Обзор СМИ за 16-22 марта 2007 года.

Военный вестник. По следам женевской встречи. Карабахцы против предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ. "Косовский прецедент": готовьтесь... Степанакерт.

Военный вестник

Перестрелки

По сообщению агентства "Новости-Азербайджан", в результате нарушения режима прекращения огня армянской стороной получил ранение в руку военнослужащий вооруженных сил (ВС) Азербайджана Хаял Хазиев. По словам сотрудника пресс-службы Минобороны Азербайджана Ильгара Вердиева, инцидент произошел 12 марта близ села Мезам Газахского района республики. "В настоящее время военнослужащий помещен в госпиталь. Его состояние удовлетворительное", - отметил Вердиев.

Как сообщает бакинская "525-я газета", 16 марта ночью с 03:00 до 03:20 подразделения армянских вооруженных сил подвергли автоматному обстрелу позиции вооруженных сил Азербайджана вблизи села Кенгерли Агдамского района.

В результате нарушения режима прекращения огня погиб солдат вооруженных сил Азербайджана. Дильгям Бахтияр оглу Ширинов скончался в результате обстрела, открытого армянской стороной вблизи села Сеидли Агдамского района. Как отмечает Analitika.az, в Министерстве обороны Азербайджанской Республики (АР) не удалось получить информацию по данному происшествию.

17 марта около 14:30 армянская сторона с позиций, расположенных на территории села Талыш Тертерского района, подвергла обстрелу местных пастухов близ села Чайлы. Жертв нет, сообщает агентство "АПА".

Согласно бакинской "525-й газете", с началом весны вооруженные силы Армении стали более интенсивно нарушать режим прекращения огня на линии соприкосновения азербайджано-армянских войск, "чтобы воспрепятствовать посевным работам азербайджанцев". По словам первого заместителя главы исполнительной власти расположенного на границе с Арменией Тертерского района Рамиза Шабанова, из-за обстрелов жители села Гапанлы занимаются полевыми работами только ночью.

Военнопленные

На вопросы "АрмИнфо" ответила армянский координатор Международной рабочей группы по поиску без вести пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта (МРГ) Карине Минасян:

"Есть ли данные о том, сколько в Армении бывших пленных? Есть ли случаи негативного отношения к этим людям?

В Армении и Нагорном Карабахе вместе около 700 бывших пленных. Я имею в виду известные случаи, потому что есть случаи, о которых неизвестно. Люди попадали в плен, затем каким-то образом им удавалось освободиться без вмешательства властей и общественных организаций. Во время моих поездок по районам мне приходилось случайно узнавать о том, что такой-то человек был в плену энное количество времени. Иногда такие факты попросту скрывают из-за негативного отношения общества к бывшим пленным и заложникам.

В чем причины такого отношения?

Я называю это "сталинским синдромом". Думаю, что корни такого мышления восходят к периоду, когда считалось, что побывавший в плену обязательно должен был быть завербован и автоматически становился "врагом народа". Наверно, надо больше и активнее работать с общественностью и доводить до ее понимания, что это не так и бывший пленный не является врагом. Кстати, обратиться в комиссию необходимо в течение полугода после освобождения. Вообще в этом году мы хотели бы обратить больше внимания на оказание помощи бывшим военнопленным и заложникам. Поиск пропавших без вести будет продолжен, но мы бы хотели больше заняться помощью бывшим пленным и заложникам, особенно оказанием юридической помощи. Это также связано с участившимися случаями осуждения бывших пленных в Азербайджане. В Азербайджане проявляется однозначный подход: если человек попадает в плен, после освобождения его судят, причем к статьям "самовольное оставление части" и "дезертирство" прибавляется статья "измена родине". Слава богу, у нас такого нет. Многие из освобожденных из плена ребят, если дело доходило до суда, освобождались из зала суда или отделывались дисциплинарным наказанием. В Азербайджане ситуация намного хуже.

Чем объяснить подобное отношение к своим гражданам со стороны властей Азербайджана?

Думаю, что они таким образом, причем весьма неуклюже, пытаются бороться с явлением перехода на "ту сторону" - случайного или намеренного. Но это не помогает. Причины перехода границы солдатами надо искать в условиях службы. Когда беседуешь с ребятами, в основном они говорят, что по той или иной причине оставили часть и ушли, куда глаза глядят.

Каким образом им удается переходить линию соприкосновения, учитывая наличие там заминированных полей?

