Обзор СМИ Иркутской области за 24-30 марта

О продолжении конфликта предпринимателей Иркутска, торговавших на ныне закрытом муниципальном рынке "Шанхай", и городских властей 30 марта рассказала телекомпания "АС Байкал ТВ". Материал, вышедший в эфир, назывался "Новый скандал вокруг бывшей "Шанхайки": "Российские предприниматели, которые работали на этой торговой площади, требуют вернуть свою собственность. Если точнее, павильоны. После закрытия рынка они остались на его территории. Коммерсанты обратились в областной арбитражный суд. Уже вынесено 9 решений. Иски на денежные компенсации остаются без удовлетворения. Юристы комитета по управлению муниципальным имуществом предлагают людям забирать любые павильоны. Однако продавцы отказываются. Почему? Бывшие "шанхайцы" бродят по территории, где проработали не один год. Ищут контейнеры, которые построили на свои деньги".

"По утверждению предпринимателей, несколько лет назад их заставили подписать дарственные на свои павильоны в пользу муниципального учреждения "Торговая площадь "Шанхай". Однако, когда начались судебные разбирательства, арбитраж признал эти договоры незаключенными. Причина - в документах не указаны индивидуальные признаки торговых палаток. При этом за хозяевами павильонов автоматически признается право собственности, которая, как говорят люди, с территории бывшего рынка пропала", - сообщает телекомпания.

"Нет его, понимаете, нет его в наличии. Я весь рынок обошла, его нет. Вот составили акт, чтобы вернуть либо павильон, либо пускай суд принимает другое решение, что мне еще могут вернуть", - заявляет Анна Буйнова, частный предприниматель. Второй день на "экс-шанхайку" приезжают юристы комитета по управлению муниципальным имуществом. Решение суда они трактуют так: город предпринимателям, по большому счету, ничего не должен. Но со стороны властей сделан шаг доброй воли. "Поскольку павильоны неиндивидуализированы, одна лишь характеристика - это площадь, и аналогичной площади любой павильон, пожалуйста, забирайте", - говорит Мария Вотолина, главный специалист юридической службы КУМИ Иркутска.

Но хозяева требуют вернуть именно их павильоны. "Любой я не могу забрать. Потому что, если я заберу любой, человек, который вкладывал свои деньги, придет и скажет: "Отдай мне его назад", - поясняет Елена Свентицкая, частный предприниматель. Не согласны люди и с тем, что индивидуальные признаки павильонов отсутствуют. Говорят, на каждом сохранились порядковые и инвентаризационные номера. Их проставила после оформления дарственной администрация рынка. На отказ забирать чужие контейнеры представители КУМИ отреагировали так: "Вы не хотите павильоны забирать? Тогда смысла нашей встречи мы не видим". В ответ предприниматели готовят новые иски в суды. И намерены дойти если не до Страсбурга, то до высшего арбитража России. "Я думаю, что мы найдем все-таки правовую оценку действий администрации нашего города в рамках России", - сказала Людмила Пачерских, частный предприниматель.

О перспективах развития энергетики Иркутской области в преддверии возможного энергодефицита рассказала "Российская газета. Экономика Сибири" в номере от 29 марта в материале под заголовком "Призрак кризиса". Как отмечает издание, Иркутская область, традиционно относившаяся к энергоизбыточным регионам, в ближайшем будущем может испытать дефицит электроэнергии. Предвидя эту проблему, областные власти решили разработать стратегию развития ТЭК региона. "Чтобы реализовать амбициозные инвестиционные проекты, которые сегодня продвигает Иркутская область, энергетикам в ближайшие 3-4 года придется загрузить ТЭЦ на полную мощность. Но и в этом случае регион может столкнуться с недостатком энергии. Николай Воропай - директор Института систем энергетики Сибирского отделения РАН, которому поручена разработка стратегии, подтверждает вероятность энергетического кризиса в Иркутской области. Растет энергопотребление, в первую очередь, за счет развития промышленного потенциала на севере региона, строительства трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", расширения существующих предприятий. По данным самих энергетиков, у них уже имеются заявки на подключение, которые суммарно потребуют более двух гигаватт мощности", - говорится в статье.

