Обзор СМИ за 20 - 26 марта 2007 года.
Армения - Россия. Газопровод Иран - Армения. Визит Саакашвили в Армению. Будущее правительство. Парламентские выборы Армении: мысли России и действия Запада. Соцопрос.
Армения - Россия
Что ожидает СНГ?
Как сообщает Армянская служба радио "Свобода", министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в Госдуме РФ, заявил, что СНГ не смог стать ни продуктивным механизмом интеграции, ни серьезной международной структурой, которая могла бы влиять на мировые политические процессы. "СНГ нуждается в реформах, - заявил Лавров. - Другое дело, какими они будут. Модель Евросоюза, думаю, неудобная модель. У нас своя особая история, особая ситуация, а следовательно, решения, которые мы ищем, не могут быть подобием уже существующего опыта". По мнению министра, передает "Свобода", наиболее предпочтительным вариантом реформ является "эволюционная интеграция". Говоря о роли и влиянии России в странах СНГ, Лавров признал, что Москва сегодня на постсоветском пространстве сталкивается с определенными трудностями, продолжает "Свобода", предполагая, что тем самым Лавров намекает в первую очередь на растущую роль Соединенных Штатов. "В последние годы на территории СНГ повысилась активность внерегиональных сил. Некоторые пытаются навязать России конкуренцию, если не сказать конфликт - в прямом смысле этого слова. Мы на провокации не поддаемся, мы создаем со странами СНГ прозрачные, понятные отношения, основанные на четких экономических интересах", - заявил министр иностранных дел России. Касаясь вопроса Грузии, Лавров заявил, что "руководство Грузии не отражает царящие в грузинском обществе настроения".
Армянская служба радио "Свобода" сообщает также о результатах исследований, проведенных советом по внешней и оборонной политике под руководством Сергея Караганова. "До 2017 года СНГ потеряет свои административные функции и в нынешнем виде, вероятнее всего, не сохранится. Будут действовать только совещательные органы, а также структуры, регулирующие конкретные сферы. Сохранится интерес в отношении совместной противовоздушной обороны", - говорится в документе. Что касается ОДКБ, то и она, по мнению экспертов центра Караганова, особой продуктивностью не отличается: "Перспективы у организации туманны. Вместо того чтобы защитить южные рубежи России от возможной дестабилизации, она может втянуть страну в региональные и межгосударственные конфликты". В таких условиях, считают аналитики, Россия "может пойти на односторонние шаги, и роль ОДКБ автоматически станет формальной". Как сообщает "Свобода", российские аналитики особо подчеркнули, что южные границы России являются самыми взрывоопасными, и назвали возможные очаги конфликта: Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. "Закавказье является регионом, в котором внешние силы имеют наибольшее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государств", - говорится в отчете. "В ближайшее десятилетие среди трех республик Закавказья в центре внимания окажется Азербайджан. Азербайджан является тем геополитическим пробелом между Ираном и Россией, посредством которого возможно транспортировать на Запад энергоносители. Стратегическая ситуация в Закавказье в ближайшее время будет обусловлена борьбой за установление влияния именно на Баку". Что же делать официальной Москве, чтобы не потерять Закавказье? По мнению экспертов Караганова, российская политика в регионе будет постепенно сосредотачиваться на Азербайджане. "Азербайджан граничит с Большим Ближним Востоком, и взрывоопасная ситуация вокруг Ирана заставит Баку уравновесить отношения между Москвой и Вашингтоном". Кроме того, продолжает "Свобода", авторы доклада уверены, что в обозримом будущем Азербайджан не сможет осуществить свои энергетические амбиции: "Сомнительно, что в 2010 году Азербайджан сможет добывать столько нефти, сколько того желают его западные партнеры. И именно поэтому, несмотря на усилия Евросоюза и США, до 2017 года Южный Кавказ не станет для энергоносителей полноценным транзитным коридором". Кроме того, считают эксперты, не блестящи также перспективы отношений Азербайджан - НАТО. Иная ситуация в Грузии. Этой стране, по мнению экспертов, отведена роль "блокпоста, склада и госпиталя НАТО". "Однако это не означает, что членство Грузии в НАТО гарантировано. Такой перспективе мешают замороженные конфликты и низкий уровень внутреннего управления". Характеризуя нынешнюю внутриполитическую ситуацию в Закавказье, российские эксперты отмечают, что политическая элита там разделена по внешнеполитическим предпочтениям. "Преобладают прозападные силы, представлены пророссийские течения, ощущается также влияние Ирана, что, однако, не позволяет разработать четкую национальную стратегию". "А России на постсоветском пространстве удастся достичь успеха лишь в одном случае - если она разработает конкурентоспособную политическую, экономическую и идеологическую модель", - уверяют российские эксперты.
