Обзор СМИ с 9 по 15 февраля 2007 года.

Военный вестник. Оценки переговорного процесса. Перепалка перед очередной встречей министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Как разрешить конфликт?

Военный вестник

Линия соприкосновения

По сообщению азербайджанского информагентства АПА, утром 9 февраля армянские военнослужащие, дислоцированные в районе села Мехдили Джабраильского района, обстреляли из автоматов и пулеметов позиции азербайджанской армии. Согласно агентству, мишенью стали и пасущие скот жители села Мирзанагылы Физулинского района. Убитых и раненых нет.

По сообщению другого азербайджанского агентства - "Тренд", 13 февраля с 09:30 армянская сторона около часа подвергала автоматному обстрелу позиции вооруженных сил (ВС) Азербайджана близ села Баш Гарвенд Агдамского района. Ответным огнем обстрел подавлен, потерь нет.

Начиная с 11 февраля армянская сторона начала сосредотачивать военную технику в районе "оккупированной" высоты Лалетепе в Джабраильском районе. По словам жителей прифронтовых сел, ночью на территорию доставляется военная техника и армяне обстреливают позиции азербайджанских войск. В пресс-службе Министерства обороны Азербайджанской Республики (АР) сообщили, что не располагают информацией об этом. (Day.Az).

"Информацию о том, что армяне где-то собирают свою технику, нельзя назвать большой новостью, потому что и раньше армянские силы перемещали свою технику на протяжении всей линии фронта, - говорит азербайджанский независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Просто сейчас такой факт стал достоянием гражданских лиц. То, что Минобороны отвергает наличие у них такой информации, выглядит смешно, поскольку по всей линии фронта наши солдаты ведут непрерывное наблюдение за действиями армянской стороны и для них не составляет особого труда замечать подобные передвижения. И на Физулинском, и на Агдамском направлениях, и близ высоты Лалетепе Джабраильского района армяне периодически совершают ложные маневры с тем, чтобы привлечь к себе внимание и оказать психологическое давление на наших военнослужащих. На этом основании не стоит делать выводов о том, что армяне могут начать какие-либо боевые действия со стороны Джабраила. Во-первых, я остаюсь при мнении, что ни нам, ни армянской стороне никто из сильных мира сего не позволит возобновить военные действия по своей воле. И я не думаю, что появление тяжелой и средней техники на Лалетепе (я имею в виду боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские установки или танки) свидетельствует о подготовке армян к войне. Это плановая замена техники или ее передислокация. Аналогичные действия с техникой и у нас тоже периодически происходят. Безусловно, нашим военным не стоит забывать о том, что происходит это все на линии фронта, но все равно, вероятность перехода этих перемещений в активные боевые действия равны нулю". ("Эхо").

"Министерство обороны Нагорно-Карабахской Республики опровергло заявления азербайджанских СМИ об обстреле с карабахской стороны азербайджанской территории", - передает ИА REGNUM. Согласно агентству, в ответ на сообщение о сосредоточивании военной техники в районе высоты Лалетепе Минобороны Нагорного Карабаха заявляет, что "распространяемая азербайджанскими СМИ информация преследует чисто пропагандистские цели и абсолютно не соответствует действительности".

Как сообщает Министерство обороны Республики Армения (РА), 14 февраля около 09:30 на боевых позициях Ноемберянской воинской части азербайджанским снайпером убит военнослужащий контрактной службы майор ВС Армении Ерванд Ваникович Пашикян, 1958 г.р. ("А1 плюс").

Армения располагает данными о нарушении Азербайджаном положений Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) по конкретным видам оружия, заявил журналистам заместитель министра иностранных дел РА Арман Киракосян. Он отметил, что эти данные предоставлены ОБСЕ, от которой, однако, пока не поступило официальной реакции на обращение, подготовленное МИД и Министерством обороны Армении. Ранее Азербайджан заявлял о намерении поднять в НАТО и ОБСЕ вопрос о создании специальной инспекции для расследования и предотвращения наращивания вооружений со стороны Армении. Между тем, инспекционные группы, которые, в соответствии с ДОВСЕ, ежегодно инспектируют Вооруженные силы Армении, ни разу не регистрировали нарушений договора с армянской стороны. Как сообщил агентству "Ноян Тапан" и.о. пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян, согласно другому положению договора, страны-участницы ДОВСЕ взаимно представляют ежегодную всеобъемлющую информацию относительно своих вооруженных сил: "В отличие от Армении, Азербайджан грубо нарушает договор, о чем свидетельствует официальное заявление Баку. Так, согласно распространенной Азербайджаном информации, на сегодняшний день он имеет 261 танк и 343 артиллерийские установки, в то время как по договору позволяется иметь 220 танков и 285 артиллерийских установок". ("Республика Армения").

Мины и жертвы

Процесс разминирования в Нагорном Карабахе производится армейскими саперными подразделениями, группой быстрого реагирования Спасательной службы, а также силами международной организации The Hallo Trust. В 2006 году на территории Нагорного Карабаха, где все еще много минных полей, произошло 10 случаев взрывов мин и боеприпасов. В результате взрывов пострадали 12 человек, двое из них погибли. Было зарегистрировано 76 случаев выявления оружия и боеприпасов, вместо 69 в 2005 г. В 2006 г. в журнале оперативного дежурства спасательной службы Нагорного Карабаха было зарегистрировано 1231 чрезвычайное происшествие, из них 969 - техногенного, 58 - стихийного, 204 - социально-бытового характера. По сравнению с 2005 г. число зарегистрированных чрезвычайных происшествий выросло на 43,8%, или 540 случаев. Вследствие упомянутых происшествий за указанный период погибли 14 и пострадали 78 человек.

