Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Армения. Экономика. Общество.

Политика

Граждане Азербайджана в своих письмах, направленных в администрацию президента, выражают желание увеличить президентский срок с 5 до 7 лет. Об этом говорится в статье, опубликованной в печатном органе парламента газете "Азербайджан". Автор статьи - заведующий отделом администрации президента по работе с документами и обращениями граждан Сулейман Исмаилов - утверждает, что в большинстве поступивших в течение 2006 года обращений граждане, высоко оценивая деятельность президента Ильхама Алиева, заявляют, что "вечно хотят видеть его в должности главы государства, предлагают увеличение с 5 до 7 лет президентского срока". При этом граждане по большей части заявляют о своей поддержке внешней и внутренней политики, проводимой действующим главой государства.

В связи с этим ИА "Туран" провело опрос среди политиков страны. Председатель партии "Мусават" Иса Гамбар назвал подобные "инициативы" рудиментами советского тоталитаризма и рекомендовал властям "не позорить себя перед всем миром". Он призвал власти "прекратить брать пример с Северной Кореи". Первый заместитель председателя Демократической партии Сардар Джалалоглу призвал власти "уважать Конституцию". Он расценил "подобный образ мышления" как стремление реализовать в Азербайджане "центральноазиатскую модель". А по мнению главы партии Классического Народного фронта Мирмахмуда Миралиоглу, продление полномочий президента - это "политический анекдот и издевательство над законами". ("Туран")

Президент Ильхам Алиев заявил, что "выполнил все обещания, данные при вступлении в должности президента Азербайджана в октябре 2003 года". "Я обещал, что за пять лет (срок президентства) будут открыты 600 тысяч новых рабочих мест, и сегодня уже созданы 520 тысяч из них", - сказал глава государства на конференции, посвященной трехлетию принятия программы социально-экономического развития регионов страны. "Решаются проблемы во всех сферах - политической, экономической и социальной", - констатировал Алиев, напомнив, что за время его президентства "в несколько раз выросли заработные платы, пенсии и пособия". Президент Азербайджана считает "самым отрадным явлением" снижение уровня бедности в стране более чем вдвое - до 20 процентов. За короткое время бюджет страны вырос в 5 раз и в 2007 году составит 6,5 млрд. долларов. (ИА "АзерТАдж")

"Проект железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс еще более объединит Азербайджан, Грузию и Турцию и укрепит региональное сотрудничество, - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 7 февраля в Тбилиси на трехсторонней встрече с участием президента Грузии и премьер-министра Турции. - Реализация этого проекта принесет региону стабильность и мир, и в целом она отвечает экономическим интересам наших народов". Алиев отметил успешное сотрудничество трех стран в нефтегазовой сфере, в частности проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, и подчеркнул, что и реализация проекта Баку-Тбилиси-Карс станет конкретным шагом в направлении сотрудничества в ненефтяной области. Ильхам Алиев также подчеркнул намерение Азербайджана в 2007 году увеличить добычу и экспорт нефти и газа. ("Зеркало")

В самых похвальных выражениях отозвался о проекте строительства железнодорожного пути Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку политолог Мубариз Ахмедоглу. "Даже если с экономической точки зрения это Азербайджану не очень выгодно, но в политическом смысле это очень верный шаг. И я считаю, что данный проект является детищем главы азербайджанского государства Ильхама Алиева", - сказал Ахмедоглу. ("Зеркало")

В рамках программы военного финансирования иностранных государств администрация США планирует выделить в 2008 году Азербайджану $4,3 млн., Армении - $3 млн. Кроме этого, предлагается также в рамках международного военного образования и тренировок оказать Азербайджану помощь в размере $1 млн., Армении - $300 тыс. На осуществление демократических и экономических реформ и борьбу с коррупцией в 2008 году США планируют выделить Армении $35 млн. ("РеалАзер")

США считают Азербайджан своим стратегическим партнером и готовы помочь в обеспечении безопасности. Об этом, как передает "Тренд", заявил заместитель советника госсекретаря США Майкл Колтер. По его словам, партнерство с Азербайджаном охватывает политическую, экономическую, гуманитарную сферы, а также сферу безопасности. Как отметил дипломат, в ходе визита в Азербайджан он провел ряд встреч с министрами иностранных дел и обороны, а также с президентом страны. Целью своего визита в Баку он назвал сбор материалов о перспективных сферах стратегического партнерства между Азербайджаном и США и определение значения сотрудничества с Азербайджаном для обеспечения безопасности во всем регионе.

