"Есть малоимущие, есть нищие".

("Сегодняшняя газета", 19.04.07)

Доходы жителей Красноярского края в 2006 году возросли на 23,8%. Как сообщает служба Госстатистики по краю, они достигли 332 млрд рублей. В среднем ежемесячный доход каждого жителя региона - 9.518 рублей.

Реальные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс роста потребительских цен) по сравнению с 2005 годом увеличились на 3,3%. Величина прожиточного минимума в целом по краю в четвертом квартале 2006 года составила 3.778 рублей в месяц. В том числе для трудоспособного населения - 4.105 рублей, пенсионеров - 2.682, детей - 3.689 рублей. Таким образом, по данным статистики, для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности семьи, состоящей из трех человек (двое трудоспособных взрослых и один ребенок), необходимо 11.899 рублей в месяц. Для семьи, состоящей из четырех человек (двое взрослых и двое детей) - 15.588 рублей.

В четвертом квартале прошлого года уровень среднедушевых денежных доходов населения превысил величину прожиточного минимума в 2,8 раза, среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника обеспечила 3,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, средний размер назначенных пенсий превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 13,5 процента.

Численность малоимущих, имеющих среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2006 году составила 607 тысяч человек, или 20,9% от общей численности населения края. По отношению к 2005 году количество малоимущих сократилось на 0,8%. Среднедушевой месячный доход малоимущего населения сложился в размере 2.561 рубль, что на 31,7 % ниже величины прожиточного минимума.

"ЦИК и ВИК довольны "топорной работой".

("Красноярский рабочий", 19.04.07, Эрих Пырх)

Прошедшие 15 апреля выборы в Законодательное Собрание края многие называют скучными, серыми, предсказуемыми. А были ли они справедливыми? Здесь точки зрения сильно разнятся.

Председатель временного избиркома Константин Бочаров остался в целом доволен работой участковых избирательных комиссий (ему по должности положено). Он подчеркнул, что подсчёты были проведены "максимально объективно и без ошибок". Впрочем, Бочаров не исключил, что кое-где имели место технические огрехи. Их анализируют, чтобы "делать соответствующие выводы". Известно, что данные обработки бюллетеней начали поступать поздно из-за большого числа наблюдателей, заполонивших избирательные участки. Некоторые скептики утверждают даже, что именно зоркому оку партий мы обязаны объективной картиной народного волеизъявления. А вот Бочаров нелицеприятно высказался о работе наблюдателей на ряде участков, упрекнув их в непрофессионализме и явной неподготовленности. И он не так уж не прав, ведь во многих случаях в роли наблюдателей выступали совсем ещё молоденькие студенты.

В целом удовлетворился увиденным в крае и председатель Центризбиркома Владимир Чуров. Он отметил "отличную информированность избирателей о выборах, хорошее взаимодействие партий, правоохранительных органов и временной избирательной комиссии". Не скупился на лестные оценки депутат Госдумы, председатель комитета "За честные выборы" Николай Гончар. Он назвал выборы в крае наиболее честными из тех, что видел за последние двадцать лет.

В этом хвалебном хоре диссонансом звучит "Голос". Так называется независимая ассоциация по защите прав избирателей, пристально следившая за ходом голосования. Около сорока её наблюдателей дежурили на избирательных участках Красноярска и, по их словам, зафиксировали немало нарушений. Главная претензия - неточные списки избирателей. Кого-то туда не внесли, кого-то, наоборот, забыли исключить, в том числе умерших. Мне самому довелось видеть неверные списки на "родном" участке N 175. Когда поинтересовался у работников избиркома причиной несостыковки, мне смущённо пояснили: "Нам милиция такие данные дала, мы тут ни при чём". Странно, что ПВС оперирует устаревшей информацией.

Несмотря на громогласные заявления представителей КПРФ о серьёзных нарушениях на выборах, официальная статистика более чем скромная. Константин Бочаров говорил всего о четырёх письменных жалобах, поступивших в ВИК. ГУВД выявило по краю 17 нарушений, в том числе подкуп избирателей, но почему-то не отнесло их к категории серьёзных.

Примечательно, что в ходе голосования, где впервые отсутствовала строка "против всех", избиратели нарочно испортили 3,3 процента бюллетеней - ставили галочки в нескольких графах или рисовали какие-нибудь "нелегитимные" значки. Таких "вредителей" в крае оказалось свыше 26,4 тысячи. А семьсот с лишним человек... унесли бюллетени с собой. Видимо, на память. Всё равно добру пропадать - вон как беспощадно чистые бюллетени топором рубят.

