"Под видом операторов мобильной связи в Молдавию проникают российские спецслужбы": Молдавия за неделю
Президент-Правительство: "Нелегкий год уходит в прошлое". Молдавия-"
Президент-Правительство: "Нелегкий год уходит в прошлое"
На последнее в 2006 году заседание кабинета министров пришел президент страны
"Самый простой способ заставить человека работать - использовать политику "кнута и пряника". Хотя это и не самый лучший способ обеспечения успешного развития вашего бизнеса", - говорится в кратких курсах для менеджеров. "Кнут" по отношению к правительству президент уже использовал, пишет "Экономическое обозрение". Причем дважды за неделю: сначала на итоговой пресс-конференции, где устроил кабинету министров разнос за неудачи на европейском "фронте", показал "красную карточку" и заявил, что, "если виновными окажутся несколько министров, они будут уволены, а если правительство в целом, то уйти придется всем". А потом на специальном заседании с участием членов правительства и руководителей учреждений, ответственных за внедрение индивидуального плана действий РМ-ЕС. Правда, ничьи головы так до сих пор и не полетели, хотя "самый главный по евроинтеграции"
О чем еще говорил президент в правительстве?
О вине
"Давайте будем искренни, количество у нас не всегда соответствовало качеству". В последние годы Молдавия значительно увеличила объемы производства и экспорта вина, как в количественном, так и стоимостном выражении. Но этот рост в основном был достигнут за счет старых, 30-40-летних плантаций с низкой урожайностью. Поэтому задача № 1 на ближайшие годы - увеличивать количество виноградных плантаций европейских сортов. Хотя бы на 10 тыс. га ежегодно. Если это произойдет, то "мы сможем собирать до миллиона тонн высококачественного винограда, из которого выйдет высококачественное вино. У Молдавии есть все шансы сделать так, чтобы молдавскую алкогольную продукцию больше никто и никогда не смог опорочить или унизить. С вином такого качества мы сможем выйти на все мировые рынки. Из преподнесенного урока мы должны сделать соответствующие выводы". А вот еще. "Если мы хотим производить хорошее вино, мы должны сажать новые виноградники, а это стоит денег. Если мы хотим строить, нужно вкладывать средства. Без вложения капиталов, без инвестиций, без кредитования национальной экономики и всего общества ничего сделать не удастся". ("Экономическое обозрение")
О европейской интеграции
За неделю Владимир Воронин изменил свое мнение. Оказывается, "ошибки и затягивание процесса европейской интеграции делались не намеренно, а наоборот" (!?). А вообще, евроинтеграция, по словам президента, может и должна стать национальной идеей. Но для того чтобы быть своей в единой Европе, от Молдавии требуется измениться - на 99%. "Мы должны осознать, что нам это надо. Мы должны повернуть Европу к себе лицом. Мы должны привести Европу к себе домой". ("Экономическое обозрение")
О приднестровской проблеме
Интеграция страны - одна из основных задач. Другие варианты решения приднестровской проблемы даже не обсуждаются. Тем более такие, как сокращение границ до междуречья Днестра и Прута. ("Экономическое обозрение")
Каким станет для Молдавии 2007 год? Никто не обещает, что он пройдет легко и спокойно, пишет "Экономическое обозрение". "Никто не гарантирует, что 2007 год будет шоколадкой или конфеткой или что он станет чем-то вроде легкой прогулки по календарю. Главное теперь, чтобы мы не отступили и не стали пятиться назад. Паника, разочарование, упадническое настроение, сдаемся, тяжело, мы не можем - все это категорически исключается". А вот еще одна установка министрам: "Заявления вроде "Молдавия - бедная, разделенная страна" должны как можно быстрее исчезнуть из нашего обихода". Но для этого правительство должно усвоить, что время "латания дыр" и "косметического ремонта" прошло. "Дорогие друзья, если мы что-то делаем, давайте делать это основательно и капитально". Поблагодарив правительство за "хорошую и слаженную работу"; за то, что дисциплина в его рядах в последние годы "значительно улучшилась"; пожелав министрам хорошо отдохнуть и вернуться после праздников "свежими, отдохнувшими, с новыми силами и новыми, конструктивными идеями" и послушав традиционные новогодние колядки, президент уехал. А премьер пошел в народ - к журналистам, пишет газета. "За всю мою премьерскую деятельность 2006 г. оказался самым тяжелым", - заявил