Мониторинг

14 февраля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха (НК) договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана юго-восточнее населенного пункта Куропаткино Мартунинского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Жаслан Нуртазин (Казахстан). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерств иностранных дел и обороны НК. (Информационный портал МИД НК).

Пленный не хочет возвращаться в Азербайджан

Солдат Вооруженных сил Азербайджана Самир Мамедов, находящийся в армянском плену, отказывается возвращаться на родину. Об этом заявил руководитель рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян. ("Туран").

13 февраля в Ереване представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) вновь встретились с военнопленным младшим сержантом Самиром Мамедовым. Об этом агентству "Тренд" сообщили в пресс-службе Международного Комитета Красного Креста. Hа встрече Мамедову было передано очередное письмо от его родственников. Других подробностей встречи представителей МККК с Мамедовым пока нет.

"Минобороны боится разглашать правдивую информацию о судьбе азербайджанского военнопленного, который не хочет возвращаться в Азербайджан", - заявил азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. "Я не исключаю того, что наш солдат Самир Мамедов действительно отказался вернуться на Родину. Армяне наверняка ознакомили его с последними новостями по поводу арестов двух других возвращенных военнопленных - Вуcала Гараджаева и Эльданиза Нуриева. И, конечно, какой нормальный человек после этого пожелает вернуться обратно? Министерство обороны Азербайджана продолжает обманывать общественность и скрывает истинные сообщения о судьбе этого военнослужащего. Судя по всему, наш солдат действительно попросил выдать его третьей стороне, и Минобороны боится официально огласить эту информацию для широкой общественности. Потому что это может создать плохой прецедент. Я считаю, что нужно прекращать эту практику ареста попавших в плен солдат. Не стоит калечить судьбы этих молодых ребят. Это негуманно и несправедливо", - сказал Джафаров, комментируя Day.Az ситуацию вокруг военнопленного азербайджанской армии Мамедова.

"Тот факт, что одного из азербайджанских солдат, который попал в плен после Самира Мамедова, давно уже вернули, а он все не возвращается, говорит о том, что, возможно, распространенная информация о его нежелании возвращаться имеет под собой какие-то основания, - говорит председатель азербайджанского Союза офицеров запаса Яшар Джафарли. - Я не думаю, что все это просто так. К тому же известно, что он попал к армянам не на оккупированных территориях, а непосредственно на азербайджано-армянской границе. То есть я считаю, что тут все-таки есть какие-то непонятные моменты. Вполне возможно, что этот солдат действительно не хочет возвращаться на Родину. Я думаю, он мог обратиться с просьбой о переезде в какую-то третью страну, чтобы не возвращаться в Азербайджан. Здесь могло сказаться и то, что 8 наших военных, попавших в армянский плен в период после прекращения огня с 1994 года, все как один были привлечены к уголовной ответственности, как предавшие Родину. Видимо, Мамедов знает об этом. И потом, хотелось бы отметить, что не один азербайджанский военнослужащий за эти годы предпочел попросить политического убежища за рубежом - Джанмирза Мирзоев, Иса Садыгов, Фируз Гасымов, Эльхан Гусейнов. Всего их около десяти". ("Эхо").

На вопросы "АрмИнфо" ответил руководитель рабочей группы Государственной комиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших, помощник первого заместителя начальника полиции Армении Армен Каприелян:

"Как вы контактируете с азербайджанской стороной?

Прямых контактов у нас нет. В зоне карабахского конфликта действует Международная рабочая группа (МРГ) по поиску без вести пропавших и заложников и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта, возглавляемая немецким меценатом Бернхардом Клазеном. Организация очень активно работает, и мы в основном работаем через МРГ. Также пробуются каналы через МККК. Под эгидой МККК 24 сентября прошлого года в Брюсселе состоялась моя встреча с руководителем рабочей группы Госкомиссии Азербайджана Фируддином Садыговым. Там была достигнута устная договоренность о налаживании сотрудничества. К моему сожалению, пока все осталось на словах. Более того, в публикации от 26 января этого года в газете "Эхо" секретарь рабочей группы Госкомиссии АР Шахин Саилов заявляет по поводу пленного Самира Мамедова: "На контакт с армянами мы уже не выходим. Не хотим просто. Они наглые - если один лишний раз к ним обратишься, они потом десять раз надоедать будут. Они по любому хотят контактов с азербайджанской стороной, хотят, чтобы их позвали в Баку, якобы ради дела освобождения пленного. На самом же деле они хотят всего этого ради видимости своей "активной деятельности". Все это было бы бесполезным, на самом деле они просто тянут время". И это говорится после того, как несколько месяцев назад господин Садыгов в дружелюбной форме уверял меня в намерении сотрудничества! Я не знаю, какими этическими соображениями руководствовался господин Саилов, но то же самое, если не больше, я бы сказал о них. По-моему, азербайджанская сторона, и в частности занимающиеся этим вопросом органы, в большей степени стараются создать видимость готовности сотрудничать с армянской стороной в деле решения данного гуманитарного вопроса. На самом деле они игнорируют наши запросы, будь они направлены напрямую или через другие организации.

Кстати, о Самире Мамедове. Насколько верны сообщения азербайджанских СМИ о том, что он не желает возвращаться в Азербайджан?