"Россия сейчас имеет уникальный и, возможно, последний шанс сохранить свое влияние на Южном Кавказе - это признать Абхазию и Южную Осетию". Как сообщает "Ноян Тапан", об этом заявил в интервью газете "Московский комсомолец" министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, принимавший участие в московской встрече глав МИД Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. По словам Шамбы, "Москва должна использовать косовский прецедент и сделать решительный шаг сейчас", так как потом пример Косово утратит актуальность. "Грузия и Азербайджан станут членами НАТО, после этого Армения просто будет вынуждена последовать их примеру. Влияние России в регионе сведется к нулю. Единственным буфером между Россией и НАТО в регионе останутся Абхазия и Южная Осетия. Пока эти страны готовы отстаивать российские интересы. Но вскоре там к власти могут прийти политики более молодого поколения, которые, в отличие от нас, не пережили войну. И мы не знаем, как они себя поведут, оставшись в окружении стран НАТО", - заявил глава МИД Абхазии. Вместе с тем, по его словам, конечно же, реакция мирового сообщества на признание Россией Абхазии будет негативная, "но недовольство на Западе вызывают любые решительные российские действия". "Если Россия сейчас не признает Абхазию и Южную Осетию, это будет означать, что политики в Москве не рассматривают Южный Кавказ как зону российских интересов. Сейчас или никогда: или признание непризнанных, или полная потеря влияния в регионе", - заключил Сергей Шамба.
Открытие Дома Москвы в Ереване
Как сообщает "АрмИнфо", 23 марта мэры Еревана и Москвы Ерванд Захарян и Юрий Лужков торжественно открыли в столице Армении Дом Москвы. По словам Захаряна, строительство Дома культуры, науки и бизнеса Москвы - один из основных проектов программного документа, подписанного между двумя мэриями в 2003 году и ознаменовавшего сотрудничество двух городов в области архитектуры, градостроительства, науки и экономики в целом. Выступивший на церемонии открытия Юрий Лужков заявил, что Дом Москвы является материальным воплощением сотрудничества двух городов и государств. "Дом Москвы - символ не только стратегического партнерства между государствами, но и тех новых принципов отношений, которые строятся на постсоветском пространстве. И когда мы говорим о новых принципах, то они должны иметь материальное воплощение, и Дом Москвы является если не базисом, то важным элементом этого материального воплощения", - сказал мэр Москвы. Лужков подчеркнул, что Россия и Армения сотрудничают в комфортной атмосфере, которая определена руководителями двух государств. "Это и человеческие связи, и межгосударственные и культурные контакты, которые абсолютно необходимы нашим народам, основательно проинтегрированным между собой, и сегодня мы имеем один из важных элементов данной стратегии", - отметил Лужков.
Газета "Айк", освещая визит Юрия Лужкова в Ереван, пишет, что один из вопросов, интересовавших журналистов, касался коммерческой деятельности его супруги - Елены Батуриной. По словам Лужкова, пишет газета, получается, что мэр не имеет никакого представления о том, когда и как сколотила Батурина свои миллиарды. "Бизнес моей жены принадлежит ей, - цитирует мэра Москвы газета. - Я в ее бизнес не вмешиваюсь. Моя жена - состоявшаяся бизнесвумен и прекрасно ориентируется в том, что ей нужно и что полезно". По словам Лужкова, у него нет никакого влияния на решения своей жены: "Абсолютно. Я порой из прессы узнаю, что она решила, что купила и что продала".
Общество
Ежегодно порядка 3 тысяч граждан Армении, переезжающих на постоянное местожительство в Россию, обращаются в Государственный фонд социального страхования Армении с просьбой перевести документы, позволяющие получать пенсию в РФ. Об этом корреспонденту "АрмИнфо" сообщил председатель Фонда социального страхования Республики Армения (РА) Вазген Хачикян. По его словам, большинство армянских гастарбайтеров работают в России нелегально. Между тем те граждане Армении, которые на законных основаниях работают в России и платят все социальные выплаты, смогут в ближайшее время воспользоваться правом на получение пенсий за отработанный период. Их права будут закреплены в положениях межгосударственного соглашения в сфере пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, которое будет подписано в ближайшие дни между руководителями Фонда социального страхования Армении и Пенсионного фонда России.
