Результаты первого тура выборов башкана Гагаузии, состоявшегося 3 декабря 2006 года, прокомментировал 5 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM исполнительный секретарь-руководитель аппарата Межпарламентской ассамблеи государств-участников "Сообщества за демократию и права народов", политолог Алексей Мартынов:

Итоги первого тура выборов башкана Гагаузии можно охарактеризовать как первые в истории современной Молдавии выборы, проведенные с соблюдением демократических принципов и без активного вмешательства власти. Правда, сегодняшнее заявление президента Молдавии Владимира Воронина на заседании совбеза республики, когда он гневно потребовал снять кандидатуру, прошедшего во второй тур выборов, Николая Дудогло на любых формальных основаниях, может опровергнуть утверждение о демократичности этих выборов. Но я надеюсь, что этого не произойдет, и второй тур пройдет в соответствии с результатами первого.

Следует отметить, что кандидат от коммунистов Георгий Табунщик, которого поддерживал лично Воронин, не прошел во второй тур. Несмотря на весь объем финансового и административного ресурса, которым он располагал, он получил менее четверти голосов избирателей. Тем самым он фактически повторил результат коммунистов на парламентских выборах в Гагаузии в феврале 2005 года, когда коммунисты получили около 30% голосов, хотя так же обладали всей полнотой административного ресурса.

ИА REGNUM: Какие выводы из этого можно сделать?

Все это говорит о том, что народ Гагаузии готов выбирать кого угодно, но не коммунистов, но не ставленников официального Кишинева. Тем самым гагаузский народ декларирует свое желание жить и развиваться самостоятельно, независимо от Молдавии. Можно даже сказать, что таким образом гагаузы выразили протест не столько по отношению к коммунистам, сколько по отношению к власти Кишинева.

Гагаузия одной из первых при развале СССР заявила о своей независимости от Молдавии. Тогда гагаузы все-таки согласились остаться в составе Молдавии на правах широкой автономии. Поначалу гагаузская автономия развивалась не так уж плохо, но чем дальше, тем больше становилось понятно, что статус автономии номинален, что это фикция, принципы автономно-территориального образования не соблюдались кишиневскими властями, а народ Гагаузии все больше погружался в нищету. Большинство взрослого населения в качестве гастарбайтеров работает в России и других странах. Гагаузия - аграрный регион, здесь практически нет никакой промышленности, а при той централизованности управления, которая существует в Молдавии в целом, Гагаузии просто не дают развиваться. Стоит только Гагаузии попытаться каким-нибудь образом заявить о своей самостоятельности, как Кишинев сразу же затягивает на ее шее финансовую удавку. Налицо еще одна замороженная территориальная проблема в Европе, с нерешенным статусом.

ИА REGNUM: Ряд экспертов, наблюдавших за этими выборами, называли заместителя генпрокурора Молдавии Александра Стояногло альтернативным кандидатом кишиневских властных кругов. И он также не прошел во второй тур. Можно ли рассматривать это как полное поражение кишиневской политики в Гагаузии?

Так и есть. В сумме Табунщик и Стояногло дали как раз тот самый результат, который получили коммунисты на парламентских выборах в Гагаузии. То есть за 2 года совершенно ничего не изменилось. Это показатель того, что гагаузская проблема совершенно никак не решается кишиневскими властями. Гагаузы просто не хотят оставаться в составе Молдавии. И дело здесь не в каком-то бытовом сепаратизме, а в том, что принципы автономно-территориального образования, в обмен на статус которого гагаузы в 1991 году согласились остаться в составе Молдавии, никоим образом не реализуются властями Кишинева.

На выборах башкана Гагаузии официальный Кишинев уже проиграл. Даже если перед вторым туром, в нарушение и попрание всех демократических норм и принципов, после того как выборы уже состоялись, произведен подсчет голосов и озвучены результаты, молдавские власти попытаются, используя административные рычаги, снять одного из кандидатов, и его место займет получивший третье место ставленник Кишинева Георгий Табунщик, власти Молдавии все равно проиграли, потому что народ Гагаузии уже высказал свою позицию, уже проголосовал.

ИА REGNUM: К чему, на ваш взгляд, может привести попытка молдавских властей снять одного из кандидатов во втором туре выборов?

Николай Дудогло собрал треть голосов. Это довольно серьезная цифра. И попытка снять его кандидатуру может привести к проявлениям массового недовольства и акциям гражданского неповиновения в Гагаузии. Поэтому, я думаю, что Кишинев не рискнет пойти на такой шаг. Если же молдавские власти все-таки сделают это, то они должны быть готовы к жесткому подавлению народных выступлений.

