Обзор СМИ Иркутской области за 1-8 декабря
О том, как заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов "попался" на распространении среди СМИ недостоверной информации рассказывает "Российская газета" в номере от 5 декабря. Статья озаглавлена "Как фишка ляжет". Совсем недавно жителям Приангарья казалось, что создание второго Лас-Вегаса на берегу Байкала - вопрос решенный. "За" поспешили высказаться и депутаты, и высокие областные чиновники... но - неожиданно для всех губернатор Александр Тишанин заявил, что размещение города-казино в регионе "является нецелесообразным" как с экономической, так и с моральной точки зрения... Впервые идею размещения игорной зоны в Приангарье озвучил депутат Государственной думы РФ от Иркутской области, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба. Депутат счел эту идею "экономически привлекательной", поскольку только за прошлый год "игровых" налогов в областную казну поступило порядка 160 млн. рублей. А в случае организации здесь межрегиональной игорной зоны налоговые поступления по этой статье перекочуют в бюджет области и из соседних регионов. Более того, идея байкальской игорной зоны предметно рассматривалась в ходе недавнего официального визита делегации Иркутской области в Китай. В рамках проведения Дней России в этой стране администрация Иркутской области обратилась к министру экономики и развития торговли Герману Грефу с предложением разместить игорную зону именно на Байкале. "У нас есть для этого необходимая земля, и мы хотим, чтобы этот город был в Иркутской области, - сказал по этому поводу замглавы администрации Иркутской области Сергей Воронов. - Потому что весь доход пойдет в бюджет Приангарья. К примеру, Лас-Вегас приносит в американский бюджет $80 млрд. долларов ежегодно..." В ответ на это, по словам Сергея Воронова, Герман Греф (в беседе с Александром Тишаниным - ИА REGNUM) отметил, что у Иркутской области "есть все шансы" стать тем регионом, в котором и будет размещена одна из четырех игорных зон России. Собственно, почему бы и нет? Казино на берегу Байкала - экзотичнее не придумаешь. И выгоды сулит немалые - миллионы, а то и миллиарды, обещающие сделать региональный бюджет профицитным, а сам регион - процветающим... При этом как-то ушла в тень изначальная идея создания игорных резерваций. Ведь согласно идее президента, зоны должны быть созданы именно для того, чтобы казино и салоны игр из населенных пунктов переместились в такие труднодоступные места и медвежьи углы, куда смогут добраться только самые ярые поклонники азарта... Несмотря на все это, вопрос о создании на побережье Байкала (месте, кстати, весьма обжитом и едва ли не самом дорогом в Приангарье) игорной зоны казался однозначно и положительно решенным... Как вдруг пресс-служба губернатора распространила в прошлую пятницу (1 декабря - ИА REGNUM) почти сенсационное сообщение - Александр Тишанин изменил свою точку зрения на размещение на Байкале резервации азарта... "Создание игорной зоны на территории Иркутской области нецелесообразно, - заявил губернатор. - Во-первых, этот проект не будет эффективным с экономической точки зрения, поскольку игроки, привыкшие оставлять в казино большие суммы, скорее всего, предпочтут делать это в традиционных центрах мирового игорного бизнеса. А во-вторых, создание подобной зоны приведет к дальнейшему обострению криминогенной обстановки на территории Иркутской области". Буквально за день до Александра Тишанина на ту же тему высказался и депутат Госдумы Виталий Шуба. Неожиданно для многих он заявил, что "размещение в Иркутской области одной из четырех игорных зон не будет полезным решением для региона". "Поступления в бюджет вряд ли будут столь большими, чтобы, например, покрыть несбалансированность, - отметил депутат Госдумы. - К тому же закон об игорных зонах принимается не в целях создания благоприятных условий для развития этого бизнеса, а наоборот - для ужесточения контроля за ним". Корреспондент издания попытался выяснить, с чем же связано столь кардинальное изменение позиции региональных властей по поводу размещения в области игорной зоны. На это пресс-секретарь губернатора Ольга Берсенева ответила: "Поддержка проекта, ранее заявленная от имени администрации заместителем главы Сергеем Вороновым, - инициатива самого Сергея Воронова. Лично губернатор Александр Тишанин ни разу своего одобрения этой идеи не высказывал и никаких переговоров с главой МЭРТ по этому вопросу не проводил...".