Газопровод Иран - Армения
Как сообщает газета "Республика Армения", в городе Агарак близ армяно-иранской границы в присутствии президентов двух стран Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада 19 марта состоялась торжественная церемония запуска первого армянского участка (Мегри - Каджаран) газопровода Иран - Армения. Торжество состоялось, несмотря на проливной дождь вперемешку со снегом и шквалистый ветер, задержавших почти на пять часов приезд президента Ирана и соответственно всю церемонию, отмечает газета. Кочарян и Ахмадинежад, которых приветствовали собравшиеся жители Мегри и Агарака, зажгли символический факел от трубы, по которой иранский газ начал поступать в Армению. "Всего 15 лет назад не было ничего, связывающего Мегри с Ираном, - напомнил Кочарян. - Была лишь колючая проволока в несколько рядов, которая символизировала границу СССР. Не было моста через Аракс, где я встретил сегодня своего коллегу и через который только в 2006 году было переправлено 600 тысяч тонн грузов. Еще 10 лет назад наши энергетические системы совершенно не были связаны друг с другом. А сегодня мы говорим о строительстве третьей высоковольтной линии и подписали документ о строительстве ГЭС на реке Аракс". Глава Ирана плохую, по армянским меркам, погоду воспринял как добрый знак свыше, пишет "РА": "У Ирана нет никаких проблем в отношениях с Арменией. Думаю, сегодня и погода была с нами. И дождь, и снег - дары Всевышнего, которыми он отметил сегодняшний радостный для нас день. Наша встреча сегодня была короткой, но очень содержательной и теплой, за что я благодарен президенту Армении и членам армянской делегации". По словам Ахмадинежада, на встрече в Агараке президенты двух стран обсудили как проекты и договоренности, которые уже рассматривались в ходе прошлогоднего визита Кочаряна в Тегеран, так и новые идеи. "Стороны договорились о сотрудничестве в сферах энергетики - газа и нефти, водных ресурсов, связи, а также рассмотрели возможности увеличения объемов товарооборота. Сегодня нам удалось углубить переговоры в этих направлениях, и скоро начнутся соответствующие научно-практические работы в этих сферах. Воплощение этих проектов в жизнь укрепит отношения между двумя странами. А развитие наших двусторонних отношений мы рассматриваем во благо не только наших народов, но и стабильности и безопасности всего региона", - подчеркнул Ахмадинежад. "Республика Армения" сообщает также, что в тот же день министры энергетики Армении и Ирана Армен Мовсисян и Саид Парвизи Фаттах подписали межправительственное соглашение о строительстве ГЭС на пограничной реке Аракс. Как сообщил журналистам заместитель министра энергетики РА Ара Симонян, планируется построить две гидроэлектростанции - как на территории Армении, так и Ирана - мощностью 140 мВт каждая. По предварительным данным, каждая ГЭС обойдется в $200 млн. По предварительной договоренности, строительные работы должны начаться в 2007 году и будут завершены в течение 6 лет. По разработанной схеме каждая сторона профинансирует строительство подстанции на своей территории.
Межгосударственные отношения Армении и Ирана вступили в новую фазу прогресса и сотрудничества, пишет в связи с открытием газопровода газета "Айоц Ашхар". По словам газеты, появление иранского газа в Армении является историческим событием не только в плане перевода отношений между двумя соседними странами на новый качественный уровень, но и в геополитическом и экономическом отношении. Отвечая на вопрос корреспондента Радио и ТВ Ирана, Роберт Кочарян рассказал о своем видении перспектив армяно-иранских отношений: "Главное - это активные политические контакты, проходящие на всех уровнях. Это дает возможность лучше узнать друг друга, не делать шаги, которые дружественная страна может воспринять неправильно или как угрозу своей безопасности. Очень важно не сформировать столь чувствительного политического поля и осуществлять такие экономические программы, которые бы связали наши экономики на уровне инфраструктур. Это предопределит серьезные перспективы двусторонних отношений". Отвечая на вопрос корреспондента Общественного телевидения Армении, президент Ирана отметил те сферы, которые являются перспективными в плане новых достижений. Махмуд Ахмадинежад подчеркнул перспективы сотрудничества в областях энергетики, торговли, водного хозяйства, связи, а также нефтегазовой промышленности, "развитие которых должно служить интересам двух стран и способствовать обеспечению стабильной безопасности в регионе".
"Доставка газа в Мегри, Агарак - сегодня технический вопрос. И если будем работать оперативно, то к концу года Мегри и Агарак получат газ", - сказал в беседе с газетой "Азг" главный инженер компании "АрмРосгазпром" Ашот Овсепян, добавив, что эксплуатация газопровода может быть поручена им: "Думаю, кто будет более подготовленным в профессиональном аспекте, тот и будет осуществлять эксплуатацию. Не исключаю, что, может быть, эксплуатировать будет "АрмРосгазпром". Ашот Овсепян сообщил, что компания достроит газопровод до Арарата. "Без достроенной части ежегодно будем получать 300-400 миллионов кубометров газа, после - от 1,2 до 2,3 млрд. кубометров". Главный инженер "АрмРосгазпром" заметил, что инвестиционная программа Каджаран - Арарат была недавно утверждена в правительстве: "По программе предусмотрены инвестиции на сумму в 37 млрд. долларов в 2007 году. В будущем году объемы инвестиций увеличатся". На вопрос, удовлетворит ли потребности Армении строительство участка газопровода Каджаран - Арарат, Овсепян ответил: "Сегодня и российский газ удовлетворяет, речь не об удовлетворительном количестве, речь о новом бизнесе".
"Любые коммуникации, связывающие Армению с Ираном, - будь то газопровод, железная дорога или нефтепровод, являются выходом Армении во внешний мир", - заявил журналистам в Ереване глава международного офиса "Ай Дата" [структура партии "Дашнакцутюн", занимающаяся процессом международного признания Геноцида армян в Османской Турции. - прим. ИА REGNUM] Киро Маноян. По его словам, таким образом будет обеспечена энергетическая независимость Армении. "Газопровод Иран - Армения является противовесом тем проектам, которые обходят Армению, приводя ее к изоляции: нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и железная дорога Карс - Баку. Имея таких опасных соседей, как Турция и Азербайджан, мы должны думать о собственной безопасности и выходе на внешний рынок", - подчеркнул Маноян. (PanARMENIAN.Net).
