Дмитрий Гордеев - кандидат политических наук, заведующий кафедрой журналистики в Приднестровском государственном университете

ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, прошли выборы президента Приднестровской Молдавской республики?

"Выборы прошли спокойно и однозначно. Кредит доверия население передало действующему президенту Игорю Смирнову. Активной борьбы между кандидатами не наблюдалось".

ИА REGNUM: По итогам предвыборной борьбы можно ли говорить о существовании конструктивной оппозиции в республике?

"Сегодня выборы, результат которых может быть признан Европой в принципе, предполагают наличие оппозиции. Дело в том, что любое европейское государство ориентировано на международное право, в основе которого опять-таки лежит европейская юридическая традиция и практика выставлять на выборах представителей разных политических сил. В Приднестровье это долженствование принимает формы, которые можно толковать как попытку становления политического и партийного плюрализма. В президентской гонке участвуют кандидаты, которые в соответствии с количеством собранных голосов не обладают большим доверием населения".

ИА REGNUM: Насколько обосновано недоверие оппозиции к итогам голосования?

"В практике СНГ после любых выборов оппозиция высказывает недоверие либо избранному президенту, либо избранному парламенту. Волокита вокруг президентских выборов, прошедших на Украине в 2004 году, до сих пор не может утихнуть. На сегодняшний день Приднестровье является исключением из этих правил. Это имеет и ряд плюсов - отсутствие "оранжевых революций", каких бы то ни было подвижек и гражданских войн".

ИА REGNUM: По вашему мнению, в данный исторический период, были какие-нибудь предпосылки для "оранжевой революции" в Приднестровье?

"Уверен, что нет. К примеру, на Украине, подарившей всему миру "оранжевую революцию", был явный раскол. Не только территориальный и идеологический, противоборство ощущалось даже в отдельно взятой столице. Если бы здесь столкнулись две силы, относительно равные, находящие равную поддержку у населения, можно было бы думать о такой возможности и, соответственно, искать способы его предотвращения. А когда на улицах не было отмечено ни одного массового мероприятия, ни собраний, проводимых нашей оппозицией, о каких революциях может идти речь?"

ИА REGNUM: Приднестровцы в четвёртый раз избрали своим лидером Игоря Смирнова. Не станет ли ОБСЕ доказывать недемократичность выборных процедур и политической системы в целом?

"ОБСЕ как действующая организация может совершать различные обструкции, мы можем с этим бороться. ОБСЕ является лидером мнений для Европы, которая задаёт тон в международном плане. Обратите внимание на следующую взаимосвязь на примере гармонизации законодательства Приднестровья и Российской Федерации. В России, при возникновении каких-то расхождений, чётко прописан примат международного права над внутренним правом, над российской конституцией, над российскими законами. Если мы разовьём ситуацию, возникает следующая картина - Приднестровье будет вынуждено не просто гармонизировать законодательство с Российской Федерацией, а учитывать нормы международного права, которые общеупотребимы для Европы. ОБСЕ, сохраняя такую риторику, может серьёзно сыграть против Приднестровья. Мы, в свою очередь, должны консолидировано выступать против такой риторики, привлекать экспертов, аналитиков из России, которые могли бы не только давать свою оценку, но и популяризировать её в самой Российской Федерации. Рано или поздно все конвенции, ратифицированные Приднестровским парламентом, мы вынуждены будем прописать в нашем законодательстве от и до. В противоположном случае нам все это постоянно будут ставить на вид, и ситуация будет плачевной. Приднестровью придется считаться с ОБСЕ, потому что оно в единственном лице в полной мере оппозиционирует проблеме молдавско-приднестровских отношений, ситуации в Приднестровье и Европе. Нужна чётко выверенная государственная политика, которая предполагает наличие той самой информационной составляющей, которая должна будет популяризировать Приднестровье как цивилизованное, демократическое государство для Европы. Если сегодня такие благожелатели как Польша могут накладывать вето на решения, которые производятся в России, что уже говорить о Приднестровье".

ИА REGNUM: Будет ли Россия способствовать стабилизации экономической жизни Приднестровья, повышению уровня жизни?

"Хочу ещё раз обратить ваше внимание на тот момент, который однажды отметил Владимир Путин. В частности, он сказал, что в связи с тем, что вопросы по газу, по железным дорогам решаются не собственно Россией, а хозяйствующими субъектами России, мы должны поднимать вопросы об отношениях не только с Кремлём, но и с крупными хозяйствующими субъектами. Например, с "Газпромом" у Приднестровья отношения, вроде бы, налажены. Такие же отношения мы должны налаживать, к примеру, и с Российскими железными дорогами. Если железнодорожное сообщение на территории нашей республики не будет наполнено поездами, которые регулируются Российской железной дорогой, оно теряет смысл и перспективность. Причём Приднестровье в этом смысле должно прилагать больше усилий, нежели сами субъекты Российской Федерации. Стоит помнить, что чётко функционирующая железнодорожная система - гарантия появления новых экономических субъектов".