Итогами 2006 года, да и, чего уж там говорить, итогами всей работы молдавского "технократического" правительства не довольны ни граждане, ни парламент, ни глава государства, пишет "Время". Владимир Воронин выписал кабинету министров "красную карточку", говоря с журналистами о достижениях Молдавии в 2006 году, отмечает издание. "Красная карточка", как оказалось, была "с отсрочкой". Такой своеобразный "условный срок" дал Воронин исполнительной власти, пишет газета. Главный предмет недовольства гаранта Конституции - "успехи" правительства в продвижении Молдавии к европейским ценностям и, как следствие, к Евросоюзу вообще. Позже президент провел с членами кабинета министров заседание, посвященное в основном этой теме, продолжает газета. Главные причины своего недовольства он поведал и представителям прессы. "Я как президент крайне недоволен ходом того процесса, который называется "европейская интеграция". Вы знаете, что 4 декабря Европейская комиссия опубликовала отчет о Молдавии, подводящий итог последних двух лет по этому направлению. Отчет, на мой взгляд, очень нелицеприятный. И его содержание совсем не компенсируется той огромной финансовой помощью, которую получила страна, в том числе от ЕС. Не думаю, что правительству стоит прятаться за этим финансовым успехом. От правительства мы ждем не просто законодательных инициатив, хотя и их практически не так много, но эффективных результатов по двум основным направлениям. Первое - это режим асимметричной торговли, второе - облегчение визового режима. Пока не случилось ни первого, ни второго. И исключительно по вине правительства", - сказал журналистам Воронин, перед тем как вызвать "на ковер" министров.
Расширенное заседание, посвященное европейской интеграции, состояло, как водится, из официальной части, информацию о которой дала пресс-служба главы государства, и закрытой, информацию о которой никто официально не давал, но эта "субстанция", как известно, имеет свойство просачиваться через все щели, продолжает "Время". Министрам было сказано, что "евроинтеграция в Молдавии пока остается возом, который тянут лебедь, рак и щука", и это, по мнению Воронина, "вызвано отсутствием взаимодействия между всеми исполнительными структурами". "Европейская интеграция - суть и смысл действий, предпринимаемых нами для укрепления независимости и суверенитета государства, это гарантия необратимости демократических процессов. Я не знаю более важной задачи для руководителей министерств и других подразделений центральной администрации", - подчеркнул глава государства. Воронин назвал неудовлетворительным координирование между министерствами и департаментами, задействованными в сотрудничестве с европейскими структурами; несоблюдение представителями РМ взятых на себя обязательств или выполнение их со значительным опозданием. Президент выразил также недовольство ходом выполнения взятых на себя Молдавией обязательств по реформированию правосудия и прокуратуры. "2007 год будет годом подведения итогов деятельности по евроинтеграции, этот год должен также стать этапом решительных и неординарных действий, направленных на сближение с ЕС", - заявил Воронин. Глава государства поставил цель: необходимо разработать на основе анализа Доклада о достижениях РМ в рамках Европейской политики добрососедства Европейской комиссии от 4 декабря план действий, который бы исключил любую возможность невыполнения рекомендаций европейских экспертов. Воронин также потребовал учредить строгий парламентский контроль над процессом реформирования правосудия и прокуратуры и указал на необходимость создания единого национального механизма с четко определенными полномочиями ответственных учреждений, который бы укреплял потенциал освоения предоставляемой ЕС финансовой помощи. "Я не потерплю в дальнейшем безответственного отношения к реализации Плана действий РМ-ЕС, документа стратегической важности, основополагающего для будущего молдавского государства", - сказал президент. Закрытая часть заседания, по всей видимости, проходила в более резких тонах, пишет газета. По крайней мере, из источников, близких к администрации президента, изданию стало известно, что сразу после заседания министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан подал заявление об уходе, которое, впрочем, глава государства подписывать отказался. Воронин, согласно неподтвержденной информации, дал кабинету министров время до февраля, чтобы исправиться - потом состав правительства будет меняться и останутся в нем только те, кто за оставшийся месяц покажет, что может скоординированно работать на будущее страны.
