Обзор СМИ с 16 по 22 февраля 2007 года.

Военный вестник. Евросоюз и Карабах. Переговорный процесс. Позиции и мнения. Степанакерт.

Военный вестник

Режим прекращения огня

По сообщению агентства "Тренд", армянские подразделения в ночь на 15 февраля нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил (ВС) Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана. Обстрел велся из автоматов в течение получаса с 1.20 из села Юсифджанлы Агдамского района в направлении позиций азербайджанской армии. Ответным огнем обстрел был подавлен, жертв нет.

Как сообщает агентство "Новости-Азербайджан", 20 февраля с 5.35 до 6:15 с позиций, расположенных в 2,5 километрах юго-восточнее села Юсифджанлы Агдамского района, армянские вооруженные подразделения подвергали автоматному и пулеметному обстрелу азербайджанские позиции. Ответным огнем обстрел был подавлен. Жертв нет.

Агентство "Тренд" сообщает, что "вечером 19 февраля зафиксировано перемещение армянской военной техники на оккупированных азербайджанских территориях". Согласно агентству, перемещение наблюдали местные жители примерно между 21.00 и 22.00 часами в районе вершины Леле-тепе Джебраильского района. Подобное перемещение военной техники в Леле-тепе наблюдали местные жители и примерно 10 дней назад. В пресс-службе Министерства обороны Азербайджана отказались комментировать эту информацию.

По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения армянских вооруженных сил в ночь на 20 февраля нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения с ВС Азербайджана. Согласно газете, обстрел велся из автоматов в районе полуночи в течение 10-15 минут из села Мехтили и с вершины Леле-тепе Джебраильского района в направлении позиций азербайджанской армии. Жертв нет.

22 февраля армянские вооруженные подразделения, дислоцированные в селении Мехтили Джебраильского района Азербайджана, в течение 20-25 минут обстреливали позиции азербайджанской национальной армии, а также село Джоджуг Марджанлы. Ответным огнем обстрел был подавлен. Жертв нет. (Day.Az).

Официальный Степанакерт опровергает сообщения азербайджанской стороны о нарушении режима прекращения огня на агдамском направлении. "В очередной раз вынужден подчеркнуть, что карабахская сторона строго привержена соблюдению режима прекращения огня. Подразделения Армии обороны Нагорного Карабаха огня не открывали и азербайджанские позиции не обстреливали", - заявил 20 февраля пресс-секретарь Министерства обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян. В то же время он отметил, что азербайджанская сторона часто пытается провоцировать карабахскую сторону и сама нарушает режим перемирия. "Тем не менее мы стараемся сохранять режим прекращения огня и только в исключительных случаях идем на ответные меры", - отметил Асратян. ("Новости-Армения").

Пленные и без вести пропавшие

Газета "Азг" сообщает, что на днях представительство азербайджанского Красного Креста передало семье плененного азербайджанского военнослужащего Самира Мамедова его второе письмо. Согласно газете, в письме говорится: "Все в порядке, обо мне не беспокойтесь, наверное, судьба моя такая". Газета пишет, что представители армянского Красного Креста уже 10 раз посещали Мамедова, последний раз - на прошедшей неделе.

"Я остаюсь при мнении, что с Самиром Мамедовым вопрос уже решен, - заявил бакинской газете "Эхо" независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Потому что 23 февраля уже исполнится два месяца с тех пор, как его не возвращают из плена. Можно сказать, что слова главы армянской госкомиссии по делам пленных Каприеляна о том, что наш младший сержант окончательно решил не возвращаться в Азербайджан, соответствуют действительности. Информация такова, что Самир принял твердое решение, поскольку уверен, что, если вернется в Азербайджан, здесь его ждет больше 10 лет лишения свободы". "Вызывает дикое удивление, что наши госструктуры при этом продолжают хранить молчание, - отмечает эксперт. - Во-первых, неизвестно, по чьей вине этот военнослужащий попал в плен - по собственной или по вине некоторых должностных лиц. Я считаю, тут все-таки есть большая вина командиров, которые отвечают на линии фронта за безопасность военнослужащих. И позиция Министерства обороны тоже не укладывается ни в какие рамки - младший командир попал в плен, а министр ни разу не предпринял попытку через Сержа Саркисяна [министр обороны Армении. - прим. ИА REGNUM] посодействовать возвращению нашего военнослужащего, даже если у него были какие-то сомнения насчет успешного исхода таких усилий. Это еще раз говорит о том, что на судьбе Мамедова наши власти поставили крест. И его просьба в письме родным не думать о нем плохо - это не просто слова, а свидетельство того, что он принял твердое решение. Пользуясь случаем, я хочу отметить, что наши Минобороны и Военная прокуратура допустили грубейшую ошибку, раньше времени объявив, что Вусал Гараджаев и Эльданиз Нуриев обвиняются в измене родине. Я категорически отвергаю их вину, во-первых, потому что у солдат никогда не бывает военных тайн. Кроме как об отделениях, где они служат, они не могут обладать больше никакой информацией. Они даже не догадываются о том, сколько и какого оружия в целом в их батальонах, потому что там бывают и автоматы, и пулеметы, и винтовки СПГ. Сейчас международные структуры уже больше думают, в какую страну переправить Мамедова. По информации наших источников, до середины марта его передадут в одну из тех стран, где он пожелает жить. Есть пока не подтвержденная информация, что он хочет поехать в Норвегию".

