Обзор СМИ Иркутской области за 26 января - 2 февраля

О планах создания крупнейшей вертолетной базы в Восточной Сибири, которая должна стать опорной площадкой при строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), на базе аэропорта Усть-Кута рассказывает издание "Коммерсант. Восток России". Материал под заголовком "Ютэйр" сел на пути ВСТО" опубликован в номере от 2 февраля. "31 января авиакомпания "Ютэйр", крупнейший вертолетный оператор России, и алмазодобывающая компания АЛРОСА сообщили об изменениях в структуре собственности ОАО "Аэропорт Усть-Кут" (Иркутская область): перевозчик приобрел у алмазодобывающей компании 51% акций аэропорта. В "Ютэйре" подтвердили факт сделки, ее сумму стороны не раскрывают", - пишет автор.

Как отмечает издание, сейчас аэропорт, расположенный в 10 км от райцентра Усть-Кут, убыточен (по итогам 2005 года убытки составили 8,9 млн. рублей) и обслуживает в основном авиакомпанию "Ангара", выполняющую несколько рейсов в неделю. "Мы полагаем, что в преддверии активного развития Восточной Сибири это будет наша опорная точка", - пояснил Андрей Мартиросов, гендиректор "Ютэйра", занимающего около 40% рынка вертолетных услуг в Западной Сибири, в основном в интересах нефтегазовых компаний.

Как пишет газета, Усть-Кут действительно должен стать одним из важнейших узловых пунктов строящегося компанией "Транснефть" нефтепровода ВСТО: "Уже сейчас этот город является центром его строительства. На ВСТО ведутся строительно-монтажные работы на участках Тайшет - Усть-Кут и Усть-Кут - Талаканское месторождение. Рядом с Усть-Кутом расположены крупнейшие месторождения Восточной Сибири, которые станут ресурсной базой для заполнения ВСТО - Талаканское (разрабатывает "Сургутнефтегаз"), Верхнечонское (ТНК-ВР и "Роснефть"), а также гигантское Ковыктинское газоконденсатное месторождение ("РУСИА Петролеум", контролируемой ТНК-ВР, "Интерросом" и иркутской обладминистрацией)".

"Мы тоже считаем аэропорт Усть-Кут перспективным, - сообщил Владимир Спиридонов, гендиректор компании "Аэрофьюэлз групп", которой принадлежит аэропортовый топливно-заправочный комплекс. - Получение "Ютэйром" контроля в аэропорту - правильный шаг". По словам Владимира Спиридонова, рост объемов перевозок в нем может существенно превысить среднеотраслевые с учетом строительства ВСТО и освоения крупных нефтегазовых месторождений. Топ-менеджер также сообщил, что "Аэрофьюэлз групп" готова предоставить новому совладельцу аэропорта "максимально благоприятный ценовой коридор в поставках авиакеросина не только в Усть-Куте, но и других аэропортах присутствия компаний". В свою очередь Андрей Мартиросов сообщил изданию, что варианты сотрудничества с "Аэрофьэлзом" - предмет обсуждения в будущем. Объем необходимых инвестиций в развитие аэропорта пока не называется.

Газета отмечает, что в 2005 году компания "Ютэйр" вложила в строительство, реконструкцию, ремонт и закупку спецтехники принадлежащих ему аэропортовых активов более 200 млн. рублей. "Принадлежащие компании аэропорты в Ноябрьске, поселках Березово, Игрим, Мыс Каменный и Тазовский обслужили 161,8 тыс. пассажиров, их выручка составила 278 млн. рублей, прибыль - 33,6 млн. рублей. При этом выручка от вертолетных работ "Ютэйра" в России в 2005 году - 1,4 млрд. рублей. Однако конкуренцию "Ютэйру" в Усть-Куте может составить автотранспорт. Так, в рамках проекта соединения Верхнечонского месторождения с Талаканским и системой ВСТО вместо автозимника Усть-Кут - Мирный сейчас строится автодорога (Усть-Кут - Витим - Ленск) стоимостью 3 млрд. рублей", - говорится в статье.

Об электоральных перспективах мэра Ангарска Евгения Канухина, едва не исключенного из "Единой России", на перевыборах, которые пройдут в конце 2007 года, рассказывает "Областная газета" в номере от 2 февраля под заголовком "Единороссы" оставили мэра Ангарска себе". 31 января в мэрии Иркутска состоялись заседания президиума политического совета и самого политсовета Иркутского регионального отделения (ИРО) "Единой России". Ранее планировалось, что в этот день на суд членов политсовета будет вынесен вопрос об исключении из рядов "единороссов" мэра Ангарска. Однако этот пункт не попал в повестку дня. Как отмечает издание, окончательно решить судьбу Евгения Канухина взялся президиум, в декабре сам же вынесший вопрос на рассмотрение всего политсовета, в который входят 72 человека.

В результате закрытой дискуссии внутри президиума, прошедшего за час до политсовета, решение ангарского отделения партии об исключении Евгения Канухина из рядов "Единой России" было отклонено и аннулировано. Главный федеральный инспектор в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, занимающий пост секретаря политсовета ИРО, Константин Зайцев оставил без комментариев результаты голосования, но заявил, что в этот раз "мы более детально изучили все аспекты этого дела".

