Обзор СМИ Иркутской области за 4-11 мая

О продолжении судебных тяжб между родственниками погибших и пострадавшими с авиакомпанией S7 (бывшая "Сибирь") 11 мая рассказало издание "Коммерсант. Восток России" под заголовком "S7 попросилась на родину". Как пишет газета, S7 намерена добиться от американского суда переноса рассмотрения дела о сгоревшем аэробусе в Россию. Соответствующее ходатайство авиакомпания подала в суд Нью-Йорка в конце апреля. "Представитель S7 пояснил, что судебное дело основано на требованиях российских граждан, адресованных российскому авиаперевозчику в связи с авиационным инцидентом, имевшим место на внутреннем авиарейсе. Поэтому, как считают в S7, оно должно рассматриваться в российском суде. Дата рассмотрения ходатайства еще не назначена, однако юристы американской компании Speiser Krause и британской Stewarts Solicitors, представляющих интересы пассажиров, пострадавших в авиакатастрофе в Иркутске, предполагают, что это случится в июне", - сообщает газета.

Как напоминает издание, 9 июля 2006 года самолет "А-310" авиакомпании S7 не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе и, съехав с нее, пробил бетонное ограждение летного поля, врезался в гаражи и взорвался. Из 203 человек, находившихся на борту лайнера, выжили 79 пассажиров, которые успели выпрыгнуть из самолета до того, как взорвались топливные баки. Рассмотрение иска в США стало возможным потому, что Airbus lizing II Inc, лизингодатель "А-310", зарегистрирована в Нью-Йорке. Кроме этого, в договоре S7 и Airbus Lizing II Inc об аренде лайнера было записано, что все проблемные моменты могут быть рассмотрены в американском суде. Пользуясь этим, в конце 2006 года в суд Нью-Йорка обратилась Stewarts Solicitors, которая представляла интересы 55 человек - как выживших в июльской авиакатастрофе, так и родственников погибших. Затем то же самое сделала Speiser Krause, решившая отстаивать интересы 185 пассажиров и их родственников.

Как сообщил газете координатор Speiser Krause в Иркутске, адвокат Роман Буянов, в поданном в нью-йоркский суд ходатайстве S7 утверждает, что заключение МАК в США не имеет какой-либо силы, а значит, рассмотрение дела за пределами России смысла не имеет. "В заключении МАК говорится, что виноваты пилоты, а значит, виновата и авиакомпания. В США доводы МАК не примут, а значит, S7 будет доказывать свою невиновность. В России авиакомпания сделать этого не сможет, здесь перевозчик будет судиться лишь по размеру компенсаций", - пояснил Роман Буянов.

Отметим, что по размеру компенсаций представители S7, Airbus и адвокатских компаний сейчас ведут переговоры. На внесудебных встречах 30 апреля и 2 мая в Нью-Йорке представители Airbus и S7 впервые озвучили суммы компенсаций, которые они могут выплатить пострадавшим. Назвать их Роман Буянов отказался: "Суммы этих компенсаций держатся втайне до тех пор, пока спор не урегулируют". Напомним, что компенсационные требования Speiser Krause составляют $300 млн, суммы Stewarts Solicitors не разглашаются. По словам адвокатов, предложения по компенсациям Airbus и S7 ниже тех, что ранее заявляли Speiser Krause и Stewarts Solicitors. Как сообщил Сергей Полевода, представитель иркутской коллегии адвокатов "Полевода, Мощицкая и партнеры" (партнер Stewarts Solicitors), для обсуждения финансовых вопросов стороны намерены собраться еще раз 14 мая.

