"Россия опоздала со строительством трубопровода, альтернативного Баку-Тбилиси-Джейхан": Азербайджан за неделю
Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Грузия. Азербайджан-Армения. Карабах. Экономика.
Политика
Обнародованы итоги традиционного социологического мониторинга за 2006 год, проведенного компанией "Пульс". В опросе приняли участие 1000 респондентов по всему Азербайджану. Результаты исследования сформулированы на основе 30 вопросов, касающихся различных аспектов общественно-политической жизни страны. С итогами проведенного опроса журналистов ознакомил известный политолог, один из редакторов ежегодного отчета
Отношения между Азербайджаном и США носят стратегический характер. Об этом заявил глава МИД Азербайджана
Военно-политическое сотрудничество между США и Азербайджаном находится на высоком уровне и его нужно сохранить. "Если говорить о препятствиях, то надо упомянуть усилия армянского лобби в Конгрессе, прилагаемые с целью затормозить двустороннее сотрудничество. Мы хотели бы, чтобы Конгресс США при рассмотрении вопросов военной помощи и военного сотрудничества руководствовался не внутренними политическими моментами, а реальными возможностями Азербайджана и статусом взаимоотношений с США", - сказал Мамедъяров.
11 межгосударственных и межправительственных соглашений, охватывающих различные сферы сотрудничества между Таджикистаном и Азербайджаном, было подписано 15 марта в Душанбе в рамках официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Таджикистан. Все документы подписаны в ходе расширенного заседания с участием двух делегаций, которое началось сразу же после встречи президентов Таджикистана и Азербайджана
16 марта правительство Азербайджана отчиталось перед парламентом, сообщает ИА "Финэко". Премьер-министр
НАТО планирует задействовать один из азербайджанских аэропортов для афганской кампании, заявил по итогам свого визита в Баку заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель по Южному Кавказу
В ближайшее время руководство НАТО планирует подписать новый План действий индивидуального партнерства с Азербайджаном. Об этом 15 марта сообщил специальный представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс во время встречи с министром обороны Азербайджана
Исламская демократическая партия Азербайджана (ИДПА) выражает протест против призывов к закрытию религиозных организаций и политических партий в стране. Об этом заявил председатель партии Таир Аббаслы. В последнее время некоторые представители власти заявляют о том, что в Азербайджане нет никакой необходимости в религиозных партиях и организациях, и говорят даже о необходимости внесения изменений в Закон "О религиозной свободе". Председатель ИДПА вместо этого предлагает закрыть в стране дискотеки и бары. Аббаслы также отметил, что правительство может воспользоваться помощью организаций исламской направленности для предотвращения возможных провокаций, которые могут совершить миссионерские организации, прибывающие в Азербайджан из-за рубежа. ("525-я газета")
15 марта новый глава бакинского офиса ОБСЕ Хосе Луис Херреро Ансола провел свою первую пресс-конференцию. Бакинский офис ОБСЕ продолжит сотрудничество с правительством Азербайджана с целью выполнения принципов и обязательств в разных областях, заявил Ансола, передает ИА "Туран". В военно-политической сфере предполагается продолжить реализацию программы содействия и сотрудничества полиции. Также намечена реализация программы по укреплению экологической безопасности и уничтожению или утилизации ракетного топлива (меланж). Наконец, третьим направлением станет поощрение связей между гражданским обществом и военными с целью установления демократического контроля над Вооруженными силами. В области экономики и охраны окружающей среды офис будет уделять приоритетное внимание диверсификации экономики и созданию благоприятного бизнес-климата в стране. ОБСЕ намерена работать и в области прав человека. ОБСЕ также будет поддерживать реформы системы мест предварительного заключения и продолжит программы содействия в области борьбы с торговлей людьми. Бакинский офис ОБСЕ планирует вместе с правительством Азербайджана и Советом Европы заняться исполнением рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) по совершенствованию избирательной практики, выдвинутых после парламентских выборов 2005 года. В центре внимания ОБСЕ будут оставаться также вопросы регистрации НПО и развитие политических партий. "Мы будем поддерживать развитие форумов НПО и создания их сети совместно с НПО других стран", - сказал Херреро Ансола. В сотрудничестве с представителем ОБСЕ по свободе СМИ бакинский офис намерен отслеживать процесс исполнения законодательства в области СМИ и представить рекомендации по полному обеспечению свободы прессы. Бакинский офис готовит инициативы по повышению уровня знаний и способностей пресс-служб правительственных структур. По словам Херреро Ансолы, бакинский офис ОБСЕ будет пристально отслеживать ситуацию в области свободы медиа. На вопрос, какова реакция правительства на предложение ОБСЕ об отмене уголовного наказания за клевету, Ансола сказал, что официальный Баку пока еще не дал ответа на это предложение. При этом Ансола выразил надежду на то, что, если даже новый закон о клевете не будет принят, на практике уголовное преследование журналистов применяться не будет. Выражая отношение к возможному посредничеству бакинского офиса между властью и оппозицией, Ансола сказал, что при обоюдном желании ОБСЕ готова поддержать такой диалог. Дипломат признал наличие проблем и в области свободы собраний. По словам Ансола, при наличии политической воли вопрос о проведении митингов можно решить. Данный вопрос актуализируется в период президентских выборов 2008 года, и ОБСЕ повысит к нему внимание, отметил Ансола.
