25 мая губернатор Читинской области Равиль Гениатулин провёл информационную встречу с лесопользователями региона. Глава региона сообщил об основных итогах совещания, посвящённого незаконным рубкам леса, которое 19 мая в Чите провёл министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. В ходе обмена мнениями руководители ряда крупных лесозаготовительных предприятий заявили о том, что в настоящее время сложилась ситуация, когда они, имея на руках договоры аренды лесных участков, не могут начать заготовку древесины. В итоге простаивают производства, создаются все условия для дальнейшего роста незаконных рубок. Прокомментировать складывающуюся в лесах Читинской области ситуацию корреспондент ИА REGNUM попросил заместителя начальника регионального управления лесами Андрея Ненштиля.

ИА REGNUM: Андрей Давыдович, каков порядок получения разрешения на заготовку древесины?

Начнём с категорий лесопользователей. В соответствии с новым лесным кодексом и федеральным законом №201 о введении в действие нового лесного кодекса, арендатор, у которого на 1 января 2007 года в установленном порядке зарегистрирован договор аренды, обязан был оформить заявку. После этого лесхозы в соответствии с заявкой на основании планов рубок и ведения лесного хозяйства должны были выписать лесорубочные билеты со сроком действия не позже, чем 1 января 2008 года. То есть заявка оформлена, лесорубочные билеты выписаны. С 1 января 2008 года в соответствии с новым лесным кодексом меняется сам принцип заготовки древесины и использования лесов. Если до 1 января 2008 года он носит разрешительный характер - то есть мы разрешаем на основании лесорубочных билетов заготавливать древесину, то с 1 января 2008 года он носит заявительный характер.

Есть характер срочного пользования. Это те лесопользователи, которые не имеют в аренде лесных участков, а древесину готовят по результатам аукционов. Аукционы мы в этом году проводим - это наши полномочия. По результатам аукционов выписывается лесорубочный билет со сроком действия не позже 1 января 2008 года. Это касается коммерческой деятельности. Для собственных нужд граждан разрешения выдаются в старом порядке. То есть на основании разрешения лесхоза на лесничество выписывается лесорубочный билет и на основании этого лесничество выписывает ордера на небольшие объёмы древесины. К примеру, 15 кубометров дров, пожалуйста, готовьте.

ИА REGNUM: Лесопользователи 19 мая на встрече с губернатором говорили о том, что существуют некоторые коллизии, которые не позволяют нормально работать. О чём идёт речь?

Они абсолютно правы. Есть арендаторы, которые явились победителями конкурсов, проводившихся Агентством лесного хозяйства по Читинской области в конце декабря 2006 года. Они не успели до 1 января 2007 года зарегистрировать договоры в установленном порядке в Регистрационной палате. Иначе говоря, есть победитель конкурса - арендатор, но договор не вступил в законную силу, и мы на основании этого не имеем права выписать разрешительный документ - лесорубочный билет, который в соответствии с ФЗ №201 выписывается только по краткосрочному пользованию. Арендаторы исключены из этой системы. Арендатор заплатил деньги, но права пользоваться лесом - не имеет, потому что нет разрешительного документа - лесорубочного билета. Мы же не имеем права его выписывать до тех пор, пока он не приведёт всю свою документацию в соответствие с лесным кодексом

ИА REGNUM: Много таких лесопользователей?

На середину 2006 года в Читинской области было около 60 арендаторов, на конец 2006 года их количество возросло до 114. Около 20 арендаторов попали в правовую яму, о которой мы с вами говорим.

ИА REGNUM: Это связано именно с тем, что с 2007 года вступил в силу новый лесной кодекс?

Да. Арендаторы не сумели сориентироваться в ситуации.

ИА REGNUM: То есть, виноваты именно они?

Частично виноваты и они - от незнания нормативной базы. Однако надо напомнить и о роли государственных органов власти. 18 ноября 2006 года в Рослесхозе рассматривался именно этот вопрос. Было рекомендовано всем региональным агентствам лесного хозяйства с 25 ноября 2006 года прекратить проведение всех конкурсов, чтобы не попасть в этот провал. Но Агентство лесного хозяйство по Читинской области продолжило проводить конкурсы. Проводились они вплоть до 27 декабря. Естественно, люди просто не смогли зарегистрировать договоры, потому что на регистрацию по закону предоставляется месяц. Оформить же все документы за несколько дней просто физически невозможно. С одной стороны они пошли на то, чтобы получить право аренды, а с другой стороны Агентство лесного хозяйства по Читинской области с некоторой стороны их подставило.

ИА REGNUM: В других регионах такая ситуация наблюдалась?

По всем регионам мне сложно сказать. Но, например, в Иркутской области этого нет. Вопрос с ситуацией по Читинской области обсуждался во время работы в нашем регионе комиссии Рослесхоза. Мы задавали вопрос первому заместителю руководителя Рослесхоза Гиряеву Михаилу Дмитриевичу. Нам было рекомендовано в те договоры аренды, которые зарегистрированы и имеют законную силу, но по которым не выписаны лесорубочные билеты, внести изменения с целью приостановки выплаты арендной платы. Основание - форс-мажорные обстоятельства. Но даже и в этом случае арендатор не имеет право заготавливать древесину - лишь приостановить выплату арендной платы.

ИА REGNUM: Грубо говоря, арендаторы потеряли год?

Да - 2007-ой. Только стали появляться нормативно-правовые документы - это постановления правительства, которые должны быть приняты в соответствие с новым лесным кодексом, это приказы министерства природных ресурсов, Рослесхоза по порядку ведения учёта, по порядку переоформления договора аренды, по порядку заполнения декларации и так далее. В плане эта работа должна быть завершена к 1 июля 2007 года, исполнение находится на контроле правительства. Но мы знаем, что основные документы могут выйти, а принятие остальных может затянуться. Даже по лесному кодексу, который был принят в 1997 году, к 2006 году мы не имели полного комплекта документов, который необходим был для развития кодекса.

Взять разработку проекта освоения лесов. У нас 114 арендаторов, каждый должен составить проект освоения лесов. За оставшееся время это практически невозможно. Равно как за оставшееся время нам невозможно физически разработать регламенты на каждое лесничество, а без регламентов мы не сможем проверить и дать согласие на утверждённые проекты освоения лесов. То есть всё цепляется одно за другое. Поэтому на последнем заседании правительства, где рассматривались эти вопросы, министром природных ресурсов было предложено сроки введения в действия положений лесного кодекса в части организации лесопользования отодвинуть ещё на один год, ввести их в действие с 1 января 2009 года. Это тоже один из выходов.

ИА REGNUM: Какие негативные последствия для области приносит складывающаяся ситуация?

Увеличиваются объёмы воровства леса. Люди не хотят простаивать.