Рыба проплывает мимо сахалинских столов: Обзор СМИ Сахалина
Обзор СМИ Сахалинской области за 16 - 21 апреля
18 апреля газета "Свободный Сахалин" публикует послесловие к статье 2005 г. "Господи, благослови наш учебный процесс". Тогда газета рассказала, что на самом деле происходит в институте "Сам Юк" Южно-Сахалинска: "В 1993 г. в здании учебного заведения расположилась церковь адвентистов седьмого дня (АСД). Позже коммерческий институт превратился в заведение, особенностью которого было сосуществование светских факультетов и богословского. Церковь АСД была представлена американцами, гражданами Южной Кореи и русскими. То есть фактически в институте соседствовало три церкви". "Сначала ректором института был кореец - ученый с хорошим образованием и одновременно настоятель церкви АСД, - пишет автор материала. - При нем, отмечали и преподаватели, и студенты, дела "Сам Юка" шли неплохо: вера никому не навязывалась. В конце 90-х рассматривался вопрос о передаче института из рук южнокорейских миссионеров в ведение АСД России. Но передача не состоялась. К тому времени уже шли разговоры о том, что вуз не приносит прибыли, что есть ряд нарушений в оформлении права собственности на здание. Таким образом, институт продолжали финансировать иностранные церкви". "А потом, уже в 2003 или 2004 году, - рассказывает "Свободному Сахалину" один из бывших преподавателей "Сам Юка", - нагрянула проверка. Приехала иностранная делегация, видимо из церковников-финансистов, и решила выяснить, как расходуются выделенные средства. Насколько я знаю, на Сахалине они встретились с высокопоставленными чиновниками и пришли к выводу: ректор должен быть русским. И в 2004 г. этот пост занял Михаил Морарь".
Издание пишет, что новый ректор оказался довольно яркой фигурой: "У него было среднее образование по профессии "столяр-плотник". По ней он, в основном, и работал. Правда, последним местом работы в трудовой книжке значился ресторан в г. Тула - там он был полотером. Однако потом Морарь подался в адвентисты. Его приняли в Волго-Вятское объединение церкви христиан АСД на должность миссионера и преподавателя. И карьера его после этого резко пошла вверх". "Пришествие Мораря на пост ректора "Сам Юка" ознаменовалось массовым увольнением преподавателей. По официальной версии, они уходили по собственному желанию. По неофициальной - кого-то попросили уйти за кощунственное поедание пельменей в стенах института, кого-то - за несоответствующий внешний вид, остальные ушли, не выдержав новых порядков. Каждое утро начиналось с планерки. И проводились они весьма необычно. Все должны были стоять, сложив руки, как для молитвы. Молитву читал сам ректор", - рассказывает газета.
В итоге количество недовольных возросло не только среди преподавателей, но и среди студентов. "Всем насаждалась новая вера, хотя при поступлении абитуриентам не говорили, что фактически "Сам Юк" - религиозный институт, - продолжает автор материала. - Возмущались и родители детей, даже ходили к ректору, но ничего не изменилось. Постоянная текучесть кадров привела к тому, что в институте практически полностью сменился преподавательский состав. Некоторые приезжали с материка и жили прямо в аудиториях учебного заведения. Вскоре внутренние конфликты стали достоянием общественности. Кто-то из родителей обратился в департамент образования, и начались проверки. Однако, несмотря на нарушения, институт закрыли не сразу. Поговаривали, что у некоторых чиновников была личная заинтересованность в сохранении "Сам Юка".
