Предложение президента России Владимира Путина президенту США Джорджу Бушу о совместном использовании радиолокационной станции (РЛС) вызвало переполох в азербайджанском обществе. В случае согласия американской стороны, в ответ российская сторона обещает не размещать свои ракетные комплексы в непосредственной близости от европейских границ, что позволит устранить возникшие разногласия в связи с планами американцев о размещении системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. О ситуации, возникшей после предложения российского президента, предмете возможного сотрудничества Москвы и Вашингтона, а также плюсах и минусах двойного использования Габалинской РЛС для Азербайджана, интервью корреспондента ИА REGNUM в Баку с экспертом, руководителем департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: О чем конкретно шел разговор президентов России и США?

Речь идет о расположенной на севере, в 250 км от Баку, в районе села Зараган в Габалинском районе Азербайджана радиолокационной станции "Габала". РЛС была построена в 1985 г. и входила в единую систему слежения за пусками ежконтинентальных баллистических ракет в Южном полушарии. Конкретно Габалинская РЛС контролирует территории Ирана, Турции, почти всех арабских стран на Ближнем Востоке, а также Пакистана, Индии и Китая, Австралии, большую часть Африки и островов в Индийском и Атлантическом океане. После развала СССР, с 1992 г. РЛС стала предметом ожесточенных споров и разногласий между Азербайджаном и России. Наконец, 25 января 2002 г. в ходе визита Путина в Баку проблема была решена: стороны подписали соглашение, согласно которому станция передавалась России в аренду сроком на 10 лет, за что последняя обязалась выплачивать Азербайджану 7 млн. долларов ежегодно. Помимо этого, Азербайджан должен будет получить 31 млн. долларов за использование этой станции с 1997 по 2001 годы. В свою очередь Россия получила право легальной работы своих 1500 военнослужащих на этой стратегически важной для нее РЛС.

ИА REGNUM: Но ведь Конституция Азербайджана четко запрещает использование и размещение на его территории войск иностранного государства...

Да, при подписании возникла эта юридическая проблема, она была решена за счет лингвистической игры - станция получила статус информационно-аналитического центра, который при этом является собственностью Азербайджана. Таким образом, формально речь не шла о военной базе, которая используется другим государством, а эти 1500 российских военнослужащих автоматически превратились в "научных сотрудников". Но эта лингвистическая игра никого не вводила в заблуждение, все было ясно, в чем заключаются основные задачи РЛС и присутствовавших там российских военнослужащих. По этой причине общественность республики не была согласна с договором, в Азербайджане регулярно проводились дискуссии о необходимости приостановления деятельности РЛС и выдворении российских военнослужащих. Ситуация обострилась после неожиданного заявления американского посла Рино Харниша 21 сентября 2005 г.о том, что при участии американцев в Азербайджане строятся две радиолокационные станции (РЛС): одна - на юго-востоке страны, на границе с Ираном близ г. Астара, другая - на северо-востоке, вблизи границы с Россией в горах Кавказа близ г.Хызы. Эта информация еще раз показала, насколько сложной стала внешнеполитическая ситуация для Азербайджана. Ведь теперь оказалось, что в Азербайджане будут сразу три РЛС двух иностранных держав. При этом российская РЛС, фактически, направлена против американцев. Одна американская РЛС направлена на Россию, а другая - на Иран.

ИА REGNUM: И как это восприняли иранские власти?

Естественно, надо иметь в виду и иранский фактор. Да, власти Ирана крайне нервозно отреагировали на сообщение американского посла о новых РЛС на территории Азербайджана. Фактически, Азербайджан оказался вовлеченным в геополитическое противостояние, причем в этом противостоянии азербайджанская сторона играла роль заурядной пешки, от которой ничего не зависело и с которой никто особо считаться не намерен. А это вызывало обоснованную тревогу и обеспокоенность у республиканской общественности, которая выступала против любого присутствия войск иностранных государств.

ИА REGNUM: К чему, по-вашему, приведет предложение Владимира Путина?

Формально, вероятность совместного использования Габалинской не так уж мала. Для этого, в первую очередь, должно быть согласие Азербайджана. Правда, Путин заявил, что накануне он разговаривал по телефону с президентом Ильхамом Алиевым и получил согласие. Однако юридически - налицо неверный подход. На самом деле все должно носить несколько иной характер - российская сторона должна в письменной форме обратиться к официальному Баку со своим предложением и также в письменной форме получить ответ. Но оставим эти юридические тонкости в стороне. Будем исходить из того, что Азербайджан дал согласие и юридическое оформление - вопрос решенный и не самый сложный. Подойдем к вопросу иначе - что это даст Азербайджану?

ИА REGNUM: В стране немало людей, которые, как и вы, считают, что минусов здесь намного больше. Пожалуйста, перечислите их.

Во-первых, как быть тогда с другими американскими мобильными РЛС? Какова будет их роль? Какой будет реакция Ирана? Фактически, мы даем согласие на присутствие в стране помимо российских военнослужащих на "научной станции", военнослужащих еще одной страны - США. То есть, Азербайджан превращается в страну, где сталкиваются интересы как минимум двух - Россия и США, а на деле трех стран - плюс Иран. Где гарантия, что в результате именно Азербайджан и не пострадает? Где гарантия, что в случае возникновения осложнений у Азербайджана с Арменией эти станции не будут использованы против национальных интересов азербайджанской стороны? Да, на деле Москва и Вашингтон говорят о необходимости сотрудничества, но на деле ведь речь идет о нескрываемой конфронтации. Не окажется ли Азербайджан жертвой этой геополитической "разборки"?

ИА REGNUM: Не кажется ли вам, что предложение главы России - своего рода лакмусовая бумага для определения содержимого реальной политики США?

Не кажется ли вам, что предложение главы России - своего рода лакмусовая бумага для определения содержимого реальной политики США? - Я все же полагаю, что реально предложение Путина не будет иметь продолжения. Хотя американцы посчитали это предложение "интересным" и даже пообещали внимательно изучить его, на деле нетрудно понять, что с американской стороны неминуемо последует отказ. И вот почему. Совместное использование предполагает взаимное доверие. А его нет во взаимоотношениях России и США. Допустим, американцам понадобится информация о ситуации в Иране или Ираке. Предоставят ли русские такую возможность и при этом сохранят этот факт в секрете? Не используют ли этот факт потом в своих интересах? Такой гарантии нет. Ведь Южный Кавказ и ситуация на Ближнем Востоке очень сложна, там переплетены интересы многих стран и, в особенности - России и США. Скорее всего, предложение Путина - тонкий и очень хороший дипломатический ход, который позволит России использовать это предложение в пропагандистских целях. Россия позиционирует себя в качестве конструктивной стороны, которая готова на самое разностороннее сотрудничество. И в этой связи США будет сложно найти оправдание для отказа. Не зря Буш в своем ответе туманно указал, что предложение Путина очень серьезное, оно будет рассмотрено, однако необходимо "вначале удостовериться, что каждая сторона полностью понимает позицию другой". В этом ответе Буша уже заложен отказ, но как его потом преподнести - это уже другой вопрос.