Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 24 ноября 2006
"Тот самый Медведев".
("Красноярский рабочий", 24.11.06)
В Красноярск приедет первый вице-премьер российского правительства
"ГЛОНАСС покроет всю Россию".
("Красноярский рабочий", 24.11.06)
К концу 2007 года спутниковая навигационная система ГЛОНАСС должна заработать на всей территории России, сказал на встрече с губернатором края
"Олег Исянов: "Никогда не стану чиновником от профсоюзов".
("Красноярский рабочий", 24.11.06, Оксана Проценко)
На предприятиях края вновь начала расти задолженность по зарплате. Об этом тревожном симптоме рассказывает в беседе с корреспондентом "Красноярского рабочего" руководитель федерации профсоюзов Олег Халильевич Исянов.
- Наверное, основным общим нашим достижением в регионе является то, что весь прошлый и нынешний год шла напряжённая работа по погашению задолженности по заработной плате, и в результате она снижена существенно. Сейчас, правда, опять появились тревожные симптомы её роста.
- За счёт каких предприятий в первую очередь растёт задолженность? - Сразу скажу, в бюджетной сфере задолженности нет. Летом при уходе в отпуска были некоторые сбои в здравоохранении и образовании, но они в основном были связаны с техническими моментами.
В промышленности, в том числе в подразделениях ЖКХ и в агропроме, задолженность пока, к сожалению, существует. Если называть конкретные предприятия, то сейчас в поле нашего внимания Красноярский экскаваторный завод. Уже был прецедент, когда одно из его подразделений попало под ликвидацию - люди вообще остались без денег. Сейчас там вновь серьёзная ситуация, мы обязаны вмешаться.
Обеспокоенность вызывает Шарыповский домостроительный комбинат, на котором задолженность по зарплате существует с конца 90-х годов. Правда, руководитель ДСК не явился на заседание нашей комиссии, и через налоговые органы были инициированы материалы по банкротству и привлечению его к ответственности, вплоть до уголовной.
- Что происходит на Красноярском заводе комбайнов?
- Ситуация нестабильная. За последние пять лет завод уже дважды был перепродан, с начала нынешнего года пришла новая команда. Как я понял, наследство ей досталось, мягко говоря, неважное. Зарплату выдают с задержкой и, вопреки закону, всего раз, а не два в месяц. Других возможностей, как они говорят, пока нет, хотя старые долги обещают погасить к декабрю, а текущие выплаты - до конца года.
- От профсоюзов поступала информация и о массовых сокращениях на комбайновом?
- Массовые сокращения намечались предыдущим директором. Но руководство "
- Наших читателей интересует, что происходит сегодня на других крупнейших промышленных предприятиях Красноярья. О многих из них ничего не известно.
- За время работы в данной должности я побывал на многих промышленных предприятиях. Информацию получал не только от руководителей предприятий, но и непосредственно от рабочих, с которыми общался во время поездок. Готов поделиться своими впечатлениями с читателями "Красноярского рабочего".
На комбинате "Волна" был в начале года, завод понравился, недавно он отметил 55 лет со дня создания. Уверен, что это действительно одно из лучших предприятий в России по выпуску шифера. Технологичное современное оборудование, чистые просторные цеха. Есть амбициозные планы по увеличению выпуска продукции. Коллектив чуть более 800 человек. Зарплата в среднем 10-11 тысяч рублей. Неплохая социальная сфера, в каждом из трёх цехов имеется баня, сауна с бассейном, есть большая столовая, спортзал прямо на территории - хороший здравпункт.
ЦБК держится где-то в середнячках, объёмы выпуска за последнее время существенно упали, остался минимум. Трудится здесь около 400 человек, в основном женщины. Зарплата небольшая - в среднем 6 с небольшим тысяч рублей. АО "Красфарма" довольно уверенно держится на плаву, имеет свою нишу, более того, появилась перспектива возобновления выпуска пенициллина. Зарплата невысокая - от 6 до 7 тысяч. Мы намерены провести переговоры с руководством холдинга, в которое входит предприятие, о необходимости повышения заработной платы.
О Красноярском алюминиевом заводе много говорить не стоит - стабильно работающее предприятие с высоким уровнем зарплаты и хорошим социальным пакетом.
Продолжает работать одно из немногих выпускающих автотранспортную технику для лесников предприятие - "Краслесмаш". Ситуацию здесь я бы назвал удовлетворительной, хотя заработная плата низкая - в среднем 6-7 тысяч рублей, но руководство уверяет, что экономическое положение не позволяет её повысить.
Неоднократно встречался с красноярскими речниками. Красноярский речной порт очень сильно пострадал за время перестройки, осталась в лучшем случае четвёртая-пятая часть судов от числа тех, что было раньше. Но сейчас они активно работают. Зарплата в период навигации более или менее нормальная, по их собственным словам, жить можно. Химкомбинат "Енисей" тоже очень сильно пострадал, когда-то там работало более 7 тысяч человек, сейчас нет и полутора тысяч. Комбинат практически полностью прекратил производство оборонной продукции, но пока под вопросом, попадёт ли он в разряд казённых или мобилизационных предприятий. Если попадёт, то предприятию будет жить гораздо легче. Пока оно занимается выпуском лакокрасочных изделий, в планах - возобновить выпуск линолеума.