"После энергетического кризиса 1992-95 гг. газопровод Иран - Армения по своей значимости стал вторым после возобновления действия ААЭС важным шагом в деле обеспечения энергетической безопасности Армении", - пишет газета "Азг". Как отмечает газета, газопровод был построен после упорных и долгих усилий властей Армении. "В вопросе строительства газопровода совпадали позиции двух сверхдержав - США и России. Каждая из этих стран, исходя из личных государственных интересов, была против этого проекта. Иран для США является одной из самых неприятных стран, и любое проявление расширения его экономического влияния противоречит интересам США. Россия была единственной страной, снабжающей Армению газом, и потому естественным было ее стремление оставить неизменным положение вещей, а следовательно, и одностороннюю зависимость Армении". Газета отмечает, что одним из часто задаваемых является вопрос: "Почему газопровод не был построен в качестве транзитного и почему его диаметр составил 700 мм?" Конечно, пишет "Азг", было бы желательно, чтобы газопровод имел больший диаметр и Армения стала бы транзитной страной для экспорта иранского газа. "Однако о желании покупать иранский газ ни одна из возможных стран-покупательниц (Грузия, Украина) голоса не подала. Кто должен был в создавшихся условиях инвестировать в строительство газопровода большего диаметра? Другая причина заключается в том, что Россия хотя бы сейчас не позволит, чтобы иранский газ конкурировал на монопольных для нее рынках - в той же Грузии, Украине и Европе. По всей вероятности, это и было основной причиной, по которой Россия дала свое согласие на строительство газопровода Иран - Армения. Еще одним главным условием, судя по развитию событий, является то, что газопровод должен стать российской собственностью. Следовательно, армянским властям не оставалось ничего другого, как согласиться на условия, выдвинутые российской стороной. Россия попросту не согласилась бы на строительство газопровода Иран - Армения, и у нас сегодня его не было бы". И, наконец, если газопровод уже построен, то строительство второго, транзитного газопровода возможно с несравнимо более низкими затратами. Строительство нового, транзитного газопровода большего диаметра в финансовом плане каких-либо проблем не создаст, если будет достигнуто политическое соглашение между продавцами и покупателями газа, заключает "Азг".
Как сообщает газета "Айкакан жаманак", по мнению эксперта компании "Тройка-Диалог" Валерия Нестерова, схема, по которой иранский газ будет перерабатываться в Армении в электроэнергию, большая часть которой будет уходить в Иран, выгодна Ирану, поскольку на данный момент у этой страны нет возможностей для производства электроэнергии собственными силами. "Благодаря новому газопроводу Армения, как стратегический партнер России, получает возможность диверсифицировать импорт газа, понижая таким образом свою зависимость от снабжения им по территории Грузии, страны, с которой у России могут в связи с транзитом возникнуть проблемы", - отметил в газете "Российский бизнес-курьер" аналитик Института проблем естественных монополий Илья Соловьев. "Обсуждается также вопрос поставки газа в направлении Турции, Украины и Грузии, однако пока еще такие проекты являются вопросом далекого будущего, поскольку в настоящий момент никаких договоренностей или проектов не существует", - добавил Соловьев.
Армения достаточно успешно проводит двойную политику. Об этом заявил азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу, комментируя пуск газопровода Иран - Армения. "В Армении в данный момент задачей номер один являются парламентские выборы, которые Роберт Кочарян собирается провести, опираясь на российскую помощь, с целью формирования "собственного" парламента. А затем, когда он убедится в победе своих сторонников на выборах и таким образом получит возможность определять будущее президентских выборов, он тут же повернется в сторону Запада, будет проводить прозападную политику", - отметил политолог. "Первоначально трубопровод планировалось пустить в эксплуатацию в декабре 2006 года, однако Тегеран, заметив известный реверанс Еревана в сторону Москвы, отложил пуск газа на несколько месяцев. Ведь, как известно, Армения собралась продать трубопровод, который был проложен на иранские средства, России. Ереван обещал Москве, что в сентябре текущего года продаст ей трубопровод, однако этого не произойдет", - считает Ахмедоглу. По его словам, под давлением Москвы трубопровод, который должен был иметь диаметр 1500 миллиметров и пропускную способностью более 30 миллиардов кубометров газа ежегодно, в итоге был построен с диаметром всего 700 миллиметров и пропускной мощностью в 2 миллиарда кубометров газа в год. "Все эти изменения произошли под влиянием России, которая хочет приобрести трубопровод", - отметил политолог. "Тегеран навестили министры иностранных дел и энергетики Армении, которые, наверное, убедили Иран, что в перспективе эта труба через Грузию будет проведена в Европу. Я думаю, что после майских выборов произойдут серьезные перемены в ориентации политики Армении. Буквально в течение двух-трех месяцев внешнеполитическая направленность Еревана очень серьезно изменится в сторону Запада. Программа соседства, которую Армения подписала с Европой, содержит пункт, в котором Армения обязуется обеспечить себя альтернативным газом и провести иранский газ в Европу", - заявил Ахмедоглу. ("Реальный Азербайджан").