Молдавия- "Газпром": "В долгосрочной перспективе новые цены на газ могут положительно сказаться на экономике Молдавии"
Молдавия договорилась с "
Тариф в $170 за тысячу кубометров природного газа, который для Молдавии начнет действовать с 1 января 2007 года, - это результат компромисса, заявила первый заместитель премьер-министра Зинаида Гречаная (она возглавляла делегацию Молдавии на переговорах с "Газпромом"). "Это благоприятный компромисс, но все мы понимаем, что со временем все же придется перейти на европейские цены", - подчеркнула первый заместитель премьер-министра. Молдавия будет платить $170 в 2007 году, 75% от средней европейской цены в 2008 году, 90% - в 2009 году, а в 2011 цена на газ будет соответствовать европейской, пишет "Экономическое обозрение". В то же время тариф на транзит российского природного газа через территорию РМ останется на прежнем уровне ($2,5 за тыс. куб. м на 100 км транзита). Российская пресса пишет, что взамен на незначительное повышение тарифа на газ Молдавия готова отдать "Газпрому" газотранспортные сети, а также увеличить долю участия российского концерна в АО "
Экономика: "Плюс финансовая либерализация всей страны..."
Немного времени прошло с тех пор, как из Брюсселя вернулась молдавская делегация с известием о том, что международные доноры утвердили помощь Молдавии в размере 1,2 млрд. долларов, а народ уже зашевелился, пишет "Кишиневский обозреватель". Неудивительно - глобальный проект "демократические преобразования в Молдавии" - это тоже своего рода бизнес, за счет которого кормится, наверное, добрая половина населения страны, отмечает издание. Однако помощь доноров - это только часть финансирования новой экономической политики, о начале реализации которой объявила власть в 2006 году. Гораздо более интересными, чем новость из Брюсселя, были слова президента Молдавии Владимира Воронина, сказанные им в интервью бывшей правительственной газете: "...В самое ближайшее время я выступлю с законодательной инициативой, направленной на изменение места Молдавии в международной финансово-экономической системе". Загадочная фраза, отмечает издание. До сих пор говорили о внутренних реформах, о структурных преобразованиях, борьбе с бедностью и коррупцией. Но изменение места Молдавии в глобальной финансовой системе - это что-то новенькое! - пишет газета. У Молдавии уже есть свое место, жестко закрепленное соглашениями с международными финансовыми организациями. Глава
Если заглянуть в утвержденную всего полтора месяца назад Стратегию привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 год, которая подводит основу под "совершенно новые преобразования", то там можно обнаружить некоторые положения, действительно предполагающие изменение роли Молдавии в управлении международными финансами, продолжает "Кишиневский обозреватель". В частности, Стратегия предусматривает "...привлечение в РМ международных и региональных компаний по администрированию инвестиций и фондов с рисковым капиталом путем предоставления им резиденций и офисов, что позволит повысить привлекательность Молдавии для нерезидентов в процессе диспетчеризации размещения капитала между странами ЕС и СНГ... Чтобы заинтересовать профессиональных участников-нерезидентов финансового рынка в размещении своих офисов в РМ, правительство будет продвигать внесение в законодательство поправок, предусматривающих освобождение от обязательного получения лицензий на право осуществления за пределами страны операций с финансовыми инструментами... Правительство внедрит в отношении нерезидентов эффективный механизм налогообложения их операций, осуществленных внутри страны и за ее пределами, а также упростит процедуры открытия нерезидентами банковских счетов с тем, чтобы привлечь поток инвестиций и установить гибкую фискальную политику, которая будет стимулировать инвесторов размещать свой капитал в РМ". Другими словами, пишет газета, речь может идти о том, чтобы Молдавия начала зарабатывать на своем географическом расположении, предоставляя международный сервис по обслуживанию финансовых потоков. И таким образом, она в каком-то смысле займет место Прибалтийских республик, которые после вступления в ЕС были вынуждены подчиниться более строгим налоговым правилам Европейского союза. Эта роль предполагает создание особого налогового режима для нерезидентских операций. Такое разделение резидентских и нерезидентских операций существует в некоторых европейских странах, например в Голландии и Великобритании, где размещают свои офисы управляющие компании международных бизнесов. Причем за последние два-три года многие компании из традиционных офшорных зон переходят именно в Европу, пишет газета. Одна из причин этого - черные списки, в которые попали большинство бывших классических офшоров. Американцы после терактов начали массированное давление на офшорные центры с целью поиска денег террористов. Это, естественно, мешает бизнесу компаний, зарегистрированных в зонах такого пристального внимания. Офшорные страны, в свою очередь, стараются выйти из черных списков, изменяя налоговый режим и выполняя требования международных организаций.