Для меня, да и для нас всех, остается большой загадкой, как они проходят через минные поля. К счастью, до сих пор не было трагических случаев. В основном причины такого оставления части заключаются в неуставных отношениях, притеснениях, избиении, дедовщине. В таких случаях солдат не идет в сторону Азербайджана или Армении, он просто уходит из части, идет куда глаза глядят и в результате попадает в плен. Судя по азербайджанской прессе, сейчас там начали предпринимать какие-то шаги для наведения порядка. Правда, пока неясно, делается ли это "на публику" или действительно азербайджанские власти обеспокоены ситуацией. Я ничего не имею против дисциплинарных взысканий за самовольное оставление части или дезертирство. Любое нарушение воинского устава наказуемо. Но в каждом конкретном случае надо разбираться, почему этот солдат нарушил устав. И совсем недопустимо судить человека по статье измена родине. Это немыслимо. Я уж не говорю о том, что пребывание в плену, какими бы хорошими не были условия содержания, - это само по себе большое наказание.

Может ли международное сообщество повлиять на власти Азербайджана в этом вопросе? Как подобная политика властей Азербайджана влияет на создание атмосферы доверия между Арменией и Азербайджаном?

Это абсолютно не благоприятствует созданию атмосферы доверия. Давление со стороны международного сообщества в этом вопросе было бы желательно, но пока реакции нет. В свое время мы обращались к господину Алиеву, но не получили никакой реакции. Вопрос осуждения бывших военнопленных мы подняли в СЕ в ходе нашего прошлогоднего визита в Страсбург. Мы провели предварительные беседы с некоторыми депутатами, которых заинтересовал этот вопрос. Они очень серьезно отнеслись к этому вопросу и обещали содействие.

Обсуждался ли этот вопрос с докладчиком ПАСЕ по без вести пропавшим в регионе Южного Кавказа Лео Платвоетом?

Мы пытались проинформировать его о положении бывших военнопленных. Однако он заявил, что это не входит в рамки его мандата, поскольку он является докладчиком по вопросам без вести пропавших, то не может заниматься вопросами бывших пленных и заложников.

Верно ли, что подобные приговоры к длительным срокам заключения стали практиковаться после прихода к власти Ильхама Алиева?

Нет, подобная практика существовала и до него. В настоящее время примерно 15 бывших пленных отбывают длительные сроки заключения в азербайджанских тюрьмах. Причем есть люди, у которых завершается срок заключения.

Как вы прокомментируете периодические заявления азербайджанской стороны о находящихся на территории Армении "5 тысячах пленных и заложников-азербайджанцев"?

Это заявления, не подтвержденные фактами. Ни разу азербайджанская сторона не воспользовалась предложением армянской стороны посетить указываемые ими места содержания и убедиться в том, что там нет пленных и заложников. Мы неоднократно предлагали им приехать и самим посмотреть. Подобные заявления азербайджанской стороны носят политический характер, они рассчитаны на неосведомленных людей. И они никак не способствуют восстановлению доверия между народами. Можно представить состояние рядового азербайджанца или азербайджанки, которые если не каждый, то через день слышат о "более 4 тысячах пропавших без вести" и о "семистах человек, до сих пор томящихся в армянских тюрьмах".

Какая судьба постигла инициативу Ларисы Чахоян, обратившейся к азербайджанским матерям?

Она не получила никакого отклика. Дело в том, что в Азербайджане манипулируют родными пропавших без вести. Более того, они запуганы до того, что боятся сделать лишний шаг без одобрения властей. Но есть и другой момент. Матерям пропавших без вести азербайджанцев легче приехать сюда, чем армянским матерям поехать в Азербайджан. Их здесь принимают. Но ведь и наши матери хотят поехать и сами искать. Азербайджанцы их не принимают". ("АрмИнфо", интервью публикуется с сокращениями).

Вооруженные силы

Более одной трети армянской армии уже перешла на профессиональную основу. Об этом, сообщает агентство "Новости-Армения", заявил министр обороны Армении Серж Саркисян в ходе встречи с жителями ереванской общины Канакер-Зейтун. "У нас уже на чисто контрактной основе служат более 8 тысяч военнослужащих рядового и сержантского состава, более 10 тысяч офицеров и более 5 тысяч прапорщиков. Это чуть больше 1/3 армии", - сказал министр обороны. При этом он добавил, что в ближайшем будущем полностью перевести армию на профессиональную основу страна не может, хотя бы по той простой причине, что государство тратит на контрактников в несколько раз больше средств, чем на призывников.

Азербайджан не планирует отказываться от российского вооружения и переходить на американское. Такое заявление сделал в Вашингтоне министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "У нас есть очень хорошее российское вооружение. Зачем его менять? Главное - личный состав армии им хорошо владеет. В случае перехода ведь придется переучивать солдат", - заявил глава МИД Азербайджана. "В контексте двухстороннего военного сотрудничества и в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" у нас есть очень интересные программы, в частности, по терроризму и нераспространению оружия массового уничтожения", - сообщил Мамедъяров. (Day.Az).

