Когда оценки заменяют реальность: 19 июля народ Нагорного Карабаха выберет нового президента
Предвыборная кампания кандидатов в президенты Нагорного Карабаха близится к концу. 19 июля народ НКР сделает свой выбор между пятью кандидатами на высший пост непризнанной республики. Лектор
Как и в любой непризнанной республике, предвыборная агитация в Карабахе сопровождалась многочисленными заявлениями международных структур о том, что итоги выборов в НКР не будут признаны, некоторые даже уверены, что они препятствуют нормальному ходу процесса переговоров. Отклики на подобные заявления также не заставили себя ждать, при этом карабахские политические деятели комментировали данные заявления в самом широком аспекте, начиная от юридического обоснования нецелесообразности заявлений, завершая стандартной и не очень стандартной руганью. Предвыборная гонка в Нагорном Карабахе сопровождалась также весьма нервной, а порой и просто неадекватной реакцией Баку.
Несмотря на активное внешнее давление, предвыборная кампания внешне протекала в сравнительно спокойной для Южного Кавказа обстановке, ограничиваясь лишь обменом "любезностями" между кандидатами в прессе и взаимными обвинениями их представителей. В Армении самые скромные политики оценивали предвыборную ситуацию в Нагорном Карабахе на "хорошую четверку". Сравнительно критичную оценку предвыборной кампании в Карабахе дают оппозиционные силы Армении. В частности, секретарь оппозиционной парламентской фракции "Наследие"
Лидер оппозиционной Национально-Демократической партии
Ну а что касается провластных сил, то они близки к тому, чтобы заявить, что предвыборная кампания в Карабахе настолько идеальна, что скоро карабахские власти смогут проводить семинары в Соединенных Штатах и обучать американцев, как организовать справедливые и демократические выборы. В частности, секретарь фракции "Процветающая Армения"
Но так ли идеально проходит предвыборная агитация в Карабахе? Свидетельства очевидцев, да и самих граждан Нагорного Карабаха говорят о том, что идеальная картина становления демократии в Нагорном Карабахе, слегка приукрашена. В частности, отмечается абсолютно однобокое освещение в карабахских СМИ предвыборной кампании кандидата Бако Саакяна. Отмечаются и случаи оказания психологического давления на избирателей. Так, по словам очевидцев, все начинается с обычного давления на патриотические чувства, плавно переходящее в перспективу потери работы. Справедливости ради стоит отметить, что до крайних мер не доходит. И это естественно, поскольку перспектива возобновления военных действий воспринимается народом Нагорного Карабаха с гораздо большим опасением, чем, к примеру, избрание на пост президента малограмотного политика.
Что же касается возможностей самого кандидата, скажем, решать те или иные проблемы, то тут действует железная логика: если не будет справляться - кто-нибудь поможет. Так, похоже, считают и в Армении. К примеру, Шаварш Кочарян прямо заявил, что в Карабахе существует элемент коллективного управления, при этом, даже выразил надежду, что элита Карабаха будет эффективной и продуктивной вне зависимости от того, кто будет президентом. По оценкам Армена Ашотяна, Нагорный Карабах - состоявшееся государство, где власть может воспроизводиться путем демократических выборов, а все остальное - это уже тактика.
Интересная ситуация сложилась в Карабахе и в связи с появлением единого кандидата, коим стал Бако Саакян. Дело в том, что Саакяна поддержали все основные политические силы непризнанной республики, однако внутри самих политических сил вопрос поддержки Саакяна не рассматривается столь однозначно. В самый разгар предвыборной агитации многие представители этих партий выступили с заявлением о том, что на самом деле поддерживают кандидатуру его основного, если не единственного оппонента -
В целом, позиция политиков Армении в данном вопросе ясна и понятна, тем более, что сами они ее не скрывают, - необходимо доказать мировой общественности, что Нагорный Карабах состоялся, как государство, что предоставит армянской стороне дополнительные козыри на переговорах по урегулированию конфликта. То, что НКР пошел далеко в построении институтов государственности не вызывает сомнений, однако зачем определенным ереванским чиновникам сводить на нет достигнутое с таким трудом. Действуя по принципу "неважно быть - сумей прослыть", они не воспрепятствовали ряду нарушений в процессе предвыборной гонки. Можно было бы предположить, что бездействие Армении в вопросе пресечения нарушений связано с принципом невмешательства во внутренние дела соседнего государства, но так ли это на самом деле? К примеру, почему официальные лица Армении могут "пиарить" одного из кандидатов и не могут помочь карабахским властям в обеспечении цивилизованных агитационных процессов? В конечном итоге, при рассмотрении данной ситуации, можно прийти к выводу, что ряд официальных лиц Армении просто заинтересован в победе конкретного кандидата. Но зачем это Армении? С одной стороны абсолютно ясно, что кто бы не пришел к власти в Нагорном Карабахе, вряд ли он будет выступать за возращение Карабаха в состав Азербайджана. То есть радикальной смены позиции во внешнеполитическом курсе Карабаха явно не произойдет. Остается другая версия - Армения решила помочь конкретному кандидату, чтобы впоследствии он стал зависим от властей Армении, а зависим - означает послушен. Таким образом, вполне справедливо возникает другой вопрос, к чему сводятся старания властей Армении обеспечить победу наиболее "послушного" кандидата и почему в Армении так боятся видеть на этом посту самостоятельного политика? Острота постановки данного вопроса усиливается еще и перспективой возможного участия Нагорного Карабаха в процессе переговоров, а также возможной сдачей территорий зоны безопасности Нагорного Карабаха. Сдача территорий, по крайней мере определенной части территорий, естественно, вызывает протест в Карабахе, но с другой стороны для Армении, ведущей переговоры с Азербайджаном, не представляется возможность сохранения всех территорий, поскольку тут прекрасно осознают, что на какие-то компромиссы пойти придется. Именно поэтому Армении выгодно, чтобы пост президента Нагорного Карабаха занял "понятливый" политик, при этом желательно не задающий лишних вопросов. С этим можно связать также заявления армянских политиков о том, что в случае вовлечения Нагорного Карабаха в процесс переговоров, многое будет зависеть от личности главы НКР.
А ведь логика вещей должна была подсказывать совершенно иное поведение. В этот судьбоносный для карабахцев момент, когда они должны еще раз доказать миру, что построили государство со всеми атрибутами власти и возможностями провести по истине альтернативный электоральный процесс, Ереван должен был проявить поистине отеческую заботу и требовательность. Раз уж жесткий каркас интересов не позволяет проводить нормальные выборы в Армении, то хоть Нагорный Карабах можно было освободить из этого порочного механизма. Карабах, по сути дела, впервые выбирает президента в условиях достаточно зоркого наблюдения со стороны международного сообщества. Невзирая на все оценки о том, что выборы не будут признаны, международные институты будут очень внимательно следить за процессами в Нагорном Карабахе, особенно электоральными. Ведь несмотря на многочисленную критику, одно однозначно - в Карабахе пройдут альтернативные выборы президента, и это уже весомый шаг вперед. Как известно в 2002 году