Пуск газопровода дал Азербайджану повод для форсирования проектов по поставке энергоносителей в Европу, пишет аналитический отдел PanARMENIAN.Net в статье, озаглавленной "В регионе начинается газовая война?". Не секрет, отмечает агентство, что иранская труба может стать альтернативой газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзерум (БТЭ). Еще до начала строительства БТЭ предполагалось, что газопровод, проложенный от газоконденсатного месторождения "Шахдениз", может стать дополнительным, альтернативным российскому вариантом и надежным каналом поставок природного газа в страны Европы, тем более, что он будет проходить по территории Грузии, которая, считает PanARMENIAN.Net, не пожалеет ничего, чтобы избавиться от зависимости от "Газпрома". Вместе с тем, озвученная замминистра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым идея о "независимости от российского газопровода" имеет под собой достаточно серьезную основу. Агентство напоминает, что Азимов посоветовал Европе покупать газ напрямую у Туркмении, а не через Россию. Это, по мнению Баку, будет способствовать усилению энергетической безопасности ЕС. И если к этому добавить подписанный в Вашингтоне министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и госсекретарем США Кондолизой Райс "Меморандум о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству между США и Азербайджаном", то дела России в регионе, считает агентство, похоже, идут не очень хорошо. "Как бы ни пыталась российская сторона делать вид, что сказанное Азербайджаном - дело далекого будущего, дело на самом деле обстоит по-другому. Газопровод Иран - Армения в силу небольшого диаметра (700 мм) вряд ли может составить конкуренцию БТЭ. В свое время были предложения довести газопровод до Украины, естественно, увеличив диаметр. Однако в силу до сих пор "непонятных" причин проект остановился в Армении. Причина же, как всегда, крылась в России, которая была против президентства Виктора Ющенко и не собиралась предоставлять Украине газ по внутренним ценам". В результате, отмечает агентство, в очередной раз пострадала Армения, которая лишилась платы за транзит иранского газа в Европу. "Но поезд ушел. К сожалению. Правда, может получиться и так, что Иран будет заинтересован в поставке газа в Европу через Армению. Скорее, можно выразиться так: Европа захочет получать иранский газ как альтернативу уже существующему, правда, пока в проекте, азербайджанскому пути. Месторождение "Шахдениз", на которое так надеется Баку, ни в какое сравнение с иранскими запасами газа не идет. А что касается Туркмении, то строить какие-то предположения о ее месте в газовом бизнесе пока рано".
Как сообщает "Ноян Тапан", президент РА Роберт Кочарян подписал закон, устанавливающий налоговые льготы для строительства газопровода Мегри - Каджаран.
Визит Саакашвили в Армению
Как сообщает "Ноян Тапан", 22 марта по приглашению президента РА Роберта Кочаряна в Армению с однодневным визитом прибыл президент Грузии Михаил Саакашвили.
Согласно ИА REGNUM, главы двух государств провели встречу и короткий отдых в курортном городе Цахкадзоре. В тот же день в Цахкадзоре министр иностранных дел Армении Вардан Осканян провел встречу со своим грузинским коллегой Гелой Бежуашвили, сопровождавшим президента Грузии Михаила Саакашвили. По словам и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна, главы внешнеполитических ведомств Армении и Грузии обсудили вопросы, касающиеся развития отношений двух стран.
По мнению газеты "Айкакан жаманак", Михаил Саакашвили встречался с Робертом Кочаряном, чтобы попросить последнего по возможности оттянуть получение Арменией газа из Ирана. Согласно газете, в Грузии уверены, что как только Армения станет получать иранский газ, Россия, поставляющая газ Армении по территории Грузии, поставит последнюю в невыносимые условия. "А пока Армения зависит от российского газа, Путин более сдержан в этом вопросе". Не исключает газета и того, что Саакашвили приехал просто покататься на лыжах в Цахкадзоре.
По мнению же главы парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Грайра Карапетяна, президент Грузии, естественно, прибыл не ради того, чтобы покататься на лыжах. По словам Карапетяна, сообщает ИА REGNUM, в рамках визита был обсужден ряд важных вопросов, в том числе и проблема Джавахети [населенный преимущественно армянами район Грузии. - прим. ИА REGNUM].
Согласно источникам газеты "Айк", Михаил Саакашвили прибыл в Армению по просьбе правительства США. Цель визита, согласно газете, заключается "в очередном предупреждении Роберта Кочаряна о недопустимости фальсификации результатов парламентских выборов и о том, что в противном случае Армения встанет перед серьезными проблемами".
