"Девятая рота" Забайкальской таможни: обзор СМИ Читинской области
Обзор СМИ Читинской области за 2-8 июля
"Аргументы и факты" в номере за 5 июля рассказывают о том, что ежедневно в Чите регистрируется до 20 ДТП, при этом ситуация на дорогах усложняется каждый год: "За пять месяцев 2007 года в Чите произошло 183 аварии, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2006 года. По области эту цифру можно смело умножать на три - там зарегистрировано 504 ДТП. Соответственно, увеличивается и число пострадавших. В 2007 году травмы получили 618 забайкальцев, из них горожан - 231 человек".
По информации издания, каждый второй житель Читы является владельцем автомобиля: "Ежегодно на улицах Читы появляется дополнительно свыше шести тысяч автомобилей. За последние пять лет прирост составил 30 тысяч транспортных средств". Однако, при этом условия уличного движения остаются на прежнем уровне: "Читинские дороги не соответствуют современным требованиям. Транспортные развязки устарели ещё лет 25 назад. Результатом этого являются огромные пробки в часы пик и озлобленные водители, каждый из которых хочет быстрее добраться до пункта назначения".
Увеличению числа ДТП способствует и возросший автомобильный поток по федеральным трассам "Чита - Иркутск", "Чита - Хабаровск": "Еженедельно через наш город приезжают до 1 500 транзитников. А у них со скоростным режимом совершенно особые отношения".
Работу по предупреждению ДТП сотрудники областного ГИБДД проводят регулярно: "Операции "Заслон" дают свои плоды. За пять месяцев 2007 года выявлено свыше 103 тысяч нарушений ПДД, что на 12% больше аналогичного периода 2006 года".
"Экстра" в номере за 4 июля рассказывает подробности трагедии 24 июня, когда на аэродроме РОСТО под Читой разбилась 26-летняя парашютистка Кристина Бачуля, для которой этот прыжок был первым. Сразу после произошедшего на место выехала специальная комиссия, которой предстояло разобраться в причинах случившегося. Газета напоминает основную версию трагедии, которую приводили информационные агентства - неправильно уложенный парашют.
Произошедшее изданию комментирует директор клуба РОСТО, проводившего набор в коммерческие группы для прыжков с парашютом, Олег Корсаков: "С 1934 года, года основания авиационно-спортивного клуба РОСТО, это первый такой случай. Хотя каждую неделю наши специалисты отрабатывают четыре-пять смен. Новички в обязательном порядке у нас проходят инструктаж, спецпрограмму предварительного обучения, длительность которой составляет три часа. У нас есть расписка в том, что Кристина прошла предварительную подготовку. По имеющимся сегодня результатам расследования можно говорить о том, что трагедия случилась не по вине штатного состава".
По словам Олега Корсакова, скорее всего, произошел несчастный случай: девушка выпрыгнула из самолета, перекувыркнулась в воздухе, и, когда через три секунды купол начал раскрываться, он прошел у нее под локтевым суставом. "В процессе падения под стабилизирующим куполом, который неправильно раскрылся, Кристина вместо кольца запасного парашюта выдернула блокировочный шнур, и страховой прибор сработал вхолостую. То есть она отключила страхующий прибор", - рассказывает директор авиационно-спортивного клуба.
Коммерческая группа парашютистов в тот день прыгала с высоты 800 метров. За прыжок каждый из них заплатил 950 рублей. По информации "Экстры", коммерческие прыжки с парашютом в Чите практикуются достаточно давно: "Второй и третий стоят 900 и 850 рублей соответственно. Для того, чтобы поднять самолет на высоту 1 000 метров, скажем, минут на 20, нужно затратить восемь тысяч рублей. Удовольствие не из дешёвых. Однако, по популярности среди населения оно не уступает даже аттракционам. Поэтому в каждую группу набирают до 25 человек. На борту же одновременно разрешено находиться 10 любителям адреналина. Еженедельно в 17:00 по пятницам с ними проводят трёхчасовой инструктаж, а по субботам и воскресеньям они уже заходят на борт в специальной экипировке и снаряжении для полета на землю. Кристина прыгнула последней из своей группы в 10:10".
Издание приводит текст рекламной визитки, которую на улицах Читы раздают прохожим: "Кузьменко Юлия и Владимир. Парашютные прыжки, решение проблем с пропиской, грузоперевозки, ремстройработы, продажа готовых действующих фирм, любые сделки с любой недвижимостью, правовая защита по любым делам и проблемам". А снизу приписка мелким шрифтом: "Ищем женщину, готовую стать мамой и супругой с сегодняшнего дня". Журналист газеты попробовал позвонить по сотовому телефону, указанному на карточке, и узнать - можно ли прыгнуть с парашютом в ближайшие выходные. "Можете в любое время", - уверил мужской голос на том конце провода. "Видимо, о произошедшей пару дней назад трагедии человек просто не знал. - Перезвоните на городской. - Городским номером в визитке оказался номер авиационно-спортивного клуба РОСТО", - рассказывает газета.
