Обзор СМИ Читинской области за 11-16 декабря

"Читинское обозрение" в номере за 13 декабря рассказывает об общественных слушаниях по проекту читинского городского бюджета на 2007 год. Формирование главного финансового документа началось 15 мая 2006 года со сбора сведений с муниципальных предприятий и учреждений, сверки прогнозов развития областного центра в соответствии со стратегией, определённой в программе социально-экономического развития городского округа на 2006-2010 годы. Издание отмечает, что, несмотря на возрастающие по сравнению с предыдущими годами объёмы поступающих в бюджет средств, назвать самодостаточным бюджет нельзя. Финансовая обеспеченность бюджета составляет всего около 70%. Доходная часть бюджета города предполагается в сумме 3 101 038 000 рублей при том, что налоговые доходы составят более 6,5 млрд. рублей. "Причина такого несоответствия - ужесточившиеся межбюджетные отношения, которые оставляют в казне города 26% доходов, всё остальное уходит в вышестоящие бюджеты. По мнению председателя планово-бюджетной комиссии городского округа Игоря Тэна, дефицит, выходящий за рамки бюджетного кодекса, погашается не за счёт кредитов, а за счёт нормальной экономической, налоговой и социальной политики", - пишет газета.

Расходная часть бюджета составляет 3 283 363 000 рублей. Большая часть расходов носит социальный характер, по распределению денежных средств в 2007 году лидирует здравоохранение и образование. Тройку лидеров в финансировании за счёт городской казны занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Зарплата среднестатистического читинца составит 13 882 рубля - по сравнению с 2006 годом этот показатель вырастет на 16%. "Выступавшие на публичных слушаниях говорили о кричащих проблемах, не требующих отлагательства в их решении. Среди них обеспечение отдалённых городских посёлков, ремонт или замена лифтов в городских пятиэтажках, выделение бюджетных средств на развитие эндохирургии в урологии и нейрохирургии и так далее", - вспоминает автор.

"Эффект" в номере за 13 декабря рассказывает о том, что в Читинской области насчитывается 3 266 семей, находящихся в социально опасном положении. В этих семьях проживают 6 393 ребёнка. Газета приводит примеры, какие способы поддержки малоимущих семей и беспризорных детей используются в других регионах и сетует на то, что власти Читинской области не могут ежемесячно выделять малоимущим семьям финансовую помощь: "Дотационный регион с постоянно дефицитным бюджетом не может себе этого позволить".

Ежегодно в регионе выявляют 1 800 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году их количество перевалило за 8 700. Детские дома переполнены, не хватает и учреждений временного пребывания детей - социально-реабилитационных центров. В 4 районах области вообще нет ни одного учреждения социального обслуживания, повсеместно не хватает специалистов-психологов, реабилитологов. По мнению издания, проблемы детей, у которых нет родителей или у которых родители безучастно относятся к жизни своего потомства, должно брать на себя государство, общество: "Мы ужасаемся, видя невесёлую статистику детских преступлений и смертей. Чиновники внедряют новые законы в помощь обездоленным. Но общество живёт по принципу "моя хата с краю": на деле к бедам детей-сирот, детей-инвалидов, бродяжек большинство относится с налётом равнодушия и напускного сочувствия".

"Аргументы и факты" в номере за 14 декабря рассказывают о работе учреждений начального профессионального образования (НПО) - ПТУ и ссузов. По информации издания, в настоящее время в области работает 26 училищ, в которых обучаются 17 тыс. человек по 56 профессиям. Автор беседует с начальником управления начального профессионального образования Читинской области Борисом Баженовым, который отмечает, что ребята, которые сейчас учатся, отличаются от контингента, бывшего десяток лет назад не столько знаниями, сколько осознанным желанием получить профессию: "Понятно, что предпочтения отдаются высокооплачиваемым профессиям. Сейчас это профессии железнодорожника, связиста, энергетика, газоэлектросварщика, строителя. Очень активно юноши сейчас идут на поваров, потому что потом хорошо устраиваются в рестораны, которые с удовольствием принимают выпускников училищ". По мнению Баженова, учреждения НПО развиваются и всегда буду востребованы. В настоящее время в регионе функционирует 3 училища, которые финансируются за счёт средств федерального бюджета - 2 сельскохозяйственных и 1 строительное, 23 училища с 2005 года перешли на областной бюджет. Баженов приводит пример для сравнения - в Амурской области и Еврейском автономном округе на федеральном бюджете не осталось ни одного учреждения, в Иркутской области удалось сохранить 4. Стипендия учащихся в ПТУ составляет 252 рубля, для сирот - 378 рублей. По мнению руководителя управления, ПТУ вредит репутация советских времён, когда попадание в профтехучилище означало перспективу всю жизнь заниматься чёрной низкооплачиваемой работой.