"Мы неоднократно поднимаем вопрос о том, что Армения превышает квоту, предусмотренную в договоре об Обычных вооруженных силах в Европе. Однако этот вопрос рассматривается в том контексте, что Азербайджан также вышел за пределы квоты. Мы ежегодно проводим обмен информацией в связи с количеством вооружения, и в этом году отмечали, что Азербайджан осуществил большое количество закупок, превышающих допустимую в рамках договора норму. Считаем, что этот вопрос необходимо решить путем переговоров". Как сообщает "АПА", об этом на пресс-конференции в Баку заявил специальный представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс. ("АПА").

Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на бакинское агентство Day.Az, в апреле Азербайджан и Грузию посетит с визитом делегация высокопоставленных офицеров Пентагона. Согласно агентству, пишет газета, в ходе визита американская делегация предполагает заручиться поддержкой руководства этих стран в связи с американскими программами размещения на Кавказе американских систем противоракетной обороны.

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев 15 марта принял делегацию во главе с спецпредставителем генсека НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Робертом Симмонсом. Абиев отметил, что процесс выполнения положений Плана индивидуального партнерства между Азербайджаном и НАТО принял интенсивный характер и азербайджанская сторона выполняет все условия соглашения. Он отметил, что образовательная система Вооруженных сил Азербайджана полностью соответствует стандартам НАТО. Министр обороны заявил, что Азербайджан "должен быть готов к освобождению своих территорий от оккупантов, используя все средства".

Обострение военной фазы карабахского конфликта в ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается. Как сообщает агентство "Новости-Армения", такое мнение выразил в Ереване эксперт по кавказскому региону, российский журналист Алан Касаев. Он отметил, что по прошествии 15 лет после прекращения военных действий мир в целом и региональные взаимосвязи сильно изменились. "В регионах Ближнего и Среднего Востока и Южного Кавказа и без того достаточно конфликтности, чтобы крупные и серьезные игроки на мировом политическом поле смогли бы закрыть глаза на возникновение еще одного конфликта", - пояснил эксперт. Кроме того, по словам Касаева, в Армении и Азербайджане сегодня идет процесс серьезного внутреннего экономического и социального развития. "Население требует, прежде всего, повышения внимания к своим собственным социальным и экономическим нуждам", - подчеркнул он, добавив, что поддержка конфронтационной политики значительной частью населения обеих стран сегодня маловероятна. Наряду с этим Касаев считает, что, если карабахское противостояние "выльется в какие-то чрезмерные формы", сторонам трудно будет найти реальных и активных союзников. "По моему убеждению, ключ для урегулирования карабахского конфликта лежит в мирных переговорах", - резюмировал он.

По следам женевской встречи

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обсудили в штаб-квартире ООН процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Глава МИД Азербайджана ознакомил генсека ООН с итогами состоявшейся в Женеве встречи с главой МИД Армении, прошедшей с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского вопроса. По словам Мамедъярова, "в Женеве не удалось достичь серьезного продвижения вперед в переговорном процессе, и очередная встреча в рамках "пражского процесса" состоится на уровне президентов двух стран после парламентских выборов в Армении, намеченных на 12 мая". ("Новости-Азербайджан").

После парламентских выборов в Армении возможно, что президенты Армении и Азербайджана подпишут соглашение об урегулировании карабахского конфликта. Об этом, сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанские СМИ, заявил председатель Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ Горан Ленмаркер. Газета сообщает, что, по словам руководителя азербайджанской делегации в ПА Рафаэля Гусейнова, Ленмаркер заявил, что сегодняшние позиции конфликтующих сторон ближе, чем даже во время ки-вестских переговоров в 2001 году, когда Армения и Азербайджан были очень близки к подписанию соглашения.

Сейчас Азербайджан и Армения должны более активно работать с общественностью для подписания мирного соглашения, заявил спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. Как передает "Де-Факто", он считает, что в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта можно сделать намного больше и с армянской, и с азербайджанской стороны. Комментируя заявление президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горана Ленмаркера о том, что после парламентских выборов в Армении может быть подписано мирное соглашение об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, Семнеби отметил, что это требует смелости с обеих сторон. "Почти после двух десятилетий с возникновения конфликта сторонам пора серьезно заняться вопросом подписания соглашения. Мы надеемся, что по тем принципам и идеям, которые мы дали в конце прошлого года, и на базе последней встречи президентов Алиева и Кочаряна в Минске можно добиться соглашения", - заявил Питер Семнеби.

При проявлении со стороны Баку и Еревана надлежащей политической воли компромисс в карабахском вопросе возможен. Об этом, сообщает ИА "Новости-Армения", говорится в интервью заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, опубликованном в журнале "Босс". "Несмотря на сохраняющиеся пока разногласия между сторонами по основным принципам урегулирования, многое сделано на пути к достижению базовой договоренности, подготовленной при самом активном участии международных посредников, включая Россию. Мы уверены, что при проявлении со стороны Баку и Еревана надлежащей политической воли компромисс возможен", - сказал Карасин, добавив, что российская сторона продолжит в инициативном ключе свои посреднические усилия. По его словам, в направлении урегулирования карабахского конфликта Россия действует как в рамках международных усилий - через российское сопредседательство в Минской группе ОБСЕ, так и путем проведения двусторонних встреч и переговоров с Азербайджаном и Арменией. "Здесь также чрезвычайно важно обеспечить мир и безопасность, восстановить нормальную социально-экономическую жизнедеятельность региона", - подчеркнул он.