"БЭМО выводит край в лидеры".

("Красноярский рабочий", 19.04.07, Анна Бенедиктова)

Сегодня Красноярский край называют регионом-лидером, локомотивом. Основная тому причина - реализация на территории края нескольких десятков инвестиционных проектов, которые только в 2006-м "притянули" более 100 миллиардов рублей. Один из самых крупных таких проектов - Богучанское энерго-металлургическое объединение (БЭМО).

Старая задумка в новом исполнении

Двадцать лет назад слух о грандиозной стройке в Кежемском районе края уже гремел на всю страну. Однако экономические и политические потрясения не позволили завершить начатое. В 1994 году финансирование строительства Богучанской ГЭС значительно сократилось. Стройка не была брошена, персонал находился на ГЭС постоянно. Но работы выполнялись по минимуму и были направлены в основном на то, чтобы поддерживать уже возведённую часть плотины. О новом витке в освоении Нижнего Приангарья заговорили в 98-м, однако дальше разговоров дело не пошло.

Наконец год назад был выбран механизм, могущий привести реализацию проекта в движение - государственно-частное партнёрство. Государство взяло на себя создание необходимой сетевой инфраструктуры в регионе в рамках программы "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". В 2006-2009 годах из средств Инвестиционного фонда РФ на это будет выделено 34,41 млрд рублей. Эксперты подсчитали, что вложения государства в течение десяти лет окупятся троекратно.

Одним из ключевых событий, касающихся частной составляющей партнёрства, стало подписание соглашения между компаниями ГидроОГК и РУСАЛ. Они решили совместно реализовать проект БЭМО, который включает в себя завершение строительства Богучанской ГЭС и строительство алюминиевого завода.

Проект БЭМО - основной в программе развития Нижнего Приангарья. Он как будто специально создан для двух мощных компаний, ведь ГидроОГК - лидер возобновляемой энергетики России, а Объединённая компания РУСАЛ сегодня является лидером мировой алюминиевой отрасли. Реализация БЭМО осуществляется партнёрами на паритетных началах.

Рекордный проект

Всего лишь за год стройка вышла в лидеры по всем статьям. Во-первых, Богучанская ГЭС - самая масштабная энергетическая стройка не только в Сибири, но и в стране. Во-вторых, БоГЭС вместе с алюминиевым заводом (то есть БЭМО в целом) - это крупнейший энерго-металлургический проект во всём мире. А вместе с БЭМО в лидеры вышла и программа освоения Нижнего Приангарья: это самый крупный инвестиционный проект в России за последнюю четверть века.

Значение БЭМО для страны возрастает, если вспомнить так называемый "новый ГОЭЛРО". Опережающий рост потребления электроэнергии в России требует масштабного ввода новых генерирующих мощностей. Так что в ближайшую двадцатилетку энергетические мощности страны должны увеличиться на треть. Без строительства новой генерации наша экономика обречена на стагнацию и упадок. Сегодня в районе Нижнего Приангарья из-за отсутствия энергетических мощностей невозможно расширение добычи нефти, газа, золота... БЭМО - первый и основной шаг к этим природным богатствам.

В планах строителей БЭМО - гидростанция, алюминиевый завод, который будет выдавать 600 тысяч тонн металла в год и потреблять большую часть мощности ГЭС. Будет и резерв мощностей на новые промышленные объекты (например, целлюлозно-бумажный комбинат, который тоже вписан в проект развития зоны Нижнего Приангарья).

Миллиарды рублей, миллионы долларов

Как раз сейчас кипит строительство на Богучанской ГЭС. В наследство от Советского Союза сегодняшние строители получили примерно наполовину готовую плотину. Эта степень достройки позволила развернуть проект БЭМО достаточно быстро. В 2006 году на ГЭС выполнены все запланированные работы. Была достигнута отметка 151 метр по всей длине каменно-набросной плотины. Некоторые работы выполнены даже с опережением графика. Впрочем, здесь трудятся не на скорость, а на совесть, ведь дело у гидростроителей - архиответственное.

В том же 2006 году Правительство РФ приняло решение о выделении 3,05 миллиарда рублей на проведение мероприятий по подготовке зоны водохранилища ГЭС. Корпорацией развития Красноярского края оформлена заявка по выделению 20,7 миллиарда рублей из инвестиционного фонда страны на строительство схемы выдачи мощности.

