Эксперт: Россия может обрести в Армении или имидж "немешающего", или имидж "врага"
Общественность Армении, подвергнувшись шоку от неожиданной смерти премьера
Тема
Вполне естественно и то, что по всему телу общественного и политического поля "анализ" происшедшего ведется исходя из принципа: "кому это было выгодно". И, почему-то, делается однозначный вывод: выгодно Сержу Саркисяну и поддерживающей его России. Общественность зачастую проецирует смерть премьера с шумихой, поднявшейся в Армении после распространения здесь некоторых материалов прошедшего в Москве 22 марта 2007 года круглого стола, в частности, выступления президента фонда "Политика"
Некоторые последующие публикации в российской прессе, однозначно оценивающие происшедшие в Армении события как "политический пас" Сержу Саркисяну, и как начало его "победного марша", еще более усилили указанное выше психологическое состояние. Но, проблески реализма все же заметны даже в эти дни. Незаметно, все чаще началось говориться и о другом, а именно, так ли выгодна сложившаяся ситуация для Сержа Саркисяна? Вспомнилась тема армии. Конкретнее, многие начали задаваться вопросом, обменяет ли в предвыборный период Серж Саркисян пост министра обороны на пост премьера? А если не обменяет, тогда что?
Ответов на эти вопросы пока нет. Премьер назначен, посты министра обороны и секретаря совета безопасности им сданы. Остальное покажет время. Поэтому и не спешит никто. Мы тоже не будем спешить, и лучше переведем свои рассуждения в не менее серьезную плоскость, а именно в плоскость взаимосвязи России с внутриполитической ситуацией в Армении.
Независимо от хода разрешения возникшей в Армении ситуации, Россия уже заняла очередную своеобразную нишу в общественном сознании Армении. Нельзя сказать, что эта ниша самая оптимальная. Нести даже виртуальную ответственность за поддержку Сержа Саркисяна в нынешней роли, не является лучшим методом влияния на развитие политических процессов в Армении. Приходится нести такую же ответственность за возникновение этой ситуации, то есть, переносить груз сплетен.
Конечно, может возникнуть вопрос: настолько ли значимо для перспектив политики России в Армении сложившееся здесь психологическое состояние? Ведь, возможность сохранения в Армении политического режима, лояльного России, кажется более важной задачей. Временные потери в имидже не могут быть столь принципиальным обстоятельством. Возможно, такую точку зрения трудно оспорить. Однако, весь вопрос в том, что нет уверенности в эффективности такого подхода. Режим - это не только политическая сила, но и лояльное к нему общество. А в нынешней ситуации заметно, что один аспект достигается за счет потери другого столь же важного.
Об этом стоит поговорить подробнее. Помимо прочего, на арене указанного выше круглого стола в Москве в глаза бросилась и некоторая озабоченность российских политиков перспективами политического развития Армении. В частности, -- озабоченность возможностью сохранения лояльного России политического режима в Армении в долгосрочной перспективе. Нет сомнения в том, что возникшая в российской политической элите озабоченность является результатом появления в ее среде более серьезного осмысления данной проблемы. А серьезность эта заключается в более углубленном понимании феномена намечающегося отдаления Армении от России.
Попытки рассмотреть поднятую проблему на уровне политических качеств отдельных личностей, изначально обречены на провал. Целесообразнее было бы вычленить универсальные причины, формирующие характер внешнеполитической ориентации политического режима Армении. Бытующая в российских политических кругах в новейший период истории точка зрения, что тесные взаимоотношения России с Арменией могут иметь прочные основания лишь на приоритете проблемы безопасности и экономического сотрудничества, начинает подвергаться сомнению уже по той причине, что самая лояльная в отношение России власть Армении все больше присматривается к Западу. Более того, российские политики, несомненно, глубже понимают то обстоятельство, что мотивами сближения с Россией все больше становятся интересы сохранения власти в сложные для властей Армении моменты. То есть, несмотря на гигантские энергетические (в широком смысле) вливания в Армению, стратегическая роль российского фактора в Армении суживается до уровня интересов сохранения власти. При этом, такая роль России воспринимается суженной даже во временном аспекте.
Почему это так, трудно понимают и сами армянские политики. Они желали бы, чтобы тотальное сплетение с Россией было бы самодостаточным фактором для их "вечной" власти. Но жизнь диктует иные условия. И условия лежат отнюдь не в сфере стремлений Армении к новым возможностям западных стран. Обществу и властям Армении безразлично, откуда идет для них прочная защищенность и экономический прогресс. Если это возможно обеспечить с Россией - иных вопросов возникнуть не может. Стало быть, ответ на отсутствие самодостаточности в армяно-российских отношениях надо искать в характере самих сложившихся отношений, а не в энергетических и безопасностных плоскостях.
Мы тоже хотим поговорить об этом феномене. Как кажется, появилась актуальность всестороннего осмысления данного аспекта. Есть какая-то порочность в этих отношениях. И долгое практикование этой порочности неминуемо должно было привести к парадоксу - феномену дистанцирования властей Армении от России. Личности здесь уже помочь не могут. Механизм подавляет волю любых личностей и заставляет действовать по принуждению. А причина, на наш взгляд, совсем проста. Только не всегда есть готовность признать ее.