Солдат азербайджанских вооруженных сил Самир Мамедов 24 декабря прошлого года сознательно пересек линию фронта на Иджеванско-Газахском направлении и добровольно сдался. Солдат не был пленен, как это пишут азербайджанские источники. Он целенаправленно перешел. Однако азербайджанская пресса пытается представить это как "пленение" на нейтральной территории на удалении 15 км от своей воинской части. Возникает вопрос, что он делал на нейтральной территории на удалении 15 км от части? Кроме того, хотелось бы напомнить, что между сторонами находятся заминированные участки. Из-за случая с Самиром Мамедовым в Азербайджане поднялся большой шум. Вначале о причинах его поступка писали, в общем, правду. Писали о вопиющих фактах неуставных взаимоотношений в азербайджанской армии. Но потом вмешались госорганы Азербайджана, и Самир Мамедов оказался "плененным". Это ложь. На самом деле солдат перешел эту буферную зону и сдался. По достоверной информации, Мамедов наотрез отказывается возвращаться на родину. Перешел он, по его же словам, из-за неуставных взаимоотношений как со стороны офицерского состава, так и сослуживцев. Кстати, доказательством сказанного являются также предыдущие факты сознательного перехода на армянскую сторону военнослужащих азербайджанских ВС Э. Нуриева и В. Гараджаева, имевших место в декабре 2006 года. По заявлению обоих солдат, выданных впоследствии азербайджанской стороне, причиной их поступка являлись именно неуставные взаимоотношения, царящие в азербайджанской армии.

Возможна ли в принципе его отправка в третью страну?

Не берусь прогнозировать исход данного случая, но прецедент передачи в другие страны есть. В 1998-1999 годах четверо перебежчиков с азербайджанской стороны при посредничестве известной международной организации были переправлены в Норвегию.

Азербайджанская сторона обвиняет Армению и Нагорный Карабах в длительном удерживании пленных. Так ли это?

Я бы ответил вопросом на вопрос. А считают ли азербайджанские власти уместным держать у себя несовершеннолетнего мальчика около 2 месяцев? В августе прошлого года в буферной зоне произошла выдача троих заложников со стороны Азербайджана. Я тоже участвовал в приеме заложников. Среди них был 14-летний мальчик, в удручающем физическом и душевном состоянии. О чем тут говорить. Компетентные международные организации также неоднократно констатировали, что обращение с бывшими военнопленными в Армении и Азербайджане кардинально отличается. Здесь относятся гуманно. Там их судят за измену родине.

Отказывается ли Азербайджан в принципе от сотрудничества по данному вопросу?

В принципе, да. Широко известна позиция азербайджанских властей: не сотрудничать с армянской стороной ни по какому вопросу, пока не будет решен карабахский вопрос. Следовательно, если налицо официальная позиция властей страны, то и государственные органы не будут идти на сотрудничество и налаживание контактов. Хотя стоит отметить, что когда у них есть узкая заинтересованность, они сразу же выходят на нас со своими запросами, просят об оказании информационной помощи. Когда им выгодно, от них можно что-то услышать. Я не говорю о сотрудничестве, о нем пока речи идти не может. Мы располагаем большой информацией о том, что наши пленные и заложники содержатся и эксплуатируются частными лицами, но из-за отсутствия контактов с госорганами Азербайджана эту информацию невозможно проверить. Наши запросы попросту игнорируются. Хотя при этом представители Азербайджана озвучивают желание сотрудничать. Именно азербайджанская сторона создает видимость готовности к сотрудничеству, дает громогласные обещания. На самом деле это всего лишь фарс. Считаю, что рано или поздно должны быть приняты меры для изменения ситуации. Если будут налажены прямые контакты и, наконец, будет создана база для дальнейшего сотрудничества, результаты будут ощутимее. Но это в том случае, если азербайджанские коллеги перестанут преследовать свои узкополитические цели и займутся той работой, для которой состоят в комиссии и рабочей группе - решением гуманитарных задач. Сейчас они занимаются политической пропагандой вместо того, чтобы делать свою работу". ("АрмИнфо", с сокращениями).

Баку готовится к войне?..

"До недавнего времени пребывающие в состоянии холодной войны главы Азербайджана и Армении предпочитали не делать резких заявлений, способных спровоцировать обострение и без того сложных отношений между республиками. Молчание нарушил Ильхам Алиев, не исключивший возможности возобновления боевых действий с Арменией, если карабахский конфликт не будет урегулирован. Он выразил уверенность, что выйдет победителем "второй фазы войны" с Арменией", - говорится в статье "Закавказский армрестлинг", опубликованной в газете "Московские новости". Как пишет газета, воинственный настрой Баку поддержала Анкара. Глава парламентской группы Турции в ОБСЕ Невзат Ялчинташ призвал Азербайджан готовиться к войне с Арменией: "Если вы не хотите отторжения земель и хотите мира, готовьтесь к войне. Если проблему не удается решить мирным путем, Баку должен быть готов ко всему". Депутат также выразил удивление в связи с тем, что между Баку и Анкарой до сих пор не подписан договор о безопасности. По мнению авторов статьи, не исключено, что тема углубления военного сотрудничества, вплоть до подписания договора об оказании взаимопомощи, обсуждалась во время недавнего визита в Анкару главы Минобороны Азербайджана Сафара Абиева. Как заявила "МН" директор Азербайджанского института мира и демократии Лейла Юнус, Баку может рассчитывать на военно-техническую и дипломатическую поддержку со стороны Турции. Несмотря на то, что не менее 60 процентов граждан Азербайджана за силовое решение конфликта, Баку не готов развязать войну. Как отмечается в статье, говоря о Карабахе, Алиев периодически делает "шокирующие" заявления: "Дело в том, что Азербайджан, проигравший фактическую войну Армении, стремится выиграть войну информационную, осознавая, что в перспективе карабахская проблема решена не будет. Баку бряцает оружием на фоне охлаждения отношений с Москвой, тогда как ее контакты с Арменией продолжают укрепляться. По ряду причин в интересы Азербайджана не входит окончательный разрыв контактов с Россией. Речь здесь в первую очередь идет о перспективах участия Баку в проекте "Север-Юг", в котором интересы имеют также Москва и Тегеран. Единственным "негативом" в этом смысле для Баку остается недовольство Вашингтона, который, впрочем, пытается взять реванш, играя на усложнившихся отношениях Закавказских республик с Россией". В статье также отмечается, что некоторые лоббисты в США препятствуют реализации проекта строительства железной дороги, которая должна пройти через территорию Грузии и связать Турцию и Азербайджан. "Если проект "Карс-Ахалкалаки-Баку" будет реализован, Армения подвергнется усиленной экономической блокаде, ведь дорога пройдет в обход ее территории. Очевидно, что планы строительства магистрали также противоречат геостратегическим интересам России", - пишет газета. ("Де-Факто").