Российская "Независимая газета" отмечает, что поездка грузинского лидера на армянский горный курорт Цахкадзор оказалась столь неожиданной, что о ней ничего не знали даже в его пресс-службе. Информацию о встрече Кочаряна и Саакашвили подтвердил руководитель пресс-службы армянского президента Виктор Согомонян. "Саакашвили и Кочарян четверг провели в Цахкадзоре. Они, как известно, уважают горнолыжный спорт и не раз вдвоем проводили досуг на трассах", - сообщил Согомонян "НГ". Он не согласился с тем, что визит Михаила Саакашвили носил внезапный характер, и повторил сказанное несколько лет назад, когда президент Грузии так же неожиданно оказался в гостях у Кочаряна на берегу озера Севан: "Добрым соседям для встречи необязательны заблаговременные приглашения - Кочарян и Саакашвили всегда рады друг другу". Дальнейшие расспросы пресс-секретаря, пишет газета, оказались бессмысленными. "О чем переговоры?" - "Я же сказал - президенты катались на лыжах, обедали... обычная встреча друзей-соседей", - сказал он. Как отмечает газета, официальные источники и в Ереване, и в Тбилиси, по сути, отказались комментировать встречу. "В армянских же политических кругах полагают, что Михаил Саакашвили вполне мог привезти Роберту Кочаряну "черную метку" от Запада - противоречия между Арменией и США заходят недопустимо далеко, и на главу грузинского государства, которого Джордж Буш называет "маяком демократии" на Южном Кавказе, возложена задача убедить по каким-то вопросам армянского лидера во избежание серьезного дисбаланса в регионе". "Полагаю, что речь могла идти о двух вопросах: не допустить к управлению газопровода Иран - Армения совместное предприятие "АрмРосгазпром", 70% акций которого принадлежит российской стороне, и о промежуточном договоре по Нагорному Карабаху", - заявил "НГ" депутат парламента Армении, лидер партии "Демократический путь" Манук Гаспарян.
Будущее правительство
Газета "168 Жам" предполагает, что после парламентских выборов премьер-министром РА будет назначен министр обороны, председатель совета Республиканской партии Армении (РПА) Серж Саркисян. О том же, кто станет министром обороны, пока неизвестно. "Слухи о том, что восстановившийся недавно в рядах АРФД [Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн". - прим. ИА REGNUM] Артур Агабекян заменит министра на его посту, не соответствуют реальности. Решено, что он будет избран председателем постоянной комиссии НС по вопросам обороны". Между тем, отмечает газета, согласно Конституции, количество постоянных комиссий Национального Собрания (НС) должно быть увеличено до 12, вместо нынешних 6. Так что многим вместо портфелей будут предложены места в этих комиссиях. Министр территориального управления Овик Абрамян после выборов станет вице-премьером, чьи полномочия по новой Конституции намного расширились, продолжает обрисовывать будущее правительство "168 Жам". "Согласно тем же источникам, министр транспорта и связи Андраник Манукян не получит портфеля и останется рядовым депутатом. Его место после 13 мая займет замминистра транспорта и связи, член "Процветающей Армении" Вардан Варданян. Несколько портфелей, в том числе министра здравоохранения и социального страхования, предназначены "Дашнакцутюн": если партии удастся набрать достаточное количество голосов и войти в коалицию, эти портфели будут представлены в правительстве в виде нынешних министров. Если АРФД решит перейти в оппозицию, названные портфели будут предоставлены той политической силе, которая станет частью будущей коалиции. Портфель министра образования, науки и культуры будет передан председателю комиссии НС по вопросам образования, науки и культуры Грануш Акопян. Говорят, что переговоры с АРФД относительно данного портфеля уже состоялись и партия намерена передать его другой политической силе. Взамен АРФД получит должность председателя постоянной комиссии НС по вопросам образования, науки и культуры, где "Дашнакцутюн" предложит кандидатуру Левона Мкртчяна". По данным газеты, занимающая 11-ю строчку пропорционального списка "Процветающей Армении" заместитель председателя Совета гражданской службы РА Аревик Петросян откажется от своего мандата и будет назначена замминистра юстиции. Кто станет министром юстиции, пока не известно. Это, считает газета, зависит от того, как решится вопрос со спикером парламента: если большинство НС выступит против кандидатуры Давида Арутюняна, Роберт Кочарян вновь назначит его на должность министра юстиции. Что касается портфеля министра финансов и экономики, то вопрос этот еще не решен. Однако известно, что эта должность давно притягивает члена "Процветающей Армении" Вардана Бостанджяна, который ушел из РПА из-за того, что в парламенте прошлого созыва ему отказали в должности председателя комиссии по финансово-бюджетным вопросам. Что касается оппозиции, пишет газета, то ей будут предоставлены 1-2 парламентские комиссии.
Парламентские выборы Армении: мысли России и действия Запада
Как сообщает ИА REGNUM, 22 марта в Москве по инициативе фонда "Единство во имя мира" и журнала "Стратегия России" состоялся круглый стол "Парламентские и президентские выборы в Армении и интересы России". Согласно ИА REGNUM, впервые за постсоветское время видные российские общественно-политические деятели, ведущие политологи, научные работники, эксперты по вопросам внешней политики, журналисты обсуждали вопросы, связанные с одним из решающих, по их мнению, этапов политического развития стратегического партнера России - предстоящими в мае этого года выборами в парламент, а в марте 2008 года - президента Армении.