Заявление председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горана Ленмаркера о возможности подписания соглашения между Арменией и Азербайджаном по Карабаху после выборов в Армении совпадает с позицией Еревана. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил на пресс-конференции в пресс-центре ИА REGNUM министр иностранных дел Республики Армения (РА) Вардан Осканян. Но, по его словам, последняя встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Женеве не дает повода для такого оптимизма. "Встреча в Женеве еще раз подтвердила, что между нами есть противоречия, которые трудно преодолеть, и в этом плане встреча была очень трудной. Мы договорились снова встретиться в апреле. Может, нам удастся придти к какому-то соглашению, и тогда будет ясно, когда смогут встретиться президенты двух стран. Конечно, эта встреча состоится после парламентских выборов в Армении", - отметил Осканян. Глава внешнеполитического ведомства Армении также отметил, что Армения остается на своей позиции: статус Нагорного Карабаха (НК) должен быть определен на референдуме, который будет проведен среди населения НК. Что касается косовского варианта урегулирования, то Осканян заметил, что нельзя подходить к разным конфликтам с одной меркой. "То, что хорошо для одного, может быть неприемлемо для другого. Тем не менее, если международное сообщество признает независимость Косово, то это положительно скажется на урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Если же нет, то мы все равно будем продолжать переговоры для выработки решения, устраивающего население Нагорного Карабаха", - подчеркнул глава МИД РА.

В то же время президент Азербайджана Ильхам Алиев не спешит с урегулированием конфликта, пишет газета "168 Жам". Как сообщает газета со ссылкой на азербайджанские СМИ, в ходе торжеств по случаю праздника Навруз он заявил, что "затягивание процесса урегулирования карабахского конфликта выгодно Азербайджану". "С каждым днем позиции Азербайджана в мире укрепляются. Все больше число ведущих стран, которые согласны с принципом территориальной целостности Азербайджана и защищают его на международной арене", - заявил Ильхам Алиев.

Активизация роли Армении в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта - это лишь имитация такого рода миролюбия перед международным сообществом. Так азербайджанский политолог Расим Мусабеков прокомментировал активное участие Армении в переговорном процессе по мирному урегулированию конфликта перед предстоящими в мае парламентскими выборами. По его словам, Армения, в отличие от Азербайджана, сильно зависит от западных доноров, а для того, чтобы сохранить их поддержку, Ереван вынужден имитировать миролюбие. Результат парламентских выборов в Армении в какой-то степени предрешен, считает политолог. По его мнению, они не внесут существенные изменения в уже сложившуюся позицию Армении. ("525-я газета").

Министр обороны Армении Серж Саркисян выразил сомнение в возможности согласования принципов карабахского урегулирования в 2007 году. "Ни международные посредники, ни представители различных стран, ни мы никогда не говорили о том, что в 2007 году эта проблема может быть решена. Речь идет о принципах", - заявил министр 22 марта в ходе встречи с семьями военнослужащих и активом отделения Республиканской партии Армении (РПА) в ереванской общине Канакер-Зейтун. По его словам, даже если эти принципы будут согласованы, для решения проблемы потребуются годы. "Я несколько сомневаюсь в том, что в 2007 году эти принципы удастся согласовать. Я оптимист в вопросе урегулирования проблемы мирным путем, но я не думаю, что это вопрос сегодняшнего или завтрашнего дня", - сказал Саркисян. ("Новости-Армения").

По мнению газеты "Айоц Ашхар", конструктивную позицию, занятую Арменией, в Азербайджане стали воспринимать как неизбежный итог ослабления внешнеполитических позиций РА. "Естественно, что в таких условиях Азербайджан всячески старается показать и странам-посредникам, и Армении, что он получил некое превосходство, и потому если не сегодня, то завтра армянская сторона будет вынуждена пойти на односторонние уступки. И значит, страны-посредники, и в первую очередь США, должны сделать все, чтобы ускорить развязку за счет интересов Армении". Вместе с тем, пишет газета, время идет, и становится очевидным, что если провалится и следующая, апрельская встреча министров иностранных дел, то летом не удастся организовать встречу на высшем уровне между президентами двух стран. А это означает, что провалится и надежда США добиться перелома в процессе урегулирования карабахской проблемы до конца 2008 г. Газета отмечает, что для Армении, в отличие от Азербайджана, карабахский вопрос является не делом чести, а проблемой существования вообще "и ради этого она готова стерпеть любое давление и невзгоды, полагаясь на заново утверждаемый военно-политический союз с Россией". По мнению "Айоц Ашхар", если США действительно заинтересованы в ускорении развязки карабахской проблемы, то в ближайшем будущем они должны подумать об ограничении необоснованной амбициозности Азербайджана. "В противном случае нарушится равновесие, переговоры провалятся и конфликт вновь будет заморожен до конца 2008 года".

