"КоммерсатЪ" пишет, что 25 декабря в нижегородском министерстве государственного имущества не состоялся первый в области земельный аукцион под жилищное строительство.

Стартовая цена участка в составила 650 млн рублей, причем по условиям аукциона 130 млн рублей необходимо было внести в качестве задатка, остальные средства выплачиваются в течение пяти лет (срок реализации проекта).

Аукцион был признан недействительным, так как на него был допущен только один участник - ОАО "Нижегородкапстрой" (учреждено правительством Нижегородской области и компанией СУ-155), сумевший внести задаток и представивший на аукционную комиссию полный пакет документов.

Остальные участники допущены не были - еще 3 претендента не смогли принять участие в аукционе, так как слишком поздно подали заявки либо не внесли задаток (вскрытие конвертов с заявками, по словам господина Королева, состоялось еще в пятницу 22 декабря).

В результате несостоявшегося аукциона его единственному добросовестному участнику было предложено заключить договор аренды. "Нижегородкапстрой" согласился, получив участок за стартовую цену.

При этом чиновники признают, что высокая начальная стоимость (например, в 2007 году на торги будет выставлен участок в центре Нижнего со стартовой стоимостью более 700 млн руб.) не позволит участвовать в торгах широкому кругу строительных компаний.

Участники рынка с этим согласны. Так, президент группы компаний "Кварц" Дмитрий Кузин говорит, что пока не сформирована банковская система проектного кредитования, аукционы будут отрывать значительные оборотные средства компаний.

В компании "Жилстрой НН" считают, что даже в случае выигрыша на аукционе придется отдать значительные суммы, а на площадку удастся выйти лишь через год-полтора, пока будет готовиться и утверждаться проектная документация. Источник в одной из строительных компаний, комментируя "победу" "Нижегородкапстроя", отметил, что "аукцион проводился под конкретный результат".

Вместе с тем что губернатор Валерий Шанцев довольно негативно оценивает существующую систему аукционов, правительство области даже обратилось в Госдуму РФ с инициативой изменения земельного законодательства. Губернатор пояснял, что существующая форма торгов, когда единственным критерием победы является цена, выгодна для недобросовестных перекупщиков земельных участков, целью которых является спекуляция на перепродажах, а не реальное строительство жилья.

По мнению участников рынка, Шанцев не хочет терять реальные рычаги управления градостроительной политикой в виде инвестиционных советов при губернаторе.

Дело в том, что в случае с жилищным строительством идея инвестсовета, рекомендующего предоставление земельных участков, входит в некое противоречие с идеей аукционов, где формально действуют правила свободного рынка: одобрение инвестсоветом проекта того или иного инвестора не дает гарантии, что конкретный участок по итогам торгов достанется именно ему.

Соответственно, исполнительная власть региона в таких условиях не может эффективно контролировать градостроительную политику.

"Труд" пишет, что 2006 год войдет в экономическую историю как год рукотворных потрясений на легальном алкогольном рынке страны. "При этом вроде бы "никто не виноват", хотя все участники провалившейся операции по внедрению в стране автоматической системы контроля над алкогольным рынком (ЕГАИС) известны - это федеральные ведомства", - отмечаетиздание.

Единственным предприятием, решившимся потребовать сатисфакции в суде, оказался ОАО "Нижегородский завод шампанских вин" (НЗШВ). В начале года предприятие было вынуждено остановить производство, что привело к большим убыткам.

Иск к кабинету министров РФ пока подали на 9 млн. рублей. "Правительство некомпетентно, - уверен директор завода Юрий Лисенков. - Для легальных производителей не было сделано ничего, для бодяжников - все!".

Попытка судится с правительством закончилась для завода предсказуемо - арбитражный суд Москвы решил не создавать прецедента. Решение обжаловали в апелляционном суде, который в ноябре отклонил жалобу.

Тогда истцы стали готовить кассацию в арбитражный суд Московского округа. Если откажут и там, то нижегородцы готовы дойти до Европейского суда.