Рауф Раджабов: В некоторых чиновничьих кругах темпы экономического роста Азербайджана превратились в фетиш
По темпам экономического роста в 2005 (26%) и 2006 (34%) годах Азербайджан занимал первое место в мире. С одной стороны, это, безусловно, очень позитивное явление. С другой, этим скачком страна обязана исключительно росту нефтедобычи, и особыми успехами в других сферах похвастаться не может. Тем не менее о рекордных темпах экономического роста говорит на всех международных форумах и встречах все руководство страны. Создавшаяся ситуация порождает ряд вопросов, и в первую очередь, следующий: не происходит ли в Азербайджане некая фетишизация экономического роста? Корреспондент ИА REGNUM обратился с этим и другими вопросами к азербайджанскому эксперту, главному редактору финансово-аналитической газеты "Деньги"
На сегодняшний день правительством Азербайджанской Республики (АР) ставится одна цель - высокие темпы экономического роста. Однако обеспечивается этот рост в основном за счет сырья и внешней конъюнктуры. В той же части, в которой его нужно обеспечивать несырьевой составляющей, реализуются некоторые инновационные проекты, но они опять же концентрируются чаще всего на Абшеронском полуострове.
ИА REGNUM: Какую же макроэкономическую политику надо проводить, чтобы связать воедино регионы республики и получить "на выходе" высокоразвитый Азербайджан?
Если рассмотреть задачи и механизмы экономической политики, проводимой Кабинетом министров по отношению к регионам, можно убедиться в том, что этот вопрос носит далеко не праздный характер. Очевидно, что нужно осуществлять такую политику, которая, с одной стороны, максимально удовлетворяет потребности регионов: и граждан, и региональные элиты, а с другой стороны, ведет к процветанию страны в целом. Региональная политика должна включать стандартный набор инструментов, известный из примеров международной практики. Прежде всего, такая политика должна быть направлена если не на выравнивание, то, по крайней мере, на значительное сокращение той разницы в уровне социально-экономического развития, которая объективно складывается между столицей и регионами. На решение этой задачи уже нацелены и бюджет АР, и республиканская инвестиционная политика, которая осуществляется в стране. Применяемые инструменты будут способствовать как раз к тому, чтобы обеспечить равный доступ граждан к конституционно гарантированным правам вне зависимости от места их проживания. Однако при этом нужно понимать, что такое регион. В моем понимании регион - это экономическое территориальное образование.
ИА REGNUM: В чем должна выражаться региональная политика и как она увязывается с увеличением ВВП?
Региональная политика - второй аспект этой проблемы. В некоторых чиновничьих кругах фетишем стали темпы экономического роста, кратное увеличение ВВП, но нужны ли нам высокие темпы экономического роста? Или же пусть они будут не столь высоки, но зато этот экономический рост будет равномерным. Тем более что в рамках этого не очень высокого экономического роста будет проще проводить региональную политику. Обсуждать верность выбранной государственной стратегии с точки зрения экспертного заключения легко, но почти всегда бесперспективно. Если на государственном уровне было принято решение, что нам нужны высокие темпы экономического роста, наверное, это требование времени. Однако в разных экономических условиях и при разных темпах экономического роста необходимы различные инструменты региональной политики. На этот счет можно привести почти противоположные примеры Китая и ЕС. В Поднебесной при высоких темпах экономического развития происходит дифференциация регионов по показателям социально-экономического развития, но на государственном уровне проводилась и проводится политика поддержки, в первую очередь, "прорывных" территорий, в ущерб развитию внутренних районов страны. В то же время государства ЕС, где темпы экономического роста относительно невысоки, наоборот, характеризуются политикой, в большей степени нацеленной на создание равных условий экономической деятельности в различных регионах. Поэтому необходимость осуществления экономического прорыва в Азербайджане диктует практику проведения политики, включающей особую поддержку тех регионов, которые должны обеспечить ускоренные темпы роста, возможно, и в ущерб другим территориям.