Что касается будущего ГЭС, то её строительство в 2007 году продолжится в соответствии с согласованными партнёрами БЭМО планами. Наиболее значимыми работами на станции станут закрытие шлюза и реконструкция вспомогательных производств. Кроме того, инвесторам проекта БЭМО предстоит осуществлять контроль над реализацией мероприятий по подготовке ложа водохранилища (они находятся в ведении администрации Красноярского края), получить заключение государственной экспертизы по проекту достройки ГЭС. Инвестиции в строительство Богучанской ГЭС в этом году по сравнению с прошлым увеличатся в два раза и составят 10,04 миллиарда рублей.

Алюминиевый завод будет построен в 2010 году. Его установленная мощность - 600 тысяч тонн алюминия в год. Это будет одно из самых современных металлургических предприятий в стране. Площадка для строительства уже выбрана. Она находится вблизи посёлка Таёжный, в 130 километрах от Богучанской ГЭС. Сейчас ведутся работы по оформлению этого земельного участка. А уже в мае специалисты РУСАЛа планируют приступить к собственно строительству Богучанского алюминиевого завода.

В планах на 2007 год - обустройство площадки, где расположится завод. Строители намерены создать подъездные пути к ней, соорудить водозабор и провести к месту расположения завода водоснабжение. Инженеры, в свою очередь, будут оптимизировать технико-экономическое обоснование строительства. В ближайшее время также будет утверждена оценка воздействия завода на окружающую среду. Стоит отметить, что прогрессивные технологические решения и системы газоочистки позволят сделать его максимально безопасным для человека и природы. На всё это в 2007 году будет потрачено более 5 миллиардов рублей.

Такие расходы на реализацию проекта БЭМО становятся возможными благодаря тому, что совсем недавно ГидроОГК и РУСАЛ успешно завершили сделку по привлечению бридж-кредита на 520 млн долларов. Кредит выдан на 3 года. Условия его - одни из наиболее коммерчески выгодных. А это значит, что интерес и доверие мирового банковского сообщества к масштабным российским проектам и реализующим их компаниям неуклонно растут.

Крупный кредит позволит компаниям в срок завершить возведение алюминиевого завода и достроить Богучанскую ГЭС. Столь удачная сделка ещё раз подтверждает уникальность проекта.

Возможность развития

Пуска великой стройки в Кежемском и соседних с ним районах Красноярского края ждали как манны небесной. Ведь это главная (да, пожалуй, и единственная) возможность экономического и социального развития. Развитие инфраструктуры, новые рабочие места с достойной зарплатой, строительство социальных объектов - это далеко не все блага, которые несёт с собой БЭМО. Но и их вполне достаточно, чтобы местные жители были единодушны во мнении: ГЭС и алюминиевый завод нужны. Уже сейчас на возведении гидроэлектростанции трудится почти 6 тысяч человек. Ещё несколько тысяч будут привлечены к строительству алюминиевого завода. Вместе с экономикой неизбежно развивается и социальная сфера. Сейчас, параллельно с гидростанцией, в Кодинске строится больница. Деньги на неё выделены из инвестиционного фонда РФ. Большая и современная, новая больница будет оснащена по последнему слову техники. Несколько её корпусов соединят закрытыми переходами - получится больничный комплекс. Первые отделения больницы откроются уже в этом году. Ещё одна кодинская стройка - панельной девятиэтажки - тоже в самом разгаре. Стоит отметить, что панельные дома здесь строятся по особой технологии, разработанной специально для северных территорий. Даже в лютые морозы в таких домах очень тепло. Вслед за этим девятиэтажным домом, который будет сдан в нынешнем году, начнётся строительство следующего.

Таким образом, до 2009 года в Кежемском районе края должны быть построены социальные объекты и создана сетевая инфраструктура, без которой невозможно развитие промышленного комплекса.

Гарантировано государством

На этой неделе было подписано Инвестиционное соглашение о совместном финансировании инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" за счёт средств Инвестиционного фонда РФ и средств коммерческих организаций. Государственным заказчиком в соглашении выступают Совет администрации и Корпорация развития Красноярского края. Они же представляют интересы соинвесторов - Объединённой компании Русал, компании ГидроОГК и Внешэкономбанка. Исполнять условия соглашения будут федеральные агентства - дорожное, железнодорожного транспорта и агентство по энергетике. Интересно, что проект "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", основой которого является БЭМО, первым получил государственную поддержку из инвестиционного фонда РФ на создание инфраструктурных объектов. На эти деньги будет создана схема выдачи мощности БоГЭС, реконструирована автодорога Канск - Абан - Богучаны - Кодинск, построены железная дорога Карабула - Ярки и мост через Ангару.