Автор отмечает, что за последние 15 лет на электростанциях практически не обновлялось оборудование. Большинство из них построены по технологиям 60-х годов прошлого века, которые сегодня морально и физически устарели и требуют усовершенствования. "На Западе в это время шла интенсивная замена технологий, мы же вырабатывали старый ресурс, - отметил Николай Воропай. - Поэтому именно сегодня нужно начать модернизацию источников и перевод их на иные виды топлива и иные технологии".

Однако, тепловые станции обеспечивают примерно 25% всех потребностей региона в энергии, остальные 75% приходятся на гидроэлектростанции. Для ликвидации дефицита энергетиками разработана программа, в которой предложен ряд мер, направленных на увеличение выработки энергии на уже существующем оборудовании. "Закрытие электрокотельных в Иркутске и Братске высвободит 1,71 млрд. кВт/ч (капитальные вложения - $218 на кBт), реконструкция генерирующих мощностей ТЭЦ - 4,01 млрд. кВт/ч ($235 на кВт). Кроме того, вторым этапом программы предусматривается расширение ТЭЦ и увеличение КПД агрегатов гидроэлектростанций - это даст дополнительно 4,5 млрд. кВт/ч при объеме вложений $1 030 на кВт. Также запланировано строительство новой ТЭЦ на угле или газе - 10 млрд. кВт/ч (вложения $1100 на кВт), - говорится в статье. - Уже начаты консультации с инжиниринговой компанией по поводу разработки строительства новой станции, поскольку в стране долго не строили больших и технологически сложных энергетических объектов, работу решено начать заранее. Причем энергетики учитывают, что через 8 - 10 лет в Приангарье появится промышленный газ, и просчитывают проекты ТЭЦ, работающих на угле и на газе. Частично снять остроту проблемы и на несколько лет отсрочить дефицит электроэнергии позволит строительство ЛЭП, которые соединят Иркутскую область с Западно-Якутской энергосистемой, имеющей на сегодняшний день незагруженные мощности ГЭС, а также покупка электроэнергии, например, Тайшетским алюминиевым заводом на Богучанской ГЭС".

Как пишет газета, чтобы полностью реализовать эти планы, потребуются инвестиции объемом несколько сот миллионов долларов. "В 2007 году впервые в тарифы потребителей была заложена инвестиционная составляющая на развитие генерации - 400 млн. рублей. В перспективе, отмечают энергетики, источников будет несколько: облигационный заем (предположительно на 10 млрд. рублей), целевая работа с потенциальными потребителями, участие в конкурсе федерального Инвестиционного фонда на реализацию государственно-частных проектов (это касается, в частности, строительства Северных электрических сетей). Кроме того, для развития сетевой инфраструктуры энергетики предлагают ввести плату за подсоединение к сетям. Как пояснили в Региональной энергетической комиссии, размер платы устанавливается индивидуально для каждой из сетевых организаций региона. Только для потребителей с заявленной мощностью не менее 10 тыс. кВт на уровне напряжения не ниже 35 кВ размер платы устанавливается индивидуально для каждого технологического присоединения. При этом потребитель должен оплачивать только ту сумму, которая утверждена РЭК", - отмечает издание.

О перестановка в ЛДПР, связанных с изгнанием из либерально-демократической партии депутата Госдумы Николая Курьяновича, отличающегося праворадикальными взглядами, сообщает "Областная газета" 28 марта в статье под заголовком "Областные жириновцы сменили руководство". "24 марта Иркутское региональное отделение (ИРО) ЛДПР обрело нового руководителя. Региональная партконференция практически единогласно избрала своим координатором главу усть-илимской ячейки Виктора Загородникова. Из 11 членов координационного совета ИРО за кандидатуру нового лидера, предложенную высшим советом партии, проголосовали 10 человек. Вопрос об избрании нового координатора регионального отделения ЛДПР возник в конце октября прошлого года, после того, как прежний его глава, депутат Госдумы Николай Курьянович, был исключен из партии. В вину политику, известному своими праворадикальными взглядами, были поставлены "грубые систематические нарушения партийной и фракционной дисциплины", - говорится в статье.

"В конце января, по распространенной региональным отделением ЛДПР информации, высший совет партии предложил на пост координатора иркутского отделения главу партячейки Жигаловского района Александра Ушакова. После этого исполняющий обязанности лидера ИРО заявил, что его кандидатура согласована с активистами областного отделения и возражений при утверждении на предстоящей мартовской конференции не вызовет, - продолжает автор статьи. - Однако, на партконференции высший совет ЛДПР предложил членам координационного совета регионального отделения, в который вошел и Александр Ушаков, утвердить руководителем отделения главу усть-илимской партячейки Виктора Загородникова".

