Публичные слушания по проекту "Генеральный план развития городского округа город Воронеж" открываются в Воронеже 15 марта. Первый их этап состоится в Доме архитектора, затем, в течение 2 месяцев - по 15 мая - слушания пройдут в районах города. В связи с предстоящими общественными слушаниями корреспондент ИА REGNUM попросил ответить на ряд вопросов, касающихся нового генплана Воронежа, руководителя управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Леонида Яновского.

Леонид Яновский. В целом, генеральный план городского округа - город Воронеж соответствует требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом к документу территориального планирования - генеральному плану. Но хотелось бы пояснить, что такое генеральный план. Это стратегический документ, определяющий основные пути развития муниципального образования, в нашем случае - городского округа, на перспективу (проектировщики определили несколько "контрольных" точек - 2012 год, 2020 год и 2050 год). При этом любой генеральный план не дает ответов на вопросы, будет ли снесен дом №25 по улице такой-то. Генеральный план, на основании всестороннего анализа сложившихся демографических, экологических, геологических, инженерно-технических факторов определяет зонирование территории: здесь селитебная зона, а здесь - рекреационная, здесь можно строить, а здесь нельзя, здесь требуется проведение таких-то мероприятий, а здесь - надо учесть такие-то факторы.

ИА REGNUM. Известно, что в большинстве районов плотной жилой застройки не возводятся новые школы, детские сады, поликлиники, соответственно, растет нагрузка на уже существующие. Как вы считаете, в достаточной ли степени генплан предусматривает развитие социальной инфраструктуры?

Леонид Яновский. В генеральном плане произведена оценка ситуации, сложившейся с объектами социальной инфраструктуры. Так, отмечается, что нехватка школ составляет 3%, ощущается нехватка медицинских учреждений, как по их количеству, так и номенклатуре, мало спортивных сооружений. Основываясь на СНиПах, проектировщики предусматривают увеличение численности всех объектов социальной инфраструктуры до нормативных частично к 2012 году и полностью - к 2020 году. Но здесь надо отметить необходимость принятия Воронежской городской Думой таких важных документов, как "местные нормативы градостроительного проектирования", в том числе по обеспечению воронежцев объектами социально-бытового обслуживания. Только эти документы будут градостроительной нормой для проектировщиков и строителей новых микрорайонов: на такое-то количество квадратных метров жилья, в радиусе стольких-то метров надо запроектировать детский сад, школу, поликлинику. Магазин. Кстати, если внимательно прочитать текст генплана, то напрашивается вывод, что, например, в некоторых районах, неблагополучным по определенным заболеваниям, нормативы по обеспеченности лечебными учреждениями должны быть выше. Есть перспективные "молодежные" районы, где требуется больше детских садов, и так далее. Именно поэтому нормативы и называются местными - они должны учитывать конкретные ситуации территорий.

ИА REGNUM. Решает ли новый генеральный план проблему "зеленой" зоны? Вероятно, существуют нормативы по соотношению промышленной, жилой и "зеленой" зон в крупных городах - насколько они были соблюдены при разработке генерального плана? Как вы относитесь к тому, что район СХИ, согласно генплану - район плотной жилой застройки?

Леонид Яновский. Начнем с того, что наличие почти в центре миллионного города "пахотных" опытных полей - это нонсенс. Эти поля когда-то были за чертой Воронежа и считались "опытными полями СХИ". Сейчас на них, вероятно, можно только ставить опыты по уровню загрязнения почв. Так что застройка полей СХИ вдоль Московского проспекта - парадного въезда в город (из аэропорта, из Москвы) - давно назрела. Однако, при этом, генеральным планом предусматривается сохранение всех лесных и парковых участков на этой территории, а также, цитирую, "создание общественных рекреационных зон", то есть скверов, бульваров, парков и так далее. Что касается озеленения города, то этой проблеме в генеральном плане посвящена значительная часть большого раздела - "Экология". В целом, если брать территорию городского округа, с расположенными на ней лесами, то ситуация в Воронеже хорошая. Но, если рассматривать только территорию городской застройки, в состав которой не входят территории окружающих лесов, тонормативная обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в среднем ниже нормы. При этом проектировщики отмечают значительную неравномерность обеспеченности зеленью по районам города. Выше нормативных показателей она в Центральном районе (128%), ниже - в Коминтерновском (11,9%). Кроме того, проблемой в сложившемся озеленении городских территорий (парки, скверы, бульвары) является необходимость ухода за зелеными насаждениями, так как большинство из них больны и уже не выполняют своих функций "легких" города. Проектировщики предлагают различные мероприятия, которые должны привести, уже к 2012 году, к значительному улучшению ситуации и достижению требуемых нормативов.

ИА REGNUM. Насколько учтены геологические параметры при планировке застройки жилой зоны - на схемах видно, что застройка будет вестись, например, на склонах водохранилища?

Леонид Яновский. Оценке геологической ситуации Воронежа в генплане отведено достаточно много места. Так, по условиям строительства выделяются три района:не требующий инженерной подготовки, требующий инженерной подготовки и район, требующий весьма сложной инженерной подготовки. Что касается застройки склонов, то при соблюдении специальных мероприятий, в том числе проведении инженерных изысканий с определением допустимой нагрузки, недопущение подрезки склонов, выполнение ливневого водоотведения и так далее, застройка возможна. Однако, еще раз подчеркну, что генеральный план не дает ответы по конкретным строительным площадкам. Он устанавливает зоны и общие принципы (требования) к строительству.

ИА REGNUM. Сейчас много говорится о том, что новый генплан поможет решить проблему незаконных строек - это действительно так?

Леонид Яновский. И да, и нет. Сам генеральный план не решает, что такой-то дом строится незаконно. Эту задачу будут решать последующие градостроительные документы, принимаемые на основании утвержденного генерального плана - правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания микрорайонов и районов, градостроительные планы земельных участков, предназначенных для строительства. Только когда в Воронеже будет утвержден весь перечисленный мною набор документов, тогда можно будет говорить о том, что какое-либо здание не соответствует утвержденным регламентам, то есть является незаконным.

ИА REGNUM. На ваш взгляд, насколько удачно решен вопрос развития инженерной инфраструктуры? В частности, не раз говорилось о проблеме питьевой воды в Воронеже - предусматривает ли генплан решение этой проблемы?

Леонид Яновский. Конечно, предусматривает, поскольку развитие инженерной инфраструктуры - это обязательный утверждаемый раздел любого генерального плана. Проблему с водой проектировщики предлагают решить двумя методами. Во-первых, строительством и реконструкцией существующих водозаборов и сетей. А во-вторых - путем оздоровления всей экологической ситуации в городе. Дело в том, что запасов воды в Воронеже достаточно. Проблема - в ее качестве, которое напрямую связано с состоянием Воронежского водохранилища, рек Дон и Усманка. Комплексное решение проблем сбросов в эти реки, заборов предприятиями воды для технических нужд не из источников питьевого водоснабжения, а из водохранилища, и так далее, позволит к расчетному сроку значительно улучшить ситуацию.