"Решение проблемы лиц, пропавших без вести, может снизить уровень враждебности, недоверия и нетерпимости между сторонами и в конечном итоге привести к урегулированию конфликтов в регионе. Семьи пропавших без вести имеют право знать, что с ними произошло. Это их право, закрепленное в международном гуманитарном праве и Европейской конвенцией по правам человека". Как передает "Де-Факто", об этом говорится в докладе, подготовленном докладчиком Парламентской Ассамблеи Совета Европы по пропавшим без вести на Южном Кавказе Лео Платвоетом. Как отмечается в докладе, ПАСЕ считает, что в решении проблемы должны принять участие не только правительства Азербайджана, Армении и Грузии, но и администрации Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии, так как успеха в этом вопросе можно достичь только при участии всех сторон. Поэтому ПАСЕ призывает все стороны обеспечить полную поддержку решению проблемы, рассматривать вопрос как гуманитарный, а не политический, действовать только в соответствии с международными стандартами, согласовывать свои действия с Международным Комитетом Красного Креста (МККК), собрать все возможные факты по данному вопросу, установить контакты, и в том числе контакты между семьями пропавших. Кроме того, ПАСЕ призывает Армению создать рабочую группу по этому вопросу, наладить рабочие контакты с Азербайджаном, завершить сбор фактов, обмениваться информацией с противоположной стороной. ПАСЕ призывает Азербайджан ратифицировать два дополнительных протокола к Женевской конвенции, развивать рабочие контакты с коллегами в Армении и Нагорном Карабахе, завершить сбор фактов, обмениваться информацией с противоположной стороной. Организация призывает администрацию Нагорного Карабаха развить отношения с работающей по вопросу комиссией в Азербайджане, завершить сбор фактов, обмениваться информацией с противоположной стороной.

Что ни день - в азербайджанской прессе появляются сообщения о всякого рода скандалах, дезертирстве и криминальных разборках в славной национальной армии, пишет газета "Голос Армении" и продолжает: "Параллельно процессу разоблачения бесчисленных негативных явлений с той же частотой, но с куда большим - можно сказать, неизбывным - оптимизмом звучат заявления и требования из уст самого главного военного этой страны - министра обороны Сафара Абиева". В иронической статье "Амплуа Абиева" "ГА" пишет: "Если собрать вместе все сообщения о ситуации в азербайджанской армии и прибавить к этому публикации, посвященные морально-нравственному облику, привычкам и пристрастиям генерала, появится очень и очень внушительное досье, которое порождает весьма серьезные подозрения: во-первых, в том, что генерал Абиев послан в Баку заинтересованным государством с тайной целью развалить и морально разложить азербайджанскую армию; во-вторых, что руководство Азербайджана поддерживает это заинтересованное государство в этой миссии, упорно не обращая внимания на многочисленные публикации, свидетельствующие о наличии в деятельности Абиева секретного умысла (см. выше); в-третьих, что Абиев пользуется поддержкой турецкого военного руководства, которое периодически пышно принимает его у себя в Анкаре, а также с той же частотой публично посещает его в Баку, в упор не желая видеть тайной миссии (см. выше) генерала братской армии; в-четвертых, что за свои заслуги Абиев получает солидное вознаграждение от армянского лобби, которое он благородно перечисляет в один из армянских фондов, ибо ему вполне хватает бюджета азербайджанской армии; наконец, в-пятых: если все вышесказанное является очередным посягательством армян на генофонд азербайджанского народа, то главный вояка Азербайджана не имеет ни малейшего представления о том, что такое армия, военное строительство и вообще он не умеет ни читать, ни писать, а владеет лишь одним несомненным достоинством - умело распоряжаться теми миллионами долларов, что ежедневно текут в армейский бюджет. Резюме: Сафара Абиева поддерживает на высоком посту либо армянское лобби - за блестящее выполнение первой (тайный агент) миссии, либо руководство Азербайджана - за не менее блестящее выполнение второй (знает, как правильно распорядиться стремительно растущим военным бюджетом)".

Вооружение

Замороженный карабахский конфликт не имеет перспективы разрешения в обозримом будущем, сказал в интервью агентству "АрмИнфо" генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа. Он отметил, что ОДКБ применяет политические механизмы для недопущения обострения конфликта и именно возможностью политического влияния ОДКБ отличается от "военного кулака" НАТО. "Самое страшное и непродуктивное, что может произойти в Карабахе, - это обострение ситуации. Я сам в 1990 году был в Азербайджане и знаю, что очень легко пролить первую кровь, а остановить кровопролитие практически невозможно", - сказал Бордюжа. По его словам, нынешняя ситуация, сложившаяся вокруг конфликта, - это последствие изначально легкого подхода, "поспешных действий с обеих сторон, приведших к колоссальным трудностям для всех сейчас". По его словам, "армянская армия - самая боеспособная среди армий государств постсоветского пространства". "Я был на многих учениях и видел армянские подразделения, которые хоть и немногочисленны, но очень хорошо обучены, сплочены высоким моральным духом", - сказал Бордюжа. Он также отметил, что руководство армянских вооруженных сил сделало многое для того, чтобы из разрозненных боевых отрядов, которые были в 90-х годах, создать действительно настоящую армию государства. По мнению руководителя организации, Армения играет заметную и важную роль в системе ОДКБ. "Представители Армении очень активны в деятельности ОДКБ. Мы получаем от Армении много различных предложений и инициатив, которые потом реализовываем", - сказал генсек ОДКБ.

