ПОЛИТИКА

"Бывало, перебегали тайно, а теперь переходят со знаменами", - центральная публикация в "Вечерней Казани" 31 июля. "Впору вводить термин для явления последних лет - "новые чиновники", - пишет "ВК". - Объединяет их наличие бизнес-опыта и отсутствие опыта госслужбы. Похоже, обозначился некий тренд, аналога которому в богатой истории России до сих пор не было. В самом конце минувшей недели в Татарстане был назначен новый министр транспорта и дорожного хозяйства. Им стал Ильдус Фасхутдинов, до этого - заместитель Айрата Шаймиева, гендиректора ОАО "Дорожный сервис РТ". Новый министр по уровню своей непубличности - абсолютный рекордсмен, до самого дня назначения не "засветился" информационно ни разу, и в пятницу, уже накануне его официального представления, сервисы интернета при попытке поиска хоть какой-нибудь информации о его персоне отвечали: "Не найдено ни одного документа, соответствующего запросу". Однако и двое других новичков, появившихся в июле 2007-го на уровне управления республикой, не похожи на тех, кто прежде становился министрами. Минпромторг РТ возглавил Александр Когогин, гендиректор и совладелец одного из акционерных обществ, а управляющим Пенсионным фондом России по РТ стал Марсель Имамов, до этого - один из крупных менеджеров частной страховой компании, причем московской (одним из ее основателей был Михаил Зурабов). Необычность в том, что ни тот, ни другой, ни третий до этого никогда не работали на госслужбе".

"Готовимся к Съезду народов Татарстана", - официальная газета "Республика Татарстан" 1 августа. "Более 700 делегатов и 300 гостей, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, станут участниками II Съезда народов Татарстана, который в соответствии с Указом Президента РТ пройдет 3 ноября этого года в Казани, - пишет "РТ". - Руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин провел заседание организационного комитета, на котором рассмотрены первоочередные задачи, связанные с подготовкой и проведением форума. "Каждый человек в нашей республике, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, должен чувствовать себя комфортно и уютно. Для нас это чрезвычайно важная задача", - отметил Фарид Мухаметшин, говоря о главной цели съезда. Он напомнил, что I Съезд народов Татарстана состоялся в Казани пятнадцать лет назад и сыграл исключительно важную роль в объединении народов, проживающих на территории республики, сблизил власть и граждан. - Представители народов, населяющих республику, ждут этого съезда, чтобы поднять на нем вопросы, которые власть должна будет учитывать в своей текущей и перспективной деятельности, - отметил он. - Подготовка к проведению представительного форума должна идти открыто, публично и гласно. Фарид Мухаметшин уточнил, что важную роль в этом будет играть активность СМИ".

ЭКОНОМИКА

"Буханка хлеба будет стоить, как литр бензина?", - задается вопросом "Время и деньги" 2 августа. "Благие намерения были у Союза хлебопроизводителей и правительства РТ: не поднимать цены на хлебобулочные изделия до нового урожая в среднем более чем на рубль, - пишет "ВиД". - Однако уборка зерновых в республике еще и не началась, а буханки и батоны подорожали в среднем на 2,5 - 3 рубля. Скачок розничных цен на хлеб произошел за последние две недели. Причем продавцы переписывали ценники на хлебобулочные изделия даже после того, как президент Шаймиев заявил, что оснований для подорожания хлеба нет, так как в республике достаточно запасов зерна. В минувшую субботу (28 июля - прим. ред.) поднялись цены не только на булочки и батоны, но и на ржано-пшеничный хлеб. Например, буханка "Новоподового" дешевле 13 рублей уже не продавалась, а ведь в конце мая она стоила 10 рублей 40 копеек. Хлебный ажиотаж возник в Казани, как только в южных регионах приступили к уборке зерновых. В Ростовской области, где этим летом случился неурожай, закупочная цена тонны пшеницы третьего класса достигла рекордной отметки - 6,5 тысячи рублей. По данным российских СМИ, рост цен наблюдается сейчас во всех регионах страны. Правда, эксперты считают, что дело не только в самих хлебопроизводителях. В последнее время инфляция превысила плановые показатели из-за увеличения в стране денежной массы в связи с ростом мировых цен на нефть, соответственно, стал дорожать бензин. Рост цен на зерно, а также масличные культуры (подсолнечник, рапс) повлек подорожание не только муки и растительного масла. Цены подскочили на макароны, вермишель и даже на крупы - в среднем на 15 - 20 процентов. Молодая картошка на рынках города продается по 30 - 35 рублей за килограмм, лук нового урожая, капуста и морковь - по 25 - 30 рублей. А в последние дни подорожали на 10 - 15 процентов помидоры, огурцы и даже старая картошка. Того и гляди дойдет очередь до яиц и мяса птицы, а за куриными яйцами подтянутся кондитерские изделия".

