Игорь Мурадян: Депортация как национальная идея
Арестован и обвиняется в призывах к насильственному изменению государственного строя один из командиров карабахской войны
Обычно ветеранские организации создаются по прошествии многих лет после завершения войны, например, ветеранские организации в Советском Союзе возникли только через двадцать лет после окончания
Идея использования ветеранских группировок (вряд ли их можно назвать организациями или движениями) в политических играх - одна из наиболее мерзких затей в текущей армянской истории и, конечно, она получит свою оценку. Тем не менее, со временем ситуация изменилась, во многом благодаря авторитету генерала Манвела Григоряна. Ветераны карабахской войны ощутили возможность не служения отдельным сервисным группировкам, а служения интересам своей Родины. Вопреки различным версиям, которые внушаются некоторым лидерам ветеранских объединений в отношении территориальных уступок в карабахской провинции, совершенно ясно, что для ветеранов совершенно неприемлемо опасное политиканство, особенно связанное с вопросом территорий. И все-таки, данный многочисленный контингент людей, как и прежде, рассматривается, как важный политический ресурс в электоральных играх. За симпатии и предпочтения данного специфического электората происходит борьба, перетягивание "одеяла", применяются различные ухищрения. Но, видимо, не все так просто и не так глупы и беспомощны ветераны, если высокопоставленное должностное лицо - заместитель министра обороны генерал
Политические процессы, происходящие в стране с 1990 года, связанные с псевдодемократическими способами захвата и перехвата власти практически ничего не привнесли в развитие общественного мышления. Политический и социальный уровень населения остается крайне низким, класс более или менее образованных людей предельно локализирован, так называемый политический класс представляет собой криминальные или полукриминальные группировки, политические партии, декларировавшие свой патриотизм, деградировали и стали посмешищем для широкой публики. В Армении назревают новые политические условия, что связанно с успешным развитием экономики в последние годы, с возникновением нового политического класса и интеллигенции нового типа, что в свою очередь связанно с приходом на социальную арену нового поколения. Но новое поколение упало не с Луны, а является носителем тех же традиционных идей, которые во все времена приводили к возникновению национально-освободительного движения, благодаря которому формировались национальные ценности и идеологии. Национально-освободительное движение армян это явление, которое не может вписаться в интересы какой-либо политико-идеологической и геополитической системы. Но дело в том, что национально-освободительное движение является препятствием не только для внешних сил, но и для внутренних, то есть властей Армении. Власти, не располагающие политико-технологическим сервисом, не в состоянии противопоставить традиционным идеям какую-либо альтернативу. Поэтому, подспудно возникает искушение противопоставить национально-освободительную борьбу государству или так называемой государственнической идее. В действительности, данное противопоставление абсурдно, так как мысль об освобождении не может противоречить идее государственности. На самом деле, речь идет не о противопоставлении национально-освободительной борьбы государству, а о ее противопоставлении власти. Когда государственность и власть становятся враждебны друг другу, то народ ожидает трагедия, если не катастрофа.
Но что в армянском сознании воплощает национально-освободительное движение - конечно же, партизанский стиль и партизаны. Осознает ли это армянский народ или нет, но он до сих пор остается партизанским народом и их страна - Армения - партизанская страна. Может быть, это не будет понято и другими народами, но лучше быть таковым, чем теми этно-конгломератами, которые не перестают кичиться своей псевдогосударственностью или заимствованной, фальсифицированной "культурой". Любая, самая рациональная, прагматическая задача не может быть решена армянами без идеализма, на которой базируется партизанская психология. Без идеалистических представлений были бы невозможны внешнеполитические и социальные доктрины ведущих держав на протяжении всего 20 века и в самое последнее время. Наиболее распространенные тезисы политического рационализма сгенерированны и преподнесены элитам наций, которым уготована судьба геополитического или экономического материала. Веберовские "идеальные образы" или шмидтовские принципы "легитимности принимаемых решений", никак не противоречат тому политическому проектированию, которое возможно в Армении, которая вполне могла бы приобрести "бренд" мирового консалтинга. Но это останется невозможным, если власти в Армении, по-прежнему, будут враждебно относиться к партизанской идеологии. Какие бы экономические успехи ни имела Армения, это всегда будет временем утраченных возможностей, если власти будут продолжать цинично и пренебрежительно относиться к партизанам - локомотиву национального развития.
Вместе с тем, и партизаны должны понимать свою задачу и свое место в истории. Интеграция во власть возможно и допустима, если при этом сама власть будет рассматриваться не как удобная кормушка, а как средство достижения политических целей. Следует очень внятно различать понятия "государство" и "власть" (особенно, когда нет других). А иначе, одним арестом или депортацией просто разгонят "партизан" как толпу овец со всеми лозунгами и принципами. Революция - это не способ заменить одну команду капитулянтов другой, Революция, помимо всего другого, это способ сделать капитулянтов, паникеров, тщеславных выскочек и коммерционализированных циников героями или почти героями, только тогда Революция оправдана. Но, обвинив власти, не обвинив общество, значит повториться в бесконечной риторике обывательской толпы, не способной ни на что другое, кроме "Революции". Всевозможные судебные разбирательства и приговоры, которые начались с декабря 1994 года и продолжаются, независимо от властной команды, реальные депортации и угрозы депортации возможны только благодаря тотальному предательству, которое совершает ежедневно армянское общество по отношению к своим детям, не разбежавшимся перед силой внешних и внутренних обстоятельств. Это общество ожидает скорая ликвидация и о нем нужно будет поскорее забыть, как об абсурде, на котором никогда не возникнет "сезановская" гармония, а только слизь разбирательств и помойная яма.
В этой ситуации, когда в Ереване перебирают факты и в очередной раз размышляют на тему - "а был ли переворот", карабахское общество и официальные власти НКР не могут оставаться в стороне и наблюдать, как их защитника депортируют в Бурж-Хамуд. Самое время продемонстрировать то, что НКР является государством и предоставить