Шевчук: На 80% приднестровские законы соответствуют российским, остальное - экономика
Председатель Верховного Совета Приднестровья
ИА REGNUM: Как вы оцениваете ситуацию накануне выборов?
- Ситуация стабильная. Идет соответствующая агитационная компания, никаких эксцессов, выступающих за рамки Избирательного кодекса нет. Поэтому я думаю, что выборы пройдут нормально в спокойной обстановке и они состоятся по явке избирателей - это самое главное, потому что у нас есть соответствующий барьер, который необходимо преодолеть (50% избирателей плюс один голос - прим. ИА REGNUM). И, в конечном итоге, победителя определит народ.
ИА REGNUM: Ждать ли каких-либо изменений в политике Приднестровья после выборов?
- Я глубоко убежден, что во внешнем векторе развития Приднестровья изменений не будет, поскольку для этого нет оснований внутренних. Потому что практически все политические партии и силы сориентированы по одному направлению. Это интеграция с Российской Федерацией, со странами СНГ. И основное то, что объединяет - курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики. Что касается дальнейших изменений после выборов, думаю что основная задача - возвращение к той экономической ситуации, которая была до 3 марта 2006 года, то есть до начала экономической блокады республики. Это один из приоритетов будет, второе - это завершение работы по гармонизации приднестровского законодательства с российским. А также должно произойти изменение системы управления исполнительных органов власти, наверняка президентом в соответствии с Конституцией будет предложена новая структура. В принципе это основные шаги, которые будут сделаны после выборов.
ИА REGNUM: Как много в Приднестровье сделано по гармонизации законодательства с Россией?
- По моим оценкам, как руководителя законодательного органа, по результатам работы в этом и прошлом годах, законодательство Приднестровья на 80% схоже с российским. Все основные базовые кодексы: Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, - это российские кодексы с некоторыми небольшими изменениями, связанными со спецификой региона. Концептуальные отличия есть в конституции ПМР по организации системы управления, и в налоговом законодательстве. Также некоторые особенности есть в законодательстве, связанном с социальной политикой (обеспечение пенсиями и социальными пособиями), но этот законодательный блок пока не может быть изменен из-за экономических условий и возможностей приднестровского региона.
Поэтому я полагаю, что наше законодательство практически российское. В ходе работы в первую очередь нами был воспринят научный потенциал и научные разработки, которые были вложены в действующие в России законодательные акты. В дальнейшем нам предстоит работа с тем законодательством, которое требует дополнительного финансирования, потому что по социальным пособиям необходимы возможности для того, чтобы реализовать аналогичные схемы платежей как в РФ. Поэтому этот блок будет зависеть лишь от возможностей приднестровской экономики.
Что касается налогового законодательства, то здесь также проблема сложная, и связана она в первую очередь со свободной внешнеэкономической деятельностью. В условиях внешней нестабильности замена действующего законодательства на иное привнесет еще большую нестабильность. Поэтому рассматривать этот вопрос можно только после того как стабилизируется экономическая работа Приднестровья. В первую очередь, это режим границы. Второе - открытие транспортных коммуникаций - это необходимо для создания полноценных условий для функционирования финансовой системы республики. И тогда можно будет непосредственно рассматривать вопросы налогового законодательства. Мы к этому готовы, но это зависит не от нас, а от внешних факторов.
Последний блок, - это внесение изменений в конституцию. Жители Приднестровья, когда голосовали на референдуме 17 сентября за Россию подспудно подразумевали создание соответствующей конституционной системы и в Приднестровье. В этом с Россией у нас пока есть значительные отличия. Над этим вопросом ведется работа, президент инициировал некоторые изменения где-то месяца 3 назад, но с учетом того, что сейчас идет предвыборная кампания, эта работа будет перенесена на более поздние сроки. Думаю, что где-то к весне следующего года будут рассматриваться проекты соответствующих изменений. Данные изменения могут быть приняты президентом совместно с Верховным Советом, и я думаю, что таким образом эти оставшиеся части не гармонизированного законодательства найдут свои решения в 2007 году практически в полном объеме. Главное - решить экономические вопросы, которые зависят от внешних факторов.
Мы знаем, что Россия поддержала идею отделения политических вопросов от экономических на переговорах по приднестровскому урегулированию. В Приднестровье это полностью поддерживают. Необходимо, чтобы страны-гаранты подписали транзитный протокол для того чтобы экономика функционировала, уровень жизни повышался и параллельно вести соответствующие переговоры и консультации по нормализации дальнейших вопросов. Пока подписание транзитного протокола не поддержала Украина. Надеюсь, этот вопрос будет решен в самое ближайшее время. Тогда будут созданы все предпосылки для того, чтобы нынешние 80% соответствия приднестровского законодательства российскому в самое ближайшее время превратились в 100%.