Заместитель директора заповедника "Московский Кремль": "Такого не было почти 90 лет"
В Московском Кремле завершилась реставрация колокольни Ивана Великого. Столпообразная церковь-колокольня с храмом св. Иоанна Лествичника в нижнем ярусе была построена итальянским зодчим Боном Фрязиным в 1505 - 1508 гг. на месте аналогичного сооружения более раннего времени и с тех пор играла роль главной архитектурной доминанты не только Кремля, но и всей Москвы. В 1600 году она была надстроена высоким барабаном, и в основании ее главы появилась надпись, сообщающая о завершении постройки в царствование
"Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве", - писал поэт в 1834 г.
Доступ на колокольню для всех желающих откроется в 2008 году, а пока о реставрации этого уникального сооружения и о том, что увидят туристы внутри колокольни и с нее, ИА REGNUM рассказал заместитель генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" по изучению, охране и реставрации памятников Московского Кремля, доктор искусствоведения
REGNUM: Андрей Леонидович, несколько поколений могли только мечтать о том, чтобы увидеть Кремль и Москву с высоты колокольни Ивана Великого. Из соображений безопасности правительственных учреждений, находящихся в Кремле, даже фотографии, снятые с колокольни, публиковались крайне редко. Поэтому предстоящее событие обещает стать праздником для всей культурной общественности.
Действительно, возобновление доступа посетителей на колокольню - это большое событие в истории музеев Московского Кремля. Такого не было почти 90 лет.
До 1918 года любой человек мог подняться на колокольню, и звонари были обязаны провожать его. Доступ был бесплатный, при желании посетители могли сделать добровольное пожертвование, но выманивать деньги у них запрещалось, и в архиве есть даже дела о наказании звонарей, вымогавших деньги за посещение колокольни. Судя по граффити, сохранившимся на стенах внутри колокольни, люди поднимались до третьего яруса звона. А 1918 году, когда в Кремль переехало советское правительство, колокола замолчали, храм Иоанна Лествичника был закрыт и разорен, и до самого недавнего времени во внутренних помещениях колокольни находились склады и хозяйственные помещения. Что касается звонницы, примыкающей к колокольне, то она уже давно приспособлена для музейного использования, в нижнем этаже находится выставочный зал, а над ним - фондохранилище музеев Московского Кремля. В будущем, когда на Манежной улице будет построено новое здание депозитария, фонды будут переведены туда, благодаря чему можно будет еще увеличить экспозиционные площади музея. Возможно, удастся восстановить интерьер церкви Николы Гостунского, которая была перенесена туда в 1817 года из более древнего храма.
Уникальность нынешней ситуации в том, что впервые была проведена научная реставрация интерьера колокольни. Любая реставрация - большое испытание для памятника; в наше время памятники нередко гибнут именно под рукой неквалифицированных реставраторов, в результате деятельности которых вместо подлинного произведения древности появляется гламурный евроремонт. В Москве масса таких примеров. Но в Кремле традиция научной реставрации сохраняется. Регулярно заседает специальный Реставрационный совет музея, и его решения рассматриваются на Федеральном научно-методическом совете при Министерстве культуры. В отношении многих памятников федерального значения эта процедура нарушается, но в том, что касается реставрации кремлевских памятников, всё соблюдается неукоснительно.
REGNUM: Это была плановая реставрация?
Да. Она была приурочена к 200-летию музеев Московского Кремля, которое отмечалось в прошлом году.
Главным требованием в ходе реставрации было максимально сохранить интерьер, не допускать масштабных вычинок белого камня и кирпича, то есть идти по пути укрепления и консервации, а не замены разрушенных и частично утраченных частей памятника. Таким образом удалось максимально сохранить и выявить подлинную фактуру. К счастью архитектура колокольни Ивана Великого не претерпела за время ее существования каких-либо масштабных искажений, и степень сохранности подлинного здания очень высокая.
Будущая музейная экспозиция, которая развернется в помещениях колокольни, разработана с учетом того, что главным ее экспонатом будет собственно архитектура. При этом в колокольне появится уникальный музей, посвященный истории исчезнувшего Кремля, основанный на коллекции кремлевского лапидария.
В процессе своей эволюции Кремль неоднократно менял свой облик. На место обветшавших сооружений, или сооружений, не соответствовавших по масштабу новым этапам в жизни государства, появлялись новые. Но от старых соборов и других построек сохранились не только описи и другие письменные свидетельства, но и камни, которые находятся в раскопах на территории Кремля. Часто это единственные материальные элементы, которые сохранились от того или иного памятника, например от Успенского собора 1326 года - предшественника нынешнего или от первой церкви-колокольни Иоанна Лествичника 1329 года. Из них образован лапидарий - коллекция архитектурных фрагментов, формировавшаяся в течение многих десятилетий. В нее входят не только археологические находки, но и подлинные фрагменты кремлевских построек, которые еще в XIX веке во время реставрации были изъяты из стен и заменены копиями, поскольку по представлениям реставраторов того времени, невозможно было сохранить, скажем, в интерьере действующего храма сильно разрушенные древние детали. В ту же коллекцию вошли фрагменты кремлевских храмов, снесенных при советской власти, например собора Чудова монастыря.
