Депутат Государственной Думы ФС РФ Галина Хованская ответила на вопросы ИА DAILYSTROY.

ИА DAILYSTROY: Галина Петровна, кому, по-вашему, в первую очередь нужна реформа ЖКХ?

Если на нее смотреть как на правильно организованное мероприятие, а не как, например, на реализацию закона о монетизации льгот, хотя идея и была правильной, но реализация была такая, что люди вышли на улицу, то реформа ЖКХ нужна, строго говоря, всем.

ИА DAILYSTROY: То есть реформа нужна и властям, и людям?

В первую очередь, людям, потому что конечная цель реформы в том, что мы будем за минимальные деньги получать услуги максимального качества. Для этого нужно, чтобы возникла конкурентная среда. Например, в сфере управления домами.

Вот как сейчас пытаются создать конкурентную среду. Закон, в котором была обещана отсрочка на год для граждан-собственников жилья в части принятия решения о том, какой выбрать способ управления домом, 22 декабря полностью изменил концепцию. Об этом мало кто знает, так как все происходило перед новым годом, и Государственная Дума принимала решение срочно. Некоторым силам удалось сделать так, что срок принятия решения не был продлен на год, как это предусматривалось внесенным законопроектом. Таким образом, было выражено недоверие собственникам, зато огромная степень доверия была высказана властям. Теперь законом субъекта федерации до 1 мая 2008 года будет определяться срок начала и окончания проведения конкурса в соответствующем муниципальном образовании. И это вместо того, чтобы сказать о том, что мы продляем срок, но за это время в течение полугода до 1 июля следующего года, властям надо оформить землю и весь имущественный комплекс, который передаётся в управление, неважно ТСЖ или это будет сторонняя управляющая организация, независимо от формы собственности.

На сегодняшний день в Москве только 291 обращение по земле, при этом около 50 тысяч строений. Поэтому нет никакой гарантии, что власть к 1 мая 2008 года оформит имущественный комплекс, скорее всего, она будет перекладывать это бремя на нас, собственников. На самом деле власть в этом заинтересована, так как, если участок оформлен, то она может собирать земельный налог. Но играет большую роль заинтересованность строительного комплекса, ведь, если земля не оформлена, то можно поиграть на этом: поиграть на выкупной цене для собственника при сносе дома, который при неоформленном земельном участке компенсацию за него получить вряд ли сможет.

Вторая проблема - идет массовое изъятие нашего общего имущества, не только в виде участка земли, но и в виде технического подвала, а это уже напрямую связано с эксплуатацией нашего дома. За это время власть, продав все нежилые помещения, активно займется нашими техническими подвалами, без которых невозможна нормальная эксплуатация домов, и очень продвинется за этот год по части незаконного изъятия нашего с вами имущества.

ИА DAILYSTROY: Может ли малый бизнес сыграть положительную роль?

Конечно, может, только на каких условиях бизнес будет играть? Власть нечестные правила игры устанавливает.

ИА DAILYSTROY: Вы согласны с тем, что управляющим компаниям не дают развиваться?

Фактически да. Потому как, сказав нам, выбирайте способ управления и в дальнейшем управляющую компанию, реальной возможности сделать выбор нам не дали. И тут много причин. Одна из них - неоформленный имущественный комплекс, вторая - изъятие общего имущества (технические подвалы и т.д.). Налоговая составляющая такая, что товарищество создавать невыгодно. Нет определенности по финансированию капитального ремонта дома. Сказали бы, примите в порядке законодательной инициативы поправку Хованской об обязательствах по непроизведенному капитальному ремонту. Пока этого нет, будут ли в старых домах создавать товарищества? Потому что первый вопрос, который возникает, - это вопрос о том, кто будет платить за капремонт такого дома. Деньги нужно набрать, для этого нужно 10-15 лет. А если они нужны к 2008-му году? А если ЖСК собрали эти деньги и они рухнули? Где хоть какие-то рекомендации? Где нам эти деньги собрать и сохранить?

