Большинства объектов Владивостокской крепости официально не существует: интервью
Проблема сохранения памятников культурного и исторического наследия всегда стояла очень остро не только во Владивостоке, но и в целом в России. О нынешнем состоянии объектов истории и культуры федерального значения во Владивостоке, их дальнейшей судьбе и проблемах, касающихся вопроса сохранения памятников, корреспонденту ИА REGNUM рассказали руководитель Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по Дальневосточному федеральному округу Татьяна Варламова и начальник отдела обеспечения сохранности объектов, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, эксперт Росохранкультуры Анна Мялк.
ИА REGNUM: Татьяна Аркадьевна, Анна Вадимовна, расскажите сколько в настоящее время во Владивостоке памятников федерального значения?
Анна Мялк: В соответствии с Указом президента во Владивостоке сейчас находится порядка 150 объектов федерального значения, среди них 84 объекта Владивостокской крепости, пять зданий, монументы и могилы мемориального комплекса на Морском кладбище.
Татьяна Варламова: Однако на праве оперативного правления "Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры" городской казной
ИА REGNUM: В каком состоянии сейчас находятся эти объекты истории и культуры?
А.М.: К сожалению, в основном у нас в городе памятники федерального и регионального значения находятся в плачевном состоянии, многие из них уничтожаются. Если говорить конкретно о Владивостокской крепости, то можно сказать, что она находится не в самом плохом состоянии. Но это только благодаря особенностям строительства, прочности и качеству строительного материала. Из объектов крепости в плохом состоянии по сей день находятся те, которые попали в зону массовой городской застройки в 70 - 80-ые годы, с тех пор они так и стоят в полуразрушенном состоянии, такая судьба постигла, например, укрепление №2.
ИА REGNUM: Во Владивостоке находится большое количество уникальных зданий, которые нуждаются в охране со стороны государства. Почему же в списке федеральных объектов их всего пять?
А.М.: Да, действительно, в список памятников федерального значения попало пять зданий: Народный дом им. Пушкина на улице Володарского, гостиница "Версаль", Восточный институт (главный корпус ДВГТУ), Дом губернатора на улице Светланской и здание железнодорожного вокзала. Те здания, которые предлагалось внести в этот список, например, комплекс Кунста и Альберса (ГУМ), так и не были туда внесены.
ИА REGNUM: Если эти здания находятся под федеральной охраной, должно быть, они находятся в отличном состоянии?
А.М.: В очень хорошем состоянии находится здание вокзала, этот проект хорошо финансировался и поддерживается до сих пор. Это наш эталон, как нужно относиться к памятникам. Полностью было реконструирована гостиница "Версаль". В самом плачевном состоянии находится Народный дом, который находится сейчас в пользовании Уссурийского казачьего общества. Это очень ценный объект, в нем очень хорошо сохранились предметы интерьера и мебели. Он был построен на народные деньги еще до революции, но из-за нехватки средств не был достроен до конца, все его стены покрылись грибком, здание разрушается под воздействием ветра, протекает крыша. В общем, нужны срочные меры, чтобы сохранить его.
ИА REGNUM: Татьяна Аркадьевна, в некоторых СМИ активно обсуждалось, что ваше агентство будет реформировано. Что будет с памятниками, кому они будут переданы?
Т.В.: В настоящее время нет никакой официальной информации о каких-либо изменениях в нашем учреждении. Мы продолжаем принимать на баланс все новые и новые объекты культуры, в мае мы получили еще один объект Владивостокской крепости под управление, все памятники, которые были переданы нам ранее, остаются под нашей ответственностью. Аналогичные филиалы в Санкт-Петербурге, Приволжском округе, Екатеринбурге, Калининграде, Южном округе также продолжают действовать.
А.М.: На самом деле мы понимаем, откуда мог пойти этот шквал дезинформации и с чем это может быть связано. Возможно, это отголоски скандала с фортом №7, который так ярко был описан в СМИ.
ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, как была разрешена эта конфликтная ситуация?
Т.В.: В целом эту проблему можно охарактеризовать так: человеку не понравилось то, что у него забрали неконтролируемый источник дохода. Хотя не было никаких документов, подтверждающих то, что он является арендатором, или то, что объект находится в его собственности. Наша организация не стала подавать в суд на человека, который в общем-то много сделал для восстановления форта, но сколько он на этом заработал, никто не знает. Для нас остается загадкой то, почему мнение СМИ было направлено против нас. Личное имущество никто не отдаст в подобное пользование, почему же федеральным можно пользоваться безвозмездно, наносить при этом вред объекту, и еще получать за это деньги. Мы на протяжении трех лет предлагали заключить договор о безвозмездном пользовании форта №7 как экскурсионно-рекреационной базой, но с обязательством сохранения этого памятника истории. Ответа на это не следовало. Сейчас форт №7 находится под нашим управлением в пользовании регионального детско-юношеского спортивного общественного объединения тайского бокса.
ИА REGNUM: Какие задачи ставит сегодня перед собой агентство?
Т.В.: Оптимальным способом сохранить объекты культурного наследия на сегодняшний день - найти пользователя, который вел бы работы по сохранению, реставрации и охране памятника.
ИА REGNUM: Какие-то объекты уже сданы в такое пользование?
Т.В.: Да, сданы, но очень мало. Наша работа заключается в поиске людей и организаций, которые могли бы этим заниматься, и такие люди появляются. Это и общественные организации, и бизнесмены. К примеру, пороховой погреб П-4 на Эгершельде находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью. На данный момент есть заявки на батареи мыса Поспелова, на объекты острова Русский. В основном, это береговые объекты.
ИА REGNUM: Любое строение Владивостокской крепости может быть сдано под аренду?
Т.В.: Когда мы рассматриваем заявку, мы учитываем, что можно сделать на этом объекте. Например, форты можно использовать только как культурно-рекреационные зоны, а пороховые погреба можно использовать как складские помещения.
ИА REGNUM: Основным "врагом" объектов истории и культуры до сих пор остается не время, а человек?
А.М.: К сожалению, да. Например, на территории нескольких строений Владивостокской крепости находится авторынок "Зеленый угол" [крупнейший рынок подержанных автомобилей в Приморском крае - прим. ИА REGNUM]. Понятно, что мы не сможем сохранить объекты, не убрав оттуда рынок. Но это достаточно сложно.
ИА REGNUM: Есть еще какие-нибудь проблемы, касающиеся объектов федерального значения, которые стоят так же остро, как и угроза разрушения?
А.М.: Очень многие строения все еще не зарегистрированы как объекты недвижимости. Лишь на топосъемку 11-ти строений, а площади их составляют от 6 до 30 га, было потрачено 2 млн рублей. И все это только для того, чтобы они просто появились в реестрах, чтобы они были зарегистрированы центром регистрации.
ИА REGNUM: Если на острове Русском начнут строительство моста и объектов для проведения форума
Т.В.: Это к вопросу об оформлении этих памятников. Конечно, оформленные строения мы сможем и будем защищать. А если сегодня мы придем в суд и попытаемся защитить, скажем, форт №12, мне просто скажут, что его не существует, потому что его нет в реестрах, в списках зарегистрированной недвижимости. Такие объекты будет очень сложно сохранить.
А.М.: Есть план благоустройства двух комплексов Владивостокской крепости на острове Русском. И часть федерального бюджета, предусмотренного на подготовку к форуму АТЭС, выделена на эти цели.