Казахстан - Европа: на энергетических "парусах". Казахстан меняет инвестиционную политику. В ВТО вместе с Россией и Украиной. Крупнейшие банки против политики ограничений. Правительство и регионы - восемь задач и персональная ответственность. Казахстанские шахтеры просят снизить пенсионный возраст. С чего начинается родина: закон о государственных символах.

Внешняя политика

Президент Казахстана посетил с визитом Германию - страну, которая в настоящее время председательствует в ЕС и инициирует пересмотр отношений Европейского союза с государствами Центральной Азией и Казахстаном. Это была первая дальняя зарубежная поездка Нурсултана Назарбаева в 2007 году. По подсчетам российских СМИ, Назарбаев посетил Германию в седьмой раз, но впервые его принимали с воинскими почестями. В ходе визита президент Казахстана встретился с рядом немецких общественно-политических деятелей, в частности, федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель, экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером, председателем Бундестага ФРГ Н.Ламмертом, федеральным президентом ФРГ Херстом Келлером. Казахстанские СМИ подчеркивают важность внешнеполитического и экономического сотрудничества с ФРГ. Об этом, по мнению прессы, свидетельствует и тот факт, что Германия является шестым по значимости торговым партнером Казахстана. В 2006 году товарооборот стран превысил 2 миллиарда долларов США. Казахстан при общем объеме казахстанских инвестиций за рубеж в 18 миллиардов долларов, инвестировал в экономику Германии порядка 1,3 миллиардf долларов. По объему поставок нефти в ФРГ республика занимает пятое место. После визита в ФРГ Н.Назарбаев отправился на Украину, где нынешний год объявлен годом Казахстана на Украине. Там же состоялся бизнес-форум "Казахстан - Украина: новые возможности для бизнеса". Пресса акцентирует внимание на том, что и с ФРГ, и с Украиной Казахстан во многом связывают заинтересованность этих двух государств в казахстанских энергоносителях.

Как отмечает "Экспресс-К", новый год в нашей большой политике начался с серьезных дел: с визита президента РК Нурсултана Назарбаева в ФРГ. "Читай - в Евросоюз, в котором теперь председательствует Германия и который, по мнению германских же политиков, считает Казахстан государством, играющим ключевую роль в Центральноазиатском регионе. Затем лайнер с казахстанским флагом на борту совершит перелет из Берлина в Киев". Рассказывая о цели визитов в ФРГ и Украину, издание напоминает, что Европейский союз находится в поисках альтернативных источников топлива, "...чтобы уменьшить зависимость от России, считают российские эксперты. И, как сообщает радиостанция "Свобода", из Берлина Назарбаев отправляется в Киев, также для обсуждения проблем, связанных с поставками энергоносителей".

Газета упоминает и о председательстве ФРГ в ЕС, а также о том, что Германия "...в первой половине 2007 года инициирует принятие новой стратегии отношений ЕС со странами Центральной Азии, включая Казахстан". Возможно, считает "Э-К", это говорит о том, что мы видимся Европе не только образцом политической стабильности в своем регионе (к слову, Казахстан поддерживает инициативу Германии о постоянном представительстве в Совете Безопасности ООН), но и становимся достаточно заметным бизнес-партнером. "К примеру, как импортер германских товаров - станков, автомобилей, химической продукции и продуктов питания - Казахстан уступает, пожалуй, только России и Украине, а Германия же после России является вторым главным импортером казахстанской нефти, сплавов меди и железа".

"Известия-Казахстан" цитируют Ангелу Меркель, высказывания которой совпадают с общей риторикой казахстанских политиков и масс-медиа: "Регион Центральной Азии - один из главных акцентов председательства Германии в ЕС. Мы очень хотим сотрудничать с данным регионом, и с Казахстаном, в частности". По словам Н.Назарбаева, казахстанско­-германское партнерство основывается на солидном фундаменте экономического сотрудничества, активном политическом диалоге, близости позиций по основным вопросам глобальной и региональной политики. "Казахстан поддерживает стремление Германии занять пост постоянного члена Совета Безопасности ООН". "И-К" подчеркивают, что главное в сотрудничестве ФРГ и Казахстана - это энергетическое партнерство. "В конце прошлого года в Брюсселе уже подписан Меморандум между Республикой Казахстан и Европейским союзом о взаимопонимании в области энергетики и парафировано Соглашение о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях. Теперь дело за практической реализацией этих документов".