"В настоящее время в регионе 53-55% выпускников трудоустраиваются после получения рабочей специальности на предприятия по договорам. Координационные советы при муниципальных образованиях области присылают заявки в профильные ПТУ о своих потребностях в рабочих профессиях на ближайшие годы. Если предприятие работает на перспективу, оно готовит системе НПО долгосрочный заказ. Так, Забайкальская железная дорога в 2006 году ждёт на работу 365 человек, при выпуске в железнодорожном техникуме - 377 человек. Есть и незаинтересованные в сотрудничестве предприятия - не заключает договоров сфера ЖКХ, хотя училище №33 выпускает слесарей и водопроводчиков. Всего 15 специалистов за 3 года заказал машиностроительный завод", - продолжает издание. "Есть у профтехучилищ свои проблемы. Во-первых, материальная база сильно отстаёт от новых технологий производства. Во-вторых, очень ослаб состав мастеров производственного обучения. И дело уже не боится мастера, которому выгоднее самому делать это высокооплачиваемое дело, чем учить других за мизерную зарплату. Кроме того, выпускники ПТУ выходят с базовым третьим разрядом, или с повышенным - четвёртым, а работодателями службе занятости хотелось бы получать их, как минимум, с пятым, а лучше с шестым - на предприятиях молодые кадры растить некогда и некому. Несмотря на все проблемы, Баженов считает, что трудовые резервы нужны везде: иначе куда девать кандидатов наук, которые не в состоянии поменять кран или повесить люстру? И кто будет этим заниматься в стране юристов и менеджеров?", - спрашивает автор.

"Забайкальский рабочий" в номере за 15 декабря публикует письмо жителя города Борзя, который расположен в 350 км от Читы. Анатолий Ламбрианиди рассуждает на тему строительства в областном центре автовокзала - вопрос этот обсуждается уже не первый год, но до сих пор никакой ясности по поводу того, где должно быть расположено новое здание, нет. Ламбрианиди отмечает, что в полемике по поводу места строительства своё мнение высказывают те, кто проживает в Чите и кому автовокзал не очень-то и нужен, в то же время почему-то не учитывается мнение жителей забайкальской глубинки: "Лично мне и многим знакомым довольно часто приходится ездить в Читу и обратно на маршрутках. Этот вид общественного транспорта становится все более популярным. В районы области уходят десятки автомашин, в самые отдаленные населенные пункты. Маршрутки удобны, дешевы, идут днем, быстро и комфортно, иных пассажиров по просьбе доставляют к самому дому. Они - хорошая конкуренция железнодорожным поездам, которые из Читы уходят ночью, особенно в южном направлении. Уверен, что маршрутное движение по дорогам области должно развиваться и в будущем".

Автор письма уверен, что место новому автовокзалу - вблизи железнодорожного вокзала: "И не нужно мудрить - это место отвечает интересам и пассажиров, и автотранспортников. Здание должно быть компактным, желательно двухэтажным, в правой или левой стороне от храма (речь идёт о недавно построено Кафедральном Соборе в честь Казанской иконы Божьей Матери - крупнейшего в Сибири храма, который расположен напротив железнодорожного вокзала Читы - ИА REGNUM), не заслоняя его красивый фасад и вход. В самом здании, как уже предлагалось, необходимо разместить зал ожидания, кассы и, конечно же, буфет и туалет. Пусть строители подумают над вариантом подземных сооружений. Вход в автовокзал можно установить только по купленным билетам, чтобы не было толкучки и всяких лишних любителей тепла. Подобные автовокзалы мне приходилось видеть во многих городах. И если в Чите недалеко от храма появится теплый и удобный автовокзал, то тысячи пассажиров скажут большое спасибо и мэрии города, и его архитекторам".