"Между тем, адвокаты уверены, что ходатайство S7 - не более, чем стремление авиакомпании снизить свои финансовые потери в выплате компенсаций", - отмечает издание. "В ходатайстве S7 утверждает, что для рассмотрения дела есть все необходимые правовые предпосылки", - отметил Роман Буянов и пояснил, что авиакомпания ссылается на судебные процессы, где истцами выступают семья Сластиных и Людмила Зозулина. Последняя потеряла в авиакатастрофе сестру и свои нравственные и физические страдания оценила в 3 млн рублей. Однако, суд города Оби (Новосибирская область) после рассмотрения дела в феврале обязал S7 выплатить Людмиле Зозулиной 200 тыс. рублей. Суд по иску Константина и Любови Сластиных, которые потеряли в аварии двух членов семьи, еще продолжается. Сумма компенсаций по этому иску составляет 20 млн рублей. Роман Буянов пояснил, что сумма этих исков не идет ни в какое сравнение с теми, что рассматриваются за границей, где жизнь пассажира обычно оценивается не менее чем в $1 млн. "Любопытно, что соответчик по делу о сгоревшем "А-310" - компания Airbus - не подала в нью-йоркский суд ходатайство о перенесении рассмотрения дела в Россию. Адвокаты пострадавших в авиакатастрофе предполагают, что суд не пойдет на разделение иска на две части и не удовлетворит ходатайство S7", - отмечает газета.

О новых перспективах неработающего уже год ОАО "Тулунский гидролизный завод" рассказала "Областная газета". Материал под названием "Тулунский гидролизный завод привлек инвестора" опубликован 11 мая. Как пишет газета, Топливно-энергетический союз официально заявил о том, что намерен выкупить ОАО "Тулунский гидролизный завод" и на его базе организовать производство топливного этанола, применяющегося в качестве добавки к бензину. "Сопутствующим станет выпуск кормовых дрожжей и стройматериалов из лигнина. Общий объем инвестиций в предприятие составит порядка $20 млн. Администрация Иркутской области и Топливно-энергетический союз подписали протокол о намерениях о реализации проекта по производству топливного этанола на базе ТГЗ. Как рассказал президент Топливно-энергетического союза Игорь Черемнов, в начале года в организацию обратились партнеры из Института финансово-экономического мониторинга с предложением рассмотреть ОАО "Тулунский гидролизный завод", находящийся в процедуре банкротства, как возможный объект для инвестиций с целью создания на его базе технопарка инновационного типа", - сообщает издание.

Разработкой проекта занималось ОАО "ГосНИИсинтезбелка". Объем инвестиций оценивается в $20 млн. Предполагается, что проект окупится за четыре-пять лет. Через полтора года предприятие выйдет на проектную мощность. По словам заместителя генерального директора института Евгения Давидова, согласно подсчетам, выпуск в сутки 15 тыс. дал спирта сделает проект экономически оправданным. Мощности же предприятия позволяют производить такой объем. "Мы предлагаем производить на базе Тулунского гидролизного завода не только топливный этанол, но и кормовые дрожжи из послеспиртовой барды и строительные материалы из древесных отходов. Гибко переходить с одной технологии на другую. Это будет безотходное производство", - отметил Евгений Давидов.

Годовой объем продаж продукции может составить 1 015 млн рублей. 44% этой суммы придется на топливный этанол, 25% - на дрожжи, остальное - на стройматериалы. Рентабельность совмещенного производства оценивается в 38,3%. На предприятии будут работать 500 человек. Основными рынками сбыта биоэтанола рассматриваются страны Юго-Восточной Азии.

"Ситуация с Тулунским заводом характерна для всей гидролизной отрасли России, - говорит председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин. - В стране 38 заводов находятся в стадии банкротства или уже перестали существовать. Никто не вернулся к производству. Единственный гидролизный завод работает в Кировской области. Президент США заявил о массовой программе развития производства биоэтанола. Он сказал, что объемы выпуска будут увеличены в 300 раз. После этого был знаменитый вояж в Латинскую и Южную Америку. В настоящее время в США каждые 12 дней запускается один завод по производству биоэтанола. В России же пока этот продукт не производится. После заявления в США президент России поручил правительству подготовить программу по развитию биоэнергетики, в частности, производству биоэтанола из восполняемого сырья".