Очевидно, что и Молдавии, если она пойдет на создание особого режима, придется выполнять определенные требования, согласованные с донорами, пишет "Кишиневский обозреватель". Однако эксперты не видят в такой роли Молдавии ничего страшного. И считают, что это возможная альтернатива постсоветской экономической модели, которую в Молдавии развивали-развивали, но так и не дотянули до уровня доперестроечных времен, отмечает издание. Проблема, по их мнению, заключается в том, что до сих пор у Молдавии не было качественного экономического роста, а был лишь рост восстановительный - в рамках унаследованной от СССР структуры молдавской экономики. Все последние годы в Молдавии традиционно пытались восстановить промышленность, сельское хозяйство, однако общая ситуация в этих отраслях не улучшилась кардинально. Политику в мировом производстве диктуют крупные производители. Молдавия также входила в сферу их интересов после развала СССР. Но так как Молдавия вовремя не сориентировалась, то и "не продалась" капиталистам, пишет газета. Теперь грызет локти, вздыхая о запущенной табачной отрасли, о рисковом виноделии и уязвимости всего остального АПК. Надежда на двигатель прогресса - частный сектор - также не оправдала ожиданий, экономического чуда не случилось, отмечает издание. Государственное имущество управляется неэффективно. Надеяться только на гастарбайтеров было бы ошибочно, во всяком случае - недальновидно, пишет газета.
Что же делать? - задается вопросом "Кишиневский обозреватель". Эксперты полагают, что экономическая модель Молдавии, как и любой другой страны, претендующей на независимость, должна строиться на местном потенциале, отмечает издание. А что такое местный потенциал? Это все то же географическое расположение и легко обучаемые люди. Все. Что с этим делать? В молдавском правительстве считают - предоставлять услуги. Поэтому так отчетливо в 2006 году заговорили о сверхактивном развитии инфраструктуры (дорог, коммуникаций, гостиниц, банков и т.д.), которая будет способствовать привлечению инвесторов. О публично-частном партнерстве, которое позволит бизнесу развиваться, используя государственную собственность. И, вполне возможно, в ближайшем будущем - о налоговых льготах для нерезидентских финансовых операций. Это неплохая перспектива для Молдавии, считают эксперты, - наряду с развитием традиционных секторов экономики. Но внедрение такой модели развития в определенных условиях может вызывать некоторые опасения. Поэтому главное, что должна предполагать такая модель, как, впрочем, и любая другая, рассчитанная на среднесрочный период, - это гарантии и предсказуемость действий власти для всего бизнеса, подводит итог издание.
Мобильная связь: "Под видом операторов мобильной связи в Молдавию проникают российские спецслужбы"
22 декабря 2006 года были обнародованы названия двух компаний, допущенных к второму этапу конкурса на выдачу третьей лицензии на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM 900/1800, пишет интернет-издание Azi.md. Согласно решению конкурсной комиссии Национального агентства по регламентированию в электросвязи и информатики (НАРЭИ), ими стали российская "
Во-вторых, продолжает Azi.md, следует обратить внимание на другое событие, также ставшее достоянием гласности. Немецкие спецслужбы блокировали попытку другого лидера российского рынка мобильной связи АФК "Система" купить долю акций в Deutsche Тelekom. Местные СМИ, ссылаясь на осведомленный источник, объяснили и причину противодействия руководства германского разведывательного ведомства BND этой сделке. Немецкая секретная служба считает, что в условиях активной разведывательной деятельности России в Германии, если эта российская компания станет акционером Deutsche Тelekom, то те, кто "сейчас не имеют доступа к данным телекоммуникационной корпорации, смогут его получить". Занятно, не правда ли? - пишет издание. Тем более что эксперты сообщали, что "Система" претендовала только на пакет до 20% акций Deutsche Telekom. Особенно интересен факт блокирования этой сделки, принимая во внимание то, что Германия один из лояльнейших партнеров РФ в Европейском союзе, пишет издание. Германия также считается одним из наиболее толерантных государств в ЕС по отношению к экономической экспансии российских компаний, подконтрольных Кремлю. Она чуть ли не единственная страна ЕС, которая открыла "Газпрому" непосредственный доступ к конечным потребителям газа. Кроме того, необходимо обратить внимание на несколько моментов, которые отличают "ВымпелКом" от той же "Системы", продолжает издание. В настоящее время АО "ВымпелКом" является одним из крупнейших поставщиков услуг сотовой связи для органов государственной власти и правительственных учреждений РФ. Компания обслуживает администрацию президента и правительство РФ, а также спецслужбы, включая
Но и это не единственное, чем известен "ВымпелКом" в России, продолжает Azi.md. В начале 2006 года в публичный скандал вылилось заявление члена комитета по международным делам Госдумы РФ