"Казахстанская правда" полагает, что визит Н.Назарбаева в ФРГ "...с полным правом можно назвать триумфальным". Издание подробно описывает ход поездки казахстанского президента: "...На протяжении визита главы государства в столице Германии беспрерывно моросил мелкий дождь, небо было затянуто низкими хмурыми тучами. Однако атмосферу, в которой проходили все встречи казахстанского лидера, иначе как отличной назвать невозможно! Максимально теплая и искренняя, она способствовала тому, что любое официальное мероприятие превращалось в доверительный диалог, наполненный конструктивными идеями и сугубо позитивными эмоциями". Кроме того, передает "Казправда" тонкости встречи Н.Назарбаева, "задолго до прибытия кортежа президента Казахстана глава немецкого правительства появилась на парадной лестнице своей резиденции с тем, чтобы лично проверить готовность участников официальной церемонии приема высокого гостя". "Традиционная немецкая педантичность не подвела, - пишет издание, - стройные ряды солдат бундесвера, военный духовой оркестр и многочисленная армия представителей СМИ - все в полном порядке. Рукопожатие лидеров".

По оценке газеты, встреча Н.Назарбаева с представителями общественно-политических и деловых кругов ФРГ в гостинице "Адлон" "прошла с аншлагом": "Появление главы нашего государства в "бальном" зале, заполненном до отказа, было встречено бурными и продолжительными аплодисментами. Представители депутатского корпуса, известные политики и руководители ведущих немецких компаний стоя приветствовали высокого гостя, с очевидным интересом ожидая его вступления... Нурсултан Назарбаев рассказал об экономических успехах нашей страны за последние годы. А они, нужно признать, впечатляют. Окрепло чувство уверенности в казахстанской государственности. Но строительство государства является чрезвычайно сложным, длительным и, порой, болезненным процессом, который не может быть осуществлен на основе жесткого графика или утопических планов, как не может быть и полностью заданным сверху. Глава государства подчеркнул, что возможность для Казахстана построить современное демократическое государство появилась в результате распада империи. С самого начала мы столкнулись буквально с лавиной советов и давлением со стороны западных правительств, международных институтов и НПО. Большинство таких советов - особенно в части экономических вопросов, а также важности права собственности и верховенства закона - были бесценны. Но некоторые - в отношении демократических преобразований - во многом неадекватными... Говоря о демократических преобразованиях в нашей стране и об отношении к этому процессу на Западе, глава государства выделил один важный аспект: ошибочно полагать, что люди в Азии не желают демократии. Любой здравомыслящий человек всегда выскажется в пользу демократического управления. Однако многие не захотят отказаться от правил и привычек, которые несовместимы с новыми ценностями, пока не поймут, что преимущества этих ценностей перевешивают то, что им придется принести в жертву".

По мнению президента Казахстана, долнительный импульс развитию казахстанско-германских отношений могут дать несколько направлений: создание новых производств, в частности, реализация проектов с немецкой компанией "Тиссен Крупп" по строительству металлургического завода по производству металлического кремния, а также производств биохимической продукции, новых сплавов, машиностроения, сети перерабатывающих производств текстильной, деревообрабатывающей продукции, строительных материалов. Вторым направлением, считает Н.Назарбаев, могут стать проекты, направленные на развитие современных информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий, новых материалов. Следующее перспективное направление - развитие инфраструктуры, в том числе энергетической. "Казправда" также сообщает о предстоящем 28 марта в Астане мероприятии "тройка ЕС" - совещании действующего и будущего председателя (Португалия) Евросоюза, председателей Еврокомиссии и Европарламента с руководителями Министерства иностранных дел РК. В ходе встречи будут определены конкретные области сотрудничества для реализации германской инициативы по сближению Европейского союза и стран Центральной Азии, включая Казахстан. По мнению Нурсултана Назарбаева, передает газета, ими могут стать борьба с терроризмом, наркотрафиком и экстремизмом, экология, экономика и гуманитарно-политическое сотрудничество, в том числе в области освоения опыта административного управления, в котором Германия преуспела.

Сразу по окончании германского визита Н.Назарбаев отправился на Украину, где состоялось торжественное открытие года Казахстана. "Случайно это или нет, но пока президент республики открывал Год Казахстана на Украине, уже зарегистрированная социал-демократическая партия Жармахана Туякбая презентовала в республике казахстанский вариант украинского закона "Об оппозиции", - проводит аналогии "Литер". - Хотя не секрет, что для наших властей и оппозиции Украина является важным партнером. Первые видят в ней потенциального коллегу по совместным нефтегазовым проектам. Что касается вторых, то для них Украина - образец для подражания даже после того, как внутри "оранжевых" началось политическое разложение". В то же время, полагает издание, для Киева "...более важна официальная Астана, чем казахстанские почитатели "оранжевой революции". "Украинская элита ясно понимает, что на постсоветском пространстве Казахстан с каждым годом начинает играть более активную роль - одного из экономических центров, к тому же обладающего аппетитным нефтегазовым пирогом, - говорится в статье. - Что касается самого Казахстана, то, как оказалось, революционные процессы на Украине не помешали стране сохранить довольно высокие темпы экономического развития и свой мощный промышленный потенциал, который интересен нашей республике. Поэтому неудивительно, что кроме торжественной церемонии открытия Года Казахстана, нашу делегацию больше интересовал бизнес-форум представителей казахстанских и украинских деловых кругов".

