Владимир Григорьев - председатель Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

ИА REGNUM: 24 декабря в Приднестровье празднуют День Конституции. Насколько, на ваш взгляд, Конституция ПМР отвечает демократическим нормам и стандартам?

Первый и второй разделы нашей Конституции - "Об основах конституционного строя Приднестровского государства", "О правах и свободах человека и гражданина" - в полной мере соответствуют международным нормам, стандартам и правилам, которые предусмотрены сегодня в международном праве. Данные разделы гарантируют, прежде всего, те права и свободы, которые предоставлены человеку и гражданину, а также основы конституционного строя - построение демократического, правового, суверенного независимого государства, на что имеет право народ Приднестровской Молдавской Республики. Остальные разделы посвящены основам государственного управления, порядку внесения изменений в Конституцию. Конечно, если сравнивать Конституцию Приднестровья с конституциями России, Украины, Белоруссии, просматриваются различия в этих разделах. Хотелось бы также отметить, что при подготовке последнего, второго проекта Конституции, принятого в 1995 году, использовались конституции и Российской Федерации, и Украины и других стран СНГ и Европы. Мы уже тогда хотели, чтобы Основной закон соответствовал всем международным принципам и стандартам. Мы тогда уже говорили о самостоятельности и независимости, строили независимое суверенное государство.

ИА REGNUM: Существует ли конституционный идеал, к которому должны стремиться все государства, включая и Приднестровскую Молдавскую Республику?

Не так давно страны Европейского союза пытались принять общую конституцию, но, как мы знаем, далеко не все государства проголосовали за общий основной закон. Очевидно, общество ещё не подготовлено к тому, чтобы была принята конституция планеты Земля, конституция Европы, где бы для всех субъектов нашей планеты, территорий и государств прописывались права и свободы человека и гражданина, основы государственного устройства. В мире есть разные народности, разные территории, разные традиции, правила поведения, и очень сложно сегодня говорить о том, что они должны быть для всех одинаковыми. Самое главное, чтобы правила, которые устанавливают в государстве люди, народ того или иного государства, не нарушались самим народом, гражданами этого государства и органами государственной власти, которые они избирают.

ИА REGNUM: Какие составляющие, обеспечивающие права человека, должны быть в конституции государства?

Для общества и для социокультурных отношений, которые имеют место не только в нашем государстве, но и в других странах, важны: право на жизнь, право на труд, право на образование, право на социальное обеспечение, свобода вероисповедания, защита прав собственности. Все близлежащие государства точно так же подходят к этому вопросу и пытаются защитить через конституционные нормы права своих граждан.

ИА REGNUM: Как в целом вы оцениваете уровень конституционного строительства в Приднестровской Молдавской Республике?

Конституция, которая была принята в ПМР в 1995 году, уже изменена на 60%. Однако это государственная необходимость. Те общественные, экономические, нравственные, социальные отношения, которые существовали тогда, претерпели изменения. Соответственно, органы государственной власти - законодательной, исполнительной - вынуждены были корректировать основной документ. Стоит помнить, что конституция не статичный документ. Конечно, есть государства, которые относятся к конституции, как к "священной корове". Но там подробно не прописываются государственно-правовые отношения, как это сделано у нас в приднестровской Конституции. Если уж мы попытались обговорить взаимоотношения органов государственной власти и управления, структуру государственной власти, права, полномочия, компетенцию, функции органов власти, то порой приходится вносить изменения. Общественно-экономическая формация прогрессирует и требует соответствующих изменений. Остаются незыблемыми основы конституционного строя, также как и права и свободы человека и гражданина. Туда изменения можно внести только путём референдума, потому что за нашу Конституцию проголосовал народ и в ней прописано, что в первый и второй раздел изменения вносятся только путём всеобщего волеизъявления.

ИА REGNUM: Насколько высок уровень правовой культуры граждан Приднестровской Молдавской Республики? Как он изменяется и с чем это связано?

На мой взгляд, уровень правовой культуры повысился, и это, прежде всего, связано с возросшим уровнем политической и социальной активности граждан. Невозможно решать вопросы политико-социального значения, не обращаясь к праву. В последние годы граждане всех слоёв общества внимательно следят за событиями в мире, за изменением правового положения непризнанных государств, желая, чтобы мы в кратчайшие сроки были признаны. Через СМИ мы участвуем в дискуссиях, связанных с обсуждением нормативно-правовых актов. У нас в государстве пять юридических вузов, которые готовят юристов, успешно пропагандируют право, правосознание, правовую мораль, правовую этику. Уровень правовой культуры достаточно высок, тем не менее до идеального состояния нам еще достаточно далеко.

