенциальные военные противники. Запад в целом в СМИ выражает откровенное недовольство ростом авторитета и значимости ШОС в мировой политике. Не остаются в долгу и оппоненты США. Китай предупредил, что может использовать свои золотовалютные резервы для защиты от американского давления на юань. Россия, начиная со знаменитого мюнхенского выступления Владимира Путина, при каждом удобном случае показывает неприятие внешнеполитической и внешнеэкономической политики Запада, особенно США. Критические выступления дополняются демонстрацией возросшей военной мощи.

В этих условиях остальные государства, заинтересованные в связях с Центральной Евразией, будут поддерживать политику тех или иных геополитических и геоэкономических тяжеловесов. Не пристав ни к одному берегу, можно оказаться за бортом мировых политических и экономических процессов. Предпосылки к этому уже созданы. Китай, нуждающийся в диверсификации маршрутов поставки энергоносителей, предпочел прокладывать газопровод из Туркмении через Казахстан, а не через Киргизию, не определившуюся, если судить по делам, а не декларациям, со своими внешнеполитическими приоритетами. И это не первый звонок. Как-то сами по себе затихли разговоры о киргизско-китайской железной дороге, решение о строительстве которой было принято еще в 2003 году. А строительство газопровода из Туркмении планируется завершить уже в 2009 году. Не спешат реализовывать совместные экономические проекты и другие партнеры и союзники Киргизии, отдавая предпочтение другим государствам региона. Таким образом, проявились симптомы экономической изоляции Киргизии. Если ситуацию не переломить сейчас, на начальной стадии ее негативного развития, в дальнейшем это неизбежно приведет и к изоляции политической. А это повод для внешнего давления и вмешательства. Например, тот же Иран может в отношении Киргизии реанимировать планы экспорта исламской революции.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете предложенную "национальную идею" Госсекретаря Адахана Мадумарова "Развитие через единство"?

Национальную идею невозможно искусственно сконструировать. Она формируется в процессе исторического развития. Опыт соседей и собственный опыт (попытка выработать национальную идею на заветах Манаса) показали несостоятельность подобного подхода. И потом, слово "национальная" воспринимается в негативном смысле. В Киргизии проживают представители более 80 наций и народностей. Поэтому уместно говорить об общенациональной идее.

Побуждает неприятие идеи и сам ее автор. Представители национальных меньшинств хорошо помнят его заявления о том, что Киргизия - общий дом для киргизов. Возможно поэтому сейчас среди лиц, принимающих решения, представители нетитульных наций - редкое исключение. Хотя по переписи 1998 года национальные меньшинства составляют примерно 40% населения страны.