"Новое поколение" обращается к недавнему очередному Давосскому экономическому форуму. Изучив выступления казахстанских делегатов, издание резюмирует, что Казахстан решил в корне изменить свою инвестиционную политику. "Если раньше инвесторов заманивали в основном нефтью, то теперь приоритет отдается реализации проектов в сфере инфраструктуры и глубокой переработки. На этом делался главный упор казахстанской делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе". "НП" также напоминает, что руководитель казахстанской делегации - заместитель главы администрации президента - Владимир Школьник выступил с докладом о намерениях республики войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. "Говорить о том, как это отразится на реальном рейтинге, пока рановато, но нашей стороне пока достаточно того, что мировые эксперты взяли этот вопрос на заметку, - отмечает газета. - На сессии форума "Ось нефти", в которой принял участие министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов, больше всего обсуждался вопрос энергообеспечения европейских стран. И если прежде мировые инвесторы были ориентированы в основном на разведку и добычу нефти в нашей стране, то теперь с трибуны форума был озвучен призыв подключиться к проектам по развитию нефтехимии. Как сообщил Бактыкожа Измухамбетов, сотрудничество нашей страны с Евросоюзом и Европейской комиссией в области энергетики расширяется как по объему, так и по географии. Поэтому и в сфере глубокой переработки, наверняка, будут найдены общие точки соприкосновения". Также в ходе совещания обсуждался вопрос вступления в ВТО. Как говорит Бактыкожа Измухамбетов, по итогам проведенных переговоров Казахстан намерен вступать во Всемирную торговую организацию одновременно с Украиной и Российской Федерацией. Министр высказал мнение, что мы вступим в ВТО не позже, чем в начале следующего года, а может, и до конца текущего".

Внутренняя политика

Между тем, в финансовой сфере Казахстана всплыло на поверхность открытое противостояние между коммерческими банками и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). Ряд казахстанских банков, в том числе входящих в первую тройку лидеров банковской системы, публично заявили о несогласии с политикой регулятора, а именно: введением ограничений внешний заимствований банков. Первым мнение от всего финансового сектора в конце прошлого года на конгрессе финансистов высказал Народный банк Казахстана (НБК) - устами своего председателя правления, экс-председателя Национального банка Григория Марченко. На этот раз руководители несогласие с политикой АФН высказали другие крупные участники банковской системы - Казкоммерцбанк, ТуранАлемБанк, Альянс Банк.

"Банкиры пошли ва-банк и выступили против дальнейшего закручивания гаек в финансовом секторе, - пишет "Экспресс-К". -... Они пожаловались премьер-министру Кариму Масимову, что весной их ожидают очередные ограничения по внешним займам. Эту меру они считают не только непродуманной, но и ошибочной". Издание напоминает, что недавний разговор у премьера фактически продолжил горячие споры на VI конгрессе финансистов Казахстана. "Тогда банкиры сочли неоправданными ограничения по внешним займам, которые должны были сдержать разгул инфляции в стране. Эксперты посчитали, что в этом виноват так называемый монетарный фактор. Слишком активно банки одалживаются за рубежом и раздают кредиты казахстанцам. На этом фоне угрожающими темпами растет внешний долг. Поэтому для финансовых институтов ввели ограничения по зарубежным займам и увеличили порог ликвидности. Тогда выступивший от имени всего банковского сообщества председатель правления Народного банка Григорий Марченко заявил, что подобные меры обернулись обратным эффектом. Если в позапрошлом году банки заимствовали около трех миллиардов долларов, то за девять месяцев прошлого эта цифра возросла втрое. Марченко сравнил их с подходами горбачевской антиалкогольной кампании. То есть такая политика может привести к повышению процентных ставок и другим нежелательным последствиям. Однако, по оценкам главы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Армана Дунаева, она себя оправдывает: у банков вырос собственный капитал, кардинально изменилась структура портфелей и втрое сократилась доля краткосрочных займов. Посему тактика ужесточения требований будет продолжена".

"Спор между банкирами и руководством Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) по поводу введения с 1 марта 2007 года двух новых лимитов на внешние заимствования продолжается, - констатируют "Известия-Казахстан". -... На совещании у премьер-министра с резкой критикой этого решения выступили представители нескольких банков. После чего глава правительства предложил еще раз взвесить все "за" и "против" вновь созданной рабочей группе по повышению конкурентоспособности финансового сектора страны".