Колокольня является самым подходящим местом для размещения такой экспозиции. Еще первая церковь-колокольня Иоанна Лествичника была, вероятно, самым высоким зданием Кремля, и с тех пор колокольня - это фокусная точка, доминанта, вокруг которой собирается весь ансамбль, и самое лучшее место для обзора.
REGNUM: Какие помещения колокольни Ивана Великого будут доступны посетителям?
Мы отреставрировали все помещения. Колокольня имеет три яруса. Нижний разделен на два этажа: в первом находилась церковь Иоанна Лествичника, имеющая многолепестковую форму, типичную для архитектуры итальянского Возрождения, а над ней, на втором этаже, - хозяйственные помещения. По своей архитектуре они тоже замечательны - в центре, как и на первом этаже, находится восьмигранный зал, перекрытый куполом с розеткой в замковом камне, а от него в стороны отходятся камеры, в которых, вероятно, хранились какие-то вещи, предназначенные для обслуживания колоколов.
В помещении церкви будет размещена экспозиция, посвященная древнейшему периоду в истории Кремля - от первого каменного строительства при Иване Калите до появления итальянских зодчих, то есть до конца существования белокаменного Кремля
Экспозиция второго этажа будет посвящена истории "итальянского" Кремля - от Ивана III до последних Романовых. Это фрагменты великокняжеского дворца, перестроенного еще при
Поднимаясь выше, посетители попадут на открытое пространство - на первый ярус звона, где висят самые тяжелые и прославленные колокола ивановской колокольни - Лебедь, Широкий, Новгородский или Пименовский, Глухой и другие. К счастью, они уцелели, находятся в рабочем состоянии и звон на колокольне Ивана Великого восстановлен. Пройдя мимо колоколов, люди открывают дверь и входят в следующее помещение - так называемый "стакан", то есть во второй восьмигранный ярус колокольни. Это гигантское, очень высокое полое пространство. Основное его назначение - нести следующий ярус звона, и, видимо, больше ни для чего это помещение не использовалось.
Там будет развернута экспозиция, посвященная несостоявшемуся Кремлю, т.е. нереализованным проектам масштабного строительства на территории Кремля - проектам Баженова, Казакова, Львова и др.
Несмотря на то, что в основу экспозиции положен лапидарий, камни являются только одним из ее элементов; самая информационно насыщенная и эффектная часть экспозиции создается современными мультимедийными средствами. Цифровые проекторы будут проецировать на стены всех помещений изображения специально созданных реконструкций панорам Кремля разных периодов его существования.
REGNUM: Как же удастся встроить мультимедийную систему в структуру средневекового здания?
Учитывая толщину стен, беспроводное соединение оказалось невозможным, поэтому пришлось проложить множество кабелей. При этом было принято жесткое решение - никакого внедрения в тело памятника. Все коммуникации идут по поверхности, однако их удалось замаскировать: поскольку современным людям трудно подниматься по крутым лестницам, проложенным внутри стен колокольни, мы проложили вдоль лестниц высокий и узкий короб, выполняющий функцию основания перил, в которым и спрятаны все кабели.
Еще один элемент экспозиции, которую посетители увидят в "стакане", это история колоколов. Благодаря проекции, стены как бы раздвигаются, и посетитель снова видит те колокола, мимо которых он только что проходил. Он может рассмотреть их, прочитать надписи, а самое главное - услышать их звучание, которое мы специально записали.
Там же будет рассказ об эволюции колоколов, об изменении способов звона. Первоначально, при "очепном" звоне, колокола неподвижно закреплялись на деревянных балках, которые вращались в пазах стен, когда звонари дергали за веревки, свешивающиеся до земли. До сих пор такой древний способ звона сохранился в некоторых монастырях, например, в Псково-Печерском. Для колоколов, располагавшихся на более высоких ярусах колокольни, такой способ уже не подходил, да и сами колокола там были более мелкие, поэтому у них был иной способ звона - язычный, такой, к которому мы привыкли в настоящее время.
REGNUM: Эта экспозиция будет работать круглый год?
Нет. Поскольку отапливаются только помещения нижнего яруса, в полном объеме она будет открыта вне отопительного сезона. В холодное время года можно будет познакомиться только с залами первых двух этажей.
"Стакан" же изначально был холодным помещением, его окна не были остеклены. Неотапливаемым он и остался, но поскольку там теперь будет размещена экспозиция, нужно было обезопасить ее от попадания дождя и снега. Готовя это помещение, мы заказали специальные исследования, были сделаны расчеты воздушных потоков в "стакане", по итогам которых была разработана специальная система остекления, которая не пропускает осадки, но в то же время остается воздухопроницаемой.
REGNUM: На этом экскурсия по колокольне будет завершаться?