По информации газеты, 31 января против отмены решения об исключении мэра Ангарска высказались несколько человек, в том числе один из главных оппонентов Евгения Канухина, гендиректор ОАО "Ангарское управление строительства" и глава ангарской партячейки Виктор Середкин. Однако протестных голосов на этот раз оказалось недостаточно. "Областная" напоминает, что в середине ноября политсовет Ангарского отделения проголосовал за исключение мэра из "Единой России" за систематическое нарушение партийной дисциплины. Ангарские "единороссы", в частности, обвинили Евгения Канухина в том, что он отказался поддерживать партийных ставленников на довыборах в городскую думу, которые прошли в октябре: "Члены президиума политсовета ИРО указали на неправомерность ряда формулировок, приведенных в решении местного политсовета. Так, действующий мэр, как должностное лицо, не имел права оказывать поддержку и агитировать за кого-либо из кандидатов. Члены президиума пожурили Евгения Канухина и Виктора Середкина за организацию конфликта, который получил публичную огласку и негативно отразился на имидже партии, и рекомендовали наладить им нормальные отношения".

"Однако приведет ли решение руководства ИРО о сохранении в рядах "единороссов" Евгения Канухина к прекращению конфликта, говорить пока сложно. Дело в том, что, по неофициальной версии, противостояние мэра и руководства крупных предприятий Ангарска носит "хозяйственный" характер. В частности, горадминистрация расторгла с ОАО "АУС" договор на реконструкцию стадиона "Ермак" из-за срыва сроков выполнения работ. Также мэрия выразила недовольство тем, что АУС, имея ряд земельных участков, не ведет на них строительство более трех лет. И, несмотря на формальное окончание противостояния, "хозяйственные" проблемы никуда не исчезли", - пишет издание.

По мнению автора, попытка примирения сторон, очевидно, вызвана крайне неподходящим политическим моментом для внутрипартийного конфликта: "В этом году в Ангарском муниципальном образовании должен завершиться затянувшийся референдум по вопросу объединения Ангарска и прилегающих поселков в единый муниципалитет, а ближе к концу года состоятся перевыборы мэра и выборы в Госдуму, имеющие для "единороссов" принципиальное значение. По результатам проведенных социологических исследований рейтинг Евгения Канухина среди ангарчан чрезвычайно высок и колеблется около отметки в 60%. Действующий мэр ранее заявлял, что примет участие в выборах в 2007 году вне зависимости от решения вопроса об исключении его из "Единой России". Кроме того, по имеющейся информации, переговоры о возможном вступлении Евгения Канухина в "Справедливую Россию" проводило руководство второй "партии власти". Таким образом, решение президиума "Единой России" временно обезопасило партию от потери столь популярной среди жителей Ангарска политической фигуры. Однако это совсем не означает, что кандидатура Евгения Канухина будет поддержана "единороссами" на перевыборах главы администрации. В таком случае, в свете намерения действующего мэра в любом случае баллотироваться на новый срок, не исключается возможность того, что вопрос о членстве Евгения Канухина в "Единой России" будет поднят вновь ближе к осени этого года".

О новом назначенце в структурах администрации Иркутской области, пришедшем с Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД возглавлял Александр Тишанин, ставший затем губернатором Приангарья), рассказывает 2 февраля "Коммерсант. Восток России" в материале "Железнодорожник поменял рельсы на асфальт". "1 февраля замглавы администрации Иркутской области Анатолий Никитин представил коллективу ОГУП "Дорожная служба" нового гендиректора - бывшего начальника службы промышленных и гражданских сооружений станции Иркутск ВСЖД Василия Куделькина. Прежний руководитель "Дорожной службы" Виктор Бушуев не проработал и полугода", - рассказывается в статье.

Сейчас, по информации издания, департамент имущественных отношений Иркутской области проводит проверку, касающуюся привлечения ОГУП кредита в размере 150 млн. рублей. "Многочисленные претензии к работе ОГУП "Дорожная служба" по содержанию и ремонту дорог неделю назад (26 января - ИА REGNUM) на заседании регионального совета Иркутской области высказали мэры муниципальных образований, после чего губернатор Александр Тишанин предупредил гендиректора ОГУП Виктора Бушева: "Неделю потерпим, а дальше мероприятия должны дать реальный эффект".

Газета напоминает, что первые претензии к работе "Дорожной службы" возникли у губернатора Александра Тишанина в августе 2006 года. Тогда он провел два совещания, на которых попытался разобраться, как работает областное госпредприятие, и что вообще делать с дорогами. Деятельность и финансовое положение дорожной службы тогда были признаны неудовлетворительными. Александр Тишанин заявил, что только 30% областных и 15% местных дорог находится в хорошем состоянии. По версии представителей Дирекции по эксплуатации дорожного фонда, в этом виновато исключительно руководство "Дорожной службы" в лице начальника, депутата заксобрания Иркутской области Сергея Мутовина. В конце сентября контракт с Сергеем Мутовиным был расторгнут. Тогдашний замглавы администрации Иркутской области Сергей Кыштымов заявлял, что смена руководства благотворно скажется на деятельности предприятия. Причиной отставки Сергея Мутовина Сергей Кыштымов называл неудовлетворительную работу "Дорожной службы". В частности, по словам замгубернатора, за 6 лет с прибылью предприятие сработало только в 2002 году".