Чуть позже выяснилось, что рекламу клубу указанный в визитке Владимир Кузьменко делает просто так - сам несколько раз прыгал с парашютом в этом клубе. "Просто привлекает клиентов. Безвозмездно, естественно. Видимо, в наше время еще можно найти людей, которые абсолютно бескорыстно в тридцатиградусную жару будут часами ходить по городу и раздавать визитные карточки (мною визитки были получены дважды: днём в центре города и в половине двенадцатого ночи на набережной Читинки - видимо, человек работает круглосуточно). На месте руководства клуба РОСТО я бы за такое рвение кормила его бесплатными обедами", - рассказывает журналист издания.
"Экстра" публикует материал под заголовком "Девятая рота". Есть ли коррупция на Забайкальской таможне", имея в виду таможню международного автомобильного (МАПП) и железнодорожного (ЖДПП) пункта пропуска "Забайкальск - Маньчжурия". Через эти пункты пропуска, расположенные на российско-китайской границе в Забайкальском районе Читинской области, проходит больше половины сухопутного товарооборота России и Китая.
Издание обращается к читателям с просьбой не смущаться некоторым несоответствием в заголовке: "Девятой ротой" участники внешнеэкономической деятельности, меткие на язык, как и все работники торговли, окрестили группу сотрудников Забайкальской таможни, с которыми за деньги можно решить любой вопрос. Сравнение основано на иносказании. Персонажи фильма "Девятая рота" - герои положительные. Коррупционеры от таможни - нет. И тех и других объединяет сплоченность и верность общим идеалам".
Еженедельник отмечает, что два с лишним года борьбы регионального управления ФСБ по Читинской области и Сибирского таможенного управления с коррупцией на Забайкальской таможне дали более чем скромный результат: "За это время перед судом за получение взяток предстали всего несколько сотрудников таможни, хотя дискредитирующих фактов было собрано вагон и маленькая тележка".
Самые известные коррупционеры - инспектора отдела тарифного и нетарифного регулирования
Издание уверено, что пример Аксенова и Кубдута, которые за свои махинации получили по семь лет лишения свободы в колонии строгого режима, их коллег, похоже, ничему не научил. Ситуация на границе практически не изменилась: "Так называемые "кэмэла" (люди, перевозящие за деньги через границу чужой товар - ИА REGNUM), едущие в Китай через МАПП, подвергаются поборам чуть ли не ежедневно. Фамилии взяточников по понятным причинам не называются. Никто не хочет еще больших проблем на МАПП. Не секретная лишь схема подобного бизнеса".
"Экстра" беседует с жителем одного из приграничных районов, "кэмэлом" с девятилетним стажем. "В Маньчжурию за товаром выезжает группа российских "кэмэлов". В среднем это 10 человек на нескольких машинах. Товар для перемещения через границу дает китаец. По закону российский гражданин может раз в месяц ввести в страну 35 кг товара. На всю группу получается 350. За переброску товара через границу руководитель группы получает порядка 35 тысяч рублей (100-120 рублей за каждый кг груза). Зарплата "кэмэлов" составляет 1000 - 1500 рублей. Столько же, не прилагая никаких усилий, за каждого туриста получает сотрудник таможни, оформляющий группу. "Свои" группы есть у многих инспекторов. Получив мзду, таможенники могут закрыть глаза на перегруз. Лишний товар идет в страну без уплаты таможенных сборов. Сегодня на МАПП таможенникам вынуждены платить незаконные поборы все, кто занимается "кэмэлизмом", - делится секретами своего бизнеса собеседник издания.
По его словам, обычные туристы - те, кто едет в Китай отдыхать или за товарами для собственных нужд - с коррупцией практически не сталкиваются. С недавних пор поборов не касаются и граждане КНР. "Берут деньги далеко не все. "Девятая рота" Забайкальской таможни немногочисленна. По наблюдениям жителей приграничья, в коррупции уличены не более 30 таможенных инспекторов, это меньше 10% штатной численности таможни. Неформальным лидером группы и вдохновителем большинства схем незаконного обогащения называют одного из молодых руководителей таможни. Напрямую этот человек деньги от участников внешнеэкономической деятельности не получает, а, значит, перед законом он чист. Его фамилия, как и фамилии большинства его "подопечных", редакции известны", - говорится в статье.
По информации издания, далеко не все деньги остаются самим взяточникам: "Еще в 2004 году в результате оперативных мероприятий РУ ФСБ по Читинской области зафиксированы факты сбора для так называемого "общака" на таможенном посту МАПП. По оперативным данным, деньги из него предназначались для передачи некоторым руководителям таможенного поста, таможни и Сибирского таможенного управления. Тогда преступную схему удалось разрушить, но ее основных фигурантов привлечь к уголовной ответственности не удалось ввиду их опосредованного участия в преступном бизнесе. На время они успокоились, но только на время".