"Вопрос о нагрузке школьников не так прост, как кажется. Если брать суммарную нагрузку по году, то она не намного больше, чем в других европейских странах", - заявил сегодня, 24 августа, корреспонденту ИА REGNUM научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров, комментируя высказывание главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко о необходимости сокращения учебных нагрузок российских школьников.

"Распределение этой нагрузки в течение года сильно отличается, - отметил Сабуров. - У нас очень длинные каникулы, из-за чего нагрузка концентрируется. А если учитывать не только учебную нагрузку в классе, но и ту, которая возникает, когда ребенок дома делает домашнее задание, то в общей сложности нагрузка получается совершенно чудовищная, и ни одна европейская страна с нами не идет в сравнение. Когда рабочий день ребенка достигает 10 часов, это полное безобразие. Это связано с перегруженностью базовых учебных планов и программ. Учебные планы перенасыщены совершенно ненужными сведениями, которые, в сущности, учениками не воспринимаются, да и учителя не так уж настойчиво требуют, чтобы дети все это запоминали".

"Я не торопился бы обвинять в этой ситуации государственные органы, - подчеркнул научный руководитель Федерального института развития образования. - Разрабатывают и экспертируют эти учебные планы академики Российской академии наук. Каждый академик желает, чтобы в школе готовили для него будущих аспирантов, и это огромная проблема. Я бы сказал, что общественность в лице РАН играет самую главную роль в этом изничтожении детей. Именно общественные советы, состоящие из заслуженных ученых, а не Министерство образования несет за это основную ответственность".

"Я не знаю, что имел в виду Геннадий Онищенко, говоря о биоритмах. Некоторые его рассуждения кажутся мне весьма странными, но то, что проблема эта существует, и она очень тяжела, это, безусловно, так. Не думаю, что здесь надо рубить сплеча, но если стали поступать очень серьезные негативные данные о состоянии здоровья учеников, то, может быть, общественности пора схватиться за голову и перестать устраивать скандалы по поводу того, что в школе чего-то не изучают? Я помню, как один университетский филолог ужасался тому, что из программы выкинули безумно пошлую декадентскую вещичку Горького "Песня о буревестнике". "Как можно выкинуть "Песню о буревестнике"? Ведь дети не будут знать, за что Горького называли "буревестником революции"...". А по-моему, как раз хорошо, чтобы дети уже наконец-то этого не знали!" - заявил Сабуров.

"По моему мнению, Министерство образования и Роспотребнадзор могут подтолкнуть общество к тому, чтобы оно задумалось об этой проблеме. Но проблемы образования никогда не бывают проблемами органов образования, - считает он. - Это всегда проблемы общества. Так и написано в Европейской хартии. Родительская общественность ведет себя в данном случае тоже не очень хорошо. Сначала они жалуются на то, что ребенок перегружен, а потом сами заявляют: "В школе ничему не учат! Надо учить еще больше! Дети не знают того, что мы знали". Ну и пусть не знают! Родители совершенно не думают о том, что они сами не знают 90 процентов того, что знает их ребенок".

"Объем информации все время растет. Механически наращивать содержание учебных планов уже невозможно. Но ключевая проблема состоит в том, что традиционное информационное образование вообще устарело. Пришло время перестать впихивать в детей бесконечные сведения, а учить их тому, где найти нужную информацию. Кстати, игровой подход к обучению начали разрабатывать именно в нашей стране, но сейчас он с удовольствием принят в других странах, а у нас продолжается террор перенасыщенных программ. Сейчас идет работа над новыми государственными стандартами, но не думаю, что они в этом смысле будут отличаться от действующих. К сожалению, продолжается все та же рутина. Их разработкой занимаются те же люди. По-моему, самое серьезное внимание надо обратить не на министерство, которое этим не занимается, а на Российскую академию образования и Российскую академию наук, которые просто вытирают ноги о детей," - заключил научный руководитель Федерального института развития образования.