Техническая часть этой проблемы также нуждается в пояснении, пишет Azi.md. В случае получения лицензии на предоставление услуг мобильной связи в Молдавии "ВымпелКом" должен был бы создавать всю инфраструктуру с нуля. Что позволит ему обеспечить покрытие большинства территории Молдавии. Эксперты придерживаются мнения, что технически один оператор мобильной связи в формате GSM 900/1800 может прослушивать сеть другого оператора. То есть у "ВымпелКома" теоретически появится возможность проникновения в коммуникационную систему Молдавии, как частную, так и государственную, отмечает издание. Некоторые специалисты не исключают появление в дальнейшем в Молдавии виртуальных операторов мобильной связи, пользующихся уже существующей инфраструктурой. Но и в таком случае у "ВымпелКома", а значит, как выразились в немецкой BND, и у "людей, у которых сейчас не имеется доступа к данным телекоммуникационной компании", появилась бы возможность его получить, пишет издание. Риск подобного сценария тем более высок, принимая во внимание явно недостаточный бюджет молдавских специальных служб, а также огромные возможности (финансовые и технические) как российских госструктур, так и "ВымпелКома". Даже не нужно гадать, имеет ли Молдавия достаточную техническую оснащенность для защиты информации, представляющей государственную тайну, от возможного прослушивания. Не говоря уже об информации экономического характера. А ведь это еще позволит российским компаниям иметь преимущества перед отечественными, пишет издание.
И завершающий штрих, продолжает Azi.md. При приеме заявок на конкурс представители трех претендентов отказались рассказать журналистам о своих компаниях. Якобы они это сделают лишь в случае победы, пишет издание. Тем не менее стало известно, что фирма Uniton-Prim получила лицензию НАРЭИ на предоставление услуг в области информации и местной фиксированной связи совсем недавно - 17 ноября 2006 года. А другая, тоже вроде бы молдавская компания СП
Исходя из вышесказанного в случае появления российской компании на молдавском рынке мобильной связи у России увеличатся возможности влияния и давления на Молдавию, подводит итог Azi.md. Так как появится практически свободный доступ к конфиденциальной информации в Молдавии, пишет издание. Кто-то может сказать, что все это похоже на "охоту на ведьм" или "антироссийские высказывания". Но кто виноват, что Кремль имеет неограниченный контроль над частным сектором экономики и таким образом может заставить российские компании делать все, что ему угодно? - пишет издание. Кого винить в том, что агрессивное использование экономических инструментов во внешней политике стало визитной карточкой современной РФ? А ведь телекоммуникации являются стратегической отраслью, которую молдавское государство не имеет право игнорировать, отмечает издание. История с третьей лицензией на предоставление услуг мобильной связи в стандарте GMS 900/1800 в Молдавии довольно странна, полагает издание. Создается ощущение спектакля, финалом которого, по сценарию, должно стать проникновение российской компании на молдавский рынок мобильной связи, отмечает издание. И уж совсем банальная мысль приходит в голову: а не было ли это одним из пунктов беседы президентов Молдавии и России на недавнем саммите СНГ в Минске? Подобно тому, как похожий вопрос обсуждался между президентами России и Анголы в том же году. Может быть, президенты решили так улучшить связь между собой? - задается вопросом издание. В таком случае российская компания, естественно, не представляет угрозы для безопасности Молдавии. Ведь, говорят, президент
Национальное агентство по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ) объявило 26 декабря результаты международного конкурса на получение третьей индивидуальной лицензии на право предоставления услуг мобильной телефонной связи в стандарте GSM 900/1800, пишет "Экономическое обозрение". Победителем стало совместное молдавско-кипрское предприятие Eventis Mobile. Стоимость лицензии - 8 млн. долларов, столько же, сколько заплатили в свое время действующие в Молдавии GSM-операторы
Организованный НАРЭИ конкурс на получение лицензии GSM проходил в два этапа, продолжает "Экономическое обозрение". На первом был сделан предварительный отбор заявителей, на втором - оценка оферт по бальной системе. Ко второму этапу были допущены две компании: СП Eventis Mobile и российское акционерное общество "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Оферта молдавской компании Uniton-Prim была отклонена как не соответствующая минимальным требованиям, изложенным в технических условиях участия в конкурсе. Председатель конкурсной комиссии, заместитель директора НАРЭИ Станислав Гордя сообщил: "Решение о выборе победителя принято на основании итогового отчета рабочей группы, которая оценила поданные соискателями оферты, учитывая изложенные в технических условиях требования по утвержденной комиссией бальной системе. В результате оценки технических, финансовых и менеджерских показателей оферта "ВымпелКом" набрала 345 баллов, а Eventis Mobile - 362 балла". "Из молдавских политиков никто не принимал никакого участия в нашей подготовке к тендеру. Мы боролись честно, в открытую, и до последнего момента не совсем верили в победу. Однако по оценкам тендерной комиссии у нас оказался существенный перевес в 17 баллов над конкурентом. И мы выиграли", - заявил в беседе с корреспондентом издания Юрий Чебан.