Принятие закона "Об альтернативной воинской службе" в Азербайджане невозможно, пока 20% территорий Азербайджана "оккупировано". Об этом заявил председатель постоянной комиссии парламента (Милли Меджлис) по правам человека, депутат Рабият Асланова. Она подчеркнула, что каждый гражданин Азербайджана обязан пройти воинскую службу. "В западных странах существуют различные модели альтернативной воинской службы. Hо в Азербайджане нет необходимости во внедрении этих моделей. Было бы безответственно брать за основу альтернативную воинскую службу в период, когда страна имеет такую большую и серьезную проблему, как нагорно-карабахская", - отметила Асланова. "525-я газета" напоминает, что Азербайджан взял на себя обязательство о принятии закона "Об альтернативной воинской службе" при вступлении в Совет Европы. ("525-я газета")

Азербайджан в срок выполняет обязательства, взятые перед НАТО. Об этом заявил журналистам первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров, передает "Тренд". Он отметил, что Азербайджан продолжает интенсивный диалог с НАТО. "В рамках программы Индивидуального партнерства будет проведена оценка обязательств Азербайджана, которая традиционно проводится каждые 2 года", - отметил Аскеров.

Базирующийся в США Международный комитет защиты журналистов (МКЗЖ) обнародовал отчет о состоянии прессы в мире за 2006 год. В минувшем году состояние прессы и свободы слова в Азербайджане продолжало ухудшаться - таков главный вывод комитета, касающийся АР. "Президент Ильхам Алиев и его союзники использовали суды как орудие против независимых СМИ, возбуждая уголовные дела по обвинению в клевете, предъявляя ложные обвинения в незаконном обороте наркотиков и подвергая тюремному заключению критически настроенных журналистов", - отмечено в документе. Министр внутренних дел Рамиль Усубов возбудил пять отдельных уголовных дел против журналистов газет "Милли йол", "24 саат" и "Азадлыг". Расследование убийства Эльмара Гусейнова не дало значимых результатов, общественность и коллеги убитого в 2005 году редактора журнала "Монитор" скептически восприняли заявление лидера преступной группы Гаджи Мамедова о том, что это он организовал убийство Эльмара Гусейнова по заказу экс-министра экономразвития Фархада Алиева, говорится в отчете. 2006 год был отмечен серией похищений и избиений журналистов: Фикрета Гусейнли, корреспондента газеты "Азадлыг", и Бахаддина Хазиева - редактора оппозиционной газеты "Бизим йол". 5 марта Гусейнли, расследовавший дела о коррупции, был похищен неизвестными, которые затем перерезали ему горло на окраине города. До этого журналисту несколько раз звонили и угрожали смертью, требуя прекратить свои публикации. Гусейнли смог выжить и вернуться к работе. 19 мая пятеро неизвестных похитили Хазиева и избивали его несколько часов, а затем переехали ему ноги автомобилем. Хазиев выжил, но получил тяжелую травму конечностей. Ни в одном из этих случаев обвинения никому предъявлены не были, что вызвало протесты со стороны журналистов и Миклоша Харашти, представителя по свободе СМИ при ОБСЕ. В октябре Национальный совет по телевидению и радиовещанию сообщил частным радиовещателям, что они должны прекратить трансляцию программ Би-би-си и двух финансируемых правительством США радиостанций - "Свобода" и "Голос Америки". В конце 2006 г., после продолжавшихся более года угроз в адрес частной телекомпании ANS, правительство приостановило ее вещание на две недели. 26 ноября власти опечатали помещение ANS и конфисковали ее оборудование, заявив, что она нарушала закон о СМИ и не платила штрафов. 23 июня полиция арестовала Сакита Захидова, автора сатирических материалов в газете "Азадлыг", обвинив его в хранении и употреблении героина. 4 октября Захидов был приговорен к трем годам заключения за хранение наркотиков. В ноябре бакинский суд вынес решение о выселении оппозиционной газеты "Азадлыг" из занимаемых ею помещений. Решение о выселении было принято также в отношении агентства "Туран", газеты "Бизим йол" и Института свободы и безопасности репортеров, которые размещались в том же здании. ("Туран")