Когда обо всем этом написал "Свободный Сахалин", кризис еще более усилился и достиг пика, когда к новому учебному году поступать пришли только семь абитуриентов: "На людей уже не действовала ни реклама, ни низкие расценки, которыми всегда брал "Сам Юк". Вскоре выяснилось, что он из-за многих нарушений вообще не может считаться вузом. И Министерство образования отправило на Сахалин письмо с просьбой лишить институт лицензии на право образовательной деятельности". "Оказалось, - пишет журналист, - что делегации миссионеров жили там большой общиной, не обращая внимание на санитарные нормы и неприспособленность помещений. Они именовали себя врачами, читали лекции, брали кровь у слушателей. Причем привлекались к лекциям не только взрослые, но и подростки и даже дошкольники. После проверок забили тревогу многие - и чиновники, и правоохранительные органы. Но ректор института неизменно отвечал, что не имеет к происходящему никакого отношения". "Когда до конца действия лицензии "Сам Юка" оставалось около месяца, там не осталось ни студентов, ни преподавателей. Студенты массово просили департамент образования перевести их в другой вуз, педагоги нашли себе другие места. В институте остался только ректор и еще несколько человек. Они пытались распродать квартиры, принадлежащие членам церкви. После решения всех финансовых вопросов Морарь растворился, и теперь никто не знает, где он и что с ним. Только предполагают, что у него очередная глобальная миссия где-нибудь в другом регионе", - заключает "Свободный Сахалин".
Еще об одном конфликте в Южно-Сахалинске, только имущественного характера, рассказывает на прошлой неделе газета "Советский Сахалин". Корреспондент Павел Рябчиков пишет: "Еще в 2005 г. сразу два здания - универмаг "Сахалин" (бывший главный универмаг областного центра) и городской Дом Быта - оказались пущены с молотка. Практически сразу после продажи областная прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконность сделок. Оказывается, к оценке стоимости выставляемых на аукцион пакетов акций не привлекался независимый оценщик - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Как следствие, цена акций оказалась необоснованно занижена". "Были в деле и другие ляпы, - пишет автор. - Например, постановление бывшего мэра Южно-Сахалинска Федора Сидоренко "О приватизации находящихся в муниципальной собственности акций ОАО "Универмаг "Сахалин" почему-то подписал первый вице-мэр Виталий Гомилевский, полномочий на то не имевший. Непорядок решено было устранить в суде. И был суд, причем не один. И только 22 марта 2007 г. арбитражный суд области поставил точку в одном из дел. Суд решил отказать в удовлетворении требований прокурора о признании недействительным постановления мэра от 20 июня 2005 г. о приватизации акций ОАО "Содружество" (Дом быта). Сторона обвинения не смогла доказать, что муниципальное образование оказалось ущемлено в своих правах и законных интересах, определяя цену на приватизируемое имущество. Чуть ранее, 1 марта 2007 г. схожее решение суд вынес и по делу универмага "Сахалин". Как стало известно, прокуратура готовит кассационную жалобу в суд высшей инстанции".
"Пока прокуратура оспаривает сомнительные с ее точки зрения сделки между городом и предпринимателями, последние недоумевают. Вроде бы соглашение о продаже собственности носило официальный характер. Не у Васи Пупкина приобреталось имущество, а у города. А теперь эту сделку пытаются отменить", - добавляет корреспондент "Советского Сахалина".
"Рыбную тему" поднимает на прошлой неделе, 18 апреля, газета "Аргументы и факты Сахалин-Курилы". "Все чаще жители острова, побывав на материке, рассказывают о том, что практически в любой точке России (даже в далекой Казани) сахалинская рыба продается по той же цене, что и на острове, а порой и дешевле. А для многих жителей Сахалина рыба становится недоступным продуктом. Цена на палтус, треску и кету выше, чем на ввозимое из-за "кордона" мясо. А потому небогатые островитяне, погуляв среди рыбных прилавков, вынуждены выбирать "хвосты" такого вида и качества, коими в хорошие времена даже кошки брезговали. Зато наши японские соседи вдоволь вкушают и рыбу, и гребешок, и краба, благодаря усилиям браконьеров, цены на морепродукты в стране Восходящего солнца с каждым годом все ниже", - сокрушается автор публикации Мария Крылова. "Проплывает" рыба мимо сахалинских столов по той причине, что будущий улов продают еще до установки неводов. И чтобы окупить затраты, связанные с рыбалкой, продают по высоким ценам. На Сахалине же "свободной" рыбы просто не остается. "Несколько лет назад, - продолжает издание, - мелкие рыбодобывающие предприятия пытались продавать недорогую рыбу на местных рынках. Машины со свежим уловом разъезжались по разным точкам города, товар расходился хорошо. Но к делу подключились налоговые органы и санэпидемконтроль. Рыбаки с рынков ушли, а на их месте появились перекупщики". "В своем недавнем выступлении губернатор области