О первых крупных "пробуксовках" проекта создания в Иркутской области лесных терминалов, призванных декриминализировать лесной бизнес, рассказывает газета "Коммерсант. Восток России" в номере от 7 декабря под заголовком "ФАС подгонит вагоны лесоэкспортерам". Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило дело в отношении ОАО "РЖД". В региональном УФАС считают, что железнодорожники нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Дело возбуждено "по признакам нарушения в части создания дискриминационных условий доступа на рынок услуг, связанных с организацией перевозок круглого леса железнодорожным транспортом, и ущемления интересов организаций, не имеющих статуса лесных терминалов". По мнению УФАС, телеграммы РЖД от 25 и 31 октября, устанавливающие ограничения на подачу железнодорожных вагонов "для отправки круглого леса на экспорт и в прямом сообщении организациям, не имеющим статуса лесных терминалов", противоречат антимонопольному законодательству. Кроме того, иркутское УФАС проверяет соответствие антимонопольному законодательству решений межведомственной комиссии (МВК) по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области, определившей приоритеты в подаче вагонов лесозаготовителям. С 1 ноября в Иркутской области отгрузка всех лесоматериалов осуществляется только через терминалы, где производится прием леса, взвешивание, сортировка по породному составу, раскряжевка и хранение до отправки в пункт назначения. Согласно положению о лесном терминале, под ним "понимается место разгрузки, приемки, переработки, таможенного досмотра и отгрузки круглых лесоматериалов". По замыслу создателей, главной целью работы лесных терминалов является "упорядочение заготовки, транспортировки, переработки и отгрузки" круглого леса, в том числе экспортируемого, его учет и "организация контроля за происхождением". Основным условием присвоения статуса лесного терминала является наличие у предприятия-претендента собственной лесосырьевой базы и перерабатывающих мощностей. Экспортом древесины в регионе занимаются около 1,5 тыс. предприятий, у 186 из них, по данным администрации Иркутской области, нет собственной лесосырьевой базы и мощностей по переработке древесины. По данным на 28 ноября, в Иркутской области работает 70 лесных терминалов. При этом до сих пор отгрузка круглого леса велась на 325 железнодорожных тупиках. Предполагалось, что предприятия, не получившие статус терминалов, будут отгружать древесину на тупиках, получивших такой статус. Один из лесоэкспортеров, не получивший статус терминала, на условиях анонимности согласился рассказать о проблемах, возникших после 1 ноября. Так, по его словам, многие терминалы не соответствуют требованиям положения и не могут принимать древесину сверх той, что отгружают сами: им не хватает ни площадей для складирования, ни мощностей по отгрузке лесоматериалов. Усугубляет ситуацию, по мнению собеседника газеты, решение ВСЖД (Восточно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" - ИА REGNUM) не поставлять вагоны для отгрузки круглого леса на железнодорожные тупики, не имеющие статуса терминалов. Таким образом, лесоэкспортеры лишаются возможности как грузиться самостоятельно, так и пользоваться услугами терминалов. Кроме того председатель межведомственной комиссии, замглавы администрации Иркутской области Виктор Долгов предложил соблюдать при поставке вагонов для погрузки лесопродукции очередность: в первую очередь отгружается продукция глубокой переработки, продукция для перевозки внутри области, и лишь затем круглый лес. 6 декабря в администрации Иркутской области официально комментировать ситуацию отказались. Правда, в неофициальном разговоре заявили, что "проблем нет". "Все терминалы готовы работать. Лесоэкспортеры сами заняли выжидательную позицию. Просто мы наступили на хвост криминальному бизнесу", - уверен собеседник издания. Источник в ВСЖД сообщил, что дефицит вагонов во многом связан с решениями МВК по борьбе с незаконным оборотом древесины. "Ограничивая подачу полувагонов лесоэкспортеров, мы, по сути, выполняем решения комиссии", - отметил источник. По его словам, отказ от порядка распределения вагонов, предложенного МВК, проблемы не решит, потому что сейчас мощности ВСЖД идут на перевозку угля.