Иранский эксперт Джалал Мохаммади прокомментировал решение властей Азербайджана отказаться от проведения в Баку Всемирного еврейского конгресса, сообщает АПА. По мнению эксперта, данное решение принято отнюдь не под давлением Ирана. Официальный Баку принял правильное решение, изменив формат мероприятия, которое должно было проходить по линии "Диалога цивилизаций", считает Мохаммади. Проведение еврейского конгресса в мусульманской стране было бы негативно воспринято мусульманскими странами, в том числе Ираном, отметил эксперт. "Если Азербайджан хочет получить поддержку Организации "Исламская конференция" (ОИК), то будет учитывать эти моменты. Еврейское лобби, выступая с подобным предложением, хотело проверить реакцию Тегерана и мусульманского мира", - добавил Мохаммади.

Азербайджан-Россия

Делая громкие заявления об отказе от транзита нефти по российскому нефтепроводу, власти Азербайджана противоречат сами себе, пишет "Российская газета". Внешне рутинные цифры, характеризующие транзит нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск, на самом деле стали сенсацией. Как оказалось, объемы транзита азербайджанской нефти по этому нефтепроводу вполне соответствуют заявке, поданной азербайджанской стороной 1 декабря 2006 года, - 1,2 миллиона тонн нефти в первом квартале 2007 года. В январе транзит азербайджанской нефти составил 375 тысяч тонн, а в совсем недавней - от 15 января! - заявке на февраль значится цифра 360 тысяч тонн. Ориентировочные объемы транзита на второй квартал, предоставленные Азербайджаном, составили 750 тысяч тонн. Сенсация в том, что громкие заявления Азербайджана о "закрытии" российского транзита для Азербайджана не имеют ничего общего с практической политикой страны в этой сфере, пишет газета. В декабре прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о прекращении транспортировки азербайджанской нефти по проходящему по территории России нефтепроводу Баку-Новороссийск. Причиной этой меры было названо решение ОАО "Газпром" с 2007 года увеличить закупочные цены на газ для Азербайджана с прежних 110 долларов США за тысячу кубометров до 235 долларов. По словам Алиева, не имея возможности покупать российский газ по новой цене, страна решила перейти на более широкое использование мазута, для чего ей неожиданно потребовалась собственная нефть. Президент Алиев говорил и о том, что в нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст. Однако это не открытие. Когда речь идет о поставках нефти и газа, политика не просто присутствует, но доминирует в межгосударственных отношениях, продолжает издание. А иногда политическая риторика начинает вообще противоречить реальной ситуации. Сегодня нефтепровод Баку-Новороссийск работает в нормальном режиме, поставки осуществляются на уровне последних двух лет. Впрочем, нужно сохранять лицо - особенно на Востоке. Очевидно, именно этими мотивами вызвано другое заявление - Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР). О том, что транзит нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск обеспечивает Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), а сама ГНКАР поставки нефти прекратила с января 2007 года. Проверки цифрами это заявление не выдерживает, утверждает "Российская газета". В соответствии с планами, обнародованными в декабре прошлого года, АМОК предполагала прокачивать по Баку-Новороссийск по 315 тысяч тонн нефти в месяц, ГНКАР - 85 тысяч тонн. Реальный объем транзита в январе составил 375 тысяч тонн. Таким образом, речь идет скорее о незначительном сокращении, чем прекращении транзита азербайджанской нефти. И недавние заявления министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева о прекращении делового сотрудничества с Россией и смене курса энергетической политики выглядят по крайней мере странно, пишет газета. Зато совершенно очевидны причины того, почему Азербайджан не решился прекратить экспортные поставки нефти по трубе Баку-Новороссийск, продолжает издание. Надежность этого нефтепровода, который был реконструирован всего несколько лет назад, не вызывает сомнений. Особенно если учесть то, как компания "Транснефть" обеспечивает промышленную и экологическую безопасность его эксплуатации. Несмотря на то, что правительство Азербайджана не перестает говорить об экономической нецелесообразности использования маршрута Баку-Новороссийск, отказываться от него официальный Баку не собирается. И это понятно, ведь прокачка сырья по трубопроводу Баку-Супса остановлена из-за проведения технических работ на трубе, а на неблагоприятное техническое состояние трубопровода указывают многие специалисты. При этом вступивший в строй в июле прошлого года нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан предполагает приемлемые условия прокачки нефти только для акционеров проекта. Для "третьих" грузоотправителей они определяются в ходе специальных переговоров и превышают тариф российского маршрута. Баку-Новороссийск работает по принципу равнодоступности. Сегодня это единственный по-настоящему конкурентоспособный маршрут транспортировки нефти из Азербайджана, считает газета. Власти Азербайджана даже пообещали с 1 июля 2007 года прекратить в республике вещание российских телеканалов - Первого канала и РТР. Громкие слова произнесены, но отложенный (как минимум) характер вступления решения в силу позволяет заподозрить азербайджанскую сторону всего лишь в демонстрации "непримиримой" позиции. Азербайджан громко заявил о разрыве сотрудничества с российской компанией, но посчитал, видимо, невозможным открыто сообщить, что поставки нефти в российский нефтепровод Баку-Новороссийск продолжаются. Если это забота об имидже страны, то выглядит такая забота более чем странно, пишет "Российская газета".

