Обзор СМИ Читинской области за 25 июня - 1 июля

"Вечорка" в номере за 27 июня рассуждает на тему реализации в Читинской области ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" в свете визита в регион депутатов комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления. Издание напоминает, что в настоящее время сельские поселения имеют в своём распоряжении 34 полномочия, муниципальные районы - 31 полномочие, городские округа - 38 полномочий: "Казалось бы, местные власти, получив больше полномочий, должны были ринуться на строительство и обустройство рая для забайкальцев. Но не тут-то было. И не потому что руководители и хозяйственники этого не хотели. Просто с самых первых дней реформы они отлично понимали, что хронически дотационная область самостоятельно не сумеет собрать средства для воплощения всего того, что нужно, позволено и возможно сделать".

Издание считает, что региональные органы исполнительной и законодательной власти предприняли достаточные усилия для того, чтобы привести местное законодательство в соответствии с федеральным: "Принято больше 40 местных законодательных актов, но и они оказались не в состоянии решить главную проблему - финансирование всех жизнеобеспечивающих процессов. Как это выглядит, мы смогли понять уже в 2006 году, когда область сумела собрать только 30% от нужд бюджета. В 2007 году мы сможем, по прогнозам, собрать примерно столько же, если не меньше. И это усреднённые цифры, общие данные. Если же говорить конкретно, приводя в пример какой-то район, то там положение дел вообще похоронное".

Не менее сложное, чем в районах, положение дел и в более богатом и благополучном областном центре: "Прикинув свои возможности, городские власти надеются собрать чуть более 1,8 млрд рублей. Потребность - почти в 2,5 раза больше. А из добытого почти 70% надо будет отдать на заработную плату, 15% уйдут на нужды ЖКХ. На прочее - содержание бюджетных учреждений, питание, медикаменты, хозяйственные расходы, текущий и капитальные ремонты и многое другое - приходятся оставшиеся крохи". "Вечорка" уверена, что решить проблему с наполняемостью бюджетов можно уже сейчас и на всех уровнях: "Стоит лишь учесть те замечания, которые высказывались, скажем, той же областной думой на протяжении полутора лет. Речь идёт о налогах, которые напрямую уходят в федеральный центр или же выплачиваются с серьёзными льготам, о налогах на землю, принадлежащую министерству обороны, таможне, уголовно-исполнительной системе, автодорогам федерального значения, железной дороге, РАО ЕЭС. Выпадения этих сумм из местных бюджетов весьма значительны".

По мнению еженедельника, местным властям законом добавлены функции, исполнять которые изначально обязано было государство. Кроме того, различные министерства и ведомства избавлялись от своих обязанностей, перекладывая их на плечи местных властей: "Об этом говорят внесённые в бюджетный, налоговый, градостроительный, жилищный и водный кодексы поправки. Глядя на этот законотворческий процесс, создаётся странное впечатление. Да, действительно, государство решило построить в регионах этакие сказочные теремки, жить в которых будет тепло, светло и удобно. Только вот строительство ведётся как-то по-особенному: в основании здания поставлена конурка комарика, на неё поставили жильё мышки-норушки и ёжика, который без головы и ножек, ещё выше разместились волчок - серый бочок, лисичка-сестричка и зайчик-побегайчик. Ну, а уж на самом верху - медвежьи хоромы. Надо ли объяснять, как долго простоит такой теремок, когда основная нагрузка конструкции ложится на комариное жильё, то есть на власти сельских поселений, а венчают её топтыгинские палаты, то есть государственная власть?"

"Аргументы и факты" в номере за 28 июня рассказывают о том, что с начала июня в Чите остался всего один пункт регистрации автомобилей: "Областная прокуратура вынесла решение об ограничении деятельности остальных 10 точек, являющихся частными. И всё было бы не так плохо, если бы с этими нововведениями не вернулись очереди и сопутствующая им нервотрёпка. Новый порядок оформления автомобилей привнёс в жизнь водителей массу проблем".