13 марта президент Туркмении
Азербайджан-Россия
Из интервью посла России в Азербайджане
"Совсем недавно завершился Год России в Азербайджане. И именно в конце 2006 года было объявлено о новых антимиграционных мерах в России и прекращении закупок российского газа Азербайджаном. Тогда же в зарубежных СМИ появились оценки, что к моменту окончания Года России в Азербайджане отношения двух стран стремительно идут вниз, и приводили в основном отказ Азербайджана от импорта российского газа и антимиграционные меры в Москве. Согласны ли вы с такими оценками?
С такой оценкой никто не согласится. Что касается антимиграционных мер, то и многие официальные представители Азербайджана, в частности посол Азербайджана в России
Насколько серьезной проблемой для России в Азербайджане являются ее же отношения с Арменией, которые вызывают в Баку весьма негативную реакцию? В частности, существование российской базы в Армении?
Конечно, проблема есть. Но в этом, условно говоря, "треугольнике" есть одно различие. Россия хотела бы иметь хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. Но в Азербайджане по-другому: здесь считают, что чем лучше отношения Москвы с Баку, тем хуже должны быть ее отношения с Ереваном. И наоборот, подозреваю. Это такое объективное противоречие, которое мешает улучшению отношений на обоих направлениях. Поэтому чем скорее Азербайджан и Армения смогут решить свои вопросы, тем проще нам будет строить отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. И это относится не только к России.
Лет пятнадцать назад, когда Турция только начинала осваивать постсоветское пространство, многие иронизировали по поводу того, что лицеи, газеты и трансляция телеканалов - не те вопросы, на которых можно сделать серьезную политику. Сегодня уже в активе отношений с Турцией - трубопровод Баку-Джейхан. А фокус отношений России со странами СНГ смещается в сторону гуманитарного сотрудничества: мы говорим о Годе русского языка, об учебниках, о днях культуры куда больше, чем об инвестициях и сотрудничестве в политической сфере, хотя вначале упор делался на политику и экономику...
Не помню, были ли в России заявления, что при помощи гуманитарной сферы Турция ничего не добьется, точно так же, как не стал бы называть Баку-Джейхан турецким проектом - это скорее азербайджанский проект. И не думаю, что в начале девяностых упор делался на политику и экономику - экономические отношения рвали с обеих сторон, гуманитарные тоже скорее разрывали, и не сказал бы, что политические отношения были "на марше". А то, что сейчас эти связи заметны, это радует. Другое дело, что не так заметны экономические связи, хотя они есть, и если проанализировать статистику, то она весьма серьезна. К тому же статистика отражает далеко не все: если удастся вытащить экономические связи из "серой зоны", цифры окажутся еще более внушительными". ("Эхо")
"Проект прокладки альтернативного Баку-Тбилиси-Джейхан трубопровода, инициированный Россией, никак не повлияет на БТД", - заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана
В Баку идет подготовка к открытию центра по изучению русского языка, сообщил представитель
АПА напоминает, что Национальный совет телевидения и радио вынес решение о прекращении трансляции Первого канала и РТР в Азербайджане с 1 июля. В качестве причины указывается правило, согласно которому иностранные каналы могут вещать на территории страны лишь через спутник или по кабельному телевидению.