Эйфория армянской стороны по поводу обновления 102-й российской базы, дислоцированной в Гюмри [см. "Пришел черед признать ограниченность сырьевой внешней политики РФ": Армения за неделю". - прим. ИА REGNUM], выглядит надуманно искусственной. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил азербайджанский эксперт-политолог Вафа Гулузаде. По мнению политолога, Армения постепенно дистанцируется от больших экономических проектов в регионе, поэтому даже такие мероприятия, как перевооружение российской военной базы, преподносятся армянским руководством как некая военная победа Армении. "Подобная реакция свидетельствует о том, что в Армении понимают, какому риску подвергают свой народ, продолжая поддерживать сепаратизм на Южном Кавказе. Рост обороноспособности и твердость Азербайджана в карабахском вопросе оборачиваются в долгосрочную проблему для нынешнего армянского руководства. В отличие от Армении, приписывающей себе чужое вооружение, Азербайджан сам способен закупать современные модификации систем ПВО и другую военную технику", - сказал Гулузаде.

По мнению азербайджанского полковник-лейтенанта запаса Узеира Джафарова, размещение Россией дополнительного вооружения и техники на базе в Гюмри создает угрозу для Азербайджана. В беседе с бакинской газетой "Зеркало" Джафаров отметил, что командиром российской воинской части № 102 является армянин по национальности полковник Карапетян, и добавил: "Азербайджанская сторона должна уделять внимание этому вопросу, и нужно держать под контролем процессы, происходящие на военной базе в Гюмри. Если завтра между Азербайджаном и Арменией начнется война, армяне воспользуются вооружением и живой силой, которая имеется на военной базе в Гюмри. Подобное произошло во время Ходжалинской трагедии. Российский 366-й полк активно участвовал в геноциде, совершенном против азербайджанцев. Поэтому размещение Россией дополнительного вооружения и техники в воинской части в Гюмри создает угрозу для Азербайджана", - добавил военный эксперт. Он отметил, что это является составной частью процесса незаконного вооружения Армении Россией. По мнению Джафарова, если официальный Баку поднимет этот вопрос в международных организациях и будет держать его на повестке, то будет можно предотвратить вооружение Армении.

Как сообщает Day.Az, Джошуа Куcера, независимый автор из Вашингтона, специализирующийся на освещении вопросов безопасности в Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, в своей статье "Помощь США Центральной Азии: политические заявления и цифры противоречат друг другу" предположил, что контролируемый демократами Конгресс может внести изменения в представленный администрацией Буша бюджет до окончательного принятия этого документа и вопрос о помощи Азербайджану и Армении, скорее всего, будет пересмотрен. Как уже сообщалось, США предполагают увеличить военную помощь Азербайджану и сократить ее для Армении. В бюджете заложено $4,3 миллиона военной помощи для Баку и $3 миллиона - для Еревана. Армянские организации в США выразили протест против этого решения. Агентство напоминает, что Армянская ассамблея Америки назвала бюджет "глубоко ошибочным" и отметила, что он "подорвет стабильность на Южном Кавказе". Поэтому вопрос помощи Азербайджану и Армении может быть пересмотрен. Однако, как отмечает американский автор, экономическая помощь Армении значительно превышает средства, выделенные Азербайджану. Армения должна получить $95,6 миллиона, тогда как на долю Азербайджана в бюджете на 2008 финансовый год приходится $18 миллионов.

Евросоюз и Карабах

Главы МИД Азербайджана и Германии Эльмар Мамедъяров и Франк-Вальтер Штайнмайер обсудили 19 февраля в Баку процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как сообщает Day.Az, на встрече Мамедъяров проинформировал германского министра "о политическом безволии, демонстрируемом армянской стороной, а также попытках армянской диаспоры за рубежом чинить всяческие препятствия на пути продвижению переговорного процесса". Министр заявил о необходимости решения конфликта на основе норм и принципов международного права, территориальной целостности и Конституции Азербайджана. Мамедъяров выразил надежду на то, что мировое сообщество, в том числе Евросоюз и Германия, конструктивно повлияют на позицию Армении, продолжающей "оккупацию" азербайджанских земель. В этой связи Мамедъяров отметил важность совместных усилий в направлении скорейшего разрешения конфликта. В свою очередь, Штайнмайер заявил о заинтересованности Германии в скорейшем решении нагорно-карабахского конфликта с целью укрепления безопасности на Южном Кавказе.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", в Армении завершил свой визит в регион Южного Кавказа министр иностранных дел Германии, председатель ЕС Франк-Вальтер Штайнмайер. В ходе совместной пресс-конференции глав МИД Германии и Армении Штайнмайер заявил, что главным условием беспрепятственного продвижения по пути европейской интеграции является урегулирование региональных конфликтов: "Для Армении очень важно мирное урегулирование карабахского конфликта. Мы знаем также о том, что в регионе есть закрытые границы. Однако надеемся, что положительные изменения в позиции Турции, наблюдаемые после убийства Гранта Динка [редактор армянской газеты, издающейся в Турции. - прим. ИА REGNUM], будут способствовать нормализации армяно-турецких отношений". Он воздержался от утверждений о том, что его встречи и переговоры в Баку создали впечатление, будто азербайджанская сторона готова решать проблему мирным, политическим путем: "И в Армении, и в Азербайджане я услышал почти одно и то же, а именно: что на переговорах в рамках Минской группы достигнут прогресс и что последний пакет предложений является хорошей основой для продолжения переговорного процесса".