Проблема единственного пункта переписки - Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) управления ГИБДД Читинской области ещё и в том, что находится он за пределами Читы - в посёлке Антипиха. При этом особых условий для водителей в МРЭО не создано: "Зрелище, открывшееся по приезду, было не для слабонервных. Зелёный вагончик, стоящий на отшибе дороги, с трудом походил на пункт перерегистрации автомобилей. Только лишь девять альбомных листов с буквами, складывающимися в надпись "переписка", говорили о том, что мы приехали по адресу. По пыльной площадке от машины к машине бегают несколько инспекторов. За ними следом - не менее замученные автолюбители. Бросают в спины гаишникам в лучшем случае тоскливые взгляды, в худшем - начинают откровенно возмущаться. Большинство водителей не могут пройти перерегистрацию уже несколько дней. А сотрудники ГИБДД продолжают делать свою работу - два инспектора уже не в голубых, а в серых рубашках".

АиФ приводит официальную версию произошедшего - областная прокуратура установила нарушения законов, связанных с организацией работы частных пунктов переписи. Прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Владимир Пакульских прокомментировал действия правоохранительных органов: "Мы обнаружили два вида нарушений в деятельности предпринимателей, занимающихся перерегистрацией автомобилей. В соответствии со статьёй 16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается заключать договоры и осуществлять согласованные действия между частными организациями и властями. А в данном случае факт таких нарушений был - между пунктами переписки и администрацией Читы. Коммерсанты перечисляли деньги в местный бюджет, из которых потом выплачивали зарплаты инспекторам ГИБДД. И, как следствие, появляется второе нарушение. По постановлению правительства на содержание и финансирование сотрудников правоохранительных органов должны выделяться деньги из федерального бюджета. Именно поэтому прокуратура и приложила все силы к наведению порядка в данной сфере".

По информации издания, в Чите насчитывается 73 256 автомобилей: "Все они рано или поздно пройдут через пункт перерегистрации в Антипихе. Через двух инспекторов ГИБДД, понуро опустивших головы и торопливо делающих свою работу. С восьми утра до десяти вечера. Каждый день. Лишь с небольшими перерывами. Без элементарных удобств, но с обильными и далеко не лестными комментариями усталых автолюбителей".

"Аргументы и факты" беседуют с представителем Читинской области в Совете федерации Федерального собрания РФ Константином Сурковым. Сенатор рассуждает на тему того, почему Читинская область попала в разряд дотационных субъектов и что надо сделать для того, чтобы эту ситуацию изменить: "К сожалению, разделение СССР в 90-х годах отрицательно отразилось на многих регионах России. В том числе и на Читинской области. Изначально богатые области, где были развиты промышленность, отрасли сельского хозяйства, инфраструктура, оказались в выигрышном состоянии. Им не надо было ничего создавать - механизм и так работал. Забайкалье выпало из этого ряда. Больших предприятий здесь никогда не было, да и те, что существовали, не смогли выжить. В итоге регион попал в разряд дотационных, то есть тех областей, которые постоянно протягивают руку федеральному бюджету".

Сурков уверен, что для того, чтобы исправить сложившееся положение вещей, необходимо грамотно использовать те богатства, которыми щедро наградила Забайкалье природа. Один из источников дохода - лес: "На территории области необходимо строить крупные лесоперерабатывающие комбинаты. Сегодня этот вопрос рассматривается на федеральном уровне под патронажем президента. Необходимо также привлекать частных инвесторов. Та ситуаций, когда составами возится кругляк, ненормальная. Это наносит прямой урон местному бюджету. В итоге, область теряет огромные деньги".

Второе перспективное направление развития, по мнению Суркова, животноводство: "В настоящее время я активно занимаюсь поиском инвестора для проекта по возведению свиноводческого и откормочного производств. Их размещение планируется на приграничных территориях с Китаем. Читинская область - суровый край, со сложными климатическими условиями. И такой продукт, как мясо, здесь очень востребован. Поэтому вложенные в данный проект деньги окупятся за два-три года".

Третья и самая главная перспектива, по мнению Суркова, - полезные ископаемые. Сенатор делится своими способами работы на федеральном уровне: "Я не могу сказать - Чите надо столько-то миллионов, дайте. Я лишь предлагаю законопроект на рассмотрение. И нет никакой гарантии, что его поддержат. Так как любой закон несёт и дополнительную финансовую нагрузку. Поэтому трудно проводить их через Госдуму. Я действую несколько другими способами. Какой смысл ходить и говорить: вот Забайкалье такой красивый край, но нищий. Нужно не говорить, а показывать. Тогда дело сдвинется с мёртвой точки. Каждый раз, когда я отправляюсь сюда, стараюсь взять с собой кого-то из федеральных руководителей. А на месте, как говорится, виднее, на что направить в первую очередь помощь из федерального центра".