Побывав на заводе холодильников "Бирюса", был приятно удивлён, что практически все комплектующие и все блоки изготавливаются на самом заводе. То есть создан полный цикл производства. Но всё равно заводу сложно конкурировать на рынке, хотя здесь пытаются занять свою ценовую нишу. Заработная плата небольшая - на сборке около 10 тысяч рублей, поэтому есть текучесть кадров, молодёжь не держится.
Про атомщиков скажу в целом. Заказы есть, предприятия, что Железногорский горно-химический комбинат, что Зеленогорский электрохимический завод, работают стабильно. Понравилось НПО ПМ имени Решетнёва - оно сохранило производство полностью, выпускает спутники самого разного назначения. Красноярский радиозавод в основном работает на "оборонку", имеет много благодарностей от наших военных, довольно высокая зарплата.
А вот Сибирский инструментально-ремонтный завод сегодня находится на грани выживания. Заказов мало, в связи с этим периодически возникают простои. Серьёзные проблемы были, как все помнят, на шинном, предприятие находилось на грани закрытия. Проводились массовые сокращения. Сейчас сохранён только минимум производства - делают грузовые и авиационные шины. Ситуация всё ещё критическая, но не смертельная. Хотя, конечно, завод вызывает серьёзную обеспокоенность. К сожалению, предприятий, которые находятся на грани закрытия, у нас много.
- Но у вас есть опыт работы в профсоюзе, где в своё время были проведены массовые сокращения?
- Действительно, на Берёзовском разрезе, где я возглавлял профсоюзную организацию, была сокращена почти тысяча человек из трёх тысяч работающих. Однако перед этим мы добились программы социальной поддержки, по которой, помимо средств, предусмотренных законом, было выплачено ещё 20 миллионов рублей - это дополнительные пенсии, помощь при переезде на другое место жительства, бесплатный уголь и многое другое. Такого прецедента больше не было нигде. Кстати, этот опыт мы сегодня успешно применяем на других предприятиях.
- С кем сложнее работать - с чиновниками или руководителями предприятий?
- Когда идёшь решать какой-либо вопрос, самое главное - хорошо разбираться в теме, которую тебе приходится обсуждать, быть подготовленным в юридическом плане и уметь чётко аргументировать свою позицию. В этом случае оппоненту, будь то руководитель предприятия или чиновник, сложно уйти от решения вопроса. Это раньше профсоюзы модно было обвинять в излишней крикливости, сегодня у нас другие методы в решении вопросов.
- Как, на ваш взгляд, сохранить доверие членов профсоюза? Как самому не стать чиновником от профсоюзов?
- Чтобы понимать людей, жить их интересами, я стараюсь проводить как можно больше встреч с трудовыми коллективами. А кроме того, у меня немалый опыт работы как в качестве руководителя профсоюза предприятия, так и в качестве рабочего. Я прошёл неплохую школу жизни.
Более 12 лет работал наладчиком, сам в разрез ходил. Поэтому убеждён, что никогда не стану чиновником, который не понимает жизни простого рабочего. Увы, в нашей стране сегодня зачастую к управлению приходят молодые люди, которые не понимают тех процессов, которыми они пытаются управлять.
"Мы говорим - партия, подразумеваем - Быков?".
("Вечерний Красноярск", 24.11.06, Александр Силаев)
Как "ВК" и предсказывал месяца полтора назад, проблемы "Евразийского союза" стали фактом. А факт - достоянием широких народных масс. Федеральная регистрационная служба России полагает, что партия "Евразийский союз" не соответствует законодательству. А как
Федеральная чистка
Даже если срочно начать кампанию по заманиванию новых членов, совмещая яростную агитацию с не менее яростной покупкой, - в течение двух месяцев, что даются на исправление нарушения, вряд ли успеется. Что тогда? Тогда, согласно закону, партия "Евразийский союз" прекращает существование, либо преобразуясь в общественное движение, либо в ничто. В любом случае преобразованное в выборах не участвует, кандидатов не делегирует и списки не выставляет. Единственная оговорка: ликвидация партии происходит в судебном порядке, и это - дело долгое. При этом решение ФРС партия еще может опротестовать в Верховном суде и здравствовать, пока будет идти волокита. Функционируя как партия со всеми вытекающими... Но что-то подсказывает, что в случае с "Евразийским союзом" волокиты не предвидится.