Как сообщает "Республика Армения", председатель ЕС Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул, что Германия заинтересована в сохранении стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа. Министр не согласился с мнением о том, что интерес ЕС к странам региона обуславливается стремлением Грузии в НАТО и углеводородными ресурсами Азербайджана. "Для нас важно, чтобы в регионе Южного Кавказа был мир. И это независимо от позиции стран региона в вопросе вступления в НАТО. Мы заинтересованы в стабильном политическом и экономическом развитии", - сказал глава МИД Германии. Правда, отмечает газета, эти высказывания Штайнмайера прозвучали не очень убедительно после сделанных им в Баку и Тбилиси заявлений. "В Баку он подчеркнул заинтересованность ЕС в развитии сотрудничества с Азербайджаном "как со страной-экспортером энергоресурсов", а в Грузии высказался в плане того, что наличие конфликтов на территориях стран, стремящихся стать членами НАТО, "не может быть принципиальным препятствием, чтобы третьей стороне не давать хороших аргументов". Говоря о проблеме Нагорного Карабаха, он выразил надежду на то, что "на основании разработанных в последнее время документов в 2007 году стороны сумеют найти пути урегулирования конфликта, которые помогут достичь долгосрочной стабилизации ситуации". По мнению Штайнмайера, к этому готовы все стороны конфликта. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян попытался поддержать оптимизм своего германского коллеги, также не исключив возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2007 году. Вместе с тем он напомнил, что участвует в переговорах почти 14 лет и нередко создавалось впечатление, что до урегулирования рукой подать, однако потом все затягивалось.

Как сообщает бакинская "525-я газета", находившийся с визитом в Азербайджане спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби в ряду прочих вопросов обсудил с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и нагорно-карабахский конфликт: "На встрече было выражено беспокойство тем, что на какой-то период переговоры могут задержаться. Мы обсудили также вопрос о действиях, которые помогут не терять времени в переговорном процессе". Выразив сожаление, что до сих пор не заключен мир между Азербайджаном и Арменией, Семнеби отметил, что поддержит достигнутое сторонами мирное соглашение: "Мы должны стараться создать доверие между народами. Должны быть связи с Нагорным Карабахом. Я имею в виду как азербайджанскую, так и армянскую общины. Армяне столетиями были соседями азербайджанцев, и это соседство продолжается. Это очень анормальное явление, когда между ними много лет нет мирных условий. Этот вопрос должен найти скорое решение".

Пришло время для налаживания связей Азербайджана с Нагорным Карабахом, и на данный момент Европейский союз старается создать узы доверия между сторонами. Об этом, как передает "Тренд", заявил на пресс-конференции в Баку специальный представитель Евросоюза в странах Южного Кавказа Питер Семнеби. По его словам, этот вопрос обсуждался с правительством Азербайджана в ходе его визита в Баку. Касаясь заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) о том, что инициативы в рамках других международных организаций препятствуют ходу переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Семнеби отметил, что не считает, что деятельность ЕС направлена против работы Минской группы ОБСЕ. "Евросоюз поддерживает деятельность МГ ОБСЕ", - сказал он. Спецпредставитель также сказал, что в прошедший период в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта были моменты, которые давали повод для оптимизма, но в итоге оказывались безрезультатными. В их числе, по мнению Семнеби, последняя встреча президентов Азербайджана и Армении в Минске и глав МИД двух стран в Москве. "После этих переговоров не было никакого продвижения, но я надеюсь, что придет время, когда этот вопрос найдет свое разрешение, и Евросоюз внесет в это свой вклад", - сказал он.

Заявление спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Питера Семнеби о налаживании диалога между Нагорным Карабахом и Азербайджаном отражает именно то, о чем уже много лет говорит армянская сторона. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, на пресс-конференции в Ереване заявил представитель партии "Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД), председатель постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения (НС РА) по внешним отношениям Армен Рустамян. По его словам, неучастие карабахской стороны в переговорном процессе является абсурдом. "Переговорный процесс не может заменить трехсторонних переговоров. Как мы уже не раз заявляли, Армения выступает на переговорах по урегулированию карабахского конфликта от имени НКР [Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM], а не как сторона конфликта, только потому, что НКР не признана мировым сообществом. РА не может заменить Нагорный Карабах в вопросах статуса, безопасности, возвращения перемещенных лиц - это прерогатива властей и народа НКР. И, наконец, именно Армения является гарантом безопасности населения Нагорного Карабаха и не может оставаться сторонним наблюдателем", - подчеркнул Рустамян.

Газета KarabakhOpen попросила прокомментировать карабахских политиков разговоры о том, что Евросоюз готов установить с Карабахом прямые связи и работать с ним напрямую. По мнению руководителя фракции "АРФД-Движение 88" НС НК Армена Саркисяна, установление связей с Евросоюзом имеет большое значение в деле закрепления де-юре независимости Нагорного Карабаха, поскольку в странах-членах ЕС происходит очень много не только экономических, но и политических перемен. "Это является и результатом введения в этих странах европейских стандартов и законов. Конечно, мощь государства заключается в том, чтобы такое влияние не перешло в глобализацию, а превратилось в интеграцию, учитывающую все особенности той или иной страны, в результате которой страна неизменно выигрывает. Считаю, что сотрудничество будет однозначно положительным, и могу сказать, что в случае ведения правильной политики эти связи можно поднять на новый уровень отношений и добиться больших успехов", - сказал Саркисян. Председатель парламентской комиссии по внешним сношениям Ваграм Атанесян считает, что по одному высказыванию представителя ЕС [Питера Семнеби - прим. ИА REGNUM] очень сложно судить о том, будут ли установлены контакты между Евросоюзом и Нагорным Карабахом и в какой области. "Тем не менее то, что Евросоюз обращает внимание на непризнанные государства или, как они сами говорят, "конфликтные зоны", можно только приветствовать".