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев в ходе встречи с заместителем министра обороны США по вопросам международной безопасности Питером Родманом отметил, что пришло время "потребовать от Армении освободить захваченные территории". Согласно агентству "Новости-Азербайджан", Абиев подчеркнул, что встречи между президентами Армении и Азербайджана, а также усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) не привели ни к какому положительному результату в карабахском урегулировании.

...а Карабах хочет мира

В начале года карабахская организация "Открытое общество" провела в Нагорном Карабахе опрос общественного мнения, по итогам которого порядка 10% участников опроса - прямо или косвенно - высказались за формулу "мир любой ценой". По сравнению с прошлыми годами процент сторонников мира вырос. По мнению председателя парламентской комиссии по промышленности и производственным инфраструктурам Гагика Петросяна, самой главной причиной такой трансформации является генетическая склонность народа к примирению, терпимости, миру, а также демократический и интеллектуальный уровень общества Нагорного Карабаха. "Непредвзятость реально работающих, свободно мыслящих общественных организаций также играет свою роль. Вы можете себе представить, чтобы в Азербайджане люди не испугались и высказались за такую же формулу? Я лично себе не представляю, не говоря уже о том, что ни одна организация в Азербайджане не посмела бы отразить реальные цифры опроса", - сказал Петросян. Причинами такой позиции части карабахцев являются также воинственные заявления Азербайджана, постоянные высказывания ряда политиков об уступках в карабахском вопросе, определенная неосведомленность населения о состоянии армии, воспоминания об ужасах войны. "Ведь, в отличие от населения Азербайджана, наши женщины и дети находились в эпицентре боевых действий", - считает депутат. Наличие и перманентное усиление военной риторики в Азербайджане, по мнению депутата Национального Собрания (НС) НК Гегама Багдасаряна, может привести к однозначно обратному эффекту. "Понимают ли в Азербайджане, что война будет означать признание существующих реалий и новонезависимой республики, чего так опасается Баку? В конце концов, согласно логике, Азербайджан должен будет воевать с НКР, а не с Арменией. А в этом случае будет просто невозможно игнорировать Нагорный Карабах, его территорию, народ и армию, как это пытаются делать сейчас", - считает парламентарий. Таким образом, по мнению Багдасаряна, Азербайджан будет вынужден "общаться" и "соприкасаться" с Карабахом и карабахцами, что, по убеждению депутата, не является лучшим способом "прямого диалога" между конфликтующими сторонами. "Принцип территориальной целостности и желание Азербайджана "вести переговоры" только и только с Арменией не смогут воспрепятствовать траектории пули, пущенной с территории Карабаха. Эту пулю придется принять и признать - вместе с тем человеком, который ее пустил", - говорит Багдасарян. По мнению депутата, как это ни парадоксально, но война является наикратчайшим путем к признанию НК. "Слава Богу, ни одна сторона конфликта сегодня не может и никогда не сможет уничтожить другую сторону. Но является ли военный путь наиболее приемлемым вариантом развития событий? И самое главное - во имя чего это должно быть сделано?" - задается вопросом депутат.

Оценки переговорного процесса

В переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта уже сделана большая работа, это обнадеживает, осталось пройти меньший путь. Об этом в интервью агентству АПА сказал личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспшик. "Что касается компромиссов, в конце концов, народы должны одобрить достигнутые на переговорах договоренности, без этого президентам будет сложно. Народ должен понимать, почему достигнут такой договор, такие компромиссы, что он от этого выигрывает. Сложность в том, что невозможно раскрывать то, что до конца не определено, так как если вопрос не определен - то невозможно говорить об успехах, которые стороны будут считать выгодными для себя. В этом смысле в какой-то мере я согласен с министром Осканяном [глава МИД Армении. - прим. ИА REGNUM], который когда-то говорил, что мы сможем готовить народ тогда, когда достигнем такого момента, что уже все, что сможем сказать, будет необратимо. Сопредседатели считают, что надо готовить, объяснять народу, что уступки обязательны, какую от этого можно иметь пользу. Надо избежать обострения обстановки. Если идти в этом направлении, то тогда можно будет рассказать о плане урегулирования", - отметил Каспшик. Отвечая на вопрос о том, сколько элементов соглашения осталось согласовать, Каспшик сказал, что, "если не достигнуто договоренности по всем элементам переговорного процесса, значит, результата нет". По его словам, эти элементы переговорного процесса, эти точки над i в какой-то мере субъективны, сопредседатели Минской группы могут в какой-то степени определять по-разному важность этих точек. "Но, тем не менее, каждый из них скажет, что если нет этой точки, то нет ничего. Думаю, что уже многого удалось добиться, есть большое понимание сторон по тем вопросам, которые уже обсуждались в рамках "пражского процесса". Позиции сторон сблизились, но еще не до конца, не по всем вопросам. Надеюсь, что ближайшая встреча поможет выработать такие подходы, которые потом помогут министрам сблизиться", - отметил посол. В то же время, говоря о том, может ли урегулирование косовского конфликта стать прецедентом для Карабаха, Каспшик заявил, что невозможно сравнивать два конфликта, положение двух народов в разных исторических условиях и применять схожие пути для решения конфликтов: "Это невозможно. Играют роль менталитеты, географическое расположение. Косово находится в совершенно другом районе Европы, чем Южный Кавказ. Думаю, что это тоже надо учитывать. Каждый конфликт должен иметь свой подход".