Что касается Гагаузии вообще, то нерешенная ситуация с ее статусом не уникальна, достаточно взглянуть на соседнее Приднестровье. Можно посмотреть и дальше, и не только на нерешенные конфликты на постсоветском пространстве, но и на многочисленные локальные очаги с нерешенными территориальными и правовыми проблемами в Европе. Ведь, в сущности, современная политическая карта Европы образовалась в результате так называемого большого договора после Второй мировой войны, одним из главных участников и гарантов которого был СССР. После распада Советского Союза, Европа и мир в целом лишились одного из главного гарантов сохранения послевоенного статус-кво. "Большой договор" больше не работает. Можно сколько угодно говорить о главенстве принципа территориальной целостности и о нерушимости границ в Европе, но в реальности мы видим совершенно обратную этому принципу картину. Можно до бесконечности произносить слово "халва", но во рту от этого слаще не станет. Гагаузия, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Аджария, Карабах - на постсоветском пространстве, развалившаяся и продолжающая разваливаться Югославия, Северная Ирландия, Фландрия и Валлония, Северный Кипр, баски и каталонцы, бретонцы и корсиканцы - в Европе. Все эти проблемы не решаются уже много лет. Основной принцип "большого договора", гарантией выполнения которого было существование СССР, заключался в признании наличия нерешенных территориальных и правовых проблем в Европе, но решение этих проблем "замораживалось", откладывалось на потом. 50 с лишним лет назад, и после, пока существовал Советский Союз, это было возможно. Сегодня - нет. И даже в сытой и благополучной Европе, сохранение статус-кво в отношении "замороженных" конфликтов уже невозможно.

Старые принципы уже не работают, поэтому нужно искать новые пути решения этих вопросов, и, не загоняя каждую отдельную ситуацию в консервную банку, а рассматривая все эти вопросы как общеевропейскую проблему.

ИА REGNUM: И каким вы видите решение этой "общеевропейской проблемы"?

Для начала эту проблему надо вынести на общеевропейское обсуждение, на уровень европейских парламентариев, европейских общественно-политических организаций, а не следовать тем избитым клише, которыми нас потчует ОБСЕ, выступающая от имени всей Европы, притом, что, как известно, штаб-квартира этой организации находится в Вашингтоне и, по сути, это американская организация, нанимающая европейцев для работы на интересы США. Какое отношение имеют США к нашим европейским проблемам? Это наша общеевропейская проблема, потому что Россия - это тоже часть Европы, и решать ее должны и можем только мы сами.

Межпарламентская ассамблея государств-участников "Сообщества за демократию и права народов" выступила инициатором проведения большой общеевропейской конференции на тему "Непризнанные государства Европы: сепаратизм или право наций на самоопределение?", проведение которой планируется в конце января 2007 года в одной из восточноевропейских столиц, в Праге или в Софии. И эту общеевропейскую дискуссию надо начинать немедленно.

Сейчас США оказывает совершенно неприкрытое давление на решение вопроса с Косово, игнорируя мнения любых европейских экспертов. Много говорится о том, что решение косовской проблемы послужит прецедентом и повлияет на решение вопросов с другими непризнанными государствами в Европе и на постсоветском пространстве в частности, станет универсальной моделью. С этим никто не спорит, действительно, надо вырабатывать общие принципы и подходы для решения подобных проблем. Но делать это надо нам, европейцам, а не дожидаться очередного американского рецепта, который, в любом случае, будет работать на интересы США, а не Европы.

В ходе общеевропейской дискуссии необходимо, наконец, разрешить противоречие между принципами территориальной целостности и права наций на самоопределение, выработать общеевропейскую модель для решения всех "замороженных" конфликтов. Старый договор больше не работает. Для решения проблемы непризнанных государств необходим новый общеевропейский договор о границах с участием России, которая является правопреемником СССР.

ИА REGNUM: Возвращаясь к гагаузским выборам, каков ваш прогноз на второй тур? Какими могут быть его результаты?

Я думаю, что в течение оставшихся до второго тура двух недель, в том случае если Кишинев остережется снять кандидатуру Дудогло, будут идти активные переговоры молдавских властей с каждым из прошедших во второй тур кандидатов, в ходе которых Кишинев попытается подмять одного из них под себя. Но я думаю, что вряд ли кто-то из них пойдет на сделку с центральной властью. У обоих кандидатов примерно равные шансы на победу, поэтому сложно сказать кто из них победит во втором туре. Но, на мой взгляд, вне зависимости от результатов, конфронтация между Михаилом Формузалом и Николаем Дудогло невозможна: проигравший во втором туре займет достойное место в управленческом аппарате Гагаузии.

В случае, если молдавские власти все-таки решатся на снятие кандидатуры Дудогло, то победа Формузала будет просто ошеломляющей. Он из неформального лидера превратится в реального вождя гагаузского народа, и серьезных потрясений в Гагаузии будет уже не избежать.