Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 февраля 2007
"Экономика лечит сердце".
("Трибуна". 23.02.07. Александр Карпов)
16 и 17 февраля 2007 года в Красноярске прошел IV Красноярский экономический форум "Индустриальная основа развития России". Он проводится уже в течение трех лет и является площадкой для обсуждения наиболее актуальных аспектов российской экономики. В работе форума приняли участие министр экономического развития и торговли РФ
Глава Красноярского края
Заместитель председателя правления ОАО "
"Правила игры в выборы".
("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)
Кто бы мог подумать, что Ачинск и Назарово - это такие севера края? А вот верьте или не верьте, самые настоящие севера. Согласно новым правилам выборов, округа идут по "северной группе". И вообще, прежде чем удивляться партиям, стоит немного удивиться тем правилам, по которым они разделят ЗС.
В Законодательном собрании 52 места, что вообще-то стандартно. Правда, совсем недавно звучали предложения, самыми полярными были: "а давайте, у нас будет 120 депутатов", "а давайте, депутатов будет, как заместителей губернатора". Предложения не выносились на широкую публику, они звучали в узких кругах. Но именно в тех узких кругах, где определяются правила игры в выборы. В первом случае мы имели бы парламент веселый и шумный, но... заведомо управляемый извне. Как ни парадоксально, но чем больше народу, тем он управляемее. Самое главное: вес каждого отдельного депутата тем меньше, чем больше общее их число. "Я вот тут к сессии пару десятков депутатиков себе добрал", - мог бы говорить один уважаемый человек другому. Примерно, как говорят о "паре десятков яиц". Ну а если депутатов как замов, то это уже не разменные единицы, а вполне себе калифы на день, точнее - небольшие олигархи минимум на четыре года. В отличие от замов губернатора, не снимаемые. Вот она - парламентская республика в чистом виде и она же боярская дума (и еще вопрос, по какую сторону "Серого дома" - исполнительную или законодательную - набралось бы больше силы!).
Высокие люди решили не экспериментировать - ни в своих интересах, ни против них. "Пусть будет почти так, как было". Было 42 депутата, стало 52, ну так лишний десяток - вроде как небольшая пафосная отметина "единому краю". Однако весьма изменилась предвыборная, так сказать, география. Округа и территории локальных партийных списков порезаны так, словно задача ставилась - запутать, перепутать и выпутать. Мало того, что в крае нашелся совершенно неожиданный северный полюс на западе, сложен ведь и сам принцип - разбиения партийного списка на три колонны.
Политики в нем, конечно же, сориентируются. Допустим, идущий первым номером по южному списку примерно знает, какой процент должна его партия взять по краю, чтобы ему остаться с мандатом. Но для избирателя вся это арифметика обречена остаться на уровне высшей эзотерической математики. Если напомнить правила вкратце, пункт первый - половина депутатов по спискам, половина по округам. Если человек дублирован по округу и списку, победа по округу дает место следующему по списку. Проходной ценз для списка - 5 % голосов избирателей.
Это как всегда, дальше - тоньше. Есть общекраевой список партии из трех фамилий, включая как "паровозы", так и "вагоны". У "
Нарезка территорий добавляет сложностей в модель, и без того не слишком-то очевидную. Можно за всем этим видеть хитрую конспирологию. Но в чьих интересах? Большинство кандидатов дополнительно поломают и голову, и ноги. Но, скажем так: особо маргинальные кандидаты поломаются в большей степени. Схему можно расценить, если все же усматривать в ней прагматику, как зачистку поля от маргиналий. Фамилии же корректно не назовем...
"Матрица".