Я очень надеюсь, что до июля этого года нагорно-карабахский конфликт будет урегулирован. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил находившийся с визитом в Азербайджане председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, докладчик по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер. "Не знаю точно о том, произойдет ли это. Во всяком случае, стороны должны стремиться к этому", - сказал Ленмаркер. Он отметил, что необходимо как можно скорее достичь мира между Азербайджаном и Арменией: "Я считаю, что достижение мира между двумя странами может быть реализовано после парламентских выборов в Армении в мае этого года. Мы сторонники того, чтобы на Аллее шехидов количество могил не увеличилось даже на одну". По его мнению, теперь министры иностранных дел двух стран должны решать вопросы совместного проживания людей в Нагорном Карабахе. "Нужно учесть, что Азербайджан и Армения - соседние государства. Я думаю, что обе стороны поймут важность достижения соглашения", - сказал Ленмаркер.

Нагорно-карабахская проблема еще долго останется неразрешенной. Об этом агентству "Новости-Азербайджан" заявил политолог Рустам Мамедов, комментируя высказывание Горана Ленмаркера о возможности решения карабахского конфликта в 2007 году. По мнению политолога, сейчас не видны пути решения этого конфликта. "Сегодня Армения пользуется военной силой, которая стоит за ней, и двойными стандартами международной общественности. Армения хочет, пользуясь этими методами, присоединить к себе азербайджанские земли", - сказал политолог, добавив, что "Азербайджан никогда не согласится с этим. Более того, рано или поздно Азербайджан вернет свои земли". "Наша страна должна развивать свою экономику в ускоренном темпе, и Армения захлебнется в своих экономических проблемах, после чего она вынуждена будет сесть за стол переговоров. А на сегодняшний день я не верю в конструктивную позицию Армении", - заключил Мамедов.

"Полагаю, что Горан Ленмаркер мог иметь в виду, что до июля будет подписан не мирный договор между Азербайджаном и Арменией по нагорно-карабахскому конфликту, а достигнуто согласие по основным принципам урегулирования", - сказал АПА российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, комментируя высказанную в Баку президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ленмаркером надежду на то, что до июльской сессии организации будет достигнуто соглашение по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Отметив, что соглашение будет подготовлено на основе главных принципов урегулирования, дипломат сообщил, что пока неизвестно, найдут ли эти принципы отражение на бумаге: "Еще рано говорить о форме, главное состоит в том, чтобы стороны пришли к согласию по содержанию. Все будет зависеть от их решения". Отвечая на вопрос о месте и дате очередной встречи глав МИД Азербайджана и Армении в рамках "пражского процесса", Мерзляков сказал, что сопредседателями ведется работа по организации встречи: "Хотелось, чтобы до начала марта состоялась встреча министров иностранных дел".

На вопросы азербайджанского агентства "Тренд" ответил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза:

"В последнем совместном заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ говорится о том, что главы государств должны подготовить общественность своих стран к компромиссу. Это заявление было неоднозначно оценено в Азербайджане. Что вы имели в виду, говоря о компромиссе?

Как вы знаете, есть общие принципы, предложенные сопредседателями. Эти принципы и являются компромиссом. Как сопредседатели, мы считаем, что это дает самую хорошую возможность для разрешения проблемы. Но из-за того, что это компромисс, надо найти общий язык. Сейчас, я считаю, обе стороны уже близки к компромиссу и близки к соглашению. Но они не дошли до конца этой дороги, остались технические вопросы, по которым тоже надо найти общий язык.

Азербайджан требует восстановления территориальной целостности и возвращения переселенцев на свои земли, а Армения выдвигает свои условия. Можно ли удовлетворить эти требования одновременно?

Можно. Это и есть наша задача как дипломатов. Надо найти компромисс между правом на самоопределение и территориальной целостностью. Не существует универсального принципа. Каждый конфликт отличается от других. Я считаю, что это вполне возможно, если создать условия для того, чтобы был такой компромисс. Хотя это трудно. Сейчас остались некоторые технические вопросы, в которых мнения обеих сторон все еще не совпадают. Но я считаю, что до выборов и после выборов в Армении будет возможно найти общий язык. Я не знаю, существует ли политическая воля в Армении и в Азербайджане, чтобы это сделать. Но я считаю, что президенты Алиев и Кочарян хотят этого, но когда приходит время политических выборов, сделать это становится труднее.

Есть мнение, что парламентские выборы в Армении в 2007 году и президентские выборы в Азербайджане в 2008 году будут препятствовать разрешению конфликта. Согласны ли вы с этим?

Я не согласен этим. Я думаю, что выборы являются сложным элементом этой процедуры. Но, с другой стороны, переговоры продолжаются даже сейчас. Может быть, президенты не встретятся до парламентских выборов в Армении, но министры продолжат переговоры.

Хотя в 2006 году и были большие надежды на разрешение конфликта в Нагорном Карабахе, они не оправдали себя. Можно ли ожидать конкретного решения в этом году?

Возможно. Я надеюсь, что после выборов в Армении появится новый импульс, который будет виден. Но сейчас этот импульс не совсем виден, потому что до выборов переговоры идут очень спокойно.

Вы сказали, что встреча президентов состоится после выборов в Армении и после тех же выборов будет виден новый импульс. Не намек ли это на то, что после выборов в Армении все же будет конкретное решение?