Газета "Лрагир" назвала женевскую встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана "очередной бесплодной встречей, в которой стороны обвиняют друг друга". "Армянская сторона обвиняет в неконструктивизме Азербайджан, азербайджанская - Армению, в то время как общественность никак не возьмет в толк, кто и что, в конце концов, должен "сконструировать" в ходе переговоров. Предполагается только, что Армения должна "сконструировать" возвращение территорий Азербайджану, а Азербайджан - признание независимости Нагорного Карабаха". Газета предполагает, что причиной неудач в переговорах является инертность, вызванная привычкой сторон к своей роли, и советует сопредседателям Минской группы ОБСЕ (МГ) "попробовать поменять вектор переговоров". Как иронично замечает "Лрагир", когда в ходе очередной встречи Осканян и Мамедъяров скажут "нет", "вытащить "из шляпы" Брайзы или Мерзлякова [американский и российский сопредседатели Минской группы ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM] новый документ, который поставит стороны перед новыми реалиями: Армении предложат признать независимость Карабаха, а Азербайджану - вернуть территории". По мнению газеты, стороны, как Азербайджан, так и Армения, давно перестали думать, поскольку "попробуйте несколько раз повторить процедуру "рукопожатие-кивок-посадка в самолет-выход из самолета-рукопожатие-отрицательное покачивание головой-рукопожатие", как убедитесь в том, что тоже перестаете думать". Самым же страшным газета считает то, что "думать перестали и сопредседатели".

Карабахцы против предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ

После встречи в Женеве российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что обсужденные базовые принципы карабахского урегулирования подразумевают решение двух основных вопросов - о выводе армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха и об определении промежуточного статуса непризнанной республики до того, как состоится референдум по этому вопросу. ("А1+").

Председатель комиссии по внешним сношениям парламента Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян прокомментировал информационному порталу "Кавказский узел" заявление российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова о возможности предоставления Нагорному Карабаху промежуточного статуса. "После встречи в Женеве министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил о том, что в ходе встречи с Эльмаром Мамедъяровым они обсудили второй слой основополагающих принципов урегулирования. Под этим следует понимать детали, которые можно отнести к технической стороне урегулирования. А если обсуждается вторая прослойка, следует полагать, что по основным принципам министры пришли к общему знаменателю. А это говорит о том, что идут серьезные переговоры, которые могут стать судьбоносными и иметь проявления, о которых говорил российский сопредседатель. И в этом смысле мы должны быть готовыми к серьезным дебатам, по итогам которых и должны прояснить для себя - готовы ли мы к урегулированию? Ни одна политическая сила и тем более личность не может взять на себя всю ответственность за урегулирование. Такая политическая сила должна иметь лимит общественного доверия, который позволит ей принимать серьезное участие в переговорах. А общественный лимит можно будет получить только в случае, если в ходе публичных дискуссий будут обсуждены все возможные варианты и будет сформулировано единое мнение, принимаемое большинством населения. В том числе и по вопросу статуса", - отметил Атанесян.

В последнее время посредники по карабахскому урегулированию и политологи стали чаще использовать термин "промежуточный статус". Что же это такое? И перед каким фактом завтра встанет Карабах, если согласится с подобным решением? Как сообщает KarabakhOpen, женевские переговоры, породившие "оптимальные" варианты решения двух вопросов - вывод армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха и определение промежуточного статуса непризнанной республики до того, как состоится референдум по этому вопросу, вызвали у части населения НК негодование. "Они что, нас за дураков считают? - возмущается жительница города Степанакерта Нарине Степанян. - Как может народ согласиться с возвратом земель? Кто мог додуматься о выводе армянских войск? Кто сможет дать гарантию нашей безопасности? Кто дал право мерзляковым распоряжаться нашей судьбой? Не для того мы воевали, чтобы сегодня вновь оказаться в ловушке. Минской группе ОБСЕ и подобным организациям следовало бы учесть значение этих земель для каждого народа. Если для карабахцев - это жизнь и безопасность, то для азербайджанцев - всего лишь прихоть и дополнительные территории. Человечество так устроено, что люди могут отказаться от роскоши, но за свою безопасность и собственную жизнь будут сражаться до последнего. Тут никакие женевские переговоры не смогут переубедить их в обратном". "Статус? Какой еще статус? Мы давно для себя определили свой статус. И он звучит так: у нас уже состоявшееся государство, мы будем жить независимо, и нашу безопасность будут охранять наши же войска, - комментирует Ашот Саркисян. - Победителей не судят. И мы не обязаны соглашаться".