По сообщению газеты, Виктор Загородников отметил, что никакого изменения позиции федерального руководства партии по кандидатуре куратора иркутского отделения не произошло. "Партия дала Александру Ушакову шанс проявить себя, назначив исполняющим обязанности координатора иркутского отделения, - пояснил Виктор Загородников. - Однако, никто никаких гарантий назначения ему не давал. Окончательное решение принимал координационный совет, избранный 24 марта на партконференции. Так получилось, что рекомендация высшего совета партии, озвученная на партконференции депутатом Госдумы Владимиром Овсянниковым, совпала с мнением руководителей местных отделений - членов координационного совета ИРО".

Касаясь нынешней ситуации в региональном отделении ЛДПР, Виктор Загородников отметил, что в настоящий момент организация насчитывает 32 местных отделения, в которых состоят порядка 3 тыс. человек. Напомним, ранее ряд кураторов местных отделений заявлял о возможности сложения своих полномочий в знак протеста против исключения из ЛДПР Николая Курьяновича. Сам опальный депутат Госдумы заявлял, что сейчас фактически можно ставить вопрос о ликвидации ИРО, так как главы 26 местных отделений заявили о выходе из партии. "Однако, несмотря на все заявления, практически никто из руководителей местных отделений из партии не вышел, - заявил Виктор Загородников. - Сейчас нашему отделению предстоит сосредоточиться на подготовке к выборам во все уровни власти - в органы местного самоуправления, Законодательное собрание, Госдуму и выборам президента страны. Мы будем рассматривать кандидатуры и выдвигать достойных кандидатов". В ближайшее время Виктор Загородников намерен переехать из Усть-Илимска в Иркутск, с тем, чтобы из столицы региона координировать деятельность областного отделения ЛПДР.

Подробности печального происшествия в центре Иркутска, когда днем 22 марта при падении ледяной глыбы одна женщина погибла, еще одна получила тяжелые увечья, передает газета "Комсомольская правда. Иркутск" в номере от 26 марта под заголовком "Ледяная глыба убила жену писателя Альберта Гурулева": "В пятницу (23 марта - ИА REGNUM) была установлена личность иркутянки, погибшей от куска льда, упавшего с крыши. Ей оказалась Элиса Гурулева, жена иркутского прозаика Альберта Гурулева - члена Иркутского регионального отделения Союза писателей России. Элиса шла в сторону сквера Кирова со своей подругой - преподавателем правовой академии Ларисой Подольской. Женщины возвращались с ветеранского собрания, которое проходило в Доме офицеров".

"Обычно Эля ходит по другой стороне улицы Ленина, - говорят ее знакомые в отделении Союза писателей России. - Жила она рядом, во дворе магазина "Ромашка" (через дорогу от места происшествия - ИА REGNUM). Но в этот раз решила проводить подругу до остановки. И они перешли на другую сторону. А тут летящая глыба. Страшно. Такая случайность стоила человеку жизни".

В тот вечер Альберт Гурулев ждал супругу дома. Поначалу сильно не беспокоился, потому что знал, что жена с подругой. Стал волноваться позже, ведь женщина давно должна была прийти. В неведении он просидел до 22.30. "Альберт Семенович (Гурулев - ИА REGNUM) часто выходил на улицу, ждал ее, - рассказывает член Союза писателей Татьяна Ясникова. - Потом стал звонить Ларисе Подольской, которой, естественно, тоже не было дома". Уже ночью Альберт Гурулев позвонил близким знакомым своей жены и поделился тревогой. Подруги начали обзванивать больницы. Они первыми узнали о трагедии. "Мы позвонили в бюро регистрации несчастных случаев, - рассказывает Татьяна Ясникова. - Там нас сразу направили в морг. Ведь о происшествии оперативным службам было известно, просто личность не могли установить. Утром мы поехали в морг и опознали Элю". В советское время Элиса Гурулева занимала пост директора Иркутского хладокомбината. В последнее время нигде не работала, но входила в Совет ветеранов, так как уже около 15 лет находилась на пенсии. Ей было 68 лет.