ИА DAILYSTROY: Какой способ управления домом выберете вы, как обычный собственник?

Это зависит от того, какой у меня дом. Для небольших домов есть форма непосредственного управления, когда каждый собственник заключает договор на предоставление услуг ЖКХ. Для больших домов, конечно, существуют издержки. Но нужно еще сделать так, чтобы налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость) не платили люди, только потому, что они объединились в товарищество, чтобы власть прекратила изымать у нас общее имущество, чтобы была определённость по капитальному ремонту, чтобы оформили землю в установленном порядке, и чтобы, наконец, создали реестр управляющих компаний. Ведь дано только поручение о создании этого реестра. Их существенно меньше, чем домов. И непонятно, как выбирать, если нет выбора.

ИА DAILYSTROY: Вы считаете, Жилищный кодекс сделал шаг вперед или наоборот? Что вы можете сказать о недостатках ЖК?

Новый ЖК был совершенно необходим, со старым кодексом жить было нельзя. Но то, что было сделано, - это крайне правая позиция. В ЖК умудрились написать множество статей, из-за которых началась дикая судебная практика. Разработчики сказали, что нужно принять что-нибудь, потом исправим, и это "что-нибудь" вылилось в судебную практику по выселению людей из домов, по некорректному принципу компенсации при переселении из сносимого дома. По выселению из общежитий, служебных квартир и т.д.

Я была разработчиком альтернативного проекта, который после продвижения правительством своего проекта уже не рассматривается по формальным признакам, но я из него сделала поправки. В первом чтении у меня было 26 поправок, а ко второму уже несколько сотен. Практически кодекс нужно переписать. Он нарушает Конституцию, по крайней мере, по моим подсчетам 3 статьи как минимум, это 7,19 и 55. Возможно, эксперты еще какие-то найдут. О том, что от места жительства не должна зависеть реализация вашего права на жилище, в данном случае, это 19-я статья, и о том, что в РФ не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права граждан, это 55-я статья Конституции.

ИА DAILYSTROY: Когда будут рассматриваться поправки, устраняющие недостатки в законе?

18 января должны рассматриваться мои поправки в Жилищный кодекс на заседании профильного Комитета. Будет попытка исправить недостатки кодекса. Или надо изменить Конституцию, в части, что Россия - это социальное государство, и люди станут понимать, за кого они голосуют, ведь с приходом на участок решается судьба их жилища, платежей, возможности приватизации.

ИА DAILYSTROY: Вы в каком-то интервью заявляли, что вы против того, чтобы увеличивалась нагрузка на муниципальные образования. Как эта проблема решается сегодня? Что-то поменялось с тех пор?

Обязательства спустились вниз, на муниципальные образования, но денег им забыли дать в нужном объеме. Они сейчас должны обеспечивать больший процент старых очередников, а откуда же у них будут деньги на строительство муниципального жилья? На них свалили капитальный ремонт, это 10 триллионов рублей, плюс на инфраструктуру, на трубы 1,5-2 триллиона. Два федеральных бюджета - внутренний долг государства, назовём вещи своими именами, перед гражданами, по домам, которые власти не ремонтировали в срок. Теперь они хотят, чтобы вместо них все это граждане сделали сами. Как может пенсионерка, приватизировавшая квартиру, справиться с этой нагрузкой? Что мы будем иметь? - Массовую деприватизацию жилья. Но это далеко не всегда возможно. В доме ЖСК я не могу вернуть государству квартиру, которую я купила (получила в наследство) и приватизировала, но продать я её могу и купить хуже. Бедные будут еще беднее, а богатые еще богаче. Нам разве мало разрыва в 15 раз между доходами 10% самых богатых и самых бедных? Я за каникулы обработала сотни писем, очередную порцию со всей России. Ощущение очень тревожное. Если власть не спустится на землю, то...