Сегодня название Eventis Mobile еще сравнительно мало известно, пишет "Экономическое обозрение". Что вполне объяснимо. Предприятие стало называться так в ноябре 2006 года после переименования из Sinterra UBS, которая получила в октябре 2005 года две лицензии в НАРЭИ - на право предоставления услуг местной фиксированной связи и на предоставление услуг в области информации, отмечает издание. Компания Eventis Mobile является дочерним предприятием инвестиционной группы Eventis Telecom. Этот выбор был не случайным, пишет газета. Eventis Telecom располагает большим опытом работы в области строительства сетей мобильной связи. В частности, киргизский проект - "МегаКом" - был признан очень успешным, отмечает издание. Выйдя на рынок Киргизии в мае 2006 года, группа Eventis Telecom менее чем за год построила мобильную сеть на территории всей страны, а пользователями ее услуг стали около 150 тысяч абонентов. В настоящее время Eventis Telecom владеет и управляет телекоммуникационными активами в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. Компания специализируется на инвестициях в телекоммуникационные проекты на развивающихся рынках. В дальнейших планах Eventis Telecom - выход на рынки других стран СНГ, а также Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. В российских СМИ появились высказывания о том, что через Eventis доступ на молдавский рынок мобильной связи получит российский сотовый оператор "Мегафон", продолжает газета. По мнению аналитиков, компания Eventis представила очень подробный бизнес-план, разработанный вместе с Nokia. Поэтому и выиграла конкурс. Предполагается, что Nokia станет основным поставщиком оборудования для проекта. Eventis, "Мегафон" и Nokia оказались сильнее, чем "ВымпелКом", отмечает издание. В компании "ВымпелКом" проигрыш в тендере не комментируют.
По данным российских СМИ, количество абонентов сотовых операторов в странах СНГ в третьем квартале 2006 года достигло 210 млн. человек, отмечает "Экономическое обозрение". Лидером по уровню проникновения сотовой связи остается Россия, где этот показатель составил 101% (на 100 жителей приходится 101 мобильный телефон). Больше половины населения подключено в двух странах - на Украине (84%) и в Белоруссии (56%). В Казахстане показатель проникновения составил 48%, в Грузии - 43%. В наименьшей степени охвачены услугами мобильной связи государства Центральной Азии - Узбекистан (8%) и Туркменистан (3%). По количеству пользователей мобильной связи Россия в СНГ тоже является очевидным лидером - 146,9 млн. абонентов. На Украине услугами сотовых операторов пользуются 39,9 млн. человек, в Казахстане - 7 млн., в Белоруссии - 5,5 млн. В Молдавии плотность мобильной телефонии в расчете на сто жителей составляет 33,5%, отмечает издание. Это означает, что мобильный телефон есть только у каждого третьего жителя республики. Лишь в 2006 г. количество абонентов превысило отметку в 1 млн. Сравнивая ситуацию в РМ с показателями других стран СНГ, молдавские специалисты практически единодушно говорят о том, что рынок мобильной связи в Молдавии должен получить импульс для развития, пишет газета. Давно надо было разрешить работать здесь и третьему, и четвертому оператору.