"Забайкальский рабочий" беседует с руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Читинской области Виктором Дибирдеевым, который рассказывает об учёте розничной продажи алкогольной продукции и о проблемах, связанных с употреблением алкоголя. По данным Дибирдеева, потребление алкогольных напитков и пива на душу населения Читинской области растет с каждым годом: "В 2005 году жители региона приобрели в среднем на каждого 7,9 литра абсолютного алкоголя, что в 2 раза больше уровня 2000 года. Правда, как и в целом по России, в Читинской области значительно изменилась структура розничной продажи алкоголя. Так, 3/5 проданных алкогольных напитков пришлось в 2005 году на долю пива, менее 1/5 - на долю водки и ликероводочных изделий. За последние 5 лет в 3,5 раза возросла продажа вина. На его долю в розничной продаже в 2005 году пришлось 11%, что выше среднероссийских показателей".

Дибирдеев отмечает, что последствия увеличения потребления алкоголя плачевны: "Более 20,5 тыс. наших земляков состоят на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом "алкоголизм" и "алкогольный психоз". В 2005 году от причин, связанных с употреблением алкоголя, скончалось 1 622 человека, из них почти половина - 744 забайкальца - от случайных отравлений алкоголем. И это только официальные данные".

"Забайкальский рабочий" в номере за 14 декабря рассказывает о городе Балей, в котором во времена Советского Союза 60 лет работало крупнейшее золотодобывающее предприятия региона и всей Восточной Сибири - "Балейзолото". Издание отмечает, что после того, как в 90-х годах прошлого века предприятие перестало добывать золото, "город словно замер, затих и обветшал": "У него вдруг обнаружилось множество болезней. Как у крепкого и работоспособного ветерана, которого без объяснения причин отправили на пенсию. Один из этих недугов - системный кризис жилищно-коммунального хозяйства, "прославивший" Балей на всю Россию (автор имеет в виду аварию на центральном водоводе города 19 января 2006 года, в результате которой без тепла остались целые микрорайоны с населением свыше 2 000 человек - ИА REGNUM)".

Издание сообщает, что не так давно появился в Балее иностранный инвестор, "с узнаваемым российским лицом": "ООО "Тасеевское" - совместное предприятие, акции которого поровну распределены между зарубежными компаниями Barrick Gold (BG) и Highland Gold Mining Ltd (HGM)". Исполнительным директором ООО "Тасеевское" стал "старый знакомый и земляк балейцев", когда-то занимавший солидный пост в этом городе, затем - чиновник областного уровня Леонид Войта (Войта до поста исполнительного директора возглавлял областное управление ТЭК и природных ресурсов - ИА REGNUM). Приобретя на аукционе лицензию на изучение и разработку Тасеевского месторождения, расположенного возле Балея, компания завершает сейчас геологическую, техническую и экономическую оценку создания здесь крупного производства. Но еще до начала широкомасштабного освоения подземных кладовых и даже независимо от него "Тасеевское" решило реализовать на территории своей деятельности социальную программу при содействии Сибирского центра поддержки общественных инициатив (Новосибирск) и общественного экологического центра "Даурия" (Чита). В сентябре 2006 объявлен конкурс общественно полезных проектов. Его назвали "Шаг в будущее в Балее". Экспертный совет рекомендовал 15 из 20 проектов к финансированию. "Конечно, сумма, выделенная для осуществления проектов, невелика - около 570 тыс. рублей. На эти деньги в Чите не купишь даже однокомнатную квартиру. Но для 11 образовательных учреждений Балея и четырех из Балейского района - это тоже деньги", - рассуждает автор.

"Забайкальский рабочий" в номере за 13 декабря публикует подборку материалов, посвящённых гололёду и связанным с ним проблемам. Издание сообщает, что за содержание дорог в Чите отвечает дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление (ДМРСУ). По словам заместителя председателя комитета ЖКХ города Валерия Захарцова, работники ДМРСУ для уборки снега задействовали всю имеющую в управлении технику: "Бригады трудятся и днем, и ночью. Но машин недостаточно. Из городского бюджета выделены средства на приобретение 3 единиц новой техники. Скоро машины должны прийти. Вообще, по расчетам, в Чите должно быть около 87 экскаваторов, снегоуборочных и подметальных машин, а в наличии всего 14. Причем они изношены на 75-80%в. Работники ДМРСУ готовы вычистить весь город, была бы техника". Приводятся данные областного управления ГИБДД, согласно которым за 11 месяцев 2006 года в регионе зарегистрировало 1 351 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 307 человек, 1 644 получили ранения. Издание отмечает, что частые причины этих трагедий - гололед и плохое уличное освещение. Начальник отделения дорожной инспекции управления ГИБДД УВД Читинской области Игорь Болдин отмечает: "Самая большая проблема города зимой - это сточные сливы. Вместо того, чтобы организовать уборку льда, чиновники в таких ситуациях подолгу перекладывают вину друг на друга".