Как отмечает газета, в России сейчас находятся в стадии строительства шесть предприятий в Волгоградской, Омской, Липецкой областях и Краснодарском крае. Главы регионов заявляют об объемах инвестиций в эти заводы от $150 млн до $300 млн. Но, по оценке представителя ТПП, производимая продукция будет неконкурентоспособна. Он считает, что "с таким подходом идти в мир с этанолом достаточно сложно". И в этом плане Каныгин называет Тулунский завод уникальным предприятием, которое, несмотря на остановку производства, не было разворовано и разграблено, и сейчас готово к работе: "Именно на ТГЗ можно будет внедрить новую технологию, которая пока нигде в мире не используется". В то же время Петр Каныгин отметил, что в Иркутской области сейчас нет своего производства пищевого спирта. "Учитывая тот факт, что рынком сбыта для топливного этанола рассматриваются страны АТР, а пищевой спирт востребован и на территории России, в Тулуне можно было бы производить и эту продукцию", - заявил он.

О конфликте вокруг крупного лесозаготовительного предприятия ЗАО "Янтальлес" рассказала 10 мая газета "СМ номер один" под заголовком "Леса Приангарья скупил Дерипаска?". Как пишет издание, депутаты думы Катангского района, отчаявшись добиться справедливости через органы прокуратуры, обратились в комиссию по противодействию коррупции при Законодательном собрании Иркутской области. "Поводом для обращения послужило дело о продаже 9% акций ЗАО "Янтальлес", принадлежащих Комитету по управлению имуществом администрации Катангского района. Акции были проданы в 2000 году всего за 24,3 тыс. рублей бывшему руководителю "Янтальлеса" Станиславу Куракину. В бюджете района этих денег не оказалось, но прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело. На заседании комиссии по антикоррупции была озвучена возможная причина отказа: прокуратура Катангского района не возбуждает дело, потому что в нем замешана действующий мэр Галина Головченко", - рассказывает издание.

Как продолжает газета, бывший мэр района Александр Гришин неоднократно писал заявления и жалобы в прокуратуру Катангского района: "Александр Гришин подсчитал: сделкой по продаже акций муниципальному образованию был нанесен многомиллионный ущерб. Он просил провести проверку и возбудить уголовное дело, но прокуратура ответила отказом, сославшись на то, что муниципальное образование за акции не платило, поэтому их и лишилось. Однако, Александр Гришин и группа депутатов районной думы убеждены: муниципальное образование не должно было оплачивать эти акции, так как они были переданы району в рамках программы социально-экономического развития территории и тому есть документальные подтверждения. Согласно договору, Катангский комитет по управлению имуществом должен был выделить подразделению "Янтальлеса" лесосечный фонд в объеме 100 тыс. кубометров и передать в аренду лесосырьевую базу сроком на 99 лет. Выполнение этого пункта договора и являлось оплатой 9% акций ЗАО "Янтальлес". Лесосырьевую базу район предприятию передал и получил акции, но никаких дивидендов в бюджет территории не поступало, "Янтальлес" лишь оказывал некоторую помощь - поставлял продовольствие и нефтепродукты в село Токма (район, где располагается лесосырьевая база), приобрел несколько автомобилей".

По словам Александра Гришина, вскоре после продажи акций всяческая помощь району прекратилась и, несмотря на то, что леса Катанги продолжают эксплуатироваться, территория не получает ничего. "Катангский район считается депрессивной территорией, и те миллионы, которых муниципальное образование лишилось в результате недобросовестной сделки, были бы нелишними, - отмечает Александр Гришин. - При этом смешно сказать: даже 24,3 тыс. рублей, вырученных от продажи акций, куда-то пропали, прокуратура их не может найти". "Сейчас прокуратура уже отказывается принимать жалобы Александра Валентиновича, мотивируя это тем, что сам Александр Гришин никак не пострадал в результате сделки. Депутаты районной думы, которые пытаются продолжить борьбу, тоже опасаются, что все будет спущено на тормозах. Мэр района Галина Головченко отрицает, что дала распоряжение продать акции, и заявляет, что решение о продаже мог принять заместитель мэра Зарукин, ныне покойный", - рассказывает издание.