Я надеюсь. Я скромный сопредседатель, посредник. Я не несу ответственность за решение. Только президенты могут взять на себя такую ответственность". ("Тренд", с сокращениями).

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в беседе с корреспондентом "Тренд" также подтвердил, что очередная встреча президентов Армении и Азербайджана до парламентских выборов в Армении, скорее всего, не состоится. Такое заявление российский дипломат сделал, выражая свое мнение по поводу заявлений о том, что активизировать нагорно-карабахский мирный процесс реально удастся после парламентских выборов в Армении. "Я думаю, что такие заявления связаны с тем, что, скорее всего, очередную встречу президентов до парламентских выборов в Армении организовать не удастся. А без президентов договоренности, наверное, достигнуты быть не могут. Встреча, скорее всего, до выборов не состоится. Вот исходите из этого", - сказал Мерзляков. Российский дипломат не согласился с мнением своего американского коллеги по МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы о том, что основные элементы урегулирования нагорно-карабахского конфликта согласованы и остались лишь технические детали. "Я бы так не говорил, что они технические. Они как бы не только технические", - сказал Мерзляков. По его словам, более верным является предыдущий комментарий министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что остались 1-2 существенных вопроса, которые необходимо согласовать окончательно.

Комментируя последние взаимоопровергающие заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ и председателя ПА ОБСЕ Горана Ленмаркера, газета "Айкакан жаманак" пишет, что исходя из них, можно быть уверенным, что они делались с какой-то определенной целью. "То есть конкретную цель в данном случае преследуют ОБСЕ и США, с которыми, однако, не согласна Россия". Как бы то ни было, считает газета, очевидно, что все это может быть связано с любым вопросом, кроме самого процесса урегулирования карабахского конфликта.

Перепалка перед очередной встречей министров иностранных дел Армении и Азербайджана

Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов назвал состоявшуюся 23 января в Москве встречу глав МИД Азербайджана и Армении "шагом назад". Из-за "очень жесткой" позиции главы МИД Армении Вардана Осканяна сложно прогнозировать, как дальше будет развиваться ситуация, сказал Азимов в интервью азербайджанской службе BBC. "Вардан Осканян озвучил по ряду вопросов позиции, идущие вразрез с обсуждениями, которые длятся в течение 2 лет", - сказал Азимов. Речь идет о возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах и использовании дороги через Лачин, уточнил Азимов. "Хочу довести до сведения армянской стороны, что, если переговоры не будут продолжены на основе прежних договоренностей, наверное, нет смысла продолжать их вовсе", - сказал Азимов. Если армяне хотят достижения результатов в определении статуса НК, они должны понимать, что без возвращения в Карабах азербайджанской общины сделать это невозможно, отметил Азимов. Должны быть созданы условия для безопасного проживания азербайджанцев в НК, а армянские войска выведены из региона, сказал он. Что касается судьбы Лачина, армянская сторона никак не хочет соглашаться на совместное использование этой дороги. "Это неконструктивно. Армения должна знать, что Азербайджан никогда не согласится с сохранением Лачина под контролем армян", - сказал Азимов. "Наземная связь между Арменией и Нагорным Карабахом возможна только при условиях совместного использования Лачинского коридора и при уважении территориальной целостности Азербайджана", - подчеркнул Азимов. (Analitika.az).

"Армянская сторона в ходе переговоров в Москве по урегулированию нагорно-карабахского конфликта намеренно вышла за рамки обсуждений, еще 2 года назад определенные сторонами конфликта и сопредседателями МГ ОБСЕ". Об этом, передает ИА REGNUM, заявил начальник управления информационной политики и печати Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде. По его словам, именно это является шагом назад. "Насколько необоснованны такие действия Еревана, думаю, понятно всем, как и то, что делаются они далеко не от хорошей жизни", - отметил он.

"Странно, что касающиеся московской встречи комментарии делаются по прошествии двадцати дней после нее", - заявил исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян, отвечая на вопрос корреспондента "АрмИнфо" относительно заявления заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова. "Мы уже имели возможность высказать свою оценку последнего этапа переговоров, считая их конструктивными и обнадеживающими. Посредники также разделяют эту оценку. Возможно, перед новой встречей глав МИД замминистра иностранных дел АР, как это неоднократно бывало раньше, готовит почву для неконструктивной позиции азербайджанской стороны", - заявил Карапетян.

Отмечая, что заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов "отредактировал мнение своего шефа" о результатах московской встречи Осканян-Мамедъяров, газета "Азг" пишет: "То, что в азербайджанском внешнеполитическом ведомстве зачастую высказываются противоположные мнения - не новость. Однако, учитывая обилие звучащих в последнее время по всем возможным поводам самых разнообразных комментариев, создается впечатление, что подобными публикациями Азербайджан подготавливает свою общественность к каким-то определенным событиям, может быть, даже к вероятной войне. Вряд ли случайным было и заявление министра обороны АР Сафара Абиева о том, что "пришло время решительно потребовать от Армении освободить захваченные территории"".