Азербайджан-Грузия
16 марта группа членов политического движения "Путь Азербайджана" провела несанкционированную акцию перед посольством Грузии в Азербайджане. Участники акции протестовали против закрытия азербайджанских школ в Грузии и нарушения прав азербайджанских граждан этой страны. Участники акции выступили с лозунгами "Защитить образовательные права азербайджанцев в Грузии!", "Руководство Грузии, прекратите дискриминацию!". В конце акции была зачитана резолюция, которая затем была предоставлена посольству. Пикет прошел без инцидентов. ("РеалАзер")
Информация о закрытии в Грузии 42 азербайджанских школ не соответствует действительности, и посольство не располагает такой информацией. Об этом сообщил пресс-атташе посольства Грузии в Азербайджане Мамука Балавадзе, комментируя заявления политического движения "Путь Азербайджана", озвученные на пикете, устроенном перед зданием посольства. Посольство приняло резолюцию пикетчиков и намерено обратиться в соответствующие структуры Грузии за разъяснениями, отметил дипломат. ("Тренд")
15 марта члены грузинской партии "Картули Даси" ("Наша Грузия") провели акцию протеста перед посольством Азербайджана в Грузии, сообщает АПА. Участники акции заявили, что, по имеющейся у них информации, монастырь Давида Гареджи, расположенный на азербайджано-грузинской границе, будет передан в совместное пользование. Лидер партии
Азербайджан возобновил с 18 марта поставки в Грузию природного газа с месторождения "Шахдениз" в рамках ранее оговоренной квоты в объеме 250 млн. кубометров, сообщает ИА "Тренд". Грузия получает из Азербайджана 1 млн. куб. м газа в сутки по цене $63 за тысячу кубометров. Поставки газа с месторождения "Шахдениз", операторами которого являются британская BP и норвежская
Правительство Азербайджана готовится начать финансирование строительства грузинского участка железнодорожной линии Карс-Тбилиси-Баку, сообщает ИА "Финэко". Как сообщил председатель правления Международного банка Азербайджана (МБА) Джахангир Гаджиев, уже начата подготовка к выдаче грузинской стороне кредита на проведение работ. На проведение работ за счет Государственного нефтяного фонда правительство Азербайджана предоставит Грузии $200 млн. кредита сроком на 20 лет по годовой ставке в 1%. Агентом по финансированию выступит МБА, а генеральным заемщиком - специально учрежденное Министерством транспорта Грузии общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Железная дорога Марабда-Ахалкалаки". Как сообщил исполнительный директор
Азербайджан-Армения. Карабах
"Высокий уровень боеспособности азербайджанской армии и высокие темпы экономического развития страны не оставляют сомнения в скором решении карабахского конфликта в интересах страны", - заявил президент Азербайджана
В Женеве 14 марта состоялся очередной раунд переговоров в рамках "
"Эхо" пишет: "Стало известно, что на встрече в Женеве обсуждался документ, подготовленный сопредседателями Минской группы, в котором определяются базовые, основополагающие принципы урегулирования. По окончании переговоров Юрий Мерзляков заявил журналистам, что эти базовые принципы подразумевают решение двух основных вопросов - о выводе армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха и об определении промежуточного статуса непризнанной республики до того, как состоится референдум по этому вопросу. "Мы работаем над таким промежуточным статусом, который бы, оставляя ситуацию такой, какая она де-факто есть, позволил бы Нагорному Карабаху иметь контакты с международными организациями, для участия в которых не требуется правосубъектности", - сказал Мерзляков. По мнению сопредседателей, вопрос возвращения беженцев армянская и азербайджанская стороны должны обсуждать напрямую между собой. Встречи на уровне глав МИД Армении и Азербайджана являются подготовкой встреч на уровне президентов двух стран, напомнил Мерзляков. По его словам, следующая встреча президентов возможна не ранее июня этого года - после завершения парламентских выборов в Армении, намеченных на 12 мая. В свою очередь глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров ранее заявлял, что между Азербайджаном и Арменией в вопросе урегулирования конфликта остался несогласованным только один вопрос. "Как я всегда отмечал, в процессе карабахского урегулирования есть 8-9 принципов, большинство из которых мы согласовали. И сейчас можно сказать, что остался всего один вопрос. Если и в нем мы сможем достичь продвижения, можно говорить о каком-либо сдвиге, - сказал он. - На самом деле, в регионе есть ряд сил в нашем окружении, которые не желают решения армяно-азербайджанского конфликта. Поэтому мы сохраняем конфиденциальность переговоров".
В Женеве глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая на четвертой сессии Совета по правам человека (СПП) ООН, указал в качестве яркого примера грубого попирания прав человека агрессию Армении против Азербайджана, пишет "Эхо". Министр подчеркнул, что в результате действий официального Еревана "оккупировано" до 20% территорий страны и, как следствие этого, в Азербайджане насчитывается до одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Он призвал международное сообщество не закрывать глаза на подобное "преступление в области защиты прав человека".