("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)
12 февраля стало последним днем приема заявок на участие в выборах. Из партий в приеме заявки отказано Аграрной партии и Партии зеленых. Документы приняты у ЛДПР, ЕР,
Не будем загадывать, приводить проценты и рейтинги. Просто глянем на конструкции. В российском масштабе сейчас выстраивается модель "будущие думские партии и все остальные". Посмотрите на соцопросы. Там четыре персонажа. Это вообще какое-то магическое число, например, в сегодняшней Думе - четыре фракции. ЕР, КПРФ, ЛДПР и "Родина". Правда, за год до выборов никто понятия не имел, что их будет четыре. И за месяц до выборов - тоже. А сейчас социологами-политологами словно обустраивается матрица. ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ. Запомнили, дети? Давайте повторим еще раз, по буквам: ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ... Тут нельзя сказать однозначно - то ли действительно это "объективный" разрыв, то ли это такой "субъективный консенсус" на программирование сознания. Но разве наличие любых "субъективных консенсусов" не вполне объективное обстоятельство? И наоборот? Так что, не особо колупая генезис матрицы, просто констатируем. Вот оно.
Общероссийская схема не может не затрагивать край. Здесь ведь те же двенадцать букв. ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ. Ну и что-то еще суетится. Причем закономерно, что правая власть благожелательнее относится к мелким левым, чем к мелким правым... Что делают мелкие левые? Полезное дело - оттаскивают народ от КПРФ, даже и от СР. А КПРФ и СР оттаскивают народ друг от друга, что тоже неплохо. При этом все "официальные левые", чтобы остаться "главными левыми", вынуждены ходить за лицензией на княжение по левому флангу. А куда ходить? Куда пошел
А вот чем - с точки зрения правой власти - занимаются наши небольшие праволиберальные партии? Если глянуть технологически? Совершенно бессмысленной деятельностью. Соблазняют добротный правый электорат и сливают его в песок ручейками по 2-3 %. То есть мелкие левые ценны именно тем, что мелкие, а мелкие правые - плохи ровно тем же. Был бы проходной список, можно было бы обделать как у людей. Согласовать оных с центрами силы, получить гарантии и провести "вменяемых людей". А так - чего согласовывать? Пока не согласовано - единение всех мелких правых? Так что судьба им либо перестать быть мелкими, либо перестать отчаянно бегать и прыгать.
"Что почем?".
("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)
Сколько стоит выборная кампания? Вообще-то вопрос некорректный, ибо кампания кампании рознь. Возьмем тех же одномандатников. Цена зависит, во-первых, от постановки задачи. Казалось бы, задача одна - кандидатство меняем на депутатство. Но реальный шанс на это по округу имеет, как правило, от одного до трех человек. А участвуют от пяти до десяти. Кто-то из них переоценивает себя, но кто-то просто работает на иную задачу. "Помочь реальному кандидату", "засветить имя", "вынести знамя" и т. д. Много задач. Но предположим, задача - все-таки выиграть. Тогда для уже известного человека кампания обойдется где-то в 200-300 тысяч долларов, почти как в выборах в ЗС 2001 года. А если нужен мандат "с нуля", человеку без имени или с сомнительным именем (например, "вечного кандидата", ничего не выигравшего за последние 10-15 лет)? Тогда цена возрастает в 2, 3, 5 раз. Ну да желающий выбросить миллион таким способом вряд ли найдется.
Так же некорректно спрашивать о цене для партии. Смотря, что за партия и чего она хочет. Если это мелкая партия, с мутной или непопулярной идеологией - каждый лишний процент голосов будет стоить ей под миллион долларов. Для хороших брендов - меньше раз в десять. В среднем сильная партия, при грамотном управлении, с претензией на минимальные 5 процентов, максимальные 10-12 - укладывается в "лимон" "зелени". Но если кто-то тратит - кто-то приобретает. Почем берут страшные "политические технологи"? Нормы, опять-таки, нет. Как договорятся. Но считается нормальным, если начальник штаба одномандатника просит себе зарплату в 5 тысяч долларов в месяц, начальник штаба партии - в 10 тысяч. Не факт, что столько дадут. Факт, что не удивятся.