В преддверии ожидаемого в Париже очередного совещания сопредседателей Минской группы ОБСЕ азербайджанская дипломатия умышленно начала пересматривать собственные позиции и предъявлять Армении новые и абсолютно неприемлемые условия, пишет газета "Айоц Ашхар". "Требования Араза Азимова о совместном контроле над Лачинским коридором и выводе армянских войск для обеспечения свободного возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах возводят в ранг смешных его же заверения по поводу статуса НКР, т.к. этим Нагорный Карабах блокируется и лишается возможности самозащиты. Более того, Азимов настолько продвинулся в своей претенциозности, что даже вопрос Лачинского коридора увязывает с перспективой нахождения НКР в составе Азербайджана". То есть, пишет газета, Армении он предлагает полную капитуляцию - вывод войск, возвращение азербайджанцев, совместный контроль над Лачинским коридором, и после этого утверждает, что "наземная связь между Арменией и Нагорным Карабахом возможна лишь в условиях совместного использования Лачинского коридора и уважения территориальной целостности Азербайджана". Газета считает, что "подобные неприемлемые комментарии, подброшенные накануне очередного совещания сопредседателей Минской группы ОБСЕ, являются не попыткой оценки результатов встречи двух министров иностранных дел, но методом "обнуления" всего достигнутого в переговорном процессе". По мнению газеты, причинами дальнейшего ужесточения и без того бескомпромиссных позиций Азербайджана и их спешного переноса со стола переговоров на страницы прессы являются: а) серьезный "откат", заметный в российско-американских отношениях, резко уменьшающий вероятность нахождения решений в переговорном процессе в ближайшем будущем; б) визит замминистра обороны США Питера Родмана в Баку, преследовавший цель предоставления Азербайджану (по примеру Грузии) заверений, что до 2009 г. эту страну примут в НАТО; в) эйфория, возникшая в Азербайджане в связи с подписанием договора о строительстве железной дороги Карс-Ахалкалаки. По мнению газеты, "суммарным эффектом" всего этого становится осознание, что во время предстоящих переговоров можно изменить уравновешенную позицию стран-посредников в угоду Азербайджану.

Как разрешить конфликт?

На вопросы директора Института культуры Азербайджана в Германии Нируды Атешин ответил госсекретарь МВД Германии, депутата Бундестага Кристоф Бергнер:

"Урегулирование нагорно-карабахского конфликта зависит от усилий больших держав, входящих в МГ ОБСЕ - США и России. По вашему мнению, действительно ли эти страны заинтересованы в урегулировании проблемы и будут стараться ускорить этот процесс или же станут замедлять его в угоду своим интересам?

Как лицо, близко знакомое с проблемами Южного Кавказа, могу сказать, что данный конфликт в действительности является частью интересов нескольких стран. Я причисляю сюда не только интересы США и России. У Ирана и Турции также имеются интересы в регионе. Все это оказывает большое влияние и затрудняет урегулирование не только нагорно-карабахского вопроса, а также другой проблемы Южного Кавказа - абхазского конфликта. Полагаю, что Россия и США не хотят возобновления "замороженных конфликтов". Однако они опасаются потерять свои позиции в процессе их урегулирования. Это является одной из основных причин затруднения в урегулировании конфликта. Любое вмешательство в какой-либо форме или поддержка приведут к ситуации, при которой Россия и США могут создать не только проблемы, но и станут сокрушительной для двух сторон силой. В настоящее время за Арменией стоит Россия. Но я уверен, что если, независимо от желания России, стороны конфликта будут заинтересованы в урегулировании вопроса, то они смогут сами прийти к среднему знаменателю, решить проблему.

...В мою функцию как госсекретаря МВД входит и вопрос проблем национальных меньшинств. Возможно, мои мысли не так сильно помогут решению проблемы, но для меня ясно, что если среди народов Южного Кавказа не будет уважения к другим малочисленным народам, то в этом случае в регионе не будет стабильности. Например, основной мишенью моей критики является вопрос малочисленных наций, проживающих в Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Идентичные проблемы вижу и в нагорно-карабахском вопросе. Необходимо предоставить Нагорному Карабаху автономию, уважительно относиться к другим малочисленным народам. В действительности, на Южном Кавказе возможно введение кантонов, как это существует в Швейцарии. Это моя личная идея, исходящая из принципов и задач деятельности по работе с малочисленными народами. По-моему, все различные народы должны тесно сотрудничать друг с другом, находиться в общении.

Армения путем оккупации азербайджанских земель изолировала себя от всех международных проектов. Как вы оцениваете факт неуступчивости Армении и нарушения ею международных норм? Существует ли надежда на то, что по истечении времени Ереван отойдет от этой позиции?

Если речь идет о смягчении, то я не хотел бы возлагать ответственность только на армянскую сторону. Непрерывное обвинение одной стороны не приведет ни к какому урегулированию. Обе стороны сыграли роль в том, что решение проблемы зашло в тупик. С одной стороны, это желание армян Нагорного Карабаха обеспечить право на самоопределение, с другой - оккупация азербайджанских земель, включая Лачинский коридор. Официальная позиция Германии заключается в том, что границы стран являются нерушимыми и к ним необходимо относиться с уважением. Наряду с этим, мы должны принять право народов на самоопределение. В этом смысле, как лицо, обладающее всесторонней информацией о проблеме, не хотел бы оправдывать какую-либо из сторон.

Армяне убили и изгнали с родных земель азербайджанцев, более миллиона людей стали беженцами и вынужденными переселенцами. На каком основании искусственно поселенные на этих землях армяне должны обладать всеми правами, а азербайджанцы - должны быть лишены самого элементарного права на жизнь?

Проблема наличия коренной нации в Нагорном Карабахе существовала еще со времен Советского Союза. Начало борьбы за независимость породило конфликты. Без всякого сомнения, если бы там большинство имело право голоса, то армяне воспользовались бы этим. Происхождение вынужденных переселенцев связано именно с этим явлением.

Нет! Большинство населения Нагорного Карабаха составляли азербайджанцы. И сейчас в архивах хранятся результаты переписи населения, проведенной там 100 лет назад, - более 80% его населения составляли азербайджанцы, а менее 20% - армяне. Если мы внимательно изучим историю, то увидим, что исторически Карабах был частью территории Азербайджана.