По информации газеты, рассмотрев обращение депутатов, комиссия по противодействию коррупции при Законодательном собрании Иркутской области приняла решение обратиться в областную прокуратуру, но, даже если там разберутся с продажей акций, принадлежавших администрации Катангского района, останутся другие вопросы, ответы на которые тоже хотелось бы получить: "Депутаты Катангской районной думы указывают на то, что в 2005 году Станислав Куракин продал ЗАО "Янтальлес" "ЛПХ-Холдингу", и полагают, что к этому моменту Станислав Куракин являлся единственным акционером общества. При этом парламентарии не исключают, что значительный ущерб мог быть нанесен и Усть-Кутскому району, также ранее владевшему акциями "Янтальлеса". Где сейчас находится Станислав Куракин, выяснить не удалось. Кому сейчас принадлежат все северные леса - дело вообще темное и запутанное. Известно, к примеру, что держателем контрольного пакета акций ООО "СП "Сибэкспортлес-Тайрику", ЗАО "Игирминский КоЛПХ" (Нижнеилимский район), ЗАО "Киренсклес" (Киренский район), ЗАО "Янтальлес" (Усть-Кутский район), ООО "Ждановский ЛПХ" (Нижнеилимский район) является ООО "СЭЛ-групп". При этом "СЭЛ-групп" входит в состав холдинга "Русский лес" (Москва). Председателем совета директоров ООО "Русский лес" является Александр Рудик (с 2001 по 2003 год - заместитель главы администрации Иркутской области). А вот о том, кому принадлежит весь "Русский лес", ходят лишь слухи. Однако, разные источники говорят одно и то же: Олегу Дерипаске, у которого есть и "Базовый элемент", и "Русский алюминий", и "Русские отели".

О проблемах, которые могут в ближайшее время возникнуть у лесоэкспортеров в связи с изменениями правил фитосанитарного надзора, 11 мая рассказала "Областная газета" под заголовком "Новые правила фитосертификации могут серьезно осложнить работу лесоэкспортеров Приангарья". Как пишет издание, начал действовать новый порядок выдачи фитосанитарных сертификатов (ФСС) при оформлении лесоматериалов: "Регламентирующее его письмо Россельхознадзора было доведено до сведения таможенных органов и озвучено 7 мая на Консультативном совете по работе с участниками внешнеторговой деятельности при Иркутской таможне. Срок действия фитосанитарных сертификатов, сопровождающих продукцию растительного происхождения в страны ЕЭС, теперь составляет 14 дней с момента выдачи документа до пересечения границы, в другие государства - 15 дней".

"Раньше ФСС принимались во время таможенного оформления груза. Теперь нужно будет учитывать сроки прохождения груза по территории РФ. Фитосанитарный сертификат должен быть действительным к моменту пересечения границы, что в условиях протяженности российской территории и существующих перебоев с прохождением вагонов по железной дороге практически невозможно", - рассказала газете заместитель начальника Иркутской таможни по экономической деятельности Татьяна Панкова.

Участники внешнеторговой деятельности, присутствовавшие на Консультативном совете, подтвердили, что сегодня вагоны с лесопродукцией доходят до границы иногда за пять дней, а иногда и за два месяца. "Таким образом, для того, чтобы избежать серьезных финансовых потерь, лесоэкспортерам потребуется получать повторные фитосертификаты. Кстати сказать, тоже не бесплатно", - пишет газета.

Комментируя письмо Россельхознадзора, начальник Иркутской таможни Сергей Поляков отметил, что здесь произошла нестыковка интересов разных ведомств: "Консультации со всеми заинтересованными сторонами при подготовке такого серьезного документа должны были проводиться еще на стадии его разработки. Чего, однако, сделано не было". По мнению Сергея Полякова, от новых правил фитосертификации в первую очередь пострадают лесоэкспортеры из отдаленных территорий, в том числе из Иркутской области. В наименьшей степени нововведение коснется компаний, работающих непосредственно на границе. Сергей Поляков отметил, что новые сроки действия фитосанитарного сертификата могут привести к задержке вывоза экспортной продукции. По его словам, пиковая ситуация может случиться уже в ближайшее время, когда все склады в портах и на железнодорожных станциях будут затарены партиями товара. "Единственным способом изменить ход событий является обращение к разработчику документа с просьбой приостановить его действие. Однако, эта инициатива должна принадлежать пострадавшей стороне", - отметил Поляков.