Информации о массовых нарушениях прав азербайджанцев, проживающих в России нелегально, и об их массовой депортации является абсолютной выдумкой, совершенно не соответствующей действительности. Об этом ИА "Тренд" заявила уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджана Эльмира Сулейманова, комментируя итоги своего визита в Москву. По ее словам, в ходе визита она изучила положение нелегальных мигрантов, проживающих в России, поскольку в Азербайджане была распространена ложная информация о массовой депортации азербайджанцев с применением насилия и даже пыток. "Однако во время визита в Москву я убедилась в том, что все это было абсолютной выдумкой, совершенно не соответствующей действительности", - заявила омбудсмен. Как отметила Сулейманова, согласно недавно принятому в Российской Федерации миграционному законодательству, граждане иностранных государств, не имеющие официального права проживать и работать в Москве, подвергаются либо выдворению из страны, либо депортации. Нелегалы-азербайджанцы занимают третье место в списке нелегалов-иностранцев, проживающих на территории Российской Федерации.

Азербайджан-Армения

Для урегулирования карабахского конфликта нужны "важные призывы" к компромиссам. Такое мнение высказал глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Ленмаркер, выступая 9 февраля перед студентами в Баку. "Мы отслеживаем встречи президентов и министров иностранных дел двух стран, и складывается впечатление, что они способны на решительные шаги", - сказал Ленмаркер. Он отрицательно ответил на вопрос о возможности применения косовской модели разрешения конфликта к Нагорному Карабаху. В Косово ситуация иная, считает он. Вместе с тем, Ленмаркер отметил приемлемость предложений Минской группы ОБСЕ (МГ) для урегулирования карабахского конфликта. На его взгляд, все ресурсы сторон и международного сообщества должны быть мобилизованы для мирного урегулирования конфликта. По мнению Ленмаркера, стороны могут достичь мирного соглашения после майских парламентских выборов в Армении. На вопрос, будет ли представлен в ходе летней сессии ПА ОБСЕ доклад Ленмаркера по Нагорному Карабаху, он ответил, что работа над отчетом завершена, однако его обсуждение может обострить ситуацию. Поэтому Ленмаркер решил не представлять доклад на обсуждение. (ИА "Туран")