За все прошедшие годы общественность Армении воспринимала Россию как наиболее последовательного защитника действующих властей страны. Годы назад, и власти, и общество гордились этим обстоятельством, и чувствовали крепкую руку Москвы за спиной Армении. Но, со временем, восприятие эффективности этой схемы взаимоотношений Москвы и Армении начало меняться как в армянском обществе, так и в среде высших фигур власти. И дело здесь совсем не в изменении международных условий, в частности, в усилении влияния США и Европы в южно-кавказском регионе. То есть, не новые внешние возможности породили новые интересы в Армении. Скорее всего, изменилось восприятие внутренних ключевых угроз. У властей свое - у общества свое. Поясним, о чем идет речь.
Начиная с 2003 года проблема взаимоотношений властей и общества в Армении обрела судьбоносный смысл для политической жизни Армении. Власть и общество стали серьезно "мешать" друг другу. Факторы внешней угрозы и экономического развития потеряли свой судьбоносный смысл в сравнении с фактором всеобщей незащищенности граждан Армении перед внутренней ситуацией. Свои наиболее важные решения граждане Армении начали принимать под воздействием этого ключевого обстоятельства. В такой ситуации, независимо от социального и политического статуса и имущественного положения, отдельные граждане и организованные группы оценивают и любой внешний фактор исключительно через призму собственной защищенности. Те, кто теряет веру в возможность достижения собственной защищенности в стране, попросту, вывозят свое состояние и семьи из Армении.
Те, кто не имеет такой возможности, или верит в создание в стране системы собственной защищенности, проявляют активность в этом направлении. Не будем углубляться в подробности интересов и проблем различных слоев. Скажем только, что наибольшую активность проявляют имущие слои и действующий режим. А специфика этой активности такова, что взоры их направлены исключительно в сторону внешних факторов. Искать гарантии защищенности внутри страны бессмысленно. Неимущие, или пассивно наблюдают, или участвуют поневоле в активности имущих. Эти тоже внимательно следят за внешними факторами, усматривая в них надежды.
Ясно, что понимание собственных проблем у властвующего режима и у общества совершенно разные. Властвующий режим желает сохранить политический статус-кво в долгосрочной перспективе. Неимущие желают изменить режим, усматривая именно в нем причины своей беззащитности. Но для целей нашего анализа, самое главное то, что оценка внешних факторов здесь происходит на основе единственной задачи: обеспечение собственной защищенности от внутреннего посягателя. Иными задачами увлечь никого невозможно. Кто "друг", кто "враг" -- определяется исходя из того, кто, кому и как помогает извне.
Если согласиться со сказанным, то можно признать, какую роль могут обрести тесные армяно-российские отношения для всех граждан Армении. Сделанная постановка позволяет поговорить о том интервале порочности в российско-армянских отношениях, который обретает стимулирующее значение для дистанцирования Армении от России. Взаимоотношения Армении и России широки. Россия сегодня общий друг властей и общества Армении в вопросе обеспечения внешней безопасности. В некотором смысле, -- такой же друг в вопросах экономики. А если посмотреть через призму описанных выше внутренних проблем, то можно увидеть следующее:
Россия всегда склонна поддерживать политический статус-кво в Армении и любую власть, поддерживающую необходимый уровень с Россией. Эта практика не меняется долгие годы. В результате этой многолетней практики, во времени, Россия начала терять симпатии граждан Армении, поскольку стала восприниматься как союзник всех тех, кто посягает на защищенность граждан. Нет секрета в том, что граждане всегда ищут себе защитников в среде противников власти. В последние годы, в конкретном выражении, образ такого защитника начали обретать западные страны. Примеры "бархатных революций" в иных странах постсоветского пространства придали западным "союзникам" вполне ощутимый облик.
Казалось, ничего экстраординарного в этом нет. Однако, эти тенденции в обществе не могли долго оставить власти Армении в покое. Угроза революций заставляет власти искать хорошие отношения в западными странами и общественными организациями. И чем дальше, тем больше власти боятся западников. Они поняли, что потерявшее армянское общество Россия не может быть серьезной угрозой для властей Армении. Вот в этом и весь секрет.
Вернуть общество Армении посредством традиционных проблем безопасности и экономики для России становится уже невозможным. Любая эскалация внешней угрозы тоже мгновенно будет приписана России. Тем более, что эти проблемы, в психологическом смысле, меньше интересуют оказавшихся в полной незащищенности граждан Армении. "Другом" является лишь тот, кто защитит гражданина внутри страны. Этого Россия сделать не может - подобных механизмов привито не было. Более того, была упущена смена психологических приоритетов в общественном сознании. В такой ситуации, Россия может обрести в Армении, максимум, или имидж "немешающего", или имидж "врага".
Власти Армении знают это обстоятельство достаточно хорошо. Поэтому, поневоле стратегией любых властей Армении будет курс на установление хороших отношений с Западом как гарантия от свержения. Заигрывать с Россией будут только в моменты угрозы банкрота с надеждой на восстановление своих позиций. После восстановления, примется прозападный курс. То есть Россия стала своеобразной предвыборной "избирательной комиссией" для властей Армении. Сформировался порочный круг.
Описанная в начале справки психологическая ситуация в армянском обществе является наглядной демонстрацией сделанного анализа. Оказавшаяся перед угрозой банкротства исполнительная власть Армении вернулась за помощью к России. В ситуации неопределенности российские политические круги машинально проявили (пока еще аналитическую) склонность к поддержке политического статуса-кво в Армении. Всего лишь информационное проявление этого телодвижения России вызвало в армянском обществе оценки о "происках России" в нынешней ситуации. База обратной волны отката заложена. Алгоритм должен проявиться в банальной формуле: ценность этого обстоятельства скоро почувствует оппозиция, потом общество, потом сама власть. Начнется забег наперегонки за симпатиями Запада. И так, бесконечно. Порок в армяно-российских взаимоотношениях работает безупречно.