По мнению первого секретаря ЦК компартии Карабаха Гранта Мелкумяна, евроинтеграция не может быть способом урегулирования карабахской проблемы, поскольку позиции Европы в этом вопросы слабее позиций России и других сопредседательствующих в Минской группе стран. "Россия не желает урегулирования карабахской проблемы. По ходу всей своей истории она ни разу не помогала армянам, причем делала это сознательно. Если и помогала, то неосознанно, зато специально мешала. Россия не хочет отпускать от себя ни Армению, ни Азербайджан, поэтому сегодняшняя ситуация Москву устраивает", - сказал лидер карабахских коммунистов. Политолог Давид Бабаян: "К сожалению, евроинтеграция мало что даст урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Евроинтеграция в первую очередь предполагает наличие общей философии не только строительства государства, но и отношения к человеку, к чужому мнению. С Азербайджаном мы уже один раз были в рамках государства, где у нас была общая философия - коммунизм и социализм. Все знают, что случилось в результате этого. В Азербайджане не завершен процесс формирования азербайджанской нации. Именно поэтому они воспринимают всякое проявление самостоятельности как угрозу существованию азербайджанского государства. И здесь, к сожалению, евроинтеграция не поможет. Другое дело, что после урегулирования конфликта евроинтеграция может стать весьма сильной и, может быть, непреодолимой преградой на пути возобновления силовых акций и дискриминационной политики по отношению к соседям". Представитель "Дашнакцутюн" в НК Артур Мосиян: "Установление прямых контактов Евросоюза и других международных организаций с Карабахом можно только приветствовать. Не думаю, что это сотрудничество будет только в политической сфере. Совместная работа возможна в различных областях". По мнению Мосияна, намерение европейских организаций работать напрямую с Карабахом вызвано тем, что окно в переговорном процессе, о котором так много говорили сами европейцы, закрылось. Это обусловлено также и тем, что в 2007-2008 гг. в Армении и Азербайджане пройдут выборы, и поэтому активного переговорного процесса не предвидится. "Вот почему они решили сами начать здесь работу", - сказал Мосиян. "Как сопредседатели Минской группы относятся к намерению Евросоюза напрямую работать с Карабахом?" Отвечая на вопрос KarabakhOpen, французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье отметил: "Одним из сопредседателей МГ ОБСЕ является Франция. В рамках Минской группы ОБСЕ США, Франция и Россия одновременно пытаются помочь сторонам конфликта найти путь к мирному урегулированию конфликта. Евросоюз имеет другие средства действия, например, Политику соседства. Она дает возможность реализовать те или иные конкретные проекты. Именно так Евросоюз может помогать процессу, но это не может быть переговорный процесс". (KarabakhOpen)

Переговорный процесс

Заявление сопредседателей

На прошлой неделе столица Франции в течение нескольких дней была центром давно идущего процесса переговоров по разрешению армяно-азербайджанского конфликта. 14-15 февраля в Париже состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Юрия Мерзлякова (Россия), Мэтью Брайзы (США) и Бернара Фасье (Франция) в присутствии личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. Вечером 15 ноября с посредниками встретился глава МИД Армении Вардан Осканян, который ради этих переговоров вылетел во Францию. (Day.Az).

На состоявшейся в Париже встрече Вардана Осканяна с сопредседателями МГ ОБСЕ, согласно сообщению пресс-секретаря МИД РА Владимира Карапетяна, "были обсуждены вопросы, касающиеся данного этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также предстоящей работы в этом направлении". "Во время встречи затрагивались также вопросы, касающиеся содержания документа, имеющегося на переговорном столе между Арменией и Азербайджаном", - отметил Карапетян и добавил, что пока сроки предстоящей встречи глав МИД Армении и Азербайджана не определены. (KarabakhOpen).

"Консультации в Париже были очень плодотворными", - заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, комментируя последнюю встречу сопредседателей, состоявшуюся 15-16 февраля в столице Франции. Комментируя заявление замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова о том, что "Армения отступает от своей позиции по несогласованным вопросам", Мерзляков отметил, что "азербайджанская сторона действительно ставила определенные вопросы, но с армянской стороны еще не было определенного ответа по ним": "Те вопросы, от которых якобы Армения отступает, не обсуждались в той степени, в какой можно говорить об отступлении. Поэтому говорить о том, что Армения отступает, мне кажется, не совсем верно. Мы их еще подробно не обсуждали, чтобы можно было согласиться с его мнением, что Армения отступает". Мерзляков еще раз отметил, что несогласованные вопросы носят не только технический характер, и добавил, что само заявление Азимова говорит о том, что, наверно, это не только техника. Российский дипломат отметил, что посредники по-прежнему работают над тем, чтобы встреча глав МИД Азербайджана и Армении состоялась в начале марта. ("Азг").

