Обзор крымских СМИ за 18 - 24 июня

На минувшей неделе в крымской прессе заметными для читателей стали темы: День памяти и скорби 22 июня; мнения о языке и Крыме участников конференции "Русский язык в поликультурном мире", состоявшейся в рамках прошедшего в Крыму фестиваля "Великое русское слово"; назревающий конфликт вокруг православного Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае; ситуация вокруг выборов делегатов на крымско-татарский курултай; экстремальная ситуация в уборочной страде.

Газета "Крымская правда" (№ 110, 22 июня) опубликовала интервью депутата Госдумы РФ Константина Затулина. Отвечая на один из многих вопросов, Затулин заметил: "Моё справедливое негодование вызывает лицемерие. Когда тот же Казарин (заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического университета, депутат Верховного совета Крыма и севастопольский вице-губернатор Владимир Казарин, - прим. ИА REGNUM) требует от русских знать украинский язык лучше, чем сами украинцы, он не может не понимать, что обращается не к коллегам-филологам, а к многомиллионной массе русскоязычного населения Украины. Меня возмущает, когда неглупый человек не находит другого способа сделать карьеру украинского чиновника, кроме как требовать у них, людей разных возрастов, разного происхождения, живущих на разных территориях, работающих на разных работах, чтобы они все, как дипломированные филологи, знали украинский язык и знали его лучше, чем люди в Ивано-Франковске". Как бы услышав замечание в свой адрес, Казарин высказался в тот же день, но в другой газете - "Крым.ru" (№ 43, 22 июня): "От этого фестиваля у меня осталось противоречивое чувство. Он сделан на скорую руку, под путинское решение о проведении Года русского языка. <...> Меня бьет известный "крымозащитник" Константин Затулин. В выступлении в Ливадийском дворце он не нашел ничего лучшего, чем упрекать меня в том, что я якобы не помогаю русской культуре в Крыму. Так могут говорить только русские националисты. Наверное, кому-то Затулин и представляется большим защитником, но я знаю, что и в России, и на Украине очень многие таковым его не видят...".

Газета "Крымское время" (№ 67, 21 июня) поместила интервью с координатором движения "Молодая гвардия" Иваном Демидовым. "Я думаю, что вообще если спросить любого россиянина, то, пожалуй, из всей украинской темы Крым - это наиболее обидная потеря, - считает Демидов. - Она как бы свербит больше всего. Ну, хотя бы из ощущения этой имперской земли. Все равно, мне кажется, россияне думают, что Крым - это некий искусственный анклав на Украине. Все-таки Крым, конечно, больше русский... Россия - это большой остров. В ней есть разные ворота в разные миры, закрывать которые она не должна. Я не сторонник концепции "Россия - крепость". Закрываться от мира и вариться в собственном котле Россия не может. Россия должна иметь ворота на запад, и на восток, и на юг. И здесь у Крыма особое место. Он остается ощущением потери, прежде всего не столько пляжей, моря и "Артека", сколько ощущением того, что как будто одни из ворот захлопнулись...".

Православный богослов, диакон московского храма Иоанна Предтечи Андрей Кураев, общаясь с журналистами на пресс конференции (еженедельник "Крымский обозреватель", № 25, 19 июня) отметил: "Наконец-то у меня наладилась связь с православными татарами Крыма. Я этому рад. Встретить крымского татарина, исповедующего Ислам - это не редкость, тут нет ничего сенсационного. А для меня сенсационно видеть глаза православных татар Крыма. Мне, как обладателю татарской фамилии, это особенно радостно...".