"Промежуточный статус может быть самым опасным вариантом для стран региона. Нельзя оставлять дело на половине. Любое незавершенное решение чревато репродукцией", - заявил в интервью KarabakhOpen экс-заместитель министра обороны Нагорного Карабаха, генерал-майор Виталий Баласанян. По его словам, промежуточный статус - временная приманка для Карабаха. Сейчас ведущие державы имеют в регионе единственный интерес - стабильность, необходимую для прокачки нефти. "Через 15 лет бакинская нефть закончится. О чем тогда будут говорить посредники? Нельзя ставить во главу угла нефтяной фактор. Есть только один политический фактор - человеческий", - сказал Баласанян. По мнению генерала, тактика "откладывания" неприемлема для карабахского вопроса. Первым и основным вопросом урегулирования должен стать статус Нагорного Карабаха. "Сначала необходимо заключить мирный договор между Карабахом и Азербайджаном. Причем в подписании договора должны участвовать и страны региона, в том числе Иран", - отметил генерал. Касаясь проблемы возвращения территорий, генерал отметил, что надо сначала дать политическую оценку тому, почему на этих территориях появились армянские войска. "Потому что на мирные требования карабахских армян Азербайджан ответил вооруженным террором. На этой территории была война. И мирный договор должен дать четкие ответы на вопросы, кто ответственен за начало военных действий, кто выиграл и кто проиграл в войне. ОБСЕ следовало бы найти ответы на эти вопросы и исходя из этого строить свои предложения", - отметил генерал Баласанян. "Я не считаю, что следует вообще говорить о возвращении территорий. Какие территории? Почему Карабах в переговорах рассматривается в границах НКАО [Нагорно-Карабахская автономная область. - прим. ИА REGNUM], которая была создана в рамках советского государства? Разве Европа принимает установленные советской страной границы? Тогда давайте восстановим берлинскую стену. Или осознаем, наконец, что в результате навязанной войны карабахцы лишь вернули часть своих исторических земель", - подчеркнул генерал. По его мнению, навязывание статуса карабахцам может привести к непредсказуемым последствиям. "Мы выступаем за мирное урегулирование конфликта и внимательно следим за всеми процессами. Но если нам попытаются навязать статус, который будет отрицать наше право на жизнь, родятся люди, которые встанут на вооруженную борьбу", - отметил Баласанян.

"Идея промежуточного статуса впервые возникла в рамках Дартмутской конференции, в рамках которой представители общественности Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении при посреднической миссии американского и российского сопредседателей обсуждают возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - об этом в интервью информационному порталу "Кавказский узел" заявил степанакертский политолог Давид Бабаян. Однако, отмечает политолог, в рамках Дартмутской конференции в промежуточный статус вложен совершено иной смысл. "Там промежуточный статус предоставляется НКР [Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM] для того, чтобы была создана соответствующая база для ее включения в переговорный процесс, и никоим образом не связан с выводом войск или иными мерами стратегического характера. Причем промежуточный статус не подразумевает политического статуса. Это лишь дипломатический шаг, позволяющий ввести нагорно-карабахское урегулирования в конструктивное русло. По всей видимости, сопредседатели Минской группы, приняв данную идею, решили ее несколько изменить, как это бывает в детском калейдоскопе. Но в результате получился совершенно иной рисунок. Если НКР должна в одностороннем порядке вывести свои войска из так называемых территорий "вокруг", то о каком промежуточном статусе, который оставлял бы ситуацию такой, какая она де-факто, можно говорить? Ситуация будет в корне изменена, причем в пользу Азербайджана. И никакие контакты с международными организациями, для участия в которых не требуется правосубъектности, не сумеют послужить гарантией безопасности для НКР. Более того, данный сценарий материализует соблазн Азербайджана решить карабахский вопрос силой раз и навсегда", - сказал Бабаян. "Для Нагорного Карабаха статус не является идеей фикс или неким вожделенным плодом. НКР уже давно состоявшееся государство, а для государства основным и, можно сказать, единственным императивом является поддержание своей независимости, обеспечение безопасности и поступательного развития. Один лишь статус не может гарантировать даже одного из этих компонентов, не говоря уже о комплексе. Здесь основную роль играют и территории, без которых любой статус становиться призрачным. Вопрос о территориях может быть решен лишь с определением окончательного статуса и подписанием развернутого мирного договора между сторонами конфликта", - отметил политолог. "Очевидно, что переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию зашли в тупик. Позитивные моменты в заявлении Мерзлякова есть. Посредники, и в первую очередь Азербайджан, должны исходить из реалий и принять существующую де-факто ситуацию. Я бы предложил посредникам определить промежуточный статус НКР без предварительных условий, а после уже изменить формат переговоров, в котором Армения, Азербайджан и Карабах стали бы полноправными участниками переговорного процесса", - сказал депутат карабахского парламента от партии "Свободная Родина" Гагик Петросян.