"В Татарстане - первое повышение цен на горючее. В этом году", - "Известия Татарстана" 3 августа. "На этой неделе в Татарстане впервые в этом году зафиксирован рост цен на автомобильное топливо, - пишет издание. - Небольшой, но зато почти на все его виды: на большинстве АЗС дизтопливо подорожало в среднем на 20 копеек до 17 руб./литр, 80-й бензин - на 30 (его литр теперь стоит 16 руб.), а самый ходовой 92-й прибавил в цене сразу полтинник и теперь продается за 19 руб./л. Лишь 95-й остался на прежнем уровне - 20,5 руб./л. Так что прокорм обычного автомобиля для некоторых автовладельцев делает его все ближе к категории "роскошь", подлинная же автороскошь - неизменна... Тем более что для прибылей АЗС повышение цены на "премиум" не сделало бы погоды: на его долю приходится лишь десятая часть реализуемого в Татарстане автомобильного топлива. Прибыльную погоду делает как раз 92-й (более 40 процентов спроса), вот он и дорожает больше других. Повышение цен на автозаправках, как обычно, произошло по всей республике практически одновременно".

"АК "Татарстан" планирует пополнить авиапарк самолетами Sukhoi Superjet-100", - заголовок статьи в "Коммерсанте-Волга-Урал" 1 августа. "ОАО "Авиакомпания "Татарстан"" планирует приобрести 8 региональных самолетов Sukhoi Superjet-100, сообщил генеральный директор компании Магомед Закаржаев, - пишет Ъ. - По его словам, с этой целью месяц назад был подписан соответствующий протокол о намерениях с ОАО "Финансовая лизинговая компания". Срок поставки самолетов - 2010-2012 годы. Первые три машины авиакомпания планирует получить в 2010 году. Магомет Закаржаев сообщил, что контракт может быть подписан, когда будут готовы первые самолеты. В настоящее время авиакомпания располагает 20 воздушными судами, в том числе Як-42, Як-40, Ту-154, Ту-134, Ан-24. Кроме того, "Татарстан" арендует три Ил-86 и два Ту-154М. В ноябре 2006 года Правительство Татарстана внесло 100 процентов акций авиакомпании в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Нур-Авиа", в котором республике принадлежит 25,01 процента акций, ООО "Нур-1" (Казань, материнская компания группы "Нур") - 74,99 процентов".

"Российская газета - Волга - Урал" 3 августа: "Татарстан затевает большой ремонт". "Республика намерена участвовать в федеральной программе, согласно которой Татарстану из Фонда содействия реформированию ЖКХ может быть выделено на капитальный ремонт и переселение жителей из аварийного жилья 6,5 миллиарда рублей, - пишет "РГ". - Такое же количество расходов согласно закону приходится и на бюджет РТ. Ответственность за своевременное оформление документов, равно как и разработку локальных программ, необходимых для получения средств из федерального фонда, премьер-министр РТ Рустам Минниханов возложил на плечи глав муниципального самоуправления. В полной мере руководители территорий должны предоставить требуемое до середины августа - иначе участие республики в федеральной программе под сомнением".

ОБЩЕСТВО

"В светлое будущее возьмут не всех", - публикация в "Вечерей Казани" 1 августа. "На очередном "кластер-классе" в кабмине, который во вторник (31 июля - прим. ред. ИА REGNUM-ВолгаИнформ) вечером провел первый вице-премьер Равиль Муратов, выяснилось, что в ходе запуска процесса кластеризации профессионального образования в республике уже появились и победители, и проигравшие, - пишет "ВК". - Выигравшими, без сомнения, следует считать четыре профучилища, ставшие победителями всероссийского конкурса, за что каждое из них получит 30 миллионов рублей из федеральной казны и еще столько же - от Татарстана. Кроме них в отраслевые образовательные кластеры (финансируемые предприятиями и государством пирамиды с профлицеями в их основании, техникумами посередине и вузами на вершине) на сегодняшний день "твердо вошло" еще 21 начальное профессиональное образовательное учреждение. Судьба остальных 70 профучилищ и лицеев пока еще неясна, хотя большая часть из них непременно будет включена в один из 14 кластеров, но первый неудачник уже известен. Это - челнинское ПУ-64, которое вместе с ПУ-57 много лет снабжало своими выпускниками КамАЗ. По словам Муратова, когда его директору сообщили, что 57-е училище в машиностроительный кластер (куда из вузов входят КАИ и КамПИ) возьмут, а 64-е не смогут, женщина не смогла сдержать слез разочарования. И в самом деле, было от чего расстроиться, ведь декларируется, что преподаватели тех образовательных учреждений, которые "возьмут", будут получать зарплату в 9 - 10 тысяч рублей. Причем это только для начала, поскольку по указанию Шаймиева их зарплата не должна составлять менее 80 процентов от средней по республике, а она, как мы знаем, постоянно растет".