Поводом для статьи "От ворот поворот" газеты "Крымское время" (№ 68, 23 июня) послужила ситуация вокруг Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае, которая на минувшей неделе обсуждалась в отсутствие представителей монастыря на заседании Крымского пресс-клуба по инициативе главы Бахчисарайского райсовета, члена Партии регионов Александра Таряника. Как сообщает газета, Таряник назвал информацию о том, что местные власти давят на монастырь и пытаются отобрать часть монастырской земли, ложной. Главной проблемой Таряник считает намерение монастыря построить на своей территории святые врата. Эти врата и стали, как выразился глава райсовета, "камнем преткновения", поскольку располагаться они должны на дороге, ведущей не только к православному монастырю, но и к святыням крымских татар. Это обстоятельство, по мнению выступавшего, оскорбляет религиозные чувства крымских татар. Почему мусульманам нельзя ходить через ворота, построенные христианами, Таряник не знает, но опасается, что их строительство может привести к кровопролитию. Глава райсовета предложил перенести строительство ворот в другое место. "Если бы здесь была не территория монастыря, а какое-нибудь кафе, в котором туристы могли бы выпить запрещенной шариатом водки и закусить чебуреками, то никаких разговоров об оскорблении религиозных чувств мусульман мы бы никогда не услышали", - говорится в корреспонденции. Газета напоминает, что наиболее горячим выдалось лето 2001 года, когда тогда меджлис призвал своих сторонников принять участие во "всекрымском митинге протеста". После митинга около трехсот крымских татар пытались прорваться в монастырь. По мнению автора публикации, если бы толпе, вооруженной палками и камнями, не преградил путь отряд ОМОНа, неизвестно, чем бы кончилось дело. Несколько милиционеров тогда получили ранения. Последнее по времени обострение началось после того, как монастырь решил построить на своем участке святые врата с изображением креста. "Тут, по-моему, самое время возмутиться и нам, христианам: почему наши символы постоянно кого-то оскорбляют? Вот от рекламы водки и сигарет на каждом шагу никого не коробит, а символ нашего Бога и Того, Кто в Коране назван великим Пророком (имя Иисуса Христа упоминается в Коране более 70 раз), видите ли, наносит непоправимый вред чьим-то религиозным чувствам. Абсурд какой-то. Но хуже всего то, что этот абсурд постоянно становится темой для обсуждения в кабинетах власти", - рассуждает корреспондент. Тем не менее, в январе нынешнего года на совещании в Бахчисарайской райгосадминистрации настоятель монастыря отец Силуан предложил вполне разумный компромисс: во-первых, не устанавливать над вратами крест, а во-вторых, открыть два дополнительных въезда на территорию мусульманских святынь. Тогда это предложение поддержали и председатель Рескома по делам религий Владимир Малиборский, и Александр Таряник. Но в муфтияте его отвергли, рассказывает "Крымское время", а православная газета "Русичи" сообщила своим читателям, что глава Бахчисарайского райсовета хотел бы получить участок монастырской земли под рынок. "Отстаивая свое мнение, глава Бахчисарайского райсовета Александр Таряник заявил в газете "Крым.ru" (№ 42, 20 июня): "Меня все поддерживают - и местное отделение Компартии, и Русский блок, и - полностью - блок "За Януковича!". Кроме Грача и газеты "Русичи", которая со мной судится. Я попросил редактора: перестань писать гадости, иначе подам в суд. И подал. Но газета не остановилась. И теперь мне пришлось просить не опровержения, как вначале, а закрытия газеты. Я давно для себя решил: я - председатель райсовета не славян и не православных, а всех, кто живет в Бахчисарайском районе. Я избран тайным голосованием 50 депутатами райсовета, в том числе и мусульманами. Почему при явно неправильном подходе я должен принимать одну сторону? Да, Алексий II благословил газету "Русичи" - но не редактора же! Это как раз тот случай, о котором говорят: заставь дурака богу молиться, он и лоб пробьет". Однако газета хотя и с иронией, но сообщает, что народный депутат Украины Леонид Грач "обвинил Таряника в том, что тот ведет чуть ли не войну против православия".

Свое слово сказала по данной теме и газета "Крымская правда" (№ 111, 23 июня), приоткрывая еще один аспект конфликта: "Два года назад власти Бахчисарая утверждали, что конфликт вокруг Свято-Успенского монастыря никак не связан с религиозными чувствами верующих разных конфессий, а носит экономический характер, всё дело в торгующих сувенирами, которые не хотят покидать территорию монастыря. Теперь оказывается, что торговля уже не столь злободневна, а на повестке дня острый вопрос строительства входа". Более подробно газета остановилась на разногласиях райсовета с православной газетой: "...И зачем перед началом заседания пресс-клуба журналистам был роздан текст открытого письма одной из фракций райсовета в одну православную газету? В тексте указывается, что газету ввели в заблуждение, и потому она целенаправленно печатает негативную информацию о председателе райсовета, в частности, критикует его позицию в отношении ситуации вокруг монастыря. Журналисты долго пытали и "подписантов" данного письма, и председателя райсовета, стараясь выяснить, что же стоит и за письмом, и за иском в суд, поданным Александром Таряником к газете, и нет ли за всем этим политической подоплёки... Александр Иванович всё же нехотя признался, что конфликт произошёл внутри фракции, в которую он входит: "Я так думаю, что это наша внутренняя ситуация, и мне было руководством фракции сказано, что я поступаю правильно. А теперь такая буча крутится и вертится. Монастырь здесь ни при чём". Ну, так бы и говорили, что предвыборная гонка началась и здесь все средства хороши. А то - сервитут, понимаешь, врата, дорога к храму...".