"Фиксацию со стороны международного сообщества любого статуса Карабаха, приближающего его независимость или ведущего к ней, можно только приветствовать. Вопрос в том, в обмен на что нам хотят предоставить статус", - сказал в интервью KarabakhOpen представитель ЦК "Дашнакцутюн" в Нагорном Карабахе Артур Мосиян. "Если статус, о котором говорил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Мерзляков, предполагает существенные уступки, он просто не имеет смысла, - отметил Мосиян. - Что касается нынешнего этапа переговоров, то обсуждаемые варианты слишком далеки от наших представлений и подходов". Что касается вопроса территорий, то, по словам Мосияна, "наши территории никак не связаны с Арменией". "Освобожденные территории - это реалии, образовавшиеся в результате карабахско-азербайджанского конфликта, - сказал Мосиян. - В ходе боевых действий наши солдаты кровью очертили нынешние границы НКР. В принятой в декабре прошлого года Конституции черным по белому написано, что НКР распространяет свою юрисдикцию на эти территории. Разные государства могут по-разному фиксировать реалии".

"Косовский прецедент": готовьтесь...

По просьбе ИА REGNUM известный эксперт по проблемам постсоветского пространства, пожелавший остаться неназванным, прокомментировал ситуацию вокруг "косовского прецедента" и возможностей его применения при решении проблемы постсоветских непризнанных государств - Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Он сказал: "Крах плана "косовского урегулирования", выдвинутого официальным турецким лоббистом Ахтисаари, с чьей очевидной ангажированностью искренне мирились только проамериканские игроки, может напугать только тех, кто - против реальности - был убеждён, что ему удастся подчинить Сербию, обмануть Россию, усыпить Косово и удовлетворить антиевропейскую американскую игру. Правда состоит в том, что любое - повторяю, любое - решение судьбы реально существующего Косово - это катастрофическая ловушка для Запада. Потому что любой - повторяю, любой - действующий, одобренный во всех факторах суверенитета статус Косова для постсоветского пространства - прогресс и желаемая задача. Даже подразумеваемая для Косово формула "независимость минус ООН", то есть формула придания реального статуса БЕЗ решения этой проблемы с Сербией (или что-нибудь подобное) - это тот объём полномочий для постсоветских самоопределившихся государств, который уже разрушил и ещё больше разрушит Молдавию, Грузию и Азербайджан". Эксперт подчеркнул: "Наивны те, кто думает, что то или иное решение статуса Косова можно выбрать для стран бывшего СССР. Косово уже есть, и его прецедент не зависит от бессмысленных интеллигентских размышлений всяких "кризисных групп"..." Эксперт подчеркнул в интервью ИА REGNUM: "Косово не единственный прецедент. Есть фактически признанная странами НАТО - Турцией, Англией, Францией, США, а также Азербайджаном - Турецкая Республика Северного Кипра. И её пример не зависит от глупостей Ахтисаари. Её пример полностью создан Турцией и Азербайджаном. И у всего человечества нет иного выбора, кроме как последовать этому примеру. Готовьтесь...".

Степанакерт

"Успехи социально-экономического развития Нагорно-Карабахской Республики последних лет обусловлены как внутренней политической стабильностью, так и кардинальными структурными реформами. Благодаря этим реформам стало возможным не только предотвратить спад производства, но и зафиксировать высокий экономический рост, свидетельством которого является непрерывная оптимизация соответствующих экономических и социальных показателей". Об этом заявил премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян, отвечая на вопросы читателей республиканской газеты "Азат Арцах". Премьер-министр отметил, что социально-экономическая политика правительства и зафиксированные в предыдущие годы успехи вселяют надежду, что предстоящие годы также будут благоприятными для развития экономики и решения социальных задач.

В конце 2006 г. протяженность газовой сети в Нагорном Карабахе составила 599,9 км вместо 471,0 км в начале года. В 2006 г. в эксплуатацию были сданы 128,9 км газопроводов, причем 14,7 км - в городах, 114,2 км - в селах. В 2006 г. были газифицированы 4 городских и 53 сельских населенных пункта. По данным на 1 января 2007 г. в республике газифицировано18352 квартиры, из них в 2006 г. было газифицировано 1710. В 2006 г. потребители фактически получили 19664,5 тыс. кубометров газа (в 2005 г. - 16179,6 тыс. кубометров). В расчете на одного абонента было потреблено 542,9 кубометра газа, вместо 489,6 кубометра в 2005 г. Кубометр газа стоит 65 драмов (1 доллар - 360 драмов). Газ поступает в Нагорный Карабах из Армении. ("Кавказский узел").