Кодовое слово здесь, как все понимают, - "Быков". Если бы не Анатолий Петрович, никакой интриги бы и не было. Не было бы трех тысяч красноярских партийцев, не было бы победы партии на назаровских выборах в октябре. Не было бы самой модной темы сезона у местечковой политологии - "евразийцы али единороссы"? Кто кого, почем и с каким счетом? Как октябрьские выборы относятся к апрельским? И т. д.
При этом эксперты как-то дружно игнорировали проблемы партии практически неизлечимого свойства. Полагали, что обойдется и перемелется? Что выборы в Назаровский горсовет - знамение божье? Или что особые духи Евразии решат проблемы с ФРС? События, однако, идут своим чередом. Партии теперь помогут лишь "духи Евразии". Больше все равно некому, ибо структура, созданная с санкции кремлевских башен под решение задач тактически-федеральных (умиротворение, допустим, Северного Кавказа), вышла за рамки этих задач и из сферы контроля башен. Единственная ее функция сейчас, похоже, - обеспечивать формально-юридическое прикрытие быковской контрэлиты в крае. На уровне кремлевских башен функция, мягко говоря, вредная. Тем более что ЕС, дабы он утонул, даже не надо топить - сам тонет. Достаточно не поддерживать на плаву.
Паровоз и рельсы
Так что новая тема пересудов: какая партия теперь станет "быковской"? В принципе, возможен вариант, что Анатолий Петрович решит обойтись на выборах вообще без партии (вариант, что он обойдется вообще без выборов в ЗС, не рассматривается). Сам он пройдет в Заксобрание по любому округу, который ему понравится, скорее, все же, по родному Назаровскому. Этому никто не будет препятствовать: коллизии 2003 года, когда Быкова сняли с выборов в Думу, но оставили баллотироваться в ЗС, сие подтверждают.
В случае "беспартийного плавания" он спокойно проходит в ЗС, при этом ведет своих кандидатов по пяти-шести округам, из них один-два проходит. Если сценарий-минимум не устраивает, нужен партийный список. Один и тот же рейтинг, один и тот же соперник, но... разная ситуация. Допустим, что бренд "Быков" в масштабе края тянет на половину от совокупного бренда "Путин - Хлопонин - "
Но если партия, то какая?
Консенсус без Б.
Из серьезных структур, значащих что-то и без Быкова, говорят о "Справедливой России". Первоначальный план слияния "Родины", "
...Слухи ходят различные. Даже версия, что Быков становится лидером организации и первым номером списка.
До его же прихода руководство отдадут переходной фигуре, мелькала, в частности, фамилия Пащенко. Что было бы логично, будь "Справедливая Россия" независимым проектом. Серьезная партия с претензией на "левую ногу" аж самого президента взаимовыгодно дружит с региональным тяжеловесом. Что до "репутации" Быкова... про отсутствие того общества, что шокируется подобными репутациями, уже сказано. В то же время имя Быкова вполне резонирует с понятием "справедливость" у отдельных народных масс, особенно в районе Ачинска и Назарова. Алгебра политической гармонии - если на первый взгляд. То есть сделка, не более циничная, чем сама политика, была бы уместна, коли не "вертикаль" и российская практика согласований как таковая. У нас же нет сомнений, что Миронов - любит он Суркова или не любит - равно входит в путинскую вертикаль? И волен многое воротить - до некоего предела не им установленных "приличий". И знаем, как относятся к Быкову любые федеральные элиты в погонах; и можно предположить, что для них - сама идея Быкова неприлична. И можно предположить: кто кому звонит и чего советует... Появление Быкова в "Справедливой России" - вызов самой идее элитного консенсуса 2000-х. Появись там, и консенсусу можно ставить диагноз. Отсюда и перспективы одиночного плавания для "великого и ужасного".
Персоны и сны
Помимо прочего вся история с "партией Быкова" - иллюстрация: партийной культуры в России нет. Партии есть как прикладные штуки, инструмент; подлинными акторами и брендами выступают персоны. Ну самое простое: "Единая Россия" и Путин - кто кого тащит в смысле электоральном?
Западная ситуация, когда избиратель подходит к урне: "где тут мой республиканец?" Ну или "мой демократ", "мой социалист". За персону голосуют как за часть целого, само целое внятно и осязаемо. В России партийное целое - всегда призрачно, реальность второго порядка и производное. Партия сияет, осененная локальными культами личностей, не наоборот. Нонсенс -
Российское отсутствие "партийного" приводит к смешным вещам. Некогда один немец пытал меня касательно совместного митинга
"Комбайновый завод обещает исправиться".
("Красноярский рабочий", 24.11.06)
Судебные приставы арестовали имущество Красноярского завода комбайнов. Пока арестовано только так называемое имущество первой очереди - мебель, предметы интерьера и наличные. Приставы наложили арест на предметы обстановки приёмной генерального директора и ещё двух кабинетов. Имущество на ответственное хранение было передано поверенным Красноярского отделения Российского фонда федерального имущества. Кроме того, на КЗК изъята наличность - около 7 тысяч рублей. По словам пресс-секретаря Главного управления