Вы не обижайтесь на меня за это мнение, но вопрос заключается не в том, что Карабах является этнической национальной территорией Азербайджана. Мои познания в истории не позволяют мне согласиться с этими доводами. Известно, что в период Советского Союза этот вопрос преднамеренно решался в закрытой обстановке. Когда я изучаю события времен перестройки и демократии, становлюсь свидетелем того, что по отношению к людям применялось вооруженное насилие. Я был свидетелем и участником многих событий, переговоров и дискуссий за время председательства в группе дружбы Бундестага с Кавказом. Нужно учитывать совместные будущие интересы. А они опираются на сотрудничество с Европейским союзом. Это во многом зависит от стабильности в регионе. Нужно с вниманием относиться и к вопросу о праве народов на самоопределение, однако главным является защита территорий и приведение их в прежнее состояние. Да, это крупный конфликт, однако он разрешим. В случае выступления обеих сторон с непостижимыми претензиями конфликт может достигнуть момента, когда его уже невозможно будет урегулировать. Международная общественность и Европа возлагают на нас обязательства. Карабахский конфликт является одной из проблем, оказывающих влияние на территорию от арабских стран до Африки. Мы должны решить эту проблему во что бы то ни стало. Иначе она может разрастись и привести к более глобальным опасностям. Мы не можем сбросить с себя эту ответственность.

Сопредседатели МГ ОБСЕ неоднократно заявляли о том, что в 2006 году открылось окно для урегулирования конфликта. Но, к сожалению, из этого окна не залетели голуби мира. Как вы думаете, удастся ли добиться мира в 2007 году или же нам еще долго придется искать этот путь?

Я не верю, что страны-гегемоны желают сохранения этой напряженности в регионе на длительное время. Я не представляю себе, к примеру, что эта напряженность может служить интересам США в регионе. Я желаю урегулирования этого конфликта в 2007 году. Но пока не вижу позитивных импульсов, направленных на ускорение этого процесса. Эти импульсы должны исходить от вас самих. Думаю, что народы обеих стран должны подавить рост эмоций. Я очень откровенно говорю, что было бы хорошо уменьшить эмоциональную напряженность в регионе при помощи сильных личностей. Желаю скорейшего мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и хочу, чтобы Азербайджан стал сильным и надежным партнером Германии". ("Реальный Азербайджан", с сокращениями).

Как сообщает степанакертская газета "Демо", в рамках проекта "Построение доверия", реализуемого офисами Хельсинкской гражданской ассамблеи в Ереване, Ванадзоре, Степанакерте, Баку, Казахе и Гянджи, в 2006 году было проведено социологическое исследование, которое охватило широкий спектр вопросов - внутриполитических, социальных, гендерных, а также касающихся проблем трансформации карабахского конфликта. В сборник включен анализ результатов опроса 450 респондентов. Было опрошено по 75 респондентов из вышеуказанных 6 регионов.

На вопрос, как вы думаете, посредством чего или каких мер можно урегулировать конфликт, 60% опрошенных в Гяндже, 53% в Ереване, 47% в Казахе и 40% в Степанакерте ответили, что конфликт можно урегулировать через развитие демократии и строительство гражданского общества. 60% ванадзорцев, 53% степанакертцев и 47% казахцев считают, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха можно регулировать посредством интенсификации диалога армян и азербайджанцев. Эту идею меньше всего поддержали в Ереване и Гяндже - по 20% респондентов. 41% в Казахе и 19% опрошенных в Баку считают, что проблему можно решить посредством региональной интеграции. Идею региональной интеграции меньше всего поддержали в Степанакерте - 8%. ("Демо")

На вопрос, как вы думаете, какая из международных структур может сыграть ключевую роль в разрешении конфликта, 36% респондентов в Гяндже и 28% в Степанакерте ответили, что ООН может сыграть ключевую роль в разрешении конфликта; к роли ОБСЕ положительно относятся 29% в Ереване и 25% опрошенных в Степанакерте, в Баку ОБСЕ поддержали 8%, в Казахе - всего 1%; к роли Европейского союза положительно относятся 16% респондентов в Ереване, в Казахе - 7%; в то же самое время роль Совета Европы положительно оценивают почти во всех регионах - от 23% в Степанакерте до 45% в Казахе, зато в Ереване лишь 11% респондентов высказались в пользу этой организации. Относительно роли НАТО повышенный оптимизм наблюдается в Казахе - 40% и в Баку - 24%, в то же самое время в Ереване, Ванадзоре и Степанакерте всего лишь 11% считают, что НАТО может сыграть эффективную посредническую роль. Чрезмерно завышена роль СНГ в приоритетах жителей Степанакерта, пишет "Демо", - 40% респондентов считают, что СНГ может быть хорошим посредником в решении конфликта.

На вопрос, как вы относитесь к идее ввода войск по поддержанию мира в конфликтную зону, 65% респондентов в Баку, 63% в Ереване, 63% в Степанакерте и 60% в Гяндже ответили, что отрицательно относятся к этой идее. 56% в Ванадзоре и 54% в Казахе к идее ввода войск относятся с оптимизмом. От 16% в Ереване до 21% респондентов в Степанакерте не смогли определиться с ответом. ("Демо")

На вопрос, как считаете ли вы, что возвращение территорий привело бы к устойчивому миру, подавляющее большинство азербайджанцев ответили "да". Такого мнения придерживаются 95% респондентов в Казахе, 79% в Гяндже и 83% в Баку. В то же самое время в Ереване так считает всего лишь 1% населения, а в Нагорном Карабахе - всего 7%. 43% степанакертцев даже не хотят рассматривать такой вариант, а 58% ереванцев считают, что такой вариант не приведет к устойчивому миру. ("Демо").