"Невозможно представить ситуацию, чтобы Армения вела переговоры с Азербайджаном и при этом не вводила в курс процесса Нагорный Карабах". С таким заявлением выступил перед журналистами по итогам встречи с французским сопредседателем МГ ОБСЕ Бернаром Фасье президент Нагорного Карабаха
В связи с этим "Эхо" пишет: "Таким образом, очевидно, что по ту сторону линии фронта готовятся приступить к "дипломатическому шантажу" с тем, чтобы вытребовать у мирового сообщества для "карабахцев" место за столом переговоров: дескать, у Армении и армян Нагорного Карабаха позиции не совпадают и согласие одних вовсе не подразумевает автоматического согласия других. Вся соль, однако, состоит в том, что ереванским "стратегам", по всей видимости, удалось заручиться поддержкой Бернара Фасье, сопредседателя МГ ОБСЕ от Франции, чьи пресс-конференции в Баку редко обходились без скандальных заявлений и жестких перепалок с журналистами. Комментируя свои переговоры с Гукасяном, Бернар Фасье заявил, что "эти встречи надо не только продолжать, но и углублять". Затем продолжил: то, что представители Нагорного Карабаха не принимают участия в переговорном процессе, не является решением сопредседателей: "Я знаю, что в прошлом Нагорный Карабах участвовал в переговорах, но до начала моих полномочий в Минской группе эта практика изменилась. Естественно, когда речь зайдет о статусе Нагорного Карабаха, то этот вопрос не могут обсуждать без людей, живущих в Нагорном Карабахе", - заявил Бернар Фасье. После чего отметил: "Однажды, и чем раньше, тем лучше, не исключено, что и третья сторона сможет выразить свою точку зрения". По словам французского дипломата, на встрече с Гукасяном обсуждался весь комплекс важнейших вопросов, в том числе и вопрос о возвращении беженцев в места постоянного проживания. И эту проблему Фасье вновь прокомментировал, скажем так, в неожиданном ключе: мол, вопрос возвращения беженцев довольно часто обсуждается на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и ему придается политическая окраска, в то время как это - крайне сложный и тяжелый труд. "Для возвращения беженцев и перемещенных лиц нужно создать условия, построить дома, восстановить инфраструктуру, заняться разминированием и, самое главное, убедить людей в безопасности проживания. А то получается так, что мы, говоря о возвращении беженцев, начинаем строительство дома с крыши", - сказал Фасье. То есть все оказалось слишком близко к разглагольствованиям небезызвестного Ступишина, бывшего посла России в Армении, а теперь - одного из главных армянских лоббистов в России, который точно так же советовал не ставить вопрос о возвращении беженцев - зачем, мол, дергать людей. Понятно и другое. Формально по смыслу заявления Бернара Фасье не сильно отличаются от того, что говорят "на диктофон" и "на камеру" другие сопредседатели. Но в дипломатии все решают нюансы, а вот они у французского сопредседателя несколько иные. Как и общая окраска и "язык"... Уже очевидно, что для Азербайджана давно назрела необходимость поставить вопрос об изменении состава "тройки сопредседателей" МГ ОБСЕ. Где один из "сопредседателей" имеет с Арменией "асимметричное" военное сотрудничество, а власти другого готовятся объявить историческую правду уголовно наказуемым преступлением. И при этом гордо именуются "посредниками". И самое удивительное, что их в таком качестве готовы признать мы". ("Эхо")
"Буду настаивать на включении моего доклада по пропавшим без вести лицам на Южном Кавказе в повестку апрельской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы". Об этом АПА сообщил докладчик ПАСЕ по пленным и пропавшим без вести на Южном Кавказе
Первый секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим заявил "Эхо", что "абсолютно неверны выводы о том, что азербайджанская сторона разочаровалась в посреднической деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Азербайджан продолжал и будет продолжать работать с Минской группой для нахождения мирного урегулирования конфликта в рамках международного права и территориальной целостности нашего государства". "Касательно утверждения, что Азербайджан ищет для себя выгодного решения со стороны ООН, следует отметить, - говорит дипломат, - что одной из основных целей ООН с первого дня ее создания является установление безопасности и стабильности в мире. Поэтому абсолютно неверным является