В докладах и выступлениях членов Общественной палаты: президента фонда "Единство во имя мира" Вячеслава Никонова, первого вице-президента ЗАО "Согласие" Андраника Миграняна, директора Института политических исследований Сергея Маркова, члена комитета по делам Содружества Независимых Государств Совета Федерации России Александра Дзасохова, депутата Госдумы России, директора Института стран СНГ Константина Затулина, начальника управления администрации президента России Модеста Колерова, президента Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией (РОДСА) Виктора Кривопускова, шеф-редактора журнала "Стратегия России" М. Быкова и других были проанализированы общественно-политическая обстановка в стране и вокруг нее накануне парламентских выборов. Были высказаны критические оценки по поводу отдельных недостатков в межгосударственных отношениях России с братской Арменией, выразившихся, в том числе, в повышении цены на газ в интересах представителей монопольного бизнеса, неоправданного простоя армянских предприятий, перешедших в российскую собственность в обмен на погашение армянского госдолга, прозвучали конкретные предложения по повышению эффективности отечественной внешней политики на Кавказе. Не остались незамеченными попытки откровенного давления на государственную политику Армении, очевидное вмешательство в ход подготовки и проведения предстоящих парламентских выборов со стороны НАТО, других международных структур, заинтересованных в дестабилизации обстановки в Армении, на Кавказе, Ближнем Востоке и соседних с Арменией странах в собственных геополитических интересах. Недвусмысленно понимаются угрозы лишить ее $235 млн., выделяемых по программе "Вызовы тысячелетия" в 2008 году, и т.п. Было отмечено, что неслучайно в предвыборный период в Армении уже "трудятся" около полутысячи представителей различных заинтересованных международных организаций, "бескорыстных" помощников и специалистов по "цветным" революциям, которые расквартировались по городам и селам, способных, по их заявлениям, "не только наблюдать за предвыборной кампанией, работой избирательных комиссий, применением законодательства, но и заниматься разрешением избирательных споров", отмечается в сообщении РОДСА. В выступлениях также отмечалось, что в Ереване "успел" открыться и заработать, в том числе и для этих же целей, информационный центр НАТО. Участники круглого стола отмечали, что Армения является искренним партнером и одним из самых надежных союзников России, где антироссийские настроения никогда не находили серьезного отклика, и она в состоянии сама обеспечить законность и прозрачность проведения выборов. Выражалась уверенность, что, несмотря ни на какие посулы, армянский народ и впредь не позволит провокационным силам втянуть себя в политические потрясения, сохранит стабильность и поступательное развитие своего исторического государства как стратегического партнера России. (ИА REGNUM)
Как сообщает агентство "Новости-Армения", по мнению президента российского фонда "Политика" Вячеслава Никонова, нынешние парламентские выборы в Армении - фактические праймериз перед президентскими. "Глава государства Роберт Кочарян - искренний сторонник позитивных отношений с Россией, как и Владимир Путин, не может баллотироваться на следующий срок. Его преемником и рядовые граждане, и элита воспринимают Сержа Саркисяна. Большинство избирателей Армении считают, по опросам, что именно он придет на смену Кочаряну. Устраивает Саркисян и Россию. Сильный, но гибкий политик, он установил прочные связи в российских руководящих кругах. Его по праву считают политиком, ориентированным на укрепление взаимодействия с Москвой. При этом он не вызывает серьезной аллергии и на Западе", - заявил Никонов в ходе состоявшегося в Москве круглого стола "Выборы в Армении и интересы России". "Но чтобы Саркисян мог реально претендовать на президентский пост, Республиканская партия Армении, совет которой он возглавляет, должна продемонстрировать свое преимущество на выборах парламентских. Пока же интрига избирательной гонки раскручивается весьма замысловато, и успех республиканцев не гарантирован. За их список, по последнему опросу общественного мнения, готовы голосовать 21% избирателей", - сообщил Никонов, по мнению которого лидером кампании является "Процветающая Армения" во главе с предпринимателем Гагиком Царукяном. Что касается оппозиции, то, по мнению Никонова, на роль "армянского Ющенко" претендует лидер партии "Оринац Еркир" Артур Багдасарян, "проделавший эволюцию от ближайшего сподвижника всех действовавших президентов и спикера парламента к главному оппозиционеру". "Судя по публикациям Багдасаряна в американских газетах, есть политические силы в США и союзных с ними государствах, которые готовы сделать ставку именно на него. И, вероятно, именно с Багдасаряном возможна попытка розыгрыша "оранжевого" сценария". Согласно агентству, президент фонда "Политика" отметил, что "в определенной степени проблемы партии власти в Ереване связаны с ее ориентацией на тесное партнерство с Россией". "Не из-за антироссийских чувств, которых нет. А из-за известного разочарования в результатах такого партнерства. Первоочередной интерес России - помочь нынешнему руководству преодолеть это разочарование. Такая политика поддержит пророссийские силы на парламентских и президентских выборах и сделает более популярной политику сотрудничества с нашей страной со стороны армянского общества", - считает Вячеслав Никонов.