Еще об одном возможном случае нарушения правил конкуренции в Иркутске рассказывает издание "Восточно-Сибирская правда" в номере от 7 декабря под заголовком "Транспорт по заказу". В январе 2007 года может состояться первый в Иркутске конкурс на определение организаций, которые получат право на оказание муниципальных транспортных услуг. Этим шагом мэрия надеется упорядочить отношения с частными перевозчиками, ужесточить контроль за маршрутными такси и повысить качество услуг. Однако на пути чиновников может встать Федеральный закон "О защите конкуренции". Впервые мэрия заявила о разработке проекта постановления "О порядке организации транспортного обслуживания населения на территории города Иркутска" в октябре. Проект предполагает введение единого заказчика на муниципальные перевозки. Частные предприятия будут обязаны заключать договоры с муниципальным заказчиком. По сегодняшней схеме лицензии на перевозки выдаёт Управление государственного автомобильно-дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В этом случае перевозчики не несут никакой ответственности перед мэрией. Проведение же конкурса на оказание транспортных услуг позволит, по мнению чиновников, отобрать организации, которые смогут предоставить услуги высокого качества, а в случае неисполнения обязательств мэрия может расторгнуть договор. Это позволит избежать таких казусов, как простаивание машин, выпадение из графика, самовольный уход с линии. Стоит отметить, что инициатива мэрии вызвала протест Иркутского территориального управления Федеральной антимонопольной службы. Антимонопольщики считают, что мэрия не вправе лицензировать и контролировать деятельность частных перевозчиков, так как это прерогатива федерального права. Но прецеденты проведения конкурсов на право перевозок в России уже есть - к примеру, в Ставрополе, Кызыле. Местные антимонопольные службы признали право городских чиновников на контроль за частниками. Причина проста: нынешняя схема, когда перевозчики неподконтрольны муниципалитету, возникла из-за того, что федеральное право не даёт чёткого ответа, как должны строиться отношения владельцев таксопарков и мэрии. Частники вольны решать, заключать или нет договоры с городскими властями. А мэрия, в свою очередь, имеет право на установление правил транспортной игры в городе. Сказать, что частные перевозчики Кызыла и Ставрополя "на ура" восприняли введение системы "заказчик - конкурс", нельзя. В апреле в Кызыле прошла забастовка владельцев такси, не согласных с итогами конкурса. Однако город сумел выйти из этой проблемы - транспортное обслуживание было налажено. В Ставрополе ситуация сложнее. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю заявило о намерении оспорить условия конкурса на определение организаций, которые будут заниматься транспортным обслуживанием населения Ставрополя. Конкурс, по мнению местных антимонопольщиков, нарушает пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите конкуренции", запрещающий органам муниципальной власти принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Иркутский проект постановления проходит согласование в прокуратуре, и если он будет одобрен, то конкурс на заключение договоров на обслуживание городских маршрутов стартует в первом месяце 2007 года.
О перспективах появления в Приангарье партийной администрации рассказывает еженедельник "Аргументы и факты в Восточной Сибири" в номере от 6 декабря. Статья называется "Партийное правительство: кому достанутся каштаны из огня?". Партия "Единая Россия" 2 декабря утвердила свою предвыборную программу. В ряду прочих в ней значится исключительно интересная инициатива - создание в регионах партийных правительств или администраций. Практически как во времена существования КПСС, когда партийное око зорко следило за хозяйственными кадрами. По словам члена политсовета Иркутского регионального отделения "Единой России" Сергея Курилова, партийные правительства - это метод борьбы с коррупцией среди чиновничества. "Мы не только будем формировать правительства, но и контролировать их работу. Вплоть до снятия с должности недобросовестных чиновников, - сказал активист "Единой России". С "Единой Россией" согласны даже беспартийные политики, например, депутат Законодательного собрания Иркутской области Антон Романов. "Исполнительную власть в регионе должен возглавлять не губернатор, а глава правительства. И важно, чтобы это правительство было подконтрольно народу - через Законодательное собрание, партии и т.д. А сейчас - даже если мы кого-то из замов губернатора за руку поймаем, мы не сможем его отправить в отставку". Антон Романов идею регионального правительства продвигает с 1994 года и даже предлагает критерии оценки его эффективности. Среди них - уровень занятости населения, показатель заболеваемости в регионе социальными болезнями и другие. "Мы - против создания партийных правительств, - заявил председатель ИРО партии "Справедливая Россия" Андрей Кузин. - Но мы люди законопослушные, так что если будет принят соответствующий закон, в случае нашей победы на выборах (а это очень вероятно) мы сформируем правительство..." Надо сказать, что эсеры будут, похоже, основными соперниками "единороссов" если не на ближайших выборах в Госдуму, то на последующих региональных выборах. Так что не получилось бы, что "Единая Россия" станет таскать каштаны из огня для кого-то другого. Но как к этой инициативе относятся сами губернаторы? Ведь предлагаемый закон - покушение на их власть. Глава Иркутской области ответил в духе царя Соломона: "Почему ко мне вопрос - как к губернатору? Я - член партии "Единая Россия" и в душе понимаю, что партия должна иметь определённый статус. И своим административным ресурсом я должен поддерживать авторитет партии". И это верно! И опять же - зачем ждать прихода партий в правительство, когда можно правительству прийти в партию? Главное сделать правильный выбор...