Нет. Из "стакана" люди будут подниматься по внутристенной винтовой лестнице и выходить на открытое гульбище, расположенное на высоте более 40 метров - на уровне барабанов глав Успенского собора. Оттуда открывается удивительный вид на Соборную площадь, Кремль и Москву. К сожалению, этот вид изменился буквально на глазах. Еще несколько месяцев назад зданий комплекса "
Лестница ведет и выше, но туда посетителей пускать уже не будут.
REGNUM: Учитывая значительную высоту, на которой расположено гульбище, естественно, возникает вопрос об обеспечении безопасности...
Все высотные сооружения, куда допускаются туристы, неизбежно сталкиваются с проблемой сумасшедших, которые пытаются покончить с собой, прыгнув с высоты. Установить на колокольне уловительные сетки невозможно, это значило бы испортить облик главной архитектурной доминанты Кремля. Поэтому будут разработаны специальные методы безопасности, и люди будут допускаться в колокольню только группами, в сопровождении экскурсовода.
REGNUM: А для самой колокольни активное посещение ее людьми не опасно?
Нисколько. Колокольня Ивана Великого - уникальное инженерное сооружение. Бон Фрязин поставил ее на мощнейший фундамент диаметром 25 метров (на пять метров шире самого здания с каждой стороны), сложенный из камня и имеющий толщину около 8 метров. А под ним, как показали обследования, лежит сплошное свайное поле - деревянные сваи-"коротыши" длиной полтора-два метра забиты в грунт примерно через каждые 20 сантиметров. Эти сваи омываются грунтовыми водами, благодаря чему не сгнили и продолжают служить надежной подушкой для фундамента огромного сооружения. Конечно, гидрология кремлевского холма с тех пор изменилась, но, к счастью, это не коснулось свай Ивановской колокольни, которые по-прежнему находятся в воде. Впрочем, мы ведем постоянный мониторинг состояния фундаментов с участием инженеров - гидрологов и геологов. Это необходимая часть нашей работы, поскольку музеи Московского Кремля занимаются не только экспонированием своих коллекций, но и, прежде всего, хранят исторические здания.
REGNUM: История и особенности конструкции самой колокольни Ивана Великого также будут представлены в экспозиции?
Отчасти. У нас есть один камень, найденный при обследовании ее фундамента, который, судя сохранившемуся на нем раннемосковскому орнаменту, мог быть частью более ранней колокольни, находившейся на этом месте. После ее разборки строительный материал, как тогда было принято, использовали для создания фундамента нового сооружения. А подробную экспозицию, посвященную истории кремлевского колокольного ансамбля, мы надеемся развернуть в звоннице, когда там откроются новые экспозиционные площади.
REGNUM: Кто был автором проекта реставрации колокольни и кто осуществил ее?
Благодаря удачному стечению обстоятельств, автором проекта стала Елена Валерьевна Степанова, которая участвовала еще в предыдущей реставрации 1978 года. Тогда впервые была проведена скрупулезная научная реставрация фасадов и произведены обследования, давшие много интересных результатов. Именно тогда было изучено устройство фундамента, выяснилось, что колокольня изначально располагалась на ступенчатом подиуме, были найдены и раскрыты некоторые белокаменные детали. Но тогдашняя реставрация не имела целью экспонирования внутренних помещений колокольни, поэтому интерьеру не было уделено столько внимания как сейчас. Скажем, следы от примыкания иконостаса в церкви Иоанна Лествичника тогда просто заштукатурили, а мы теперь показываем их. Мы отказались от штукатурки и использовали только побелку, максимально сохраняющую пластику стен; мы раскрыли все заложенные ниши, выявили остатки срубленных сводов, подчеркнули проемы, пробитые позднее и границы исторических наслоений - все, что дает посетителю представление об истории этого сооружения.
Очень важно, что оба этапа реставрации осуществил один и тот же человек. Елена Валерьевна - заслуженный архитектор РСФСР, возглавляет организацию "Реставратор М".
Не менее важна и фигура производственника. Даже самый тонкий проект реставрации может быть загублен исполнителями, а 80 процентов результата зависит от прораба. С нами работала прекрасная организация - реставрационного производственное предприятие "Таргет-Цель" под руководством Вячеслава Ивановича Суслина, которая постоянно работает в Кремле, и очень хороший прораб - опытный реставратор Андрей Иванович Левин. Они работали очень скрупулезно, отдавая себе полный отчет в том, где они работают и для чего. При этом работы шли очень быстро. Колокольню мы отреставрировали менее, чем за два года. Начали подготовку в конце 2005 года, а в 2006-м уже закончили. А сейчас практически завершена и реставрация фасадов звонницы.
Такая сложная по исполнению и значимая для всей Москвы работа как позолота купола заняла менее года. В этой операции нет малозначимых деталей. Даже быстро оставить леса на такой сложный объект - это уже само по себе искусство. К тому же леса были очень хорошие по качеству. Такие вещи обычно остаются за кадром, но очень хочется сказать о них, потому что это тоже часть профессионализма реставраторов. Мы надеемся, что в условиях московского климата позолота главы колокольни Ивана Великого сохранится надолго и следующая реставрация потребуется не раньше, чем через двадцать - двадцать пять лет.