Согласно постановлению правительства Нагорного Карабаха "О предоставлении беженцам статуса и выдаче единовременной помощи", 95 жителей города Шуши уже получили помощь на общую сумму 6,9 млн. драмов (почти $20 тыс.). Как сообщает ИА REGNUM, процесс предоставления единовременной помощи продолжается. Местные и республиканские власти принимают меры по стимулированию в городе рождаемости и многодетности. В рамках специальной правительственной программы в шушинском отделении Арцахбанка для 22 семей открыты срочные вклады. В 2006 году компенсацию за использованную электроэнергию получили 22 многодетные семьи на общую сумму свыше 1 млн. 222 тыс. драмов. В прошлом учебном году компенсация за аренду учебников на общую сумму 245 тысяч 300 драмов была предоставлена 59 детям из 32 семей. Планируется построить 2 индивидуальных дома для семей с 6 и более детьми. В Агентстве социальной службы зарегистрированы 707 детей из 383 семей, получающих государственные пособия. Проблема безработицы остается актуальной для Шуши. В 2006 году были выплачены пособия по безработице на общую сумму около 3 млн. 256 драмов.

В преддверии президентских выборов

Степанакертская газета "Демо" комментирует предстоящие президентские выборы в Нагорном Карабахе. Проводя параллель с парламентскими выборами 12 мая в Армении, газета считает, что "первой интригой" является вопрос, "завершится ли выдвижение кандидатов в Карабахе до того, как станут известны итоги выборов в Армении?" "Дело в том, что нынешние выборы беспрецедентны для Карабаха. Впервые власть не передается заранее известному "наследнику", а грядут настоящие выборы. Поскольку это новое для Карабаха состояние, люди оказались в замешательстве. Некоторые, испугавшись "угрозы дестабилизации" или, банально, потери места работы, кинулись уговаривать Гукасяна баллотироваться на третий срок. Другие стали искать врагов, заявляя, что те, кто проводят опросы и "заранее" говорят о выборах, управляются "из-за рубежа" и идут против демократии. Третьи молчат в тряпочку, ожидая, кто же выдвинется, чтобы пойти и сказать: о, как долго мы вас ждали. А потенциальные кандидаты, по всей видимости, ожидают, чем же закончатся выборы в Армении, чтобы понять свой "реальный потенциал", - пишет степанакертское издание.

Партия "Свободная Родина" примет активное участие в предстоящих летом текущего года президентских выборах в НК, однако не будет выдвигать кандидата из числа своих членов. На состоявшемся в начале марта высшем совете партии рассматривались несколько кандидатур. Окончательная кандидатура будет представлена съезду партии, который состоится в апреле текущего года. По словам члена президиума "Свободной Родины" Гагика Петросяна, для партии важно, "чтобы тенденция проведения демократичных выборов в НКР была продолжена". ("Голос Армении"). Центральный совет Демократической партии Арцаха (ДПА) распространил сообщение, в котором извещает о начале политических консультаций "с целью уточнения позиции партии на предстоящих президентских выборах". Как сообщает ИА "Де-Факто", предусматриваются обсуждения на уровне центрального совета, фракции "Демократия" в Национальном Собрании, городских и районных советов ДПА. В сообщении отмечается, что "до назначения дня выборов президента Нагорно-Карабахской Республики будут обобщены итоги обсуждений, а на этапе выдвижения кандидатов внеочередной съезд партии обнародует единую позицию ДПА". Центральный совет ДПА выразил готовность провести подобные консультации с другими политическими силами Нагорного Карабаха, учитывая то обстоятельство, что "сегодняшние и завтрашние вызовы требуют единства воли и консолидации".

Как сообщает "АрмИнфо", председатель карабахской партии "Социальная справедливость", координатор нагорно-карабахского комитета "Хельсинкская инициатива-92" Карен Оганджанян назвал "возмутительными, безнравственными и совершенно бесперспективными" действия некоторых проживающих в Ереване выходцев из Нагорного Карабаха, предпринимаемые в связи с предстоящими президентскими выборами в НК. "То, что эти люди владеют какими-то СМИ, еще не дает им морального права навязывать карабахцам мнение, "кто должен, а кто не должен быть" президентом. Народ Нагорного Карабаха в своем демократическом развитии достаточно вырос, чтобы без посторонней указки определить кандидатов в президенты и сделать выбор, который содействовал бы укреплению доверия между властью и народом, что является необходимой базой для развития демократических институтов в государстве. Меня поражает также цинизм этих людей, которые еще задолго до выдвижения кандидатов посредством опросов общественного мнения определяли группы лидеров и восхваляли их, а потом сами же начали кампанию по недопущению в кандидаты "фаворитов" этих опросов. Совершенно неприемлемо, когда ради собственных интересов эти лица подвергают оскорблениям достойных людей и принижают роль происходящих в НКР событий, включая бесспорное и последовательное развитие в республике демократических институтов", - сказал Оганджанян. При этом он отметил, что предстоящие президентские выборы явятся "серьезным шагом народа НКР на пути построения демократического независимого государства, и в этом отношении право решать, кто должен управлять этим государством в предстоящие 5 лет, принадлежит народу Нагорного Карабаха и никому больше".