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выражают надежду, что "стороны сохранят достигнутый в последние месяцы прогресс и что министры иностранных дел Армении и Азербайджана вновь встретятся в ближайшем будущем для преодоления существующих разногласий, касающихся фундаментальных принципов будущего урегулирования". Как сообщает "Ноян Тапан", об этом говорится в совместном заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, Бернара Фасье и Мэтью Брайзы. Авторы заявления призывают стороны карабахского конфликта "воздержаться от любых действий, в том числе и в Генеральной Ассамблее ООН, которые могут нанести ущерб позитивным сдвигам последних месяцев".

Международные посредники по урегулированию нагорно-карабахского конфликта могут вывести Армению и Азербайджан к решению, приемлемому для обеих сторон. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров 22 февраля после встречи со своим германским коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. По словам Лаврова, роль трех посредников, которые постоянно работают со сторонами, заключается в том, чтобы помочь Баку и Еревану выйти на договоренности, которые будут пользоваться поддержкой и в Армении, и в Азербайджане. "Возможности для выхода на такие договоренности есть. Мы рассчитываем, что, сохраняя деликатный характер такой работы, бережно относясь ко всем аспектам - а они непростые, - мы сможем вывести стороны на комфортное для каждой из них решение", - сказал Лавров. (Радио "Свобода")

МИД Армении поддерживает последнее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в плане отказа от инициатив, в том числе в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Об этом PanARMENIAN.Net заявил и.о. пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян. "Мы действительно считаем, что перенос проблемы в Генеральную Ассамблею ООН может нанести ущерб позитивному развитию переговоров", - сказал Карапетян.

Как сообщает Day.Az, реакция официального Баку на последнюю часть заявления посредников последовала сразу же. "Инициатива по "замороженным конфликтам" в ООH является совместной инициативой государств ГУАМ, обусловленной схожестью вызовов и угроз, стоящих перед государствами, и стремлением адресовать их сообща, - заявил начальник управления информационной политики и печати МИД Азербайджанской Республики (АР) Таир Тагизаде. - Инициатива является реакцией на реально существующие вызовы, стоящие перед государствами. Азербайджан не собирается менять формат переговорного процесса. Hо необходимо иметь в виду, что ООH не является новым форумом для обсуждения нагорно-карабахской проблемы. Достаточно вспомнить общеизвестные 4 резолюции Совета Безопасности ООH. Мы считаем необходимым продолжение активной работы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ с целью разъяснения им того конструктивного вклада, который рассмотрение данного вопроса в ООH внесет в переговорный процесс, в его развитие. И не считаем, что в это описание вписываются шаги, предпринятые государствами ГУАМ в ООH".

Позиция сопредседателей МГ ОБСЕ, особенно американского, вызвала у бакинской газеты "Зеркало" "некоторое удивление". Во-первых, пишет газета, представитель США в ООН голосовал за включение данного вопроса в повестку дня Генассамблеи. "Во-вторых, не надо забывать, что ОБСЕ в целом и Минская группа в частности в течение более чем 15 лет занимается урегулированием армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как говорится, по поручению ООН. И все безрезультатно. И отсутствие четких международно-правовых норм, санкционированных со стороны ООН, создает широкое поле для маневра и манипуляций как сторонам конфликта, так и заинтересованным странам в лице сопредседателей". По мнению газеты, после подобного откровенно проармянского демарша сопредседателей МГ ОБСЕ им ничего не надо объяснять. "Надо высказать четкую позицию. Например, четко заявить о готовности Азербайджана снять этот вопрос только в том случае, если страны-сопредседатели МГ ОБСЕ выступят с официальным заявлением, в котором дадут четкие гарантии мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с учетом принципа территориальной целостности Азербайджана и в кратчайшие сроки. Притом эти сроки должны быть конкретно указаны. Необходимо четко заявить, что в противном случае Азербайджан не собирается не то чтобы брать на себя обязательства подобного рода, но даже рассматривать всерьез такие рекомендации". "А так как подобных гарантий не может быть, Азербайджан, наоборот, должен будет настаивать на обсуждении данного вопроса не только на Генассамблее ООН, но и на заседании Совбеза", - заключает автор статьи Рауф Миркадыров, предлагая официальному Баку "показать зубы" хотя бы на дипломатическом фронте...

Заявление Осканяна

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян не исключает возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2007 году. Об этом он заявил 20 февраля в Ереване на совместной с главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером пресс-конференции. Осканян отметил, что "испытывает осторожный оптимизм по данному вопросу". "Документы, которые сегодня лежат на столе переговоров, дают надежду на окончательное разрешение конфликта в 2007 году. Однако еще есть множество нерешенных вопросов", - заявил он, добавив, что после парламентских выборов в Армении, в мае 2007 года, "окно переговоров останется открытым". "Учитывая позицию армянской и азербайджанской сторон, можно ожидать серьезных подвижек в урегулировании конфликта в текущем году", - подытожил Осканян. ("Новости-Армения").