утверждение, что ООН не должна заниматься нагорно-карабахским вопросом. При всем этом следует еще раз подчеркнуть, что официальный Баку никогда не отказывался и не отказывается от посреднической деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ". "Если армянская сторона... в случае принятия резолюции ООН находит для себя возможным выйти из переговорного процесса, то мы очень сожалеем, что позиция официального Еревана такова, - отметил Ибрагим. - Армения, как член ООН, должна всецело понимать всю ответственность, которую она несет. Обязанностью каждого члена ООН является способствование этой организации в выполнении ее целей. Поэтому мы считаем, что такая позиция Армении никак не способствует выполнению ООН своих целей. Если армянская сторона полагает, что вопросы, касающиеся агрессии, оккупации, конфликтов, не должны обсуждаться в ООН, то она, видимо, думает о создании новых международно-правовых рамок, что, к сожалению, может привести к нежелательным последствиям не только для самой Армении, но и для всего мира. Мы очень надеемся, что армянская сторона полностью осознает всю ответственность, которую она несет как член ООН и международного сообщества, и поэтому не будет либо саботировать переговоры, либо высказываться в подобном духе". "Естественно, что на нынешнем этапе Азербайджан будет вести переговоры только с Арменией, - добавил представитель МИД. - А что касается дальнейших событий, то только после вывода армянских оккупационных войск с азербайджанских территорий наступит второй этап урегулирования. Вот тогда уже центральное правительство Азербайджана, естественно, будет общаться с как армянской, так и с азербайджанской общинами Нагорного Карабаха для создания нормальных условий их будущего сосуществования".
Экономика
В 2008 году начнется экспорт азербайджанского газа в Европу, передает ИА "Финэко". Турция обеспечила возможности трубопроводного экспорта азербайджанского газа в Европу. Как заявил министр энергетики Турции
Валютные резервы Азербайджана превышают государственный внешний долг страны. Как заявил в парламенте премьер-министр Артур Расизаде, к 1 января 2007 года валютные резервы достигли $3,9 млрд., что на 86% больше внешнего долга страны. "Такая ситуация свидетельствует о финансовом благополучии Азербайджана, а также о том, что республика не испытывает проблем с платежеспособностью", - сказал Расизаде. На 1 января 2007 года валютные резервы Национального банка Азербайджана составляли $2 млрд., активы Государственного нефтяного фонда - $1,4 млрд., валютные средства Министерства финансов - $0,5 млрд. Внешний долг достигал $2 млрд., или 9,9% ВВП. ("РеалАзер")
Объем валового внутреннего продукта (ВВП) Азербайджана в январе-феврале 2007 года вырос на 41,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает ИА "Финэко". Как сказал председатель Госкомитета по статистике Ариф Велиев, по данным на 1 марта объем ВВП составил 3273,1 млн. манатов. "ВВП на душу населения составил 388,6 маната, что на 40,1% превышает показатель аналогичного периода прошлого года", - сказал Велиев. По данным Госкомстата, в январе-феврале 2007 года на долю производства пришлось 74% объема ВВП, на сферу услуг - 18,9%, на налоги - 7,1%. Доля промышленности в структуре ВВП составила 65,5%, сельского хозяйства - 2%, строительства - 6,5%, транспорта - 4,5%, связи - 1,6%, социальных и прочих услуг - 6,2%. На 2007 год объем ВВП Азербайджана прогнозируется на уровне около 23 млрд. манатов. (более 16 млрд. долларов).
В ближайшее время начнется работа по реализации проекта строительства 500-киловольтной электролинии для нужд Грузии, Азербайджана и Турции. Как сказано в сообщении пресс-службы ОАО "
В январе-феврале Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) на 79% увеличила объемы добычи нефти. В январе-феврале 2007 года АМОК добыла на месторождениях "Азери-Чираг-Гюнешли" 5 341 тыс. тонн нефти, что на 79,3%, или 2 371 тыс. тонн, превышает показатель за аналогичный период 2006 года. По сообщению АМОК, 1 168 тыс. тонн пришлось на долю "Чираг" (-3,2%), 4 172 тыс. тонн - "Азери" (рост в 2,37 раза). Интересно, что за анализируемый период уровень добычи нефти ГНКАР сократился на 0,1% до 1 443 тыс. тонн. В 2006 году в Азербайджане было добыто 32 252 тыс. тонн нефти, 23 259 тыс. тонн из которых пришлись на долю АМОК, 8 967 тыс. тонн - ГНКАР. ("Новое Время")