Главный минус гигантского бизнес-плана: у "Роснефтегазстроя" на самом деле нет необходимых свободных средств.

Возникает резонный вопрос: с какой целью в таком случае РНГС предлагает проект, на реализацию которого у него отсутствуют собственные средства? Уж не для того ли, чтобы поправить свое положение, даром - под обещания - заполучив в свою собственность большие земельные участки и возможность беспрепятственно вести в Кировской области торговый, гостиничный и автозаправочный бизнес?

Вызывают сомнения экономическая эффективность проекта. На мировом рынке льна никто не ждет нас с распростертыми объятьями, его нужно будет еще завоевать, а куда до этого момента девать произведенный в Кировской области в огромных количествах лен?

Что касается внутреннего рынка, Счетная палата Российской Федерации прошедшим летом констатировала убыточность российского льноводства: сейчас себестоимость производства одной тонны тресты в 2-2,5 раза превышает рыночную цену на нее. Ситуация осложняется тем, что в Россию из Индии ввозится все больше джутового волокна, сходного по качеству со льном, но по цене значительно более дешевого.

На что надеются в "Роснефтегазстрое"? На этот вопрос пока ответа нет: представители РНГС избегают общения с вятскими журналистами...

СПРАВКА: АО "Роснефтегазстрой" создано на базе бывшего Министерства нефтегазового строительства СССР в 1992 году. Позже АО было приватизировано. Компания занимается строительством нефте- и газопроводов, в том числе за рубежом.

В начале своей деятельности "Роснефтегазстрой" прославился созданием финансовой пирамиды под названием ЧИФ "Инвест-Сервис". Собрав ваучеры у тысяч россиян, фонд канул в небытие.

Несмотря на эту удачную операцию, к середине 90-х дела у РНГС пошли не слишком удачно. Основные заказчики на строительство трубопроводов - "Лукойл" и "Газпром" - создали свои нефтепроводные подразделения, и "Роснефтегазстрою", помимо профильной деятельности, пришлось заняться перепродажей нефти, зерна, товаров массового потребления, гражданским строительством. К этому времени относятся очередные скандалы, связанные с "Роснефтегазстроем".

До сих пор кипят страсти вокруг возведенного дочерней структурой РНГС 22-этажного монолитного дома на Балаклавском проспекте в Москве: Минфин, Минэкономики и Миннац решили в 1995 году построить жилье для своих сотрудников, в стройку было вложено около 20 млн долларов (у частных застройщиков подобные работы стоят 6-7 млн), но объект до сих пор полностью не сдан.

В 1996 году компания приняла участие в проекте восстановления нефтяной промышленности Чечни. Под покупку техники, необходимой для восстановления нефтяного комплекса республики, государство выдало "Роснефтегазстрою" гарантии под кредит в размере 110 млн марок. После пересечения российской границы техника не была растаможена в срок, в результате была арестована, а затем и продана с молотка за смехотворные суммы.

В марте 2001 года начала рушиться "вексельная пирамида" РНГС: компания отказалась оплачивать вексель на 3 млн долларов, предъявленный "Альфа-банком".

По данным "Независимой газеты", руководство компании активно переводит активы за рубеж, где топ-менеджеры РАО планируют начать новый бизнес, не обремененный обязательствами. По оценкам газеты "Русский Фокус", все активы РНГС распылены по дочерним предприятиям. Между тем компания имеет миллиардные долги в валюте. На конец 2002 года эксперты оценивали рыночную капитализацию "Роснефтегазстроя" всего в 7,5 млн долларов.