Виктор Якубян: Армения и "доктрина стабильности"
Карабахский фактор - возврат на круги своя
В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта сложилась парадоксальная, если не сказать комичная ситуация. Чем больше армянская сторона говорит о компромиссе, тем более радикальные заявления звучат с азербайджанской стороны. Последнее заявление президента Азербайджана
"Пока не поздно, в наших предложениях могут быть учтены интересы Армении, то есть Карабаху может быть предоставлен статус автономии. Но в будущем и этого может не произойти", - заявил, в частности, Ильхам Алиев, выступая на совещании в Верховном меджлисе Нахичеванской Автономной Республики. Пресс-секретарь президента Армении
Сказанного достаточно, чтобы понять насколько "далеко продвинулись" стороны в процессе урегулирования карабахского конфликта.
Какой конструктивизм?! Здесь нет и намека на него.
"Золотое окно возможностей" решения карабахского конфликта, каковым назвали 2006 год европейские и американские деятели, захлопнулось, не успев пропустить и маленького сквозняка, который освежил бы "горячие головы" в Баку и взбодрил "вздремнувших" в Ереване.
Все вернулось на круги своя. Карабахский фактор после некоторого перерыва оказался вновь накрепко увязан с внутриполитическими процессами и социально-экономическими проблемами в Армении и Азербайджане.
Порочный круг эксплуатации острейшего противостояния в угоду правящим верхушкам двух стран не преодолен. При этом следует признать, что 2006 год действительно мог стать переломным в этом плане. Полного решения конфликта, скорее всего, достичь было невозможно, однако вывод проблемы из орбиты внутриполитических дрязг - был делом крайне важным.
Именно в 2006 году армянская сторона выступила с беспрецедентными по степени конструктивизма и крайне опасными с точки зрения внутренней стабильности в Армении и Нагорном Карабахе заявлениями.
Они предполагали обмен занятых в период боевых действий районов Азербайджана на статус Нагорного Карабаха. Более того, статус предполагалось определить по итогам отложенного по времени референдума, а также после возврата азербайджанских беженцев в места прежнего проживания. О беженцах-армянах стороны и не заикались. Можно смело сказать, что это тот максимум уступок, на которые была способна пойти армянская сторона.
Последствия данного сценария для армянской верхушки в случае реализации были и остаются поистине непрогнозируемыми, грозя ввергнуть общественность Армении и Нагорного Карабаха в катастрофическое внутреннее противостояние.
Эксперты предполагают, что, озвучивая сценарии сдачи территорий, армянские политики исходили, прежде всего, из пессимистической оценки возможностей своих азербайджанских коллег. После категорического провала армянской оппозиции в 2003-2004 годах, в Армении установился относительный внутриполитический штиль. Разрозненная оппозиция, которая испробовала десятки вариантов создания некоего подобия альянса на базе несостоявшегося блока "Справедливость", была объективно не в состоянии использовать даже такой многоцелевой фактор, как карабахский.
Риск ситуации состоял лишь в том, что оппоненты в Баку неожиданно примут решение подписаться под соглашением, признающим право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, получив взамен в виде "головной боли", опустошенные районы на юго-западе своей страны. В Ереване не могли не понимать, что в этом случае, для азербайджанской стороны сложилась бы крайне нелицеприятная ситуация, требующая срочной разработки колоссальной по объемам финансирования инвестиционной программы, а также выверенной и оперативной социально-экономической и демографической программы. Кроме того, политическое соглашение с Арменией по карабахской проблеме лишило бы Азербайджан и Турцию действующего приоритета азербайджано-турецкого тандема, нацеленного на фактическое удушение армянской государственности. Пропадала всякая необходимость и далее блокировать Армению, сводились на нет программы строительства обходных коммуникационных маршрутов, терялся важнейший рычаг воздействия на Грузию и т.д. И, наконец, в случае выхода на практическое решение карабахской проблемы из инструментария
Нельзя не заметить, что в последнее время всякое упоминание карабахского конфликта азербайджанскими политиками не обходится без пространного описания успехов азербайджанской экономики, удесятеренного госбюджета, утроенного военного бюджета, проектов века и т.д. По сути, весь потенциал азербайджанской пропагандистской машины работает на эксплуатации карабахского фактора, убеждая народ этой страны (особенно в регионах) не особо рассчитывать на скорое улучшение своего материального благополучия, поскольку все доходы, получаемые от нефти, идут на обслуживание проблемы национального масштаба - проблемы Нагорного Карабаха.