По мнению председателя комиссии Общественной палаты по вопросам глобализации и национальной стратегии развития Андраника Миграняна, при любом раскладе крайне важно, чтобы выборы прошли прозрачно, "в этом должна быть в первую очередь заинтересована Россия". "Южный Кавказ является ее мягким подбрюшьем. Контролируя этот регион, любые внешние силы, особенно недружелюбные по отношению к России, смогут оказывать серьезное давление на южные рубежи России. Поскольку речь, в основном, может идти о Брюсселе и Вашингтоне, то надо сказать, что эти центры силы уже оказывают серьезное влияние на Грузию, Украину и Турцию, на регион большого Ближнего Востока. Поэтому полный контроль над Южным Кавказом - это выход в тыл России и Ирана с дальнейшим усилением давления на два эти государства. Одно государство уже причислено Вашингтоном к "оси зла". Россию же воспринимают как серьезного конкурента, геополитического соперника. На Южном Кавказе довольно серьезно обосновались США, Турция и ЕС. Грузия взяла на себя функции форпоста НАТО и Запада и по существу призывает к крестовому походу против России, обозначая себя как главную антироссийскую силу в регионе", - отмечает Мигранян. "В этих условиях Армения остается единственной страной, которая сохраняет свои традиционные и стратегические связи с Россией. Изменение вектора политики Армении или дестабилизация политической обстановки в республике может привести к подрыву влияния России в регионе. Поэтому так значимо сохранение во власти Армении тех сил, которые ориентированы на укрепление союзнических отношений с Россией. Пока что такими силами является Республиканская партия и лидер этой партии Серж Саркисян - сопредседатель армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству", - заявил Мигранян, по мнению которого вполне нормальной в международной практике является политика, "когда власти союзнических государств ориентируются и поддерживают тех, кто проявил верность сотрудничеству и не собирается преподнести сюрпризы после выборов". Как сообщает агентство "Новости-Армения", Андраник Мигранян сообщил, что в российский бюджет предполагается ввести статью об иностранной помощи по принципу бюджета США. "Большие государства, если они хотят присутствовать и влиять в каком-либо регионе мира, должны знать, что бесплатного присутствия и влияния не бывает. За это надо платить. Сейчас предпринимаются шаги с целью компенсировать повышение цен на газ для Белоруссии через поддержку этого государства впрямую из российского бюджета. Предполагается также компенсировать Армении повышение цены на газ поставками военно-технического снаряжения и, возможно, прямыми бюджетными ассигнованиями в форме иностранной безвозмездной помощи", - сообщил Мигранян.
Как и ожидалось, с приближением выборов Запад, при помощи международных наблюдателей и "общественных организаций", называемых там умилительно "маяками свободы", резко активизировал свою деятельность в Армении, пытаясь оказать влияние на политические процессы, пишет газета "Айоц Ашхар". В частности, отмечает газета, недавно в Ереване находились известные американские специалисты по "цветным революциям" Шерон Ли Ролчик и Валери Джейн Банс, которые, вместе с руководителями армянского отделения NDI (Национальный демократический институт. Основан 1984 году, партийный фонд демократов, штаб-квартира в Вашингтоне, председатель Мадлен Олбрайт), встретились в гостинице "Конгресс" с представителями молодёжных организаций оппозиционных партий, молодёжных общественных организаций, а также прочитали лекцию в университете им. В. Брюсова. Отмечая роль NDI в "сербской революции" 2000 года, где было создано молодёжное движение "Отпор", в 2003 году в Грузии, где в тесном контакте с Фондом Сороса было создано молодёжное движение "Кмара", активисты которого прошли подготовку в Сербии у своих единомышленников из "Отпора" и стали самым боеспособным отрядом Саакашвили, и организацию украинского молодёжного движения "Пора" в январе 2004 года, газета отмечает, что "теперь NDI развёртывает активную деятельность в Армении". Этого не надо бояться, нужно свыкнуться с мыслью, что накануне выборов у нас появится всё больше эмиссаров как NDI, так и Freedom House, IRI, NED, Фонда Сороса и других подобных организаций, пишет газета. "Всё закономерно: если в 19 веке политическую власть брали путём военных переворотов, в 20 веке - при помощи массовых партий, то в 21 веке им на замену приходят вышеназванные организации и экспертные центры. Просто государство должно вовремя ставить заслоны "цветным" технологиям и показать в борьбе с ними собственную конкурентоспособность", - заключает "Айоц Ашхар".
Соцопрос
Как сообщает газета "Аравот", компания APR Group с 11 по 18 марта провела очередной телефонный социологический опрос среди 663 ереванцев с целью выяснения их отношения к предстоящим выборам в Национальное Собрание РА. По результатам опроса газета приводит рейтинг партий Армении, сравнивая его с результатами аналогичного опроса, проведенного той же организацией 21 ноября 2006 года. "Процветающая Армения" хотя и несколько уступила свои позиции (4 месяца назад ее рейтинг составлял 22%, сейчас - 16%), тем не менее продолжает лидировать в предвыборной гонке. Почти не изменились рейтинги Республиканской партии Армении (соответственно 5% и 4,4%), "Дашнакцутюн" (5% и 4,8%), Народной партии (4,1% и 3,8%) и "Оринац Еркир" (4,4% и 3,3%). Согласно результатам опроса, не очень благополучно обстоят дела (во всяком случае в Ереване) у Народной партии Армении и "Национального единения" (соответственно 3,8% и 12%, 2% и 0,9%). Если 4 месяца назад никто не называл партию "Жарангутюн", то сейчас за нее готовы проголосовать 1,2% опрошенных. Как отмечает газета, эти данные не означают, что указанные проценты эти партии получат и на выборах (во всяком случае в столице). Разумеется, показатели политических сил будут выше, поскольку 5,3% респондентов заявили, что их выбор является тайной, а 35% пока не сориентировались, пишет издание.