"Вариант решения косовской проблемы не может быть примером в деле урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. У каждого конфликта свои особенности, и неправильно проводить между ними параллели", - заявил в Баку американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Говоря о возможностях урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Брайза отметил, что в настоящее время ситуация не сложная, однако из-за предстоящих выборов в Армении график переговоров напряженный. Думаю, что проблема будет урегулирована, но когда, не знаю, сказал он. Сопредседатель подчеркнул, что оптимистично подходит к данному вопросу. Американский сопредседатель сообщил, что в ближайшее время состоится очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении. (АПА)

Позиция Азербайджана остается прежней и заключается в том, что, пока не устранен факт армянской "агрессии", между конфликтующими странами невозможно ни двустороннее, ни многостороннее сотрудничество. Об этом сообщил начальник управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна о готовности своей страны участвовать в строительстве Транскаспийского газопровода. Осканян, выражая удивление позицией Азербайджана, которая заключается в том, что без его согласия Армения не может присоединиться к данному проекту, сказал: "Однако Азербайджан должен учитывать, что посредством газопровода будет транспортироваться не только азербайджанский, но и центральноазиатский газ. И Армения на основании многосторонних или двусторонних договоров может использовать эту возможность", - сказал он. Таир Тагизаде подчеркнул, что армянская сторона не учитывает одну вещь - Азербайджан не только транзитная страна, но и страна-экспортер. "Поэтому говорить о том, что на многосторонней основе в обход Азербайджана Армения сможет что-то сделать - бред сивой кобылы. Я не знаю, кого армянский министр пытается обмануть - себя, своих коллег по МИДу, представителей руководства Армении или международную общественность, а может, всех вместе", - резюмировал он. ("Тренд")

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков не согласен с мнением своего американского коллеги по МГ Мэтью Брайзы о том, что основные элементы соглашения по нагорно-карабахскому урегулированию согласованы и остались лишь технические детали. "Я бы так не говорил, что они технические. Они как бы не только технические", - сказал Мерзляков. По его словам, более верным является предыдущий комментарий министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что остались 1-2 существенных вопроса, которые необходимо согласовать окончательно. Российский сопредседатель сообщил о желании посредников МГ ОБСЕ организовать очередную встречу глав МИД Армении и Азербайджана в начале марта. "Мы над этим работаем. Но окончательной договоренности пока нет. Мы хотим, чтобы это произошло не позднее начала марта", - сказал Мерзляков. ("Тренд")

Члены правящей партии "Ени Азербайджан" протестуют против установки в Армении памятника так называемому "освобождению" Шуши. В письме партии выражается возмущение тем фактом, что Армения, "оккупировавшая" 20% территории Азербайджана и "нарушившая нормы и принципы международного права", воспользовавшись безнаказанностью, совершает "провокации" против Азербайджана. "Решение, принятое правительством Армении об установке в Ереване памятника в ознаменование 15-летия оккупации азербайджанского города Шуша, может считаться очередным ударом по процессу мирных переговоров, проводимых в рамках Минской группы ОБСЕ. С одной стороны, это прямо доказывает непосредственное участие этой страны в оккупации, а с другой стороны - демонстрирует деструктивную и неискреннюю позицию Армении в переговорах, проводимых в рамках Минской группы ОБСЕ. Установление армянской стороной памятника в связи с оккупацией не вписывается не только в международные нормы, но и в нормы этики и человечности". В письме партия "Ени Азербайджан" призывает сопредседателей МГ пресечь "очередную провокацию Армении". ("Ени Азербайджан")