Болдин комментирует снегопады, как один из факторов, влияющих на аварийность: "В 2006 году осадков по области выпало мало. На улице в меру скользко даже на самых опасных перекрестках и дорогах. В день происходит по 20-25 аварий, как и летом. По статистике - это нормально. Часто подводят синоптики. В ноябре, например, обещали, что по области пройдут сильные снегопады. Пришлось 2 воскресенья подряд усиливать службу сотрудников. В результате, вместо снегопада выпала пороша. Потом синоптики сообщили, что пойдет слабый снег - повалили хлопья. В такие моменты дорожные службы просто не могут вовремя выехать на расчистку территории. Сотрудники ДМРСУ проживают в разных районах города. Поэтому нередко случается так: снег уже идет, а дежурная машина еще 2 часа собирает всех работников из дома на уборку". По данным Болдина, за 11 месяцев 2006 года в Чите в ДТП погибли 33 человека, 187 - получили ранения, из них на участках, где освещения или нет, или оно неисправно, произошло 68 ДТП, погибли 20 человек, ранены 78. Издание цитирует слова Болдина: "В ноябре мы провели проверку искусственного освещения улично-дорожной сети города. Не освещена полностью 21 улица, на остальных - средняя освещенность. Чем дальше от города, тем больше проблем. На таких проезжих частях часто совершаются кражи, убийства, аварии с тяжкими последствиями, особенно когда на дороге еще и гололед. Например, на улице Магистральная в темное время суток на неосвещенном участке произошло 7 ДТП, в которых 6 человек погибли, 11 получили ранения. Такая же проблема и на улице Кирова. Там зафиксировано 4 ДТП, 2 пешехода получили тяжкие телесные повреждения, 1 погиб на месте".

Районная пресса Читинской области продолжает публикацию материалов, посвящённых референдуму по объединению региона с Агинским Бурятским автономным округом (АБАО), который состоится 11 марта 2007 года. В большинстве случаев "районки" пишут о том, что в районе или городе недавно работала читинская группа специалистов под руководством заместителя губернатора области, председателя комитета трудовых ресурсов и социального развития Валерия Буянова. Так, газета "Петровск-Забайкальские вести" в номере за 12 декабря пишет о том, что "состоялись встречи с населением и трудовыми коллективами, на которых рассказано о целях и задачах предстоящего объединения Читинской области и Агинского округа, об этапах подготовительной работы к референдуму, о требованиях к результатам голосования". В газете "Сельская новь" Акшинского района за 12 декабря глава сельского поселения "Нарасунское" Нина Медведникова комментирует предстоящий референдум: "Таким небольшим образованиям, как Агинский округ, выживать легче. Им легче добиться процветания. Область же большая, ей труднее справляться с экономическими проблемами. У них уже многое отлажено, они сами добились успехов - нам нужно поучиться у них выживать. Я считаю, что объединение пойдет на пользу. Нужна информация, без нее населению трудно определиться. Будут люди и против объединения. Но большинство, думаю, проголосуют "за". Округ живет лучше нас. И мы должны стремиться жить лучше".

"Вдовы против китайцев" - под таким заголовком в газете Красночикойского района "Знамя труда" за 12 декабря напечатан отчет со схода граждан бывшего курорта "Ямаровка". Суть проблемы: в таежной местности имеется единственный участок для выпаса скота, но на нем построили пилораму, которая принадлежит лесоперерабатывающей компании "Транслес". "Трудятся здесь китайские рабочие. Кормиться скоту стало негде и нечем. Владельцы вынуждены ставить скот на постоянный дворовый уход. В селе проживают 28 вдов, они считают, что во всем виноваты иностранные рабочие, и просят руководство района решить их проблему. На сходе граждан присутствовали глава района Егоров, его заместители, но конкретного решения принято не было. Жители продолжают мучиться с пастьбой скотины, упрекая в этом китайцев", - пишет газета.