Посол Республики Казахстан в Республике Таджикистан Ерлан Абильдаев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: В чем заключается необходимость предложения Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева по созданию Союза центральноазиатских государств? Есть ли согласие стран региона на создание такого союза?

Создание СЦАГ в первую очередь продиктовано необходимостью углубления региональной интеграции. В этом видится путь к стабильности, прогрессу, экономической и военно-политической независимости и авторитету Центральной Азии в мировом сообществе. Путем создания подобной организации страны ЦА могли бы успешно адаптироваться к новым условиям, современной геополитической и геоэкономической ситуации, а также решать многие проблемы сообща, что, несомненным образом, повлияло бы на эффективность их решения.

Хотел бы также отметить, что инициативе сопутствует ряд объективных факторов, а именно - культурная близость народов, сопредельность территорий и границ, взаимодополняемость экономик, неразрывность транспортной инфраструктуры. Кроме того, имеется солидная нормативно-правовая база межгосударственных отношений, позволяющая наладить более тесные формы сотрудничества.

В настоящий момент идея согласовывается со странами ЦА. Хочу сразу внести корректировку, что вопрос непростой, поэтому выражение какой-либо позиции со стороны государств Центральной Азии не может происходить сиюминутно, а потребует более длительного времени для выработки окончательных решений сторон.

ИА REGNUM: Насколько, на ваш взгляд, выгодно Таджикистану присоединиться к такому союзу?

Вступив в Союз центральноазиатских государств страны ЦА, включая Таджикистан, уже в ближайшие годы могут получить ряд стратегических выгод от более тесной интеграции. А именно, создание условий для успешной реализации внутренней политики, усиления конкурентоспособности на мировом рынке и укрепления авторитета в международном сообществе. Кроме того, с образованием СЦАГ ощутимым образом может активизироваться инвестиционное сотрудничество между государствами-членами объединения. В данном контексте президент Казахстана Назарбаев в своем недавнем интервью казахстанским СМИ подчеркнул, что "уровень реформ в Казахстане, уровень жизни, объемы экономики - все это доминирует и содержит в себе способность помогать нашим соседям...Казахстан может инвестировать, помочь поднять их экономики, поделиться своим опытом реформ". Этот факт убедительно демонстрирует, что Казахстан может выступить в роли крупного инвестора в регионе.

ИА REGNUM: Казахстан все активнее выступает в качестве регионального лидера. Некоторые страны Центральной Азии нуждаются в инвестициях в свою экономику. Существует ли определенная политика в вопросах инвестиций в экономику стран региона?

На сегодняшний день Казахстан осознал стратегическую важность Центральноазиатского региона. Для нас регион представляет наиважнейший интерес. Ведь контакты с соседями, с которыми нас связывает много общего и без которых нам было бы нелегко, для Казахстана очень важны. Поэтому регион приобретает приоритетное значение. Кроме того, как я выше указывал, президент Казахстана уже озвучил заинтересованность привлечения казахстанских инвестиций в развитие центральноазиатских государств.

ИА REGNUM: Казахстан является одной из основных стран-экспортеров рабочей силы в СНГ. Какую политику придерживается ваша страна в этом вопросе. Нет ли намерений ужесточить миграционную политику?

Правительство нашей страны ни в коей мере не преследует подобных целей. Наоборот, мы всецело заинтересованы в дальнейшем упрощении миграционной политики. Нашим государством реализуется комплекс популярных мер по совершенствованию миграционного законодательства. В период с 1 августа по 31 декабря 2006 года проведена разовая акция по легализации незаконных трудовых иммигрантов, в результате которой легализовано 164 586 иностранных граждан, при прогнозной оценке около 100 тысяч.

Из общего количества легализованных трудовых мигрантов, граждане Республики Таджикистан составляют 2,8 % (4 673); (Республики Узбекистан - 117 133 (71,1%); Киргизской Республики - 23 856 (14,5%); Российской Федерации -10 760 (6,5%); прочие - 8 164 (4,9%).

В целом указанная акция способствовала достижению следующих целей: привлечение трудовых ресурсов в отрасли экономики; пополнение бюджета путем налогообложения за счет легализации трудовых отношений и заработной платы трудовых иммигрантов, скрывающихся от учета; снижение уровня незаконной трудовой миграции, "теневого" сектора рынка труда; обеспечение прав трудовых иммигрантов и их социальной защиты; минимизация условий для коррупции, снижение риска ухудшения криминогенной ситуации и мн. др.

Облегчению пребывания таджикских трудовых мигрантов на территории Республики Казахстан также способствует вступление в силу 25 января 2007 года "Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся - мигрантов, граждан Республики Казахстан, временно работающих на территории Республики Таджикистан, о трудовой деятельности и защите прав трудящихся - мигрантов, граждан Республики Таджикистан, временно работающих на территории Республики Казахстан" от 4 мая 2006 года. Указанный нормативно-правовой акт предусматривает создание благоприятных и взаимоприемлемых условий для осуществления легальной трудовой деятельности соответствующей категории лиц, содействие развитию регионального сотрудничества в области трудовой миграции, а также разработку и подписание между государствами соглашений об упрощенном порядке привлечения трудящихся-мигрантов для трудовой деятельности на сезонных сельскохозяйственных работах.

ИА REGNUM: Вопрос безопасности в регионе ЦА в последние годы не теряет своей актуальности, что непосредственно связано с обстановкой в Афганистане. Как вы думаете, может ли ОДКБ или Россия принять более активное участие в решении афганской проблемы?

По мере своих возможностей ОДКБ конечно же старается принимать участие в решении афганской проблематики. Государства-члены Организации продолжают линию активного участия в реализации планов государственного и экономического возрождения Афганистана. ОДКБ заинтересована в практической реализации идеи создания антинаркотических, антитеррористических "поясов безопасности" по периметру границ с ИРА, и механизмы Организации позволяют ей более эффективно работать в этом направлении.

Приоритетность работы ОДКБ на афганском направлении подтверждена в ряде документов Организации - от заявления министров иностранных дел государств-членов ОДКБ от 19 ноября 2003 года до принятого 23 июня 2005 года Советом коллективной безопасности бессрочного Плана мероприятий по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана. Положения плана охватывают четыре ключевых участка: организационный, антинаркотический, содействие становлению государственных институтов власти в Афганистане и сферу экономического сотрудничества. В процессе реализации этого программного документа налажен обмен мнениями, информацией и материалами, проводятся консультации в Москве, а также на уровне послов в Кабуле, постоянных представителей в Вене, Брюсселе и Нью-Йорке, осуществляются совместные мероприятия. Одновременно с бессрочным Планом мероприятий координации деятельности государств-членов Организации в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана Совет коллективной безопасности на сессии 23 июня 2005 г. счел целесообразным создание Рабочей группы по Афганистану в качестве рабочего органа при Совете министров иностранных дел ОДКБ. 30 ноября 2005 г. СМИД утвердил Положение о Рабочей группе и ее состав. В нее вошли национальные координаторы по Афганистану государств-членов Организации. Задачами Рабочей группы являются выработка предложений по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и организация взаимодействия с афганской стороной по этим вопросам. 18 января 2006 г. она приступила к работе.

В целом, следует отметить, что ОДКБ - молодая, постоянно развивающаяся организация, и по мере своего укрепления она будет последовательно усиливать работу над решением самых актуальных проблем, в том числе и в афганском направлении. Важно, что стратегический ориентир совместной деятельности ОДКБ остается неизменным. Прежде всего, это строительство влиятельной и эффективной международной организации, способной взять на себя ответственность за безопасность и стабильность на пространстве Евразии.