Экспертное мнение

Лев Кузнецов, заместитель губернатора Красноярского края:

- Инвестиции в развитие зоны Нижнего Приангарья, где реализуется проект создания Богучанского энерго-металлургического объединения, в 2007 году должны составить не менее 15 млрд рублей. В минувшем году объём инвестиций в проект БЭМО составил 6 млрд рублей. Это, безусловно, ключевой элемент комплексной программы освоения Нижнего Приангарья, предполагающей строительство целлюлозно-бумажного комбината, разработку газоконденсатных и железорудных месторождений, сооружение железнодорожной ветки и сети автомобильных дорог. БЭМО будет способствовать созданию в регионе свыше 10 тысяч новых рабочих мест и обеспечит к 2015 году дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в размере около 5,2 млрд рублей. В целом программа развития Нижнего Приангарья разрабатывалась нами в сотрудничестве с Минэкономразвития и крупнейшими компаниями страны - РУСАЛ и РАО ЕЭС. Нам удалось сформировать масштабный государственно-частный проект, способный внести заметный вклад в экономику России и оживить социально-экономическую ситуацию востока страны в целом. Механизмом реализации программы стала Корпорация развития, куда, помимо администрации края, вошли заинтересованные в развитии Нижнего Приангарья крупные компании. Функции ответственного исполнителя и заказчика по всему блоку инфраструктурных строек в Приангарье остаются за администрацией Красноярского края, которая в свою очередь согласовывает инфраструктурные вопросы с бизнесом.

Такой механизм можно считать инновационным для России, но с точки зрения международного опыта реализации государственно-частных проектов он вполне классический. Государство расширяет узкие места в инфраструктуре, а бизнес инвестирует коммерческие проекты.

При этом инвестиции бизнеса кратно превышают государственные. Так, например, чтобы построить алюминиевый завод мощностью почти 600 тысяч тонн в год за счёт средств РУСАЛа и энергетиков, необходимо довести до третьей технической категории все участки автодороги Канск - Абан - Карабула - Богучаны - Кодинск. То есть 5 млрд рублей бюджетных инвестиций создают условия для более чем 56 млрд рублей частных вложений.

Первый этап партнёрского соглашения всех заинтересованных сторон, подписанный в мае 2006 года и подразумевавший развёртывание строительства БоГЭС, создание структуры по реализации проекта, выполнение физического объёма работ по утверждённому графику, уже можно считать завершённым.

Проект БЭМО наряду с другими крупными инвестиционными проектами в крае создаёт базу, располагая которой, можно успешно реализовать многие региональные планы, непосредственно ориентированные на усиление экономического потенциала территорий и повышение качества жизни населения.

Экспертное мнение

Евгения Бухарова, декан экономического факультета Института естественных и гуманитарных наук СФУ, заслуженный экономист России: - По уровню развития производственной базы, природно-ресурсному потенциалу и уровню потребительского накопления Красноярский край занимает ведущие позиции в России.

Однако недостаточное развитие инфраструктуры, высокие экологические и криминальные риски не позволяли ему войти в число наиболее инвестиционно привлекательных регионов. До объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов инвестиционные рейтинги территорий оцениваись следующим образом: для автономных округов как "незначительный потенциал - высокий риск", для Красноярского края - как "средний потенциал - умеренный риск".

В результате реализации крупных инвестиционных проектов освоения ресурсов Нижнего Приангарья и нефтегазовых месторождений - и в частности проекта БЭМО - будут обеспечены надёжное энергоснабжение региона, транспортная доступность восточной части Приангарья, будут созданы условия для освоения лесных ресурсов правобережья р. Ангара, построены крупные предприятия. Также проект БЭМО - это пример удачной реализации частно-государственного партнёрства.

Проект БЭМО в рамках программы развития Нижнего Приангарья является стратегическим и структурообразующим для экономики Красноярского края. Его реализация позволяет создать комплекс взаимосвязанных производств не только в районах Нижнего Приангарья, но и в других районах края; обеспечить экономический рост в целом по Красноярскому краю; диверсифицировать экономику края за счёт глубокой переработки сырья; создать условия для наращивания доходной базы бюджета и ликвидации дотационности муниципальных образований Приангарья; улучшить демографическую ситуацию; повысить инфраструктурную обеспеченность территории; и повысить уровень и качество жизни населения не только в пределах территории самого Нижнего Приангарья, но и других районов, прямо и косвенно попадающих в зону влияния этого процесса.