Банкиры "...выдали свои расчеты: ограничения приведут к увеличению процентных ставок по кредитам, что, соответственно, отразится на себестоимости продукции, - продолжает "Панорама". - В итоге АФН, вместо того чтобы снизить инфляцию, наоборот, увеличит ее". Издание цитирует высказывание председателя совета директоров ТуранАлемБанка Мухтара Аблязова: "Те меры, которые предполагает АФН - это фактически остановить локомотив на полном ходу. Если вы ставите задачу финансировать несырьевой сектор, и банки с этим справляются, и доля эта нарастает, то для чего ограничивать внешние займы, чтобы деньги стали дороже? Если количество денег резко уменьшается, то себестоимость денег резко увеличивается. Соответственно, это влияет на инфляционные процессы, и снижается та самая конкурентоспособность, о которой мы говорим. Как мы войдем в 50 конкурентоспособных стран мира с таким подходом?". Также "И-К" приводят мнение председателя совета директоров Казкоммерцбанка Нуржана Субханбердина: "Вопрос звучит как-то странно. Или у нас уже все построено, что мы хотели построить - нефтехимические заводы, переработка сельского хозяйства? У нас много что еще не построено, и те длинные дешевые финансовые ресурсы, которые сегодня появились благодаря многолетней работе, они дают шанс преобразить страну сегодня и материальную базу".

Во "Времени" руководитель Альянс Банка Маргулан Сейсембаев прогнозирует последствия введения ограничений: "Чтобы реализовать на практике требования АФН, казахстанским банкам придется досрочно до конца 2007 года вернуть зарубежным инвесторам около 8 миллиардов долларов из ранее привлеченных средств. Эта сумма сопоставима с бюджетом страны! Мы резко сократим финансирование строительства, производственных и инфраструктурных проектов. Представьте, что бизнесмен строит жилой комплекс стоимостью в сотни миллионов долларов. Часть денег он получил в прошлом году, а в этом году банк не сможет его финансировать. Стройка заморозится. Тысячи людей лишатся рабочих мест. Вместе с ними лишатся работы люди в смежных отраслях. Очень многие не смогут платить проценты по той же ипотеке. Ведь мы не только будем выводить деньги из реального сектора, но и перестанем привлекать новые деньги. А это, по нашим оценкам, примерно 15 миллиардов долларов, которые в этом году не попадут в нашу экономику. Банки резко сократят выдачу кредитов, поскольку нашей основной задачей станет возврат ранее выданных денег. Упадут цены на недвижимость, потому что сократится количество денег в экономике... Падение цен на недвижимость будет очень кратковременным. Не стоит обольщаться на этот счет. А в среднесрочной перспективе цены вырастут еще больше. Ведь если банк оценил вашу квартиру в сто тысяч долларов и дал вам кредит под жилье, а цена квартиры упала до пятидесяти, то вам придется либо предоставить банку новый залог, либо доплатить разницу банку, либо банк у вас просто ее заберет. В результате у банков скопится огромное количество квартир и непогашенных кредитов. А это уже кризис ликвидности банков.... Ввод нового жилья резко сократится: нет финансирования - нет строительства. А потребность в жилье в нашей стране еще долго будет оставаться высокой. Дефицит приводит к росту цен, это очевидно всем. Банки начнут финансировать только краткосрочные проекты под высокие проценты, поскольку деньги тоже будут в большом дефиците. Все это соответственно отразится на затратах предпринимателей - вот вам и новый виток инфляции. А это, в свою очередь, скажется на благосостоянии наших сограждан. И о новом производстве, новых заводах-фабриках нам придется забыть - слишком долгий срок окупаемости проектов".

Между тем, пишет "Панорама", быстрый рост (а за прошлый год активы банковской системы увеличились вдвое) вызывает озабоченность регулятора, который хотел бы... если не предотвратить возможный в будущем кризис, то хотя бы минимизировать его последствия. "При этом дефиниция понятия кредитный бум на международных рынках означает рост кредитного портфеля банков со скоростью свыше 45% в год, такой рост часто приводит к спадам и кризисам. Среди главных рисков, присущих банковскому сектору, риск, связанный с тем, что валютный баланс банков по обязательствам и баланс их операций внутри Казахстана расходятся достаточно сильно. Другой риск связан с чрезмерно быстрым ростом потребительского кредитования, которое выросло со скоростью 120-150% в год у разных банков, неизвестно, каково на самом деле качество потребительских кредитных портфелей, и то, окажутся ли у людей достаточные средства для того, чтобы платить по этим кредитам в случае экономического спада". Критику банкиров в АФН отвергают, полагая, что "...реальному сектору не слишком угрожает дефицит или удорожание финансовых ресурсов в этой связи, поскольку банки в основном кредитуют операции с недвижимостью и торговые операции (справедливости ради можно сказать, что за исключением крупнейших компаний сырьевого сектора, имеющих выход на западное фондирование, такие предпочтения банков соответствуют имеющейся структуре экономики. Ужесточения вряд ли могут способствовать тому, чтобы портфель "расконсервировался" и банки легче расставались с более длинными деньгами, необходимыми для производственных проектов)".

