В преддверии кампании по выборам парламента Абхазии президент республики Сергей Багапш ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM, касающиеся этого события.

ИА REGNUM: Уважаемый президент, в демократическом государстве любая предвыборная кампания - это не просто процесс смены той или иной ветви власти, но и возможность определить, какие именно проблемы в наибольшей степени волнуют сегодня общество, составляют основу общественной повестки дня. Какую повестку дня формирует для Абхазии кампания по выборам в парламент, которые должны состояться в марте?

В повестке дня одна самая главная проблема - независимость Абхазии и ее международное признание, выполнение воли народа Абхазии, выраженной на референдуме 1999 года. Это было основой повестки дня перед президентскими выборами 2004 года, это является основой повестки дня предстоящих парламентских выборов. Все, что мы делаем и во внешней, и во внутренней политике подчинено этой цели, потому что ни о каком вхождении в состав Грузии речи не идет вообще. Выборы всегда вносят в общество определенное разделение - есть провластные, есть оппозиционные кандидаты. Но идея независимости должна сплотить народ. Все, кто идет в парламент, должны понимать, что идут ради этой идеи.

Одно дело - объявить о независимости, а другое - построить действительно независимое, действительно демократическое государство. Для этого, в частности, нужна мощная законодательная база.

ИА REGNUM: А какова внутриполитическая повестка дня?

Здесь на первом месте вопрос развития социальной сферы. Инвестиции в социальную сферу не дают быстрой отдачи, они дают отдачу через 10, 15 лет, но мы будем делать такие инвестиции, потому что ни одно государство не сможет развиваться, не инвестируя в молодежную политику, в сферу образования, в здравоохранение. Нам трудно было заниматься этим в первые послевоенные годы, но сейчас у нас появляется такая возможность. При этом нам необходимы реформы в социальной сфере.

ИА REGNUM: Какие реформы?

В частности, реформа здравоохранения. У нас в столице столько больниц, поликлиник, скольких, наверное, и в Париже нет. Надо понять, нужны ли они в таком количестве. На мой взгляд, необходимы и государственные, и частные больницы. При этом в государственные больницы могут прийти малообеспеченные люди и получить там лечение не хуже, чем в других местах.

ИА REGNUM: В связи с выборами заходила речь о паспартизации населения. Закончена ли выдача паспортов гражданам Абхазии?

До конца этот процесс довести пока не удалось, он продолжается. Проблема учета населения досталась нам "в наследство" от послевоенного времени, когда была большая миграция населения из района в район. Мы хотим решить эту проблему качественно. Имеется в виду выдача паспортов, учет населения, фотографирование, у некоторой категории населения - снятие отпечатков пальцев для базы данных. К этим выборам довести процесс до конца было сложновато. Думаю, мы завершим его к будущим президентским выборам. Нужно еще год-полтора. Пока мы выдали примерно 35 тысяч паспортов. Нам ведь еще требовалось время, чтобы обучить людей, обеспечивающих эти мероприятия.

ИА REGNUM: Абхазское общество сегодня характеризуется довольно сложным национальным составом. Есть ли гарантии, что в парламент попадут представители всех национальностей? Вопрос касается не только беженцев, возвращающихся в Гальский район, но и, например, русской, армянской общин Абхазии.

Я неоднократно говорил, что парламент не должен быть мононациональным. Там должны быть представлены русские, армяне, по возможности греки, репатрианты - потомки наших соотечественников-махаджиров [махаджирами называли абхазов и черкесов, выехавших в Турцию и страны Ближнего Востока во время Кавказской войны в XIX веке - ИА REGNUM]. Национальных квот как таковых у нас нет, но есть понимание, есть договоренность, по крайней мере - сейчас, и мы не допустим, чтобы она нарушалась. Суть договоренности проста: выставляется в каком-то округе, скажем, русский кандидат - пожалуйста, там может выставиться еще сколько угодно кандидатов, в том числе от оппозиции, но пусть они будут русскими.

ИА REGNUM: Можно ли понять это так, что исполнительная власть будет настаивать на таком неофициальном разделении округов и использовать свой ресурс для его обеспечения?

Считаю возможным движение только в этом направлении.