ИА REGNUM: С какими вопросами граждане Приднестровья чаще всего обращаются в Конституционный суд?

Как правило, люди обращаются по вопросам, связанным с зашитой права собственности. Это, наверное, самое большая проблема не только в нашем обществе, но и у наших коллег на Украине и в России. Мы общаемся с конституционными судами других государств, с судьями конституционных судов, там аналогичная ситуация. Статья 37 Конституции гарантирует право собственности каждому гражданину, и в том случае если оно нарушается законным или подзаконным актом, гражданин имеет право обратиться в Конституционный суд для защиты этого права. Но надо сказать, что в случае нарушения права собственности граждане обращаются и в суды общей юрисдикции. Также граждане обращаются с вопросами, не связанными с отправлением конституционного судопроизводства и с полномочиями Конституционного суда. Они обращаются к нам с вопросами по пересмотру решений суда общей юрисдикции, по отмене решения, уменьшению наказания - это не наша компетенция, не наши полномочия, и мы, к сожалению, вынуждены этим людям отказывать. Если речь идёт о судах общей юрисдикции, только Верховный суд может пересмотреть решения низшей судебной инстанции.

ИА REGNUM: 17 сентября 2006 года на общереспубликанском референдуме народ Приднестровья высказался за интеграцию в российское экономическое, политическое, культурное пространство. Насколько изменится облик Конституции после внесения необходимых изменений и поправок?

Нас ожидает сложная работа и трудновыполнимая задача. Мы должны говорить об изменении политико-правовой системы в обществе, об изменениях законодательства нашего государства с тем, чтобы оно соответствовало стандартам Российской Федерации. Предварительно, при помощи законодательной и исполнительной власти, мы создали комиссию, которая рассматривает перечень вопросов в законодательстве, требующих приведения к уровню и стандартам Российской Федерации. Комиссия должна подготовить предложения и президенту, и органу законодательной власти. Тогда, когда эти предложения будут внесены, обсуждены, тогда Верховный Совет и президент как глава государства, гарант конституции примут решения, в какие акты нужно внести изменения, с тем, чтобы это соответствовало не только нормам Российской Федерации, но и с тем, чтобы не навредить нашей экономике. Это сложная задача, её нужно выполнять поэтапно, тщательно, внимательно, взвешивая все тонкости правовой системы.

ИА REGNUM: Не потеряет ли Приднестровье часть суверенитета, гармонизируя своё законодательство и Конституцию с законодательством Российской Федерации?

В мире не существует идеальных суверенных государств - абсолютно независимых, самостоятельных. Я не думаю, что для Приднестровья это большая проблема. Конституцию принимает народ. Когда парламент и президент примут решение что-либо привести в соответствии с российской Конституцией и законодательством России, конечно же, они будут спрашивать граждан. Эти вопросы в обязательном порядке будут вынесены на референдум, и люди должны будут за них проголосовать. Если народ решает передать часть суверенных прав Российской Федерации либо другому государству, международному сообществу, международным организациям, это будет правомерно. Если это будет делаться в обход мнения народа, это будет недопустимо и будет противоречить конституционным принципам и конституционному строительству в нашем государстве.

Справка ИА REGNUM: Первую Конституцию Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) приняли 2 сентября 1991 года на съезде Советов депутатов всех уровней. Конституция 1991 года содержала положения об улучшении условий труда, о социальном и культурном прогрессе, повышении уровня оплаты труда. В Основном законе республики уделялось много внимания охране здоровья, расширению системы здравоохранения, социального обеспечения. По Конституции 1991 года республика провозглашалась суверенным и независимым государством в составе Союза ССР.

24 декабря 1995 года состоялся референдум, на котором граждане проголосовали за принятие новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и вступление ПМР в СНГ. Основной закон поддержали около 82% избирателей. Конституция ПМР 1995 года функционирует по сегодняшний день. Основной закон Приднестровья закрепил важнейшие правовые и демократические ориентиры государственно-политического устройства республики, провозгласив ее суверенным, независимым, демократическим и правовым государством. Впервые изменения в Конституцию были внесены в 2000 году. Они были направлены на упрощение системы органов государственной власти и управления. Двухпалатный Верховный Совет был преобразован в однопалатный, в результате чего численность депутатов сократилась с 67 до 43. ПМР была провозглашена республикой с президентской формой правления.