Манвел Саркисян: Референдум "под шумок", или чему удивляются армянские политики
Прошедший 10 декабря в Нагорном Карабахе референдум по принятию Конституции, пожалуй, был наиболее значимым политическим событием после заключения перемирия 12 мая 1994 года. Вряд ли какой-либо иной акт может иметь столь важное значение для судьбы народа, взявшего путь на строительство независимого государства. Правовой акт, узаконивший стремление народа к независимости, по логике, должен был изменить всю международную атмосферу вокруг Нагорного Карабаха. Политический смысл любого национального закона понятен каждому в мире. Его можно не признавать, но игнорировать факт его наличия совсем нелегко.
Стоит ли говорить, что после принятия Конституции все заинтересованные в проблеме Нагорного Карабаха политики и инстанции вынуждены пересмотреть свое отношение к этой проблеме. Ведь, по сути, любая деятельность на территории НКР, противоречащая положению Конституции о том, что НКР есть независимое государство, должна преследоваться законом. То есть, в НКР отныне не может быть политических деятелей и сил, которые могут оспаривать этот факт. Соответственно, международным инстанциям в контактах с официальными лицами НКР, да и всеми, кому позволено заниматься проблемой регулирования конфликтных отношений НКР с Азербайджаном, придется считаться с этим обстоятельством.
То есть, знали ли об этом инициаторы принятия Конституции НКР, или нет, международный смысл политической проблемы НКР 10 декабря был радикально изменен. Изменились и условия политической деятельности национальных политических сил. Поэтому, неслучайно, ключевой оценкой всех международных организаций и стран был тезис о том, что референдум по Конституции "предрешает вопросы, которые должны быть решены в ходе переговоров". И, соответственно, все хором заявили о том, что не могут признать данный референдум: ЕС,
Как отразится сложившаяся после принятия Конституции новая атмосфера на судьбе Нагорного Карабаха, покажет время. Нас же в данный момент интересует тот ажиотаж, точнее, та полемика, которая возникла вокруг факта принятия Основного закона НКР между официальными лицами Нагорного Карабаха и Армении и международными инстанциями. Ведь можно заметить, что этики в проходящей полемике, а тем более, определенности в позициях, не наблюдается нигде. Кто от этого больше теряет, заведомо известно: весовые категории спорящих сторон совсем не соизмеримы.
Казалось, приступая к проведению судьбоносного для своей страны политического мероприятия, власти Нагорного Карабаха должны были взвесить все возможные результаты принятия Конституции. И сделать это они должны были именно в данный временной период. В первую очередь, не могла быть игнорирована проблема увеличения своих союзников в деле поддержки борьбы народа Нагорного Карабаха. А в результате получилось так, что единственные симпатии выразили лишь те субъекты Южного Кавказа, в отношениях с которыми НКР всегда дистанцировалась, исходя из собственных национальных интересов. Речь идет о непризнанных государственных образованиях Абхазии, Южной Осетии. В чем же тогда состоит логика политики руководства Нагорного Карабаха?
Неужели, только проведя референдум, надо было задуматься над международными последствиями этого мероприятия? Или, может быть, руководство НКР (да и Армении) никак не обеспокоено возникшими тенденциями? Что-то в это тоже верится с трудом. Многие как будто только проснулись и решили оглянуться вокруг. Вот министр обороны Армении
В свою очередь президент Нагорного Карабаха
И, может быть, стиснув в душе азарт "драчуна", внимательнее присмотреться к заявлениям многочисленных мировых субъектов и понять, что говорят сильные мира сего о конституционном референдуме в НКР? Несомненно, пользы будет больше.
Ведь, если хорошенько призадуматься, то можно понять, что проводить столь важное мероприятие можно было более продуманно. Скажем, углубиться в суть доныне проводимой НКР политики дистанцирования от других непризнанных образований на постсоветском пространстве и не проводить свой референдум в тот же день, в который состоялись выборы президента Приднестровья. Может, кто-то на Западе тогда не сказал бы, что референдум в НКР есть составная часть российской политики на Кавказе. Тогда и отношение, может быть, было несколько иным.
Кто о таких вещах думал в НКР? Вряд ли думали там и о том, что российская общественность тоже не очень бы хотела проведения референдума в Нагорном Карабахе "под шумок" приднестровских выборов. По крайней мере, низкий уровень представительства российских политиков в наблюдательной миссии 10 декабря в НКР свидетельствует о неоднозначности отношения российской политической элиты к прошедшему в НКР референдуму.
А что и говорить о "недоумении"
Ни одно ответственное лицо так и не удосужилось объяснить, почему это именно 10 декабря надо созывать народ на референдум. Никого это не интересовало: быстро принять и все - вот лозунг всего мероприятия. О какой PR-подготовке предстоящего мероприятия могла идти речь? Кого интересовала предварительная работа со средствами массовой информации в НКР и Армении? Работало ли хоть одно армянское информационное агентство специально для освещения хода референдума в НКР? Наверное, сам руководитель Главного информационного управления при президенте не знал, зачем нужна пропаганда столь важного мероприятия. А министр иностранных дел НКР только напоследок пригрозил, что Европа еще "пересмотрит" свое отношение.
Заранее никто не подумал, что если на те или иные выборы когда-то в качестве наблюдателей приглашались даже сенаторы из серьезных стран, то, может быть, и сейчас стоило бы поработать и пригласить высокопоставленных лиц. Тогда, может быть, никто и не посмел бы "перепутать" на столь высоком уровне, что это за референдум прошел в Нагорном Карабахе. Одни лишь громкие заявления руководства НКР о том, что на референдуме присутствовали более ста международных наблюдателей, мало что значили бы на фоне нескольких оценок известных в мировой политике лиц.
Наверное, в Нагорном Карабахе для кого-то референдум по Конституции - это не выборы с участием собственной персоны. Это так, для народа, но не для себя лично. Даже Южная Осетия тут не пример - даром, что там время потратили на приглашение сенаторов и других видных лиц. Скорее всего, полагали, что если надо, кто-то, скажем, наш друг
Манвел Саркисян - эксперт аналитического центра "Кавказ"