Молдавия-Приднестровье: "Провозглашая независимость Приднестровья, Смирнов исполнял приказ Кремля"
Президент Украины
22 декабря 2006 года в Тирасполе в здании театра, в котором 2 сентября 1990 года прошел "спектакль" о провозглашении "молдавской советской социалистической республики в составе СССР", прошел "спектакль" о четвертой инаугурации
Говоря о политическом пути Игоря Смирнова, можно утверждать, что он достиг успехов, которым можно позавидовать, продолжает Оазу Нантой. Будучи избранным депутатом Верховного совета Молдавской ССР в феврале 1990 года, ему удалось проголосовать за правительство во главе с "фронтистом" Мирчей Друком, за национальный флаг таких же цветов, что и за Прутом, не говоря уже о Декларации о суверенитете Республики Молдова от 23 июня 1990 года, чтобы после этого, исполняя приказ Кремля, 2 сентября 1990 года провозгласить себя лидером "антиконституционного режима" на левом берегу Днестра, заявляет молдавский политолог. А если оценить его по достоинству, необходимо признать, что с некоторых точек зрения он превзошел даже Туркменбаши, пишет Нантой. Туркменбаши провозгласил себя отцом народа, который ждал его в течение многих тысячелетий. В то время как Игорю Смирнову за дюжину лет удалось превратить осколки "советского народа" в собственный "приднестровский народ"! Поскольку нельзя считать себя серьезным "президентом", если у тебя нет "народа", который тебя любит, пишет автор. И даже если тот же Туркменбаши провозгласил себя отцом всех туркмен пожизненно, то Игорь Смирнов четыре раза проверял любовь "приднестровского народа", объявляя себя избранником "народа"! Правда, в четвертый раз возникли некоторые проблемы, поскольку некая коммерческая структура под названием "Шериф" чуть не забыла, кто ей был и отцом, и матерью, пишет Нантой. В результате в монолите единодушия "приднестровского народа" чуть не появились явные трещины. 11 декабря 2005 года в "пмр" были проведены непризнанные выборы в Верховный Совет, пишет Нантой. И вот представители "Шерифа", переодетые в представителей движения "Обновление", одержали победу над Игорем Смирновым и его выдохшимися "республиканцами". Если добавить к этому взрывы 6 июля и 13 августа 2006 года в маршрутном такси и троллейбусе в Тирасполе, а также обещания
Ситуацию спас тот же Кремль, еще не забывший о неприятном опыте в октябре 2004 года в Абхазии, когда народ отказался проголосовать за фаворита Кремля
Возвращаясь к политическому пути Игоря Смирнова, нельзя забывать, что имели место и несколько неприятных "инцидентов": летом 1991 года молдавские полицейские арестовали Смирнова в Киеве и доставили его в багажнике в Кишинев, пишет Оазу Нантой. Конфликт разрешился, когда последователь Штефана чел Маре ши Сфынт из бывшего ЦК компартии Молдавии освободил Смирнова, утверждает политолог. После этого Смирнов не раз "издевался" над Республикой Молдова и ее гражданами, не боясь быть арестованным или повторить судьбу "трех президентов Чечни, уничтоженных конституционной властью Кремля", пишет Нантой. Видно, чувствовал огромную поддержку со стороны патриотов и последователей Штефана в Кишиневе, "занимающихся вместе с ним контрабандой через Приднестровье", полагает автор. Но, как уже говорилось выше, ситуация меняется. И ценность приднестровской пешки может упасть в глазах хозяев Смирнова в Кремле, пишет Нантой. Может показаться, что это всего лишь пустяк, но на этот раз, в отличие от "референдума" от 17 сентября, российский МИД никак не прокомментировал "демократические выборы" в Приднестровье. Тем более что Кишинев предлагает конкретные вещи: признание собственности, "грабительски отобранной хозяевами Смирнова в Кремле", доходные энергетические проекты, основанные на этой собственности, которая когда-то была молдавской, пишет Нантой. В любом случае, мы действительно присутствуем на последней "инаугурации" Игоря Смирнова, считает политолог. И он со своими сыновьями, деньгами и невестками в любом случае смотается из Республики Молдова, продолжает политолог. Важно, что заставит его уехать: либо Россия заменит его на более "чистенького" преемника, и спектакль театра абсурда под названием "приднестровский конфликт" продолжится, либо еще до начала операции "Преемник" в России тронется с места кропотливый процесс реинтеграции Республики Молдова. А пока Владимир Воронин пытается убедить нас в том, что ситуация склоняется ко второй версии. Посмотрим, пишет Нантой. (Azi.md)