"Азербайджан, осознавая важность нагорно-карабахского конфликта для региона и свою ответственность как регионального лидера, стремится к скорейшему достижению решения по данному вопросу", - заявил в интервью бакинской газете "Эхо" начальник управления информационной политики и печати МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя недавние заявления руководителя МИД Армении Вардана Осканяна. Однако в МИД Азербайджана считают, что Осканян несколько поторопился, назвав предмет обсуждений документом. "Документ будет тогда, когда будет достигнуто согласие всех сторон", - сказал Тагизаде. По его словам, на сегодняшний день есть набор принципов, которые обсуждают стороны, и если будет достигнуто соглашение по всем компонентам, то "можно будет говорить о документе". В свою очередь азербайджанский политолог Расим Мусабеков не считает, что в словах главы МИД Армении есть что-то новое. Мусабеков вспоминает, что каждый раз переговорный процесс двигался до той точки, когда необходимо было принять "конкретную форму документа, но...". По его словам, когда речь идет "в общем", сторонам кажется, что они могут достичь согласия, но каждая из сторон вкладывает в это общее "свое понимание". Когда дело доходит до подписания соглашения, по его словам, выясняется, что по принципиальным вопросам стороны занимают диаметрально противоположные позиции. "Таких случаев было много", - напоминает политолог. Он отмечает, что каждая из сторон стремится заключить соглашение, которое "не создаст впечатление капитуляции или поражения". Что касается перспектив 2007 года, то Мусабеков считает, что международные институты, вовлеченные в процесс мирного урегулирования, "стараются не дать полностью скиснуть так называемому "пражскому процессу"".

Заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна прокомментировал газете "Реальный Азербайджан" политолог Зафар Гулиев: "Переговорный процесс проходит чаще всего в закрытом режиме, и в прессу просачивается та информация, которую хотят довести до сведения армянской или азербайджанской общественности. Учитывая все это, вполне возможно, что та или иная сторона может пойти на определенные компромиссы и тем самым сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс. До сегодняшнего дня мы видели, что переговорный процесс фактически застопорился только потому, что по нескольким принципиальным вопросам ни азербайджанская, ни армянская сторона не была готова пойти на компромиссы. Считалось, что их лимит с каждой стороны исчерпан. Сейчас мы не знаем, какая сторона пошла на уступки по тому или иному вопросу, но исходя из того, что такое заявление делает Осканян, то можно предположить, что, видимо, азербайджанская сторона по какому-то из вопросов пошла на уступки. И в этом смысле армянская сторона, естественно, с большим оптимизмом будет смотреть на перспективы переговорного процесса и будет считать, что в этом году можно добиться каких-то решений. Я, в целом, все-таки скептически оценил бы перспективы переговорного процесса, поскольку есть такие вопросы, как проблемы референдума и статуса Нагорного Карабаха, которые в нынешней редакции неприемлемы для Азербайджана. Я не думаю, что азербайджанское руководство в нынешней ситуации могло бы пойти на такие компромиссы. До этого периодически делались оптимистические заявления, содержащие элементы блефа. Так что вполне возможно, что это заявление - очередной блеф. По крайней мере, нет реальных оснований полагать, что сегодня достигнута договоренность по этим принципиальным вопросам или же, скажем, в позициях сопредседателей Минской группы от России, Франции и Соединенных Штатов достигнуто полное взаимопонимание, полный геополитический консенсус".

На вопросы ИА REGNUM ответил азербайджанский политолог Эльдар Намазов:

"Ожидаете ли вы до конца года существенных подвижек в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы?

Нет, не ожидаю, причем не только до конца нынешнего, но и будущего года, пока не закончатся парламентские выборы в Армении и президентские в Азербайджане. Поэтому оптимизм, который демонстрируют сопредседатели МГ ОБСЕ, я бы назвал скорее дежурным, не зависящим от конкретной ситуации на переговорах. Не меньший оптимизм они показывали и один, два, три или четыре года назад. То есть могут меняться фамилии сопредседателей, но не оптимизм, "положенный" им по статусу.

В ряде СМИ посредников из МГ ОБСЕ стали называть дипломатическими туристами...

Я бы добавил - поневоле. Они выбирают маршруты не сами, и едут, куда пошлют. Такой работе позавидует не каждый. Хотелось бы, возвращаясь к первому вопросу, уточнить, что карабахский процесс, конечно же, буксует не только в годы выборов. Просто в эти годы отпадает даже теоретическая возможность урегулирования проблемы.

Но порой не только сопредседатели, но и главы МИД Азербайджана и Армении говорят, что неурегулированными остались всего 1-2 вопроса из 9 или 10...

За 13 лет, прошедших после прекращения огня, на столе переговоров всегда была повестка примерно из 10-12 вопросов. Кто бы не выступал в роли посредников и под какой бы эгидой не проводились эти переговоры, главными пунктами, по которым стороны не могли прийти к согласию, были освобождение оккупированных территорий вне Нагорного Карабаха и его статус. По остальным вопросам стороны либо имели общую позицию, либо были к ней очень близки.

Стало быть, среди легко решаемых и вопросы открытия коридоров Нагорный Карабах-Армения и Нахичеванская АР-остальной Азербайджан?

Конечно. В этом же "беспроблемном" блоке вопросы реабилитации, гуманитарного характера и прочие. Но, повторяю, по главным вопросам Азербайджан и Армения имеют противоположные и взаимоисключающие точки зрения. Думается, если ситуация кардинально не изменится, то заключение мирного договора между двумя государствами будет не более вероятным, чем, скажем, несколько лет назад". (ИА REGNUM).

"Мы не можем говорить о серьезных успехах на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - заявил президент Армении Роберт Кочарян на встрече с представителями армянской общины Франции в Париже. По его словам, проблема заключается в том, чтобы найти окончательное решение. "Переговоры имеют одну цель - привести в соответствие с законом то, что мы сейчас имеем в Нагорном Карабахе", - подчеркнул глава государства. На вопрос, возможно ли этим летом подписание договора с Азербайджаном, Кочарян ответил отрицательно. Что касается нынешней ситуации в Армении, то, по оценке президента РА, "Армения вышла из тяжелого положения и входит в этап стабильного развития". (Радио "Свобода").