В центре внимания крымских татар и политиков находится ситуация, связанная с начавшимися выборами делегатов 5-го курултая. Например, еженедельник "Первая крымская" (№ 23, 22 июня/28 июня) в сообщении "Джемилев лидирует" сообщила, что на выборах лидирует блок "Милли Хакъ", избирательный список которого возглавляет председатель меджлиса Мустафа Джемилев. По данным председателя центральной избирательной комиссии по выборам делегатов курултая Ахтема Чийгоза, по промежуточным результатам выборов, второй после блока "Милли Хакъ" идет Организация крымско-татарского национального движения, третье и четвертое места занимают соответственно организации "Адалет" и "Азатлыкъ". По прогнозам Чийгоза, именно эти крымско-татарские политические силы по итогам выборов составят четверку лидеров. Председатель избиркома также сообщил, что из восьми крымско-татарских общественно-политических организаций и двух блоков, которые принимают участие в выборах делегатов, меньше всего голосов выборщиков на данный момент получила организация "Къырым-Юрт", сообщает "Первая Крымская". Как бы обосновывая популярность близких меджлису блоков близкая к меджлису крымско-татарская газета "Авдет" (№ 24, 18 июня) заявила, что меджлис - это "гениальное изобретение депортированного народа". Описывая историю появления в 1991-м году этой незарегистрированной до сих пор структуры, газета утверждает: "То, что не могло быть по силу советам, для меджлиса становилось привычным делом. Советы собирали на митинги сотни людей, меджлис - десятки тысяч. Советы не могли обеспечить более или менее единодушное голосование крымчан на выборах, меджлис - привычно призывал голосовать именно так, и не иначе, и крымские татары голосовали так, как призывали меджлис и курултай. Ибо чувствовали в этом свой национальный интерес!". Резко критикуется организация выборов делегатов на курултай в другой крымско-татарской газете - "Голос Крыма" (№ 26, 22 июня): "Сам ход избрания выборщиков, работа избирательных комиссий проходит в рамках какой-то нервозности, секретности. Удивительно, что у нас в городе об избрании региональной избирательной комиссии по выборам делегатов Курултая нигде не было объявлено заранее. Из скудного сообщения в районной газете, как постфактум узнаем, что прошло избрание комиссии - и все. Состав комиссии в трехстрочной заметке не указан. Знаем только, что председатель избирательной комиссии - председатель регионального меджлиса. Такое положение вещей, видимо, и по всему Крыму, т.е. избирательная кампания отдана во власть тем же меджлисам и проводится, по их усмотрению, в "нужном направлении". Кого и как выбирают избиратели, остается тайной. Слава Аллаху, до поножовщины у нас, как в Судаке, не дошло, и на том спасибо. Где наши ветераны и активисты национального движения? Почему их нет в Меджлисах и на Курултаях? Почему в делегатский корпус "лезут" одни бизнесмены, чиновники всех рангов. Курултай - это съезд представителей, призванный защищать интересы своего народа, или это некий придаток чиновничье-бюрократического аппарата власти, осуществляющий диктат через Курултай-Меджлис над всем крымскотатарским народом, который в силу этого перестал доверять органу национального самоуправления в нынешнем его виде?".

В ряде газет описывается тревожное состояние сельского хозяйства. Например, газета "Крымская газета" (№ 110, 22 июня) сообщает, что недобор зерна может составить около 30 процентов. "Многие сетовали на то, что подкосила-подкузьмила жара (температура воздуха достигала 35 градусов, почвы - 45-56 градусов), а также отсутствие дождей на протяжении длительного периода", - говорится в публикации. Вследствие засухи, на начало июня из 553,2 тысячи гектаров ранних зерновых в удовлетворительном состоянии находилось 277 тысяч, в угнетенном - 115 тысяч, в критическом - 132 тысячи, погибли посевы почти на 30 тысячах гектаров. Естественно, это плачевно сказалось на урожайности. Уже первые укосы ячменя показали, что она в среднем будет колебаться от 15 до 20 центнеров с гектара. "Безусловно, на поливе показатели будут солиднее. Но проблема в том, что на полуострове на орошении - чуть больше 60 тысяч гектаров зерновых. Конечно, это очень мало, если иметь в виду, что Крым без орошения - в буквальном смысле зона рискованного земледелия. Именно по этой причине в республике пустует около сотни тысяч гектаров пахотных земель". И вдруг в Крыму пошли ливни, на что тут же откликнулась газета "Крымская правда" (№ 108, 20 июня) публикацией под заголовком "Ливни сбивают темп страды", так как, по мнению газеты, "ливни совершенно не нужны в июне".