Не стоит питать иллюзий и относительно позиции армянской стороны. Если азербайджанские власти эксплуатируют карабахский фактор преимущественно в социально-экономическом поле, их армянские коллеги за годы, прошедшие с момента подписания соглашения о прекращении огня, построили целую внутриполитическую "доктрину стабильности", немыслимую без карабахского фактора. Лишь власть в лице двух-трех человек, обладающая всей полнотой информации о ходе переговоров с Азербайджаном, способна эффективно контролировать ситуацию, не допустить новой кровопролитной войны, обеспечить преемственность переговорного процесса - вот основная идея данной "доктрины". Не случайно, на днях президент Армении
Подводя итог к этой части, стоит отметить, что ситуация в регионе нагорно-карабахского конфликта, по всей видимости, будет заморожена до 2009 года, когда электоральные процессы в Армении и Азербайджане будут успешно завершены. С другой стороны, не исключается, что эти электоральные процессы могут стать катализаторами ситуации в Нагорном Карабахе, что предполагает крайне печальные последствия.
Крайне маловероятно, чтобы уходящие и новые президенты, переходные парламенты и правительства взяли на себя смелость разбередить "карабахскую рану".
Политическая ситуация в Армении
Как уже отмечалось, именно парламентскими выборами в Армении, которые намечены весной 2007 года, стартует череда электоральных процессов в странах, вовлеченных в нагорно-карабахский конфликт. В 2008 году Армения выберет нового президента, в том же году в Азербайджане состоятся парламентские выборы. Еще через год постарается переизбраться Ильхам Алиев. Вдобавок, в июле-августе 2007 года президентские выборы запланированы в самом Нагорном Карабахе.
Итак, какова же расстановка политических сил Армении в преддверии года выборов. Следует сразу же отметить, что ситуация на внутриполитическом пространстве Армении кардинально изменилась за очень короткий период - буквально за полгода, а точнее с момента появления партии "Процветающая Армения", ведомой известным предпринимателем
Второе крыло парламентской гонки поведет "
В недавнем своем интервью трем армянским телеканалам
Радикальная оппозиция, в которой представлены как парламентские, так и внепарламентские политические силы, по всей видимости, будет действовать по не оправдавшему себя в 2003 году сценарию. А именно, ими прилагаются усилия к созданию нового протестного блока (на сей раз на идее борьбы с коррупцией), который, уже после оглашения результатов выборов, назвав их сфальсифицированными, попытается осуществить силовую смену власти. Это крыло составлено, в основном, из осколков некогда довольно представительного блока "Справедливость", фактическим лидером которой был Демирчян. Как и в 2003 году в составе оппозиционных сил, наверняка, действуют силы, внедренные властями, которые в решающий момент и сыграют роль "пятой колонны". В целом, по текущим оценкам, оппозиционный формат "Антикриминал" обладает довольно призрачными перспективами.
Данный сценарий имеет право на существование исключительно в том случае, если РПА и "Процветающая Армения" непосредственно до выборов объявят об объединении в предвыборный блок. Такая вероятность не исключается армянскими аналитиками. Тем не менее, главная интрига, волнующая умы в Армении в текущий период, заключается в отношениях между президентом
Таким образом, политическая стабильность в Армении будет зависеть от отношений между РПА и "Процветающей Арменией" - это факт.
Важным приоритетом президента
Создание политического проекта под названием "Процветающая Армения", кроме всего прочего, позволило властям практически растаскать по партиям весь незначительный по количеству армянский электорат. Это и позволяет надеяться на осуществление вышеуказанного приоритета властей Армении - проведение более или менее прозрачных и свободных выборов.
С другой стороны, победа на выборах этой партии и, как следствие, получение большинства голосов в парламенте страны, позволит ей принять прямое участие в формировании правительства. Как уже говорилось, проект "Процветающая Армения" считают творением президента
Наиболее же нежелательным для Армении сценарием, с точки зрения экспертов, является противостояние в формате РПА - "Процветающая Армения", вероятность чего усиленно раскручивается преимущественно в оппозиционной прессе. Если такое противостояние все-таки произойдет, то карабахский фактор, неминуемо, станет главным козырем в руках одной из этих сил - сработает "доктрина стабильности", способная преодолеть и конституционное табу на третий президентский срок.