Как сообщает бакинская газета "Эхо", в МИД Азербайджана, не углубляясь в высказывания президента и министра иностранных дел Армении, полагают, что подобная разница во взглядах Кочаряна и Осканяна связана с внутриполитической ситуацией в РА.

Позиции и мнения

Каждый народ имеет право на независимость. Об этом заявил президент Армении Роберт Кочарян в интервью французской газете Le Figaro, отвечая на вопрос о том, каким он видит решение нагорно-карабахского конфликта. "Не найдется примера, чтобы народ отказался от своей независимости после того, как приобрел ее фактически. Абсурдно говорить о территориальной целостности Азербайджана, потому что Нагорный Карабах приобрел свою независимость во время распада СССР в ходе юридически безупречного процесса и никогда не являлся частью независимого Азербайджана. Переговоры могут иметь целью только определение времени для признания независимости Нагорного Карабаха посредством референдума". ("Республика Армения").

Несмотря на то, что переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахской проблемы продолжается более 10 лет, из-за демонстрируемой Арменией неконструктивной позиции он все еще остается безрезультатным. Об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал в интервью германскому телерадиоканалу DeutscheWelle. "Нагорный Карабах является составной частью Азербайджанской Республики, территориальная целостность которой признана Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями", - подчеркнул президент. "Армяне уже имеют свое государство - Армению. Тем не менее сейчас они пытаются создать другое государство на наших, оккупированных ими землях. Таким же образом завтра они изъявят желание создать очередное свое государство на территории и любой другой страны. Это недопустимо!" - заявил Алиев. "Уступки и конструктивное отношение с нашей стороны ко всему происходящему состоит в том, что мы уже более десяти лет все еще участвуем в переговорном процессе. Мы продолжаем надеяться на то, что руководство Армении поступит мудро, выведет свои оккупационные силы с наших территорий и обеспечит безопасность своей страны. В противном случае дальнейшие события могут развиваться в совершенно непредсказуемом русле", - подчеркнул президент. (Analitika.az).

Если бы даже карабахского движения не было, то после развала Советского Союза в Азербайджане все равно стали бы освобождаться от армян, так как азербайджанцы никогда бы не позволили, чтобы экономические рычаги находились в руках армян. Об этом заявил на митинге 20 февраля председатель Национал-демократического союза Армении (НДС), депутат НС РА Вазген Манукян. По словам Манукяна, во многих постсоветских республиках произошли межнациональные столкновения, от чего пострадали также армяне. По его словам, это были провокации со стороны центральных властей, в которые Армения не ввязалась, поскольку в это время армянский народ объединенно стремился добиться решения карабахского вопроса. Лидер НДС отметил, что карабахский конфликт далек от урегулирования. "Сейчас время работает в пользу Азербайджана, в то время как нынешние власти Армении могли бы использовать это время в нашу пользу", - сказал Манукян, добавив, что для этого нужно, чтобы Армения развивалась быстрыми темпами и нашла союзников во всем мире. ("АрмИнфо").

"Контакты между Степанакертом и Баку попросту необходимы для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Без этого всякие попытки прорыва на переговорах будут неэффективными". Об этом в интервью корреспонденту "АрмИнфо" сообщил политолог, помощник президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян. "Официальный Степанакерт постоянно говорит о необходимости таких переговоров. Но официальный Баку упорно не желает этого, надеясь, что, ведя переговоры с Ереваном, ему удастся трансформировать в глазах международного сообщества нагорно-карабахский конфликт, находящийся в плоскости права наций на самоопределение, в территориальный спор. Но это ему не удается и вряд ли удастся. Именно поэтому переговоры без участия Степанакерта не приносят желаемого результата", - отметил Бабаян. По его мнению, если переговоры между Азербайджаном и Нагорным Карабахом начнутся, то это, скорее всего, будет инициатива посредников. "В любом случае, Степанакерт готов и всегда был готов к переговорам с Баку", - резюмировал Бабаян.

Степанакерт

20 февраля в Нагорном Карабахе отметили 19-ю годовщину начала освободительного движения. Министр обороны Армении Серж Саркисян вручил в Степанакерте государственный орден РА "Тигран Мец" Армии обороны Нагорного Карабаха "За большие заслуги перед Отечеством". Две войсковые части - Центральный оборонительный район и зенитно-ракетная бригада Армии обороны НК - награждены орденами "Боевой Крест" 1-й и 2-й степени. Как передает "Де-Факто", церемония награждения прошла на центральной площади Степанакерта, после чего военные колонны торжественным маршем прошли перед трибуной с представителями высшего руководства НК и членами делегации Армении и направились к Мемориальному комплексу столицы Карабаха. Отвечая на вопросы журналистов, Саркисян отметил, что армия должна сделать все для того, чтобы политическое руководство более уверенно вело переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Он не согласился с мнением, что внутриполитическая ситуация в Армении настолько серьезна, что может поставить под угрозу безопасность границ Армении и Нагорного Карабаха. Министр назвал большим достижением тот факт, что в памятные для себя дни народ может собраться на площади и праздновать, как это происходит сегодня. В связи с 19-й годовщиной Карабахского национально-освободительного движения в Степанакерте состоялся марш молодежи, которая пронесла по улицам огромный флаг НК. 20 февраля 1988 года сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области приняла решение ходатайствовать перед Верховным Советом СССР о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении, что ознаменовало начало нового этапа Карабахского движения.