"Карабахские сепаратисты начинают выдачу жителям непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики" своих карабахских "паспортов". Причем в недавно принятой "конституции" "НКР" в статье о гражданстве не расписаны ни порядок, ни правила получения гражданства. А следовательно, обладателем карабахского "паспорта" может стать любой желающий армянин", - пишет "Эхо". Газета продолжает: "Спешка, которую проявляют в Карабахе, судя по всему, связана с "выборами" на пост "президента" "НКР", которые должны пройти летом этого года. Однако помимо "внутриполитических" причин выдача карабахских "паспортов" может быть связана с возможным референдумом по статусу Карабаха. Не исключено, что, выдавая карабахские "документы" всем желающим, сепаратисты хотят таким образом завысить численность армянской общины Карабаха. А это, как надеются власти непризнанного образования, поможет им повлиять на результаты голосования. Юрист-международник Эркин Гадиров охарактеризовал эти новые шаги властей самопровозглашенной "НКР" как "полностью нелегитимные, как и все их предыдущие решения подобного рода". "Да и выборы "президента" тоже ведь никем признаны не будут. Так что ни о каком признании нового количества населения Нагорного Карабаха на основании таких псевдодокументов тоже говорить не приходится. Это будут юридически недействительные документы. Повлиять на ситуацию в будущем они тоже никак не могут, потому что сами по себе это будут вовсе не паспорта, а всего лишь бумажка какая-то". "Во-первых, сама эта информация армянских СМИ требует дополнительной перепроверки, - говорит начальник управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде. - Во-вторых, я бы хотел посмотреть, в какую страну, кроме, может быть, Армении, можно будет въехать с такими "паспортами". В любом случае я расцениваю эти шаги как уже спазматические попытки урвать себе хоть что-то, прежде чем наступит неизбежное. А неизбежное - это восстановление территориальной целостности Азербайджана, одним путем или другим. Не имеют значения попытки сепаратистов искусственно завысить количество армянского населения Нагорного Карабаха за счет этих "паспортов". Тут есть два момента. Во-первых, с точки зрения международного права гражданами Азербайджана (а голосовать могут только граждане Азербайджана) в отношении нагорно-карабахского региона являются только те лица, которые проживали там на момент начала конфликта. А во-вторых, референдум все равно будет общенациональным. И это позиция не Азербайджана, а международного права. По Конституции АР, любой другой референдум и опрос общественного мнения будет незаконным и неконституционным. Насколько я знаю, даже если они привезут армян с Марса и Венеры, все равно армян окажется меньше, чем граждан Азербайджанской Республики". ("Эхо")

Экономика

К середине весны правительство Азербайджана собирается еще раз пересмотреть цены на энергоносители, коммунальные и транспортные услуги. Об этом стало известно газете "Зеркало" из информированных источников в правительстве. Цены на газ для населения повысятся в два раза. Цена одного киловатта электроэнергии, литра бензина, если сравнить с предыдущим повышением, увеличится ненамного, всего на треть - и станет 8 и 80 гяпик соответственно. Скорее всего, Тарифный совет и на этот раз обоснует очередное повышение цен реформами в экономической сфере и необходимостью поднятия тарифов до уровня общемировых. "Уровень США для нас не предел. Надо догнать и перегнать Европу. Репутация самой бурно развивающейся страны того требует", - пишет газета.

Правительство Азербайджана расписалось в неспособности сдержать рост бюджетных расходов на фоне роста нефтяных доходов. Как заявил в парламенте министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, в течение ближайших 5 лет Азербайджан, по различным оценкам, получит $25-40 млрд. нефтяных доходов, и в таких условиях сдерживание роста бюджетных расходов становится малоэффективным. "Простым сокращением темпов роста бюджетных расходов мы ничего не добьемся, поэтому и решили идти более сложным путем, который связан с развитием экономики, но в то же время с усилением макроэкономического регулирования, прежде всего, инфляционных тенденций", - сказал Шарифов. В свою очередь МВФ предлагает правительству ограничить бюджетные расходы для обеспечения контроля над инфляцией. "МВФ предлагает нам сдерживать рост бюджетных расходов, что, по мнению его экспертов, позволит решить определенные проблемы в экономике, в том числе сдержать инфляционные тенденции. Наши позиции в этом вопросе отличаются. Если мы последуем рекомендациям МВФ, то это, во-первых, приведет к существенному снижению темпов экономического развития Азербайджана, а во-вторых, к сокращению инвестиций в экономику, а также сдерживанию реализации крупных инвестиционных проектов", - сказал Шарифов. Уже сейчас государственные инвестиционные расходы превышают 50% внутренних инвестиций. "В то же время мы не должны допускать существенного роста бюджетных расходов, чтобы сдерживать инфляционные тенденции. Поэтому рост текущих бюджетных расходов должен происходить за счет финансирования наиболее важных проектов, и Министерство финансов будет уделять особое внимание вопросам увеличения финансирования инвестиционных расходов", - сказал Шарифов. (ИА "Финэко")

Нефтяной сектор в 2006 году обеспечил налоговые поступления в государственный бюджет Азербайджана в объеме $1920,7 млн. по курсу на конец года (0,8714 маната за 1 доллар США). Как сообщил министр налогов Азербайджана Фазиль Мамедов, в 2006 году налоговые поступления от нефтяного сектора выросли на 1131,6 млн. манатов, или на 208,7%. "Общие налоговые поступления от нефтяного сектора составили 1673,7 млн. манатов, в том числе 972,9 млн. по налогу на прибыль подрядчиков по разработке блока месторождений "Азери-Чыраг-Гюнешли" (члены консорциума АМОК)", - сказал Мамедов. Для сравнения: налоговые поступления от ненефтяного сектора выросли на 157,4 млн. манатов (+17,8%) и составили 1042,9 млн. манатов. Соответственно, нефтяной сектор обеспечил 61,6% налоговых поступлений. В 2007 году от нефтяного сектора ожидается поступление 2,6 млрд. манатов налогов. (ИА "Финэко")

Ежедневно в экономику Азербайджана инвестируется порядка $20 млн., тогда как в 90-х гг. такие результаты не наблюдались даже в годовом исчислении, сообщил начальник главного управления налоговой политики и стратегических исследований Министерства налогов Азербайджана Акиф Мусаев. По его мнению, это является показателем, подтверждающим наличие приемлемого инвестиционного климата в стране, что повышает ответственность налоговых органов. "Это важно еще и исходя из того, что по последним распоряжениям президента страны на социальное обеспечение предусмотрено выделить 800 млн. долларов", - сказал он. ("Тренд")

Азербайджанское общество маркетологов (АОМ) представило итоги отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности. Как сообщил исполнительный директор АОМ Фуад Алиев, отчет охватывает 126 стран мира. "Исследования проводились на основе конкурсов, в которых принимали участие 10993 юридических лица, статистических данных о ВВП на душу населения, профиците/дефиците бюджета к ВВП, уровне достатка населения, налоговых процентных ставках, объеме импорта-экспорта, государственного долга, развитии информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения и образования, других статистических данных. По итогам данных исследований Азербайджан занял 64 место среди 126 стран мира и третью позицию среди стран СНГ после Казахстана и России. В опросе 2006 года участвовали 75 азербайджанских компаний", - сказал Алиев. В отчете за 2005 год Азербайджан занимал 62 позицию. "Не надо расценивать показатель на 2006 год как потерю позиций 2005 года. Рассматривая позиции в группах, в которых проводился опрос, мы увидим, что Азербайджан не потерял свои позиции, а сохранил и укрепил их", - отметил председатель правления АОМ Рагим Гусейнов. С 2004 года АОМ участвует в подготовке годового отчета о глобальной конкурентоспособности как азербайджанский партнер Всемирного экономического форума. (ИА "Финэко")

Общество

Президент Азербайджана Ильхам Алиев поручил правительству в течение ближайших 2-3 лет добиться полной ликвидации бедности в республике, сообщил министр финансов страны Самир Шарифов на открытии первого заседания азербайджано-американской комиссии по экономическому партнерству. "Для достижения этой цели в 2006 году правительство внедрило систему адресной социальной помощи. В 2007 году мы продолжим проведение мероприятий, направленных на сокращение уровня бедности", - отметил он. Министр уточнил, что консолидированный бюджет Азербайджана на 2007 год составляет порядка $8 млрд. "Правительство Азербайджана будет продолжать финансировать проекты, направленные на создание и улучшение инфраструктуры, в том числе и социальной", - подчеркнул он. "За последние два года Азербайджан добился существенного прогресса в вопросе сокращения уровня бедности. Если по итогам 2004 года уровень бедности составлял 42%, по итогам 2005 года - 29%, то по итогам 2006 года он снизился до 20%", - сказал Шарифов. (ИА "Финэко")

Вступили в силу поправки к УК Азербайджана, согласно которым лица, занимающиеся хищением природного газа, электро- и теплоэнергии, будут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Определения уголовной и административной ответственности вступили в силу с 6 февраля 2007 года. В сообщении ОАО "Азерэнержи" говорится, что согласно внесенному в УК пункту 189-1 "в отношении абонентов, незаконно подключившихся к сети природного газа, электроэнергии и теплоэнергии, будут предприняты различные меры наказания, начиная от административных штрафов до лишения свободы". Этим пунктом установлена уголовная ответственность и работников предприятий энергоснабжения, халатно относящихся к своим служебным обязанностям или превысивших полномочия в корыстных целях, а также ответственных лиц, не предотвративших такого рода деяния. "Наряду со штрафами в крупных размерах, этих лиц ожидает наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 6 лет", - добавили в пресс-службе энергокомпании. Изменения предусматривают штрафы за хищение природного газа, электроэнергии и теплоэнергии и за нарушение правил бытового использования этих ресурсов в небольших размерах. ("АзерТАдж")

В Азербайджане вступили в силу новые правила лицензирования и требования к производству лекарственных средств. Этими правилами, согласно подписанному президентом указу о применении принятого парламентом в декабре 2006 года закона "О лекарственных средствах", запрещается реклама лекарств. Также ужесточается распространение информации о лекарственных средствах. Такая информация может быть распространена лишь в инструкциях по использованию лекарств, в рецептах врачей, в специализированных изданиях для медицинских работников, монографиях, справочниках, научных статьях. Сведения о лекарственных средствах разрешается распространять на конференциях, конгрессах, симпозиумах, научных советах. ("Новое Время")

Правительство Азербайджана не отказывается от индексации вкладов населения в азербайджанском отделении Сберегательного банка СССР, обесценившихся после 1 января 1992 года. Как сообщил ИА "Финэко" председатель постоянной комиссии парламента Азербайджана по экономической политике Зияд Самедзаде, комиссия уже задумывается о перспективе индексации. "Министерство финансов активно работает в этом направлении, в частности ведется совместная с Kapital Bank инвентаризации таких вкладов. В то же время окончательной схемы индексации еще не предложено", - сказал Самедзаде. Распоряжением президента страны Ильхама Алиева от 26 октября 2005 года была создана государственная комиссия по подготовке и проведению индексации. Ей отводилось 2 месяца на проведение инвентаризации и определение схемы индексации вкладов, весь объем которых сконцентрирован в государственном Kapital Bank. Первичный законопроект предполагал проведение индексации в течение 8 лет - до 2014 года. Индексация должна была затронуть 2 млн. вкладчиков и, по первичным оценкам, требовала $600 млн. Затем оценка общей суммы расходов на индексацию была повышена до 500-600 млн. манатов в течение 7-8 лет. По одной из схем за каждую тысячу советских рублей предлагалось выплачиваться порядка $111, что является одним из самых высоких показателей в СНГ, где индексацию провели или декларировали 8 государств. В государственном бюджете на 2006 год было предусмотрено выделение на индексацию 50 млн. новых манатов ($57,1 млн.), которые так и не были использованы. Остаток вкладов населения в азербайджанском отделении Сберегательного банка СССР на 1 января 1992 года оценен в 6,5 млрд. советских рублей.