Впрочем, Сергей Мутовин заявлял тогда газете о том, что по итогам первого полугодия 2006 года "Дорожная служба" получила прибыль. "За 9 месяцев прибыль предприятия составила 60 млн. рублей, а по итогам 11 месяцев - 39 млн. рублей. 16 млн. рублей было списано в убытки", - пояснил источник, знакомый с ситуацией в "Дорожной службе". Более того, как удалось выяснить изданию, ОГУП в декабре 2006 года получило кредит в размере 120 млн. рублей в Сбербанке, а в январе 2007 года взяло еще 30 млн. рублей для пополнения оборотных средств. Сейчас департамент имущественных отношений проводит проверку, касающуюся этого кредита. Впрочем, замдиректора департамента Марина Орлинская отказалась подтвердить или опровергнуть эту информацию.

О продолжении громкого скандала в Черемхово, где местная жительница обвинила судью районного суда в изнасиловании, рассказывает издание "СМ номер один" в материале под заголовком "Дело черемховского судьи рассмотрят его коллеги", опубликованном 1 февраля. "Дело судьи Черемховского районного суда, которого обвинила в изнасиловании жительница города Черемхово, сдвинулось с мертвой точки. Девушка была найдена родственниками в гараже суда в тяжелом физическом и моральном состоянии, доставлена в больницу. В том же гараже находился и судья. Сегодня родственники пострадавшей ждут решения о возбуждении против обидчика уголовного дела", - говорится в статье.

"Если бы мы не нашли ее вовремя, ее, может, и в живых бы не было. Моя дочь, оказывается, находилась в состоянии комы. Это определили по ее крови и по ее самочувствию. Врачи вывели ее из тяжелого состояния, но от нас скрывали сам факт комы", - говорит мама девушки Ольга Михайловна. Как стало известно изданию, генпрокурор РФ Виктор Чайка вынес представление по этому делу. "СМ номер один" обратилось в прокуратуру Иркутской области, чтобы выяснить, каким образом дело судьи будет разворачиваться дальше.

"Сейчас ждут представления генерального прокурора РФ в суд - о даче заключения в действиях председателя Черемховского районного суда наличия признаков состава преступления, в котором он обвиняется. Представление генпрокурор подписал 24 января. Потом будет назначена дата судебной коллегии, где примут решение", - пояснил помощник прокурора Иркутской области, старший советник юстиции Александр Семенов. Семья пострадавшей девушки и, естественно, она сама испытывают давление общественного мнения. Ольга Михайловна удивлена и огорчена этим: "В городе говорят, что мы взяли от судьи миллион и не будем продолжать бороться, что он, мол, откупился. Это не так. Мы намерены добиваться справедливости".

О печальном событии - доставке груза-200 в Иркутскую область - рассказала 2 февраля программа "Вести-Иркутск" в сюжете "Обстоятельства смерти Никиты Самитова выяснит следствие". "Груз-200 прибыл из Челябинска в Байкальск, где сейчас живут родители Никиты Самитова. 16-летний курсант высшего военного училища штурманов, выпускник школы города Тулуна погиб на этой неделе. Прокуратура завела уголовное дело.

Кабинет №38 средней школы города Тулуна. Здесь учился Никита Самитов, сидел за этой первой партой. Увлекался компьютерными технологиями, занимался рукопашным боем. Любил шутить и очень хотел жить. И вот самоубийство. Его классный руководитель Владимир Рогачев не верит в случившееся: "Парень современный, активный. Почему такая трагедия? Должны разобраться. Мне кажется, что были созданы условия, в которых он не мог уже поступить по-другому". Первокурснику Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов Никите было только 16.

По словам сотрудника учебного заведения, Никита Самитов повесился, когда находился в наряде. Однокурсники выдвигают версию, что он не хотел учиться в училище. Его одноклассники говорят совершенно другое: "Он так хотел поступить в это училище. Он был такой счастливый, когда принимал присягу. Довольный". Челябинская военная прокуратура выясняет, имели ли место неуставные отношения. Уголовное дело возбуждено по статье 110 "Доведение до самоубийства". "Сочинили такое стихотворение: Никита любит мастерить, так что не стесняйтесь. Машину надо починить - к Никите обращайтесь. Вот таким мы помним Никиту", - говорит педагог-организатор МОУ №19 Тулуна Лариса Лыткина. В военном комиссариате города Тулуна Никиту хорошо помнят. Он проходил здесь медицинскую комиссию и профессиональный психологический отбор, на котором показал очень высокий результат. Никиту похоронят 3 февраля в Байкальске.