По мнению "Панорамы", дискуссия, возникшая вокруг ограничений, сильно напоминает прошлогоднюю ситуацию и те аргументы, которые высказывались накануне введения предыдущего тура ужесточений денежно-кредитной политики. "Оценки оппонентов относительно результатов уже действующих ограничений расходятся достаточно сильно. Агентство финансового надзора считает, что введенные ограничения "решили ровно те задачи, которые ставились при их введении" и банки снизили долю краткосрочных внешних заимствований. По мнению Нацбанка, влияние введенных новых значительно более жестких минимальных резервных требований способствовало вместе с ужесточением денежно-кредитной политики тому, что инфляция оказалась в прогнозируемом коридоре. Банки, в свою очередь, говорят, начиная с ноябрьского конгресса финансистов, о своих потерях в связи с замороженными деньгами и о том, что макроэкономические проблемы страны не могут решаться за счет частных финансовых институтов".

"Известия-Казахстан" считают, что столь горячих споров можно было бы избежать, если бы госструктуры, принимая те или иные решения, интересовались предложениями финансового сектора. "Увы, этого не происходит: мнение банкиров спрашивают в последнюю очередь, когда практически ничего уже нельзя изменить. Тогда как финсектор готов к сотрудничеству и конструктивному диалогу, тем более что цель и у банкиров, и у правительства общая: в успешном развитии страны заинтересованы все. К примеру, намерение АФН и Министерства финансов начать систематические проверки банков у представителей этого сектора возражений не вызвало. Наоборот, они "за" усиление контроля". В свою очередь глава правительства Карим Масимов "...дал понять: он заинтересован в том, чтобы ситуация разрешилась самым желаемым компромиссом по принципу "и волки сыты, и овцы целы". Поэтому правительству поручено в течение недели "проанализировать последствия предлагаемых мер по усилению регулирования банков и повышению резервных требований и на основе анализа внести конкретные предложения". Премьер также объявил о создании при правительстве специальной рабочей группы для выработки предложений, направленных на повышение конкурентоспособности финансового сектора. Ассоциации финансистов предложено делегировать в эту группу всех, кого сами финансисты сочтут нужным. Кроме того, после представления в парламенте программы правительства (ожидается, что это будет 9 февраля) каждый четверг под председательством Премьер-министра будут проходить заседания Совета по экономической политике, в которых будет участвовать председатель Ассоциации финансистов Серик Аханов и другие представители финансового сектора".

"Очевидно, - полагает "Панорама", - решение должно было бы приниматься на основании более четких оценок относительно того, каким образом ужесточения скажутся на экономическом росте и конкурентных позициях казахстанских банков в СНГ. (Возможно, АФН сможет сделать какие-то оценки на следующих этапах обсуждения.) Быть может, все эти потери являются оправданной ценой за снижение рисков кризиса, который, правда, не прогнозируется самими банками, оценивающими свои кредитные портфели изнутри. Ситуация на банковском рынке, где конкуренция очень высока, а процесс выхода на IPO только начался, делает возможным и развитие событий, когда банки, стремясь сохранить свою рыночную долю, от которой в том числе серьезно зависит цена пакетов акций при выходе на IPO и продаже стратегическим инвесторам, будут не поднимать ставки и сокращать кредитование, а пытаться сократить разницу между фондированием и ставками кредитования... Если такая реакция банков будет преобладающей, то возможно будет говорить не о снижении рисков в результате применения регуляторных норм, а скорей о их росте".

Правительство

В правительстве на минувшей неделе обсуждалась ситуация в регионах. Состоялось расширенное заседание с акимами (главами местных администраций) всех областей, Астаны и Алма-Аты. Кроме того, премьер-министр Карим Масимов впервые совершил поездку по регионам в новой должности.

"Республика" рассказывает, что первая задача, которую премьер-министр поставил перед подчиненными - провести административную реформу. "Говоря о качестве государственных услуг населению, Масимов поручил в срочном порядке разработать реестр и утвердить стандарты государственных услуг, оказываемых как центральными, так и местными исполнительными органами. Далее Загипе Балиевой было приказано обобщить практику центров обслуживания населения (ЦОН), сделать выводы и устранить недочеты в работе, чтобы граждане получали действительно доступные и качественные услуги. Аслану Мусину было поручено сократить количество правительственных программ со 120 до 5-7. Всем министерствам, агентствам, акиматам, госхолдингам и компаниям, в них входящим, поручено определить стратегические цели своей деятельности на 5 лет и сформулировать их в виде конкретных индикаторов и показателей, чтобы потом правительство их утвердило". Со своей стороны издание полагает, что "...куда разумнее было бы создать центр для разработки и реестра, и стандартов, куда можно было собрать специалистов из разных ведомств и зарубежных экспертов, чтобы они на основе мирового опыта, достижений информационных технологий, новой идеологии - чиновники оказывают услуги населению, а не наоборот, могли бы сделать все как надо. И уже на основе разработок центра, адаптированных под казахстанскую действительность, например, когда существуют разные стандарты для Алма-Аты и Астаны, областных центров и районов, те могли бы массированно внедряться. Причем благодаря центру у правительства была бы возможность вневедомственного контроля над правильностью и своевременностью выполнения этой работы. Более того, центр мог бы сделать расчеты потребности средств, оборудования, подготовки и переподготовки кадров, потому что без них невозможно управлять процессом повышения качества госуслуг".

Поручение всем министерствам, агентствам, акиматам, госхолдингам и компаниям, в них входящим, определить стратегические цели своей деятельности на 5 лет и сформулировать их в виде конкретных индикаторов и показателей, считает "Республика", "...сродни тому, что полководец вместо того, чтобы дать конкретный и четкий приказ каждому войсковому соединению, что, как и когда делать и чего добиваться, требует от них самим сформулировать себе стратегические цели на пять лет". Способы решения еще одной задачи - совершенствование бюджетного планирования и межбюджетных отношений, также полагает издание, "весьма сомнительны": "Во-первых, глава правительства ничего не сказал о привлечении местных представительных органов власти к управлению местными бюджетами - и, похоже, это не оговорка, а позиция. Между тем никаким административным контролем сверху, никакими стандартами учета и финансовой отчетности невозможно пресечь массовое растаскивание средств в регионах. Во-вторых, поручать работу по совершенствованию межбюджетных отношений министерствам экономики и финансов значит пускать козла в огород". Рассуждая о развитии регионов, продолжает газета, "г-н Масимов случайно "отдавил ноги" своему предшественнику". "Он, видимо, не хотел, но сделал это, поинтересовавшись, как многочисленные дорогостоящие бизнес-инкубаторы и центры поддержки бизнеса повлияли на увеличение числа активных субъектов малого бизнеса, объема произведенной ими продукции и увеличение ее доли в ВВП", - говорится в заметке. Следующая задача - "развитие и защита конкуренции - это один из важнейших факторов роста конкурентоспособности". "Как заявил Масимов, сегодня госорганы не всегда способны бороться с ограничением конкуренции и защищать субъекты рынка от недобросовестной конкуренции".

"Другими словами, - считает газета, - глава правительства не понимает, как в рыночной экономике обеспечивается свобода предпринимательства, и не считает потребителей и предпринимателей, их объединения основной силой, способной противодействовать монополистам и недобросовестной конкуренции". Еще одним поручением стало улучшение системы управления инфраструктурой. "Обозначив проблемы, Масимов поручил подготовить предложения по их решению тем же людям и ведомствам, которые не смогли справиться с ними за предыдущие годы. Смогут ли чиновники придумать что-то новое, что позволит кардинально улучшить ситуацию в области коммунальных услуг, водохозяйственной сфере, энергетике, транспорте и связи? Надежда только на институты развития, которым предложено присоединиться к данной работе". Задачу в области аграрной политики "...премьер-министр тоже только обозначил, но никак не раскрыл свой стратегический подход". "Поэтому казахстанцам придется обходиться следующим ЦУ: "В области аграрной политики главная задача - обеспечение устойчивого развития комплекса на основе роста производительности, доходности его отраслей и развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции".

По мнению "Нового поколения", своим выступлением перед акимами премьер-министр "отрепетировал доклад о программе своего правительства... Восемь поручений, озвученных премьером, станут основой программы действий правительства до 2009 года". При этом "квинтэссенция ее - правительству необходимо провести административную реформу и закончить все начатые ранее дела. Что касается административного реформирования..., то оно красной линией проходит через все 8 поручений. Главное новшество - отвечаешь за дело головой. Точнее, креслом. Об этом Карим Масимов несколько раз напоминал своим подчиненным в ходе выступления". Как отмечает издание, чиновники получили персональные задания. "Что касается территориального развития страны, то, по поручению премьера, обязательным становится учет направлений этого развития при размещении крупных производств и реализации новых инвестиционных проектов в регионах.... По его словам, отныне правительство должно знать, когда, в каком регионе и в каком масштабе должны происходить изменения. "И вы персонально будете отвечать - каждый за свой участок, на своем уровне". Что касается реализации индустриально-инновационной стратегии, то, по мнению главы правительства, особое внимание требуется уделить энергетической отрасли. Поскольку с 2009 года перед Казахстаном встанет проблема дефицита электроэнергии в объеме 4 миллиарда кВт/ч. На это повлияет как растущая энергоемкость производств, так и 70-процентная изношенность инфраструктуры отрасли.... Одновременно с развитием бизнеса и его инфраструктуры правительство намерено уделить пристальное внимание и вопросам окружающей среды.... Кроме того, на повестке дня стоят вопросы развития конкуренции, с ограничением которой не всегда "способны бороться госорганы". Социальное развитие, улучшение системы управления инфраструктурой, рост производительности аграрной сферы, доходность ее отраслей и развитие национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции - по всем пунктам программы указания получили ответственные министры". Со своей стороны "НП" резюмирует, что "...вообще вся программа правительства отныне строится на личной ответственности каждого за вверенный ему участок работы. Этакое разграничение уровней полномочий в рамках административной реформы: руководишь - отвечай. При этом сам премьер, судя по всему, оставил за собой должность "куратора проекта".

"Панорама" рассказывает о визите Карима Масимова в Карагандинскую область. "Премьерская программа состояла как из традиционных "достижений" (презентация областной и городской программ жилищного строительства в Караганде), так и из не менее традиционных посещений "передовиков производства", "совещаний с активом" и встреч с местной бизнес-элитой". В частности, в ходе посещения АО "Миттал Стил Темиртау" прозвучало несколько просьб: так, профсоюз угольщиков попросил о снижении пенсионного возраста шахтерам, на что "...Карим Масимов пообещал "взять на свое рассмотрение", предупредив: "Я не могу обещать, что вопрос будет решен, но гарантирую, что он будет всесторонне рассмотрен".

Парламент

На прошлой неделе парламент Казахстана рассмотрел ряд законопроектов, среди которых был и законопроект о государственных символах. Закон предусматривает унифицированные требования при изготовлении госсимволов и снимает ограничения по применению флага государства гражданами. Депутатские запросы касались проблем в образовании, жилищного строительства. Так, "Республика" сообщает, что мажилисмен Рауан Шаекин обозначил перед премьер-министром проблемы развития профессионального образования. "Депутат потребовал, чтобы правительство предоставило ему свой план действий по решению проблемы профессиональных кадров из числа казахстанцев, а не "привозных" работяг". Дело в том, что "...сегодня в Казахстане практически не осталось старых добрых ПТУ, в которых готовили столь необходимые в любой стране "рабочие руки". По официальным данным, подготовка кадров непосредственно по техническим профессиям осуществляется только в 107 профессиональных школах, где обучаются около 54 тысяч человек, и в 122 колледжах на 109 тысяч учащихся. Правительство, конечно, предпринимает меры, но, увы, совсем не для восстановления профессиональных технических училищ". Депутат Алихан Байменов "...потребовал, чтобы правительство четко ответило: когда и какие меры будут предприниматься "для установления эффективного контроля стандартов качества в жилищном строительстве, соблюдения сроков, совершенствования системы городского планирования, совершенствования правовой базы для долевого строительства".

А на совместном заседании палат парламента депутаты в первом чтении одобрили проект конституционного закона "О государственных символах Республики Казахстан". Законопроект парламентариям представил министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, рассказывает "Литер". "Основная цель новой редакции закона - повысить статус и детализировать использование и правоприменение Государственного флага, Герба и Гимна. В законопроекте также заявлено, что в общеобразовательные программы школ и колледжей будет введен обязательный предмет по изучению государственных символов. По мнению разработчиков документа, общественные объединения и другие организации не могут использовать флаг и герб в качестве геральдической основы, а Государственный гимн не может служить в качестве основы для других музыкальных произведений. При этом законопроектом определяется, что Государственный гимн исполняется только на государственном языке. Кроме того, главная песня страны должна будет ежедневно открывать и завершать эфир вещания телекомпаний и радиостанций, зарегистрированных на территории республики". Как отмечает газета, "...некоторых депутатов удивила "вольность" законопроекта по отношению к Государственному флагу. В частности, споры вызвала норма, где говорится об установлении флага на зданиях и помещениях по желанию их владельцев". Однако разработчик проекта убежден, что "...ограничений по применению государственного флага не должно быть. Это международная практика. Любой гражданин может вывешивать Государственный флаг хоть на балконе собственного дома".

"Новое поколение" рассказывает о нюансах презентации законопроекта о госсимволах: "...Темой обсуждения стала... семиотика. Парламентарии и министр долго спорили, чем флаг с гербом считать: символом или атрибутом. Разногласие, как это нередко бывает, возникло в казахской редакции Конституционного закона о госсимволах: как назвать флаг или герб - "нышан" (атрибут, знак чего-либо) или "рамиз" (символ). Депутаты долго дискутировали с министром, мол, если флаг и герб еще можно назвать "знаком" (нышан), то гимн под "знак" никак не подходит". Е.Ертысбаев объяснил, что при выборе термина министерство культуры и информации исходило Конституции страны, принятой в 1995 году. "...Депутаты не долго думали и почти единогласно одобрили законопроект в первом чтении. Оставив изучение тонкостей казахской лингвистики для согласительной комиссии".

"По информации "Литера", второе чтение законопроекта состоится на совместном заседании сената и мажилиса 16 апреля. К этому времени народным избранникам предстоит столкнуться с весьма интересными нюансами документа. Например, определиться с прочтением в казахском варианте словосочетания "государственный символ".

"Панорама" сообщает о работе верхней палаты парламента. На минувшей неделе депутаты сената проявили активный интерес к проблемам развития рынка ценных бумаг. Состоянию и перспективам рынка ценных бумаг был посвящен специальный круглый стол, организованный в сенате парламента. Как пишет издание, "участники дискуссии единодушно заявили: рынок ценных бумаг в Казахстане есть. А вот уровень его развития всеми оценивается по-разному. Так, спикер сената Касым-Жомарт Токаев отметил, что за годы независимости в республике создана законодательная база, утверждена концепция развития финансового сектора, однако "стадия становления" все еще не преодолена". По мнению первого вице-президента АО "Казахстанская фондовая биржа" Иделя Сабитова, "...рынок развивается достаточно неплохими темпами: биржевой индекс начал резко расти с начала 2005 года, сделав настоящий "скачок" в период с осени 2005 - весны 2006 года. По оценкам биржи, в настоящее время на рынке заключается "порядка 15 процентов сделок обществом физических лиц, что уже само по себе неплохой показатель". Вместе с тем г-н Сабитов признал, что одной из основных проблем, сказывающихся на развитии РЦБ, является нежелание крупных компаний "делиться собственностью". В общем, заключает издание, "все предложения были выслушаны не только депутатами, но и членами правительства. Прошедший круглый стол обещает стать лишь началом дискуссии, которая затем перейдет в разряд конкретных действий и найдет отражение в программах или проектах законов. К примеру, предложениями Ассоциации финансистов заинтересовались парламентарии. И если у самой ассоциации не получится "достучаться" до правительства, то воспользоваться их идеями и воплотить их на практике вполне могут народные избранники".

"Панорама" также сообщает, что на очередном пленарном заседании сената, которое было первым после назначения спикером палаты экс-министра иностранных дел Касым-Жомарта Токаева, парламент ратифицировал дополнительный протокол к соглашению между Казахстаном и МАГАТЭ. "Несмотря на "парламентскую молодость" нового председателя палаты, пленарное заседание прошло в обычном режиме, законопроекты обсуждались быстро и конструктивно. Так, сенаторы приняли проект "О ратификации дополнительного протокола к соглашению между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия". Протокол, подписанный 6 февраля в Вене, направлен на обеспечение открытости ядерной деятельности в Казахстане и содействие укреплению режима нераспространения". Кроме того, в первом чтении одобрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной границы Республики Казахстан". Как поясняет газета, "этим документом вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, направленные на уточнение полномочий органов пограничной службы, а также поправки, предусматривающие введение административной ответственности за незаконную передачу минеральных и живых ресурсов территориальных и внутренних вод Казахстана, пересматривается сумма штрафа за нарушение правил въезда в страну". "В законодательство вносятся изменения, предусматривающие введение базы данных по похищенным паспортам, а также нормы, дополняющие полномочия пограничников при досмотре и опознавании иностранных морских судов", - говрится в статье. Также в первом чтении сенаторы одобрили поправки в законодательство по вопросам интеллектуальной собственности. "Вносимыми изменениями совершенствуется институт условно-досрочного освобождения, предлагается освободить осужденных от удержания из их доходов стоимости питания и коммунального обслуживания. Администрацию исправительных учреждений предложено наделить полномочиями по внесению в суд представления о назначении принудительного лечения от туберкулеза лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и уклоняющихся от обязательного или принудительного лечения в период отбывания наказания".