"Экстра" в номере за 27 июня рассказывает о том, что в Читинской области нет ни одного пляжа, отвечающего всем требованиям безопасности. По информации издания, с начала купального сезона 2007 года в Читинской области утонули более 10 человек: "В мае несколько мужчин на лодке доплыли до края болтающейся посреди Арахлея (популярное среди читинцев озеро, расположенное в 70 км от Читы - ИА REGNUM) льдины и при попытке порыбачить на столь сомнительном льду утонули. В сводках УВД людские трагедии умещаются в пару сухих строчек: "19.06 в п. Дарасун во время купания в реке Ингода утонул учащийся средней школы 1992 г.р. Проверку проводит Карымский ОВД". Или так: "22.06 в 19 час. в п. Карымское во время купания в карьере утонул ребенок 2002 г.р. Проверку проводит Карымский ОВД". Или так: "22.06 в 13-10 в п. Кокуй во время купания в реке Шилка утонул местный житель 1949 г.р. Проверку проводит Сретенский ОВД".

Издание рассказывает о том, что спасением людей на воде в Читинской области занимается сводный отряд спасателей, в который входят специалисты областного государственного учреждения "Поисково-спасательная служба Читинской области" и арахлейского подразделения Федерального государственного учреждения "Байкальский поисково-спасательный отряд": "В поисково-спасательной службе работают 44 человека, в арахлейском отряде - семь человек. Их усилий хватает для того, чтобы прикрывать акваторию самых популярных в Читинской области озёр - Кенона (озеро, расположенное на территории Читы в 15 минутах езды от центра города - ИА REGNUM) и Арахлея. Для патрулирования Кенона администрация области в 2007 году приобрела новый катер, на Арахлее патрулирует катер, находящийся в федеральной собственности. На остальные озёра и реки Читинской области спасатели, к сожалению, ездят только для того, чтобы доставать из воды трупы".

Несмотря на то, что наиболее посещаемые водоёмы Читинской области в настоящее время патрулируются спасателями, проблем ни на Кеноне с Арахлеем, ни на других водоёмах это не решает: "Очевидно, и об этом постоянно говорят сами спасатели, что гораздо легче предупредить трагедии на воде, чем потом расхлёбывать последствия собственной недальновидности. Особых подвижек на этом направлении не наблюдается. В Читинской области муниципалитеты не торопятся выделять средства на организацию пляжей. В итоге, люди купаются где попало и как попало. Прямое следствие - 98% людей в 2006 году утонули при купании в неустановленных местах. Для муниципалитетов, которые захлёбываются от недостатка финансовых ресурсов, трата денег на организацию пляжей по-прежнему является нонсенсом. Ведь зачем тратить на это деньги, если испокон веков люди купались там, где им было удобно. Запретительные меры в нашей стране не работают вовсе, а закон - что дышло. То есть гораздо удобнее воткнуть в песок табличку "Купание запрещено", после чего умыть в грязной воде водоёма руки и остаться чистым перед законом. Даже если прямо напротив этой таблички утонут сразу 10 человек".

Издание беседует с руководителем поисково-спасательной службы Андреем Ивановым на берегу Кенона. Спасатель рассуждает на тему несовершенства федерального законодательства: "Вот кромка воды. То, что под водой - федеральная собственность, а берег, вроде бы, в ведении муниципалитета. Обустраивать его должен город, а чистить дно необходимо на средства федерального бюджета. Де-юре, местная власть не имеет права тратить собственные средства на очистку дна федерального объекта. В итоге, дно не чистит вообще никто".

Иванов показывает на расположенный неподалёку импровизированный пляж около школы: "В 68 метрах от берега - прямо напротив пляжа - спасатели нашли на дне торчащие сваи, бетонные конструкции и груды железобетонного хлама. Верхние концы свай находятся в 40 см от кромки воды, рискуя пропороть любого, кто найдёт в себе силы доплыть до этого места. Вроде бы в 90-х годах кто-то собирался построить здесь ресторан на воде, но дальше железобетонной свалки на дне городского озера не ушёл. Кто и за какие деньги должен убирать это наследство, никому неизвестно".

Иванов говорит о том, что поисково-спасательная служба должна быть силой второго эшелона - приходить на помощь тогда, когда опасность уже обнаружена эшелоном первым. "Нам нужны спасатели Малибу, - улыбается Андрей Николаевич, и тут же уточняет. - Конечно, это будут не девушки, ведь девушки-спасатели бывают только в фильмах". "Выходом из ситуации могли бы стать хорошо плавающие, к примеру, студенты, которых в купальный сезон можно было бы после соответствующей подготовки нанимать на сезонную работу. Но положения МЧС России запрещают такую практику. Спасателем может быть только прошедший специальную подготовку специалист. Курс такой подготовки в Иркутской области продолжительностью в 50 суток стоит 52-53 тысячи рублей. А ведь только на одном Арахлее - почти сто пляжей, на каждом из которых должен, по идее, каждый день с утра до позднего вечера работать такой спасатель. Что уж там говорить про районы области, где пляжи местными жителями организуются на каждой удобной песчаной косе?" - говорится в статье.

"Экстра" рассказывает о том, что 1 июня, в День защиты детей, работники детских садов области провели акцию протеста "Дошкольники - не дети?": "Хотя речь шла скорее не о детях, посещающих дошкольные заведения, а об их наставниках, задолженность по выплатам заработной платы которым на первый день лета в Читинской области составляла более 10 миллионов рублей". В адрес властей в тот день было направлено более 100 телеграмм с требованием своевременно выплачивать работникам детских дошкольных учреждений заработную плату и пересмотреть ставки оплаты труда.

В большинстве районов ограничились проведением круглых столов с главами муниципальных образований. Однако, в нескольких райцентрах ситуация обострилась настолько, что воспитатели и нянечки детсадов, не выдержав, вышли на пикеты: "Самым непредсказуемым и острым стал разговор в городе Петровск-Забайкальский, куда 1 июня съехались более 200 воспитателей и учителей района. Не менее резким получился митинг в поселке Карымское. Там на улицы вышли 70 человек. Они не получали зарплату с марта. В Нерчинске профсоюзная организация обратилась в прокуратуру, подготовлен иск в суд о понуждении администрации Нерчинского района производить финансирование фонда заработной платы муниципальных дошкольных образований в срок".

По данным Читинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, сам расчет оплаты труда воспитателей и нянечек детских садов оставляет желать лучшего: "При равной зарплате их нагрузка в два раза выше, чем у учителей школ. К примеру, если норма часов за ставку для учителей старших и средних классов, педагогов дополнительного образования равна 18 часам в неделю, учителей начальных классов - 20, то у воспитателей - 36".

Издание публикует письмо из города Сретенск: "Везде пишут и говорят, что люди стали жить лучше. Но работники бюджетной сферы этого почему-то не чувствуют. Зарплата мизерная, так мы её получить не можем вовремя. Если и получаем, то не полностью, по частям. А ведь у нас у всех дети и они просят есть. А обучение, одежда - на всё это требуются не мизерные средства. Люди живут в разных уголках города, и порой до работы и до школы приходится добираться пешком по морозу, потому что на проезд денег нет, нечем заплатить за садик. Живём в долг. Почему за несвоевременную уплату за свет, коммунальные услуги, уплату налогов считают пеню, а кто уплатит неустойку за несвоевременную выплату зарплаты? У многих из нас порой нет средств, чтобы купить лекарства больному ребенку".

У воспитателей складывается впечатление, что их даже за людей не считают: "Воспитатели и работники детского сада, ушедшие в очередной отпуск, получают отпускные по частям с большой задержкой. Работаем мы в неприспособленных для детских садов зданиях. На кухне печь топится дровами и зимой, и летом. Представляете, какая температура бывает в летние жаркие дни? А оплачивается эта работа в две тысячи, которые женщины не могут своевременно получить. Дают зарплату по 20-30% от этой суммы. Что можно купить на 400 